Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации


Нормы законодательства — 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Кому нужно проходить предрейсовые осмотры?

Предрейсовые осмотры нужны по законодательству РФ определенным категориям работников различных сфер.

  1. Водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов.
  2. Службы инкассации ( Банки, иные финансовые учреждения)
  3. Транспортные компании
  4. Водители, управляющие электротранспортом на территории цеха, склада и тд.
  5. Организация, осуществляющая перевозку своих сотрудников.
  6. Работники курьерской службы.
  7. Работники службы эвакуации.

Для чего нужна процедура данного медицинского осмотра?

Для начало важно понимать, что предрейсовые и послерейсовые осмотры не направлены исключительно на определения наличия факторов алкогольного и наркотического опьянения, а имеют более широкое предназначение. Ведь опасность представляют лица, имеющие различные заболевания или признаки переутомления. Если на предприятии периодические медицинские осмотры носят формальный характер и не соблюдается режим труда и отдыха, вероятность того, что со временем за рулем автотранспортного средства окажется водитель с запущенной стадией хронического заболевания или с признаками переутомления весьма высока. Отдельно следует выделить манифест такого грозного заболевания как сахарный диабет, который имеет весьма схожие признаки с картиной алкогольного опьянения.

Каким образом проходит предрейсовый осмотр водителей ?
  • Водитель с выданным путевым листом приходит к медицинскому работнику.
  • Медработник опрашивает водителя о самочувствии, жалобах, осматривает кожный покров на предмет следов от инъекций, осматривает глазные зрачки, в обязательном порядке вне зависимости от возраста измеряет артериальное давление. Если есть признаки простудного заболевания, измеряется температура тела.
  • После вышеуказанных действий, медработник водителя просит глубоко вдохнуть и непрерывно выдохнуть через одноразовый мундштук в алкотестер до звукового сигнала.
  • Если по показаниям прибора нет признаков алкогольного опьянения и нет замечаний при осмотре медработником водителя, ставится на путевой лист отметка о допуске к работе.
  • Если у водителя выявлены признаки острого заболевания, водителя отправляют в поликлинику.
  • При выявлении признаков алкогольного опьянения, заполняется соответствующий документ в двух экземплярах. Один остается у медицинского работника, второй передается работодателю. Водитель от работы отстраняется.

Формы путевых листов и порядок заполнения

Организация может использовать самостоятельно разработанные бланки путевых листов либо бланки, утвержденные Госкомстатом или отраслевыми ведомствами. В любом случае, применяемые формы путевых листов организации необходимо закрепить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом важно, чтобы в путевых листах на легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи присутствовали обязательные реквизиты, которые предусмотрены п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152: 1. наименование и номер путевого листа; 2. сведения о сроке действия путевого листа; 3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4. сведения о транспортном средстве; 5. сведения о водителе. Учитывая свободу в выборе формы путевого листа, говорить о новых бланках путевых листов с 2021 года не приходится. Однако организациям и ИП, которые оказывают транспортные услуги, необходимо учесть изменения, внесенные Приказом Минтранса от 18.01.2017 № 17 в Порядок заполнения путевых листов. Для них бланк нового путевого листа может не содержать печать (штамп) организации или ИП. Однако появилась необходимость подтверждать в путевом листе проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства п. 16 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).Во исполнение этого требования в путевом листе необходимо указать следующую информацию:

  1. Название — путевой лист;
  2. Номер;
  3. Срок действия;
  4. Сведения о собственнике машины;
  5. Тип и модель машины;
  6. Государственный регистрационный знак машины;
  7. Показания одометра; при выезде из гаража и при заезде в гараж;
  8. Дата и время выезда из гаража и заезда в гараж;
  9. Подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. Дата и время предрейсового послерейсового медосмотра водителя;
  12. Штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр;
  13. Отметка о предрейсовом осмотре в Журнале технического состояния машины
  14. Штамп «Прошел предрейсовый контроль технического состояния»

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Где пройти предрейсовый осмотр в Москве?

В медицинском по адресу ул. Клинская д.10 к.1 вы можете пройти предрейсовый и послерейсовый осмотр в любое удобное для вас время и по доступным ценам. Мы находимся в северном административном округе (САО) г. Москвы в районе Ховрино. Медицинский центр работает без выходных.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года. Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр

В 20 статье Закона №196-ФЗ говорится про обязанность медицинского осмотра до начала рабочего дня водителей, управляющих автотранспортом, принадлежащим юрлицам, включая ИП. Когда транспорт числится на балансе организации, чтобы совершать рейсы, требуется оформлять путевой лист со всеми реквизитами.

Водитель — собственник автомобиля

Если техникой управляет владелец ТС — физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель — личная поездка, не должна ставиться под сомнение.

