site map - карта сайта 

Александр Шкляев

Кузебай Герд

Литературная жизнь столицы (Письмо из Москвы)

Общественные круги Москвы и широкие рабочие массы проявляют большой интерес к современной литературе. Ряд общественных и профсоюзных организаций устраивают собрания, посвященные обсуждению современной литературы и вопросов, связанных с ее дальнейшим развитием. Читательская, главным образом рабочая, масса живо интересуется литературными вопросами и принимает активнейшее участие в их обсуждении.

I
Недавно в Политехническом музее состоялось большое собрание литературных работников, посвященное докладу А. 3. Лежнева "Истекший литературный год".
Докладчик указывал на ряд болезней, которыми болеет советская литература. Прежде всего, наша современная литература больна мелким бытовизмом, поверхностным любованием вещами, тем, что Пушкин назвал "мелкий сор". Этот наивный реализм, пристрастие ко всему зоологическому, мясному, плотскому, что есть в жизни,— очень характерны для нынешней русской литературы (образцом могут служить "Колокола" Евдокимова).
Вторая болезнь литературы — ее халтурность. Писатель делает произведение на заказ в расчете на то, чтобы угодить критике. В появлении такой халтуры повинна и наша критика, которая, требуя "идеологии", оглушает писателя окриками...
Но, однако, все это еще не дает оснований тревожиться за судьбы советской литературы. Признаки выздоровления Докладчик видит в том, что сейчас мы имеем торжество прозы, стихи отодвигаются назад и реализм, пока еще наивный, поверхностный, постепенно захватывает лучшие позиции. Человек должен быть психологически обработан, поставлен во весь рост в литературном произведении. Смелость охвата явлений, увлечение ими по-настоящему — таков здоровый романтизм.
Целый ряд романов инсценирован для театра. А между тем драма имеет свои законы, во многом отличные от законов беллетристики. Драма кончается разрывом, катастрофой, в ней степень напряжения очень высока. В романе же движение медленное, спокойное, наполненное натуралистическими подробностями.

II
По почину МГСПС в Доме Союзов состоялось большое собрание читателей советской литературы. Здесь присутствовали: посетители рабочих библиотек, люди разных уровней и разной национальности. Тем не менее, сложив все требования этих читателей, можно представить, чего хочет средний читатель литературы.
Во-первых — никаких опытов над русским языком! Для читателя непереносима отрывчатость фраз. Он хочет фразу полновесную, органически развитую,— и с подлежащим и со сказуемым — без каких бы то ни было усечений.
Работница из союза пищевиков сказала:
— Хочу, чтобы язык был гладенький!
Книга должна быть большой. Это общее желание. Форма — роман. Новелла, рассказ, по свидетельству читателей, вниманием не пользуются.
— Я хочу, чтобы была описана вся жизнь человека от начала до конца,— сказала одна работница.
Читатель также против "извозчичьего" лексикона в литературе.
— Не ограничивайте круг тем. Литература должна ставить и разрешать проблемы, она должна заниматься психологией наравне с описанием быта...
Работница просит роман о любви:
— И, пожалуйста, чтобы любовь не сводилась только к физиологическому акту. Мы ищем и в любви красоту.
"Читатель, где ты?" — взывал Салтыков-Щедрин в 80-х годах.
Нынче читатель взывает: "Писатель, где ты?"


 

 


Александр Шкляев. Удмуртская литература и журналистика.
Контакты: skl-44@yandex.ru