Создание аварийной ситуации на дороге: штраф, ответственность


Виды ответственности за ДТП

Согласно Законодательству, наказание за ДТП виновнику грозит в виде:
1, Гражданская ответственность. Она же материальная, которая возмещается виновником пострадавшему в любом случае. Это связано с тем, что материальные потери во время любого ДТП неизбежны, и здесь можно упомянуть как материальный ущерб, так и моральный и физический. Дополнительно в пользу пострадавшего могут выплачиваться и иные компенсации, связанные, например, с устраченным заработком пострадавшей стороны.

2. Административная ответственность. Она присуждается виновнику ДТП в том случае, если пострадавшим были получены лишь незначительные телесные повреждения, а сильных увечий или летального исхода удалось избежать. Для данного вида ответственности выделяют несколько типов наказания:

  • лишение водительских прав до 3 лет;
  • административный арест до 15 суток;
  • общественные работы до 200 часов;
  • административный штраф — размер зависит от вида нарушения.

3. Уголовная ответственность. Применяется в том случае, когда действия виновника ДТП повлекли за собой тяжелые телесные повреждения пострадавшего или смерть. Для таких ситуаций применяются суровые методы наказания:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • ограничение свободы сроком до 3 лет — ограничение передвижения и свободы в некоторых действиях;
  • лишение свободы до 9 лет — нахождение в тюрьме;
  • лишение прав до 3 лет.

Особенности применения:

  • Уголовные и административные наказания строго индивидуальны, грозят только виновнику ДТП.
  • Гражданскую ответственность, применима ко всем лица. Это условие распространяется в случае, когда авто было передано виновнику аварии по доверенности или находится в собственности юридического лица.

Наказание за ДТП виновнику может быть предъявлена как только гражданская, так и комбинированная ответственность.

Уклонение от штрафа

Как и от любого другого штрафа, оправдать себя от небезопасного вождения можно

. Стоит помнить, что начинать обжалование необходимо не позднее 10-ти дней с момента фиксации обвинения.

В виду того, что толкование закона еще достаточно «сырое», снять с себя обвинения можно достаточно легко, однако только в том случае, если у представителей порядка недостаточно, на ваш взгляд, доказательств, да и свидетели подтвердить не могут.

Мнение эксперта

Степанов Владислав Васильевич

Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Член коллегии адвокатов.

В любом случае, если вы считаете, что правы — отстаивайте свою позицию путем обращения в суд. Помочь выиграть процесс помогут адвокаты, которые хорошо знакомы со всеми нюансами законодательства и непременно вам помогут.

Административное наказание виновнику за действия при ДТП

Согласно КоАП, к виновнику дорожно транспортного происшествия применяются дополнительные меры наказания, за поведение после совершенного ДТП, к одним из суровых относятся:

  • скрылся с места происшествия — административный арест на 15 суток или лишение прав от 12 до 18 месяцев;
  • дача взятки сотруднику ДПС — от штрафа, 15-30 размеров полученной взятки до штрафа 70 размеров полученной взятки и лишение свободы 7-12 лет;
  • нарушение правил оставления ТС на месте ДТП без изменений до приезда сотрудника ГИБДД — административный штраф 1000 рублей;
  • не оказание первой медицинской помощи пострадавшим — от штрафа менее 40 тысяч рублей до лишение свободы до 1 года;
  • совершение ДТП в состоянии алкогольного, психотропного или наркотического опьянения — наказание в виде штрафа до 30 000 рублей и лишение водительских прав на 2 года.

Без пострадавших

Когда при аварии отсутствуют пострадавшие, а водители отделались «легким испугом», ситуация решается очень просто. Инспектор, вызванный на место происшествия, будет стремиться убрать ТС с проезжей части, не всегда правильно заполняя документы при этом. В первую очередь не стоит терять самообладания. Паника тут ничем помочь не сможет.

Когда авария без пострадавших оформляется с участием инспектора ГАИ необходимо:
  • активировать сигнализацию авто,
  • установить аварийный указатель не ближе 15 метром от места дтп,
  • не покидать место аварии,
  • не убирать осколки или выпавшие предметы,
  • связаться с госавтоинспекцией, сообщить о случившемся,
  • связаться со страховой компанией, уведомить ее о дтп,
  • зафиксировать все повреждения и место дтп на камеру,
  • составить схему дтп,
  • освободить проезжую часть,
  • записать данные свидетелей и участников дтп.

Прибывший инспектор составит протокол о ДТП на основании предоставленной информации. К нему прикрепляется схема ДТП, справка с описанием повреждений, свидетельские показания и данные с видеокамеры. Когда один из участников аварии не уверен в причине столкновения, ему не стоит вдаваться в мельчайшие подробности, описывая случившееся инспектору. Эксперты сами определят причину и виновного в ДТП.