Примечание: Выезжать на линию без предрейсового медконтроля могут водители, рейс которых нельзя отложить. Сотрудники экстренных служб: Скорая медпомощь, МЧС, Аварийные подразделения и пр., проходят медконтроль в период отсутствия срочных вызовов.

Для кого послерейсовый медосмотр обязателен

Мед. осмотр по-завершении смены или рейса проходят работники, занятые транспортировкой опасных грузов, перевозчики пассажиров. В том числе, водители, вошедшие в диспансерную группу, стоящие на особом контроле у медработников по ПМО. К таковым относятся водители:

  1. Автобусов.
  2. Такси (включая маршрутки).
  3. Бензовозов, перевозчики ГСМ материалов.
  4. Транспортирующие: отравляющие хим. средства; огнеопасный, взрывоопасный и пр. груз, который может причинить вред здоровью людей (экологии).
  5. Замеченные в принятии алкоголя или психотропных препаратов.
  6. Достигшие 55-летнего возраста.
  7. Имеющие хронические заболевания, которые могут препятствовать управлению автомобилем.

Послерейсовый медосмотр могут проходить водители по распоряжению руководства организации. Работодатель вправе, в целях повышения уровня самодисциплины, обязать работников к прохождению медосвидетельствования в конце рабочего дня. Получить подобное предписание возможно от федеральных или региональных органов власти, например, в условиях пандемии COVID-19.

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.

Когда и кем проводится предрейсовый медосмотр?

Время проведения осмотра, как следует из названия, производится перед рейсом либо перед заступлением на смену. На медосмотре проверяется состояние здоровья, возможность управления транспортным средством, учитываются жалобы водителя. В журнале и путевом листе фиксируется допуск к работе.

Медосмотр водителей, работающих в этом качестве на предприятиях, оплачивает работодатель. Если индивидуальный предприниматель оказывает услуги водителя (на любом виде транспорта), прохождение медосмотра он организовывает самостоятельно.

Для этого надо обратиться в лицензируемое медучреждение, заключить договор на получение услуг. Иметь в своем распоряжении акты прохождения предрейсового осмотра. Документы подписываются двумя сторонами: медиком, проводящим медосмотр, и водителем.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Нужен ли предрейсовый осмотр водителям такси ИП?

Согласно действующему законодательству, медицинская проверка автомобилистов перед выходом в рейс обязательна для всех, независимо от того работает водитель на организацию или зарегистрировал собственное ИП. Таким образом, в путевом листе индивидуального предпринимателя, предоставляющего услуги на своем транспортном средстве, должна быть отметка медицинского работника.

Проигнорировав данное требование, частный предприниматель рискует получить серьезный штраф в случае остановки инспекторами ДПС. Сумма штрафа сегодня составляет до 30 000 рублей. После оплаты штрафа водителю все равно придется искать лицензированное медицинское учреждение и заключать с ним договор. Обратите внимание, условия договора, заключенного таксистом с медучреждением по предписанию ГАИ, могут быть более затратными и невыгодными. Поэтому не нужно ждать встречи с ГАИ, позаботьтесь о соблюдении закона и обезопасьте себя от штрафов заранее!

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
  • «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».

Источники:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Мнения и закон по проведению предрейсовых осмотров в службе такси

Согласно КоАП, в статье 11.32 перечислены нарушения и указаны суммы штрафов для лиц, ответственных за проведение предрейсовых осмотров.

Величина взыскания штрафа при отсутствии предрейсового медосмотра:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тыс. р.;
  • для лиц, ответственных за организацию медосмотров – от 2 до 3 тыс. р.;
  • для юрлиц (ИП) – от 30 до 50 тыс. р.

Важно!

Таксисты обязаны иметь путевые листы, недействительные без предрейсового медосмотра. Работник ГИБДД может наложить за это немалый штраф. Иногда выгоднее не показывать «путевку» вовсе, получив минимальное наказание за ее отсутствие, чем предъявить документ без штампа медика.

У кого хранится журнал предрейсого осмотра водителей?

Журнал регистрации предрейсовых медосмотров должен храниться на предприятии. Чтобы в случае проверки его можно было предъявить. Рекомендуется иметь бумажный вариант (прошнурованный и пронумерованный) ведения записей, но не возбраняется электронный аналог.

Остается маленький нюанс: в электронном виде журнал подписывается медиком, имеющим усиленную электронную подпись. Водитель, как правило, ее не имеет, поэтому его подпись может отсутствовать. Этот вопрос лучше согласовать с компетентными органами.

Страницы журнала могут запросить для проверки, поэтому должна быть возможность распечатать их на бумаге. Строгих рекомендаций по форме ведения записей нет. Поэтому главное – прописать дату, данные о водителе и результаты его осмотра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]