site map - карта сайта 

Александр Шкляев

Новости литературной жизни Удмуртии

08.10.2008
Набатный звон тангыры
Об эпосе М.Г. Атаманова "Тангыра"

Калевала….. Кто не знает этот великий карело-финский эпос, составленный Элиасом Лённротом и переведенный на все ведущие языки народов мира!? Или богатырские русские былины и «Слово о полку Игореве», или «Джангар» – калмыков, «Манас» - киргизов, «Песнь о Нибелунгах» - германских народов, «Песнь о Роланде» – французов? Яркое событие свершилось и на удмуртской земле: появился новый национальный эпос – «Тангыра». Автором его является выпускник удмуртского отделения филологического факультета УдГУ (1975), ныне ведущий научный сотрудник Института истории и культуры народов Приуралья, член ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций при историчесокм и филологическом факультетах, протодиакон РПЦ МП, член союза писателей России, доктор филологических наук М.Г. Атаманов – Эграпи Гавир Микаль (литературный псевдоним). Но почему я начал перечисление великих эпосов с «Калевалы»? Именно «Калевала» вдохновляла удмуртских эпиков на создание поэм о батырах, которые составляют уже целую «батыриаду»: это и «Песнь об удмуртских батырах» М.Худякова, «Янтамыр-батыр» и «Непобедимый батыр» И.Яковлева, и «Дороги дружбы» А.Бутолина, и «Дорвыжы» В.Ванюшева, и «Донды-батыр...» А.Перевозчикова. «Тангыра» М. Атаманова – среди них самая всеобъемлющая и самая поздняя по времени создания. .
Тангыра – мощный звуковой инструмент древних удмуртов, предназначался для подачи сигнала тревоги – набата – в случае какого-либо бедствия – пожара или нашествия врага и т.п. Сооружали тангыру из деревянных плах. Плахи подвешивались меж елями на жердях. При ударе дубиной плахи издавали громкий звук. Сейчас, в эпоху глобализации, когда на карту истории поставлен вопрос о существовании многих народов мира, их языка и культуры, в том числе древнейшего народа Волго-Уральского региона – удмуртов, со страниц вновь созданного эпоса звучит набатный звон тангыры: будьте бдительны, будьте едины, чтобы никакая сила вас не сокрушала.
«Тангыра» состоит из 12 глав-сказаний - «мадей», имеет начало и заключительную песнь, а также приложение с комментариями, с обширным словарём историзмов, архаизмов, диалектных слов. В структуру поэмы входят нотные записи древних мелодий. Эпос богато иллюстрирован известным художником Валентином Белых.
В жизни каждого народа бывают радостные и трагические времена. В эпосе, как указывается в комментарии, изображается 2000-летняя история формирования единого удмуртского народа из двух эндогамных племенных объединений ватки и калмез, из 70 воршудно-родовых групп. Во всём произведении рефреном звучит призыв к единению родо-племенных групп, чтобы создать единый, сильный народ.
Как и любой этнос, удмурты в ходе исторического развития, восприняли в свою среду разные этнические группы, особенно обских угров и чудь – прибалтийско-финские группы. Начальная глава эпоса посвящена истории проникновения предков воршудно-родовой группы Эгра (Егра) из далёкой и древней земли – Югры.
Наиболее тревожные, трагические события в жизни коренных народов Восточной Европы произошли во время великого переселения народов в 4-7 веках н.э., когда из азиатских степей хлынул поток тюрко-, монголо-, угро-, ираноязычных кочевников на запад, сметая всё на своём пути; в то же время сдвинулись с места германские, славянские племена. Именно в это тревожное время предки южных удмуртов и калмезов были вытеснены с бассейна р. Белой, с левобережных притоков р. Камы.
Все эти и другие последующие события в жизни удмуртов: татаро-монгольская экспансия Волго-Уральского региона, проникновение обско-угорских, марийских, чудских, тюркских этнических груп в их земли, начало русской колонизации Вятки и Приуралья, в результате которых пали племенные и культовые центры древних удмуртов, переданы через народные предания и легенды, исторические документы, песни и сказания гусляров Мадея и Дадика. Мифический предводитель удмуртского племени ватка – Горд ошпи (Красный бык), под напором наступающих врагов, вынужден вести свой народ в более безопасные от врагов места. Набатный звон тангыры и предводитель народа – Горд ошпи – служат связующим звеном между 12 главами эпоса.
Помимо лирически-сказочных образов предводителей каждая историческая эпоха выдвигает своих народных героев, людей богатырского духа. Таковы герои удмуртского эпоса Калмез-батыр, Ватка-батыр, Мардан-батыр, Гондыр-батыр, Донды батыр, Идна-батыр и др.
В эпос М.Г. Атаманова включены самые разные обряды и обычаи древних удмуртов: свадьба, обряд инициации, общественные моления, детские игры и заклинания. Можно с уверенностью сказать, что в эпос «Тангыра» вошел весь золотой фонд удмуртского фольклора и мифологии.
М.Г. Атаманов – Эграпи Микаль – плоть от плоти, кровь от крови – сын родного удмуртского народа. Он не только учёный и писатель, собиратель материала и составитель эпоса, но и сочинитель и исполнитель фольклорных произведений, включённых в эпос. Он в одном лице и Э. Лённрот (собиратель и составитель «Калевалы»), и Перттунен (Архип и Михаил – отец и сын – рунопевцы «Калевалы»). Он родился и вырос в крестьянской семье, где пелись и сказывались почти все жанры удмуртского фольклора. Ежегодные этнографические, фольклорные, лингвистические экспедиции, архивные работы пополнили запас знаний для написания монографий, статей, в т.ч. и эпоса «Тангыра».
Прежде чем приступить к созданию эпоса, М.Г. Атаманов-Эграпи выпустил солидную монографию под названием «Песни и сказы ушедших эпох. Эгра кырза, Эгра вера» (Ижевск, 2005), куда включены многие жанры фольклора в его родной деревне Вуж Эгра Граховского района.
Как христианский писатель, отец Михаил Атаманов не мог пройти мимо христианской тематики, ибо около 270 лет уже удмурты крещены и исповедуют православную веру (около 5 % - язычники). Он использует библейские сюжеты, особенно касающиеся сотворения земли и первых людей Адями (Адам) и Улон (Ева), всемирного потопа и послепотопного хода развития человечества.
Кажется вполне уместным введение в сюжет образа христианского проповедника Самсона, прибывшего где-то в пределах ХII-ХIII в. из Китабы (Киева) к прикамским удмуртам. Хотя языческие жрецы и родовые старейшины его изгнали из своей среды, у него появились последователи из среды удмуртов. К сожалению, они вынуждены были уйти со своим учителем, но доброе семя христианского вероучения было посеяно на удмуртской земле. Об этом узнаём из рассказа гусляра Дадика и его двух песен, состоящем из псалмов, восхваляющие великие дела Господа Бога, Творца неба и земли. Хотя на поверхности эпоса лежат древние, дохристианские обычаи, обряды, поверья, песнопения (удмурты христианство приняли только в середине ХУШ века), но фундамент эпоса стоит на христианской основе.
Чтобы разобраться в таком огромном фольклорно-историческом, лингвистическом, этнографическом материале эпоса «Тангыра» нужны время, терпение и эрудиция читателя.
27 октября, в понедельник, в 5 часов вечера в Национальной библиотеке (Республиканская библиотека им. Ленина) состоится презентация книги-эпоса «Тангыра». Вход свободный.

Источник: http://shklyaev.ru

 

 

 

 


Александр Шкляев. Удмуртская литература и журналистика.
Контакты: skl-44@yandex.ru