новости 1 2 3 4 5 6 7 8
пишите письма
о газете
ссылки

  люди и судьбы
Дороги наши нелегки

Я сижу и беседую с Тепляшиной Фаиной Михайловной о том, как она много лет назад освоила трудную профессию водителя троллейбуса.

Родилась она в далекой удмуртской деревне М.-Кизня Дебесского района. Родители работали в колхозе, в семье было много детей. До войны люди жили в деревне хорошо, народ был трудолюбивый, колхоз - богатый. Фая помнит, что у них был полный двор скотины, гусей, кур. Когда началась война, вместе со всеми мужчинами на фронт ушел и ее отец, оставив жене шестерых детей и свою слепую мать. Старшему брату было 15 лет, самой маленькой сестре - 9 месяцев. "Я была в семье четвертым ребенком, - говорит Фаина Михайловна. - Все колхозные и домашние хлопоты легли на плечи женщин, стариков и детей. Старшему брату, закончившему к тому времени седьмой класс, учиться больше не пришлось: его назначили бригадиром. Много работала мать - днем выполняла колхозные работы, а с вечера до глубокой ночи пряла вместе с другими женщинами носки и варежки для фронта.Керосина не было, поэтому собирались в один дом. В 1942 году в декабре обрушилась большая беда на нашу семью.
Сначала маму при заготовке дров придавило елкой, потом пришло извещение об отце: "Пропал без вести". Мама лежала покалеченная и убитая горем, бабушка плакала о своем сыне. Забота о малышах легла на старших братьев..."
Фаина мама была крепкой. Большая сила воли, настойчивость, любовь к детям, - все это не дало ей сломаться. Через полгода она начала вставать и помогать потихоньку по дому. В 1943 Фая идет учиться в первый класс, а старший брат уходит на фронт. 13-летний брат остался за старшего, стал конюхом. Маме дали легкую работу - сторожить конные и скотные дворы. В то время в колхозе давали трудодни, а на трудодни - зерно. Когда зерна не хватало, ели крапиву, лебеду, молодую липу.
"Подрос другой брат. Летом мы совсем детьми стали работать в колхозе, выполнять все, что нам было под силу, а зимой учились".
После окончания войны старший брат отслужил еще четыре года в Советской Армии, демобилизовался и уехал жить в Ижевск. После окончания семи классов учиться дальше возможности не было, и Фаина тоже уехала в Ижевск, к брату. Он помог ей устроиться на завод, и девочка пошла учиться в вечернюю школу. Так Фая с 16 лет начала свою трудовую деятельность на механическом заводе. Для нее началась новая жизнь: 8-часовой рабочий день, выходной - только воскресенье. Ей было трудно учиться среди русских. Учеников в классе было немного, в основном были взрослые, после демобилизации, которым война помешала закончить школу.
На заводе Фая работала в инструментальном цехе: затачивали инструменты, с которыми работали фрезеровщики, токари и другие станочники. Потом Фая поступила работать на фабрику пианино им. Чайковского полировщицей. Эта работа сильно отличалась от предыдущей: не было заводского шума, ручная полировка была очень сложной, для полировки применялась спиртовая политура, которую изготовляли на самой фабрике. При помощи шерстяной губки и пемзы накладывались первые два слоя специального грунта с суточной выдержкой. Затем накладывали полировку, и вот тогда-то пианино и начинало блестеть как зеркало.
В 1964 году Фаина вступила в партию. Стала общественницей, ударником коммунистического труда.
Вышла замуж, родила двоих детей. Но за долгие годы работы полировщицей стали болеть руки, суставы: надо было менять работу. "Когда в городе появились троллейбусы, мне очень захотелось стать водителем, -вспоминает Фаина Михайловна. - Как они шли по нашим новым улицам, как их гордо вели молодые водители! Молодежь в то время шла учиться на водителей ради романтики, кто-то ради денег. Меня не интересовала ни романтика, ни деньги".
Увидев троллейбус, Фая прямо влюбилась в него. Пошла в депо: фабрика пианино и троллейбусное депо были рядом.
"Меня отговаривали все: и на работе, и дома, и в райкоме. Убеждали, что профессия нелегкая, особенно для женщины. Но я тогда была очень упрямая", - смеясь, говорит теперь Фаина Михайловна.
Желающих учиться на водителей в то время было очень много. Женщин брали одну из пяти. Отбирали строго. Отборочная комиссия была из четырех человек. В первую очередь смотрели трудовую книжку. В то время дочь уже училась в школе, сын ходил в детский сад, и квартира была своя, - это все их интересовало, т. к. с квартирами, с путевками в детские учреждения были проблемы. Успешно прошла медосмотр. И вот так попала на курсы водителей троллейбуса. Группу набрали из пяти человек, из них было семь женщин. Фая была самой старшей из всех. Ребята были в основном после армии и с заводов. Через шесть месяцев трудной учебы стала водителем троллейбуса третьего класса, через пять лет стала водителем первого класса.
"Вождению меня учил опытный водитель Дудырев Николай, мой земляк,- с нежностью вспоминает своего первого учителя Фаина Михайловна.- Наставник учил строго, умело. Учил правильно держать руль, экономить электроэнергию, плавно останавливать машину. Работа водителя очень тяжела. Приходилось вставать рано утром, а гололед, снегопад, дожди и туманы - это вообще бич всех водителей. Дороги своевременно не очищаются, не подсыпаются песком остановки».
С первых лет своей работы Фаина Михайловна к пассажирам относилась с уважением и добротой, так же относилась и к своей работе. Следила за техническим состоянием, за чистотой. Троллейбус свой, на котором работала, любила как близкого человека. За 26 лет работы не было ни одной жалобы от пассажиров. «Годы прошли незаметно, подошло время отдыха. Было очень горько, что уже не могу больше возить своих пассажиров".
В 1990 году Фаину Михайловну проводили на отдых, первую из всех водителей. Проводы были торжественные, собрались все: водители, наставники. Читали много стихов. Фаина Михайловна одну из них помнит наизусть:
Дороги наши не легки,
А в гололед и вовсе трудно.
Устанешь, так в глазах круги,
Мечтаешь лишь об отдыхе минутном.
"Не смогла сразу бросить руль, еще
проработала пять лет, почти до самого 60-летия".
Стаж работы у Фаины Михайловны Тепляшиной - 43 года. Многие годы она была также народным заседателем, два созыва - депутатом горсовета. Восемь лет являлась членом горкома партии. За заслуги по работе портрет ее дважды помещался на городскую доску почета. Она награждена медалями "Ветеран труда", "Почетный ветеран труда","Ветеран Российской Федерации". У этой женщины беспокойное сердце и большая душа.

Лукоянова Анна

В номере:
Анекдоты времен молодости наших преподавателей
Дело «каляги» живет и побеждает!
«Во тьму филологии влазьте!»
Азбука журналистики. О жанре интервью
Проба пера
Дороги наши нелегки

"Журналист", "Студио", "Комсомолец Удмуртии"
© Дизайн и подержка: А.Шкляев, А.Смирнов
© Кафедра журналистики УдГУ

Русский журнал