ВАЖНО !!! Не стоит подписывать незаполненный протокол или заполненные не до конца документы. В противном случае такой неосторожный водитель может стать из потерпевшего виновником ДТП.

После оформления протокола, его копию под расписку вручают виновной стороне. При желании потерпевшая сторона может также получить копию.

При этом выдается:
  • постановление об отказе возбуждения дела,
  • постановление о наложении административного взыскания.

При «полюбовном» решении спорных вопросов, участие сотрудника Госавтоинспекции не требуется. Если сумма ущерба объективно невелика, можно рассчитаться с пострадавшей стороной на месте, взяв расписку о получении денег и свидетельство об отсутствии претензий. Когда в ДТП задействованы только 2 стороны, то можно оформить европротокол, благодаря которому участникам происшествия страховая компания возместит ущерб. Это возможно, если сумма его не превышает 50 000 рублей.

В некоторых случаях можно обойтись без выезда инспектора. При этом даже если обе стороны не нашли компромисса, они могут сообщить о случившемся в ГИБДД, получить от инспектора разрешение на зарисовку схемы ДТП и опрос свидетелей. С полученными данными оба участника являются в отделение Госавтоинспекции.

Штрафы за ДТП

Рассмотрим наиболее частые и суровые штрафы за ДТП предусмотрены для нарушителей. Размеры всех штрафов можно узнать из таблицы штрафов.

Провоцирование аварийной ситуации

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге (ст 12.14 КоАП РФ) — предупреждение или штраф 500 рублей

ДТП с пострадавшими

  • легкий вред здоровью: штраф 2500 — 5000 рублей;
  • средний вред здоровью: штраф 25000 — 30000 рублей и лишение прав на 12 — 18 месяцев;
  • тяжелый вред здоровью: от штрафа 2500 рублей до, лишение водительских прав и тюремное заключение до 7 лет.

Несоблюдение дистанции

Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1500 рублей (ст.12.15 КоАП РФ).

Не соблюдение дорожной разметки и знаков дорожного движения

Размер наказание за игнорирования ПДД при движении по дорожной полосе и совершая повороты, развороты и иные маневры:

  • движение по разделительной линии разметки — штраф 500 рублей;
  • не включении сигнала поворота при перестроении или ином маневре — штраф 500 рублей;
  • совершение поворота или разворота с полосы не предназначенной для данного маневра — штраф 1500 рублей;
  • движение по автобусной полосе — штраф 1500 — 3000 рублей;
  • движение по велосипедным и пешеходным дорожкам — штраф 2500 рублей;
  • обгон ТС через сплошную — штраф 5000 рублей или лишении прав до 6 месяцев.

Опасные ситуации

Существует много проступков, которые становятся провокационными для других участников движения:

  • отсутствуют сигналы, предупреждающие о поворотах, разворотах, перестроении;
  • неожиданные маневры для других водителей;
  • повороты, развороты, обгоны задним передвижением в запрещенных местах;
  • не уступка полосы автомобилям, когда они идут на обгон;
  • превышение скорости на скользкой, обледенелой трассе, резкий поворот —в результате таких манипуляций машину может прсто вынести на встречную полосу;
  • нужно строго следить за интервалом не только впереди идущих машин, но и боковых;
  • резкое торможение без причины может привести к неадекватному решению у других водителей.

Водителям не стоит давать пространственные рекомендации об осторожности и внимательности. Во время движения даже у абсолютно аккуратных автолюбителей при исправно работающих механизмах всякое. Поэтому правоведы стараются законодательно урегулировать каждый непредвиденный случай.

Что означает «аварийная ситуация»

Сам термин в ПДД отсутствует. Есть определение «опасность для движения», означающее действия автомобилиста, продолжение которых создает предпосылки для возникновения ДТП. В «Правилах …» также сказано, что ему запрещается опасное вождение.

Эти понятия безусловно имеют отношение к созданию аварийной ситуации. Но очевидно, что сам термин означает действия водителя, вынуждающие других участников движения резко менять траекторию, скорость их автомобилей или предпринимать другие меры ради предотвращения ДТП. Им это удается не всегда. А человек, фактически спровоцировавший происшествие, может в нем вовсе не участвовать и никак не пострадать.

Создание ситуации, повлекшей аварию

В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:

  • На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.

Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.

  • Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.

Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.

Ещё на AutoLex.Net:

Возмещение вреда, причиненного в результате ДТП: виды ответственности, как правильно собрать доказательства для предъявления претензий

  • Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.

Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.

  • Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]