Типы ламп
Перед тем, как говорить о штрафах за светодиоды в фарах автомобиля, необходимо разобраться, в чем разница между их различными типами. Сегодня в автомобилях применяются следующие источники света:
- Лампы накаливания. В них свет испускает спираль, накаляющаяся при прохождении через нее электрического тока. Из колб ламп откачивается воздух для продления срока службы нити накаливания. Такие лампы наиболее доступны по цене, но имеют малый ресурс и быстро перегорают.
- Галогеновые. Лампы накаливания с заполнением колбы буферным газом (смесью галогенов брома и йода), защищающим спираль от перегорания. Именно они в настоящее время являются наиболее распространенным источником головного света для авто.
- Ксеноновые. Газоразрядные лампы, наполненные парами ртути и ксенона, в которых образуется светящаяся электрическая дуга. Ксеноновые источники дают более голубоватое и яркое свечение, имеют качественный отражатель и хорошую фокусировку.
- Светодиодные. Лампы, в которых излучение испускает полупроводник при прохождении через него электрического тока. Они выдают поток белого излучения мощностью до 6000 Кельвинов. На сегодняшний день это самые яркие, мощные и долговечные источники света.
В зависимости от конкретного типа источника света различаются и фары. Так, оптика для галогеновых ламп не подходит для светодиодов, так как для них необходима особая линза, обеспечивающая правильную фокусировку. Если в фару для галогеновых ламп ставить LED, то ее свечение будет слишком ярким, практически без рассеивания — он будет бить в глаза водителям встречных автомобилей, что в итоге может привести к аварии. Для облегчения выбора лампы для фар последние имеют специальную маркировку:
- С, К и CR – для ламп накаливания;
- HC, HR и HCR – для галогеновых;
- DR, DC и ВСК — для ксеноновых.
Эти типы фар разрешены официально и отражены в нормативно-правовых актах. Специальной маркировки для светодиодной автомобильной оптики в российском законодательстве не имеется, так как она устанавливается в настоящее время лишь на новых ТС импортного производства. Однако у сами LED-лампы имеют маркировку L, поэтому ожидается, что в будущем она же будет применяться для обозначения адаптированных под них фар.
Технические требования к автомобильным источникам света отражены в «Техническом регламенте Таможенного союза», а также ГОСТ 8769-75, ГОСТ Р 51709-2001 и “Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”. Именно этими документами необходимо руководствоваться при выборе и установке тех или иных ламп на транспортное средство.
Дело до лампочки
Последнее новомодное увлечение водителей светодиодными лампами может привести их к неприятным последствиям.
Все уже привыкли к тому, что за установку так называемого «колхозного» ксенона можно лишиться прав. Именно для борьбы с такими фарами в Кодексе об административных правонарушениях появилась часть 3 статьи 12.5. В ней за световые приборы, режим работы которых не соответствует основным положениям по допуску, предусмотрены штраф в пять тысяч рублей или лишение прав.
Действительно, режим работы ксенона отличается от обычных галогеновых ламп. Поэтому такие фары требуют специальных линз, а также автоматической регулировки света.
Со светодиодными лампами ситуация иная. Они не требуют дополнительных электронных блоков. Им не нужны дополнительные линзы. Они не нуждаются в электронной регулировке наклона. Но они не соответствуют требованиям безопасности.
В последнее время производители таких ламп добились определенных успехов. Вплоть до того, что светодиоды теперь располагаются точно так же, как должен быть направлен свет от галогеновой лампы. Однако до сих пор ни одному производителю светодиодов не удалось добиться того, чтобы регулировка света такой фары соответствовала требованиям. Проще говоря, если вы в обычную фару, предназначенную для галогеновых ламп, вставили светодиодную, то техосмотр вы не пройдете. Фара просто не будет светить так, как это требуется.
Установка такой лампы будет считаться внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Но разрешение на такое изменение вы получить не сможете, по той причине, что свет не регулируется, как надо.
Если в фару, предназначенную для галогеновых ламп, вставить светодиодную, то техосмотр вы не пройдете
Да, есть автомобили, на которые изначально установлены светодиодные фары. Например, экономные китайцы на дорогих моделях предпочитают устанавливать именно такие. Это вообще тенденция тех, кто выпускает очень дорогие машины. Но оптика на этих автомобилях адаптирована именно под такие лампы.
Установка светодиодных ламп в обычные галогеновые фары грозит тем, что водителя привлекут именно по части 3 статьи 12.5 КоАП с лишением прав и конфискацией этих самых ламп.
компетентно
Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем», юрист:
— Если водитель установил на автомобиле светодиодные лампы, не предусмотренные заводом-изготовителем, то наказание может быть весьма суровым.
На первый взгляд, такой проступок подпадает под часть первую статьи 12.5, где наказание весьма безобидное. Предупреждение или штраф 500 рублей.
С одной стороны, эта часть распространяется на все неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация. В том числе и установка неправильного света. Однако частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ законодатель отдельно выделил случаи, связанные с установкой световых приборов, не соответствующих требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Так, пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям все того же перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация.
А в разделе 3 этого перечня как раз и перечислены все случаи, связанные с использованием «неправильного света».
Так вот, наказание за использование «неузаконенных» светодиодных ламп уже не такое и безобидное. Водитель вполне может лишиться прав на срок от полугода до года.
Когда использование светодиодных ламп законно?
Существует несколько ситуаций, в которых использование LED-ламп не является противозаконным:
- транспортное средство изначально выпускается производителем со светодиодными фарами — это относится к некоторым иностранным автомобилям последнего поколения (Audi, Lexus, Ford и т. д.);
- данная модель автомобиля и соответствующие ей фары уже не выпускаются — то есть произвести замену оптики не представляется возможным;
- В данной модели ТС производитель предусмотрел возможность заменить установленные фары на светодиодные (при этом компания-изготовитель сама ставит LED-оптику на автомобили этой серии, но выпущенные позже).
В остальных случаях самовольная замена владельцем автомобиля “исконных” ламп на светодиодные считается противоречащей закону и подлежит административному взысканию.
Лишают ли прав за светодиодные лампы в фарах
На сегодняшний день есть несколько вариантов, при которых возможно применение светодиодного оборудования на автомобиле:
- при производстве автомобиля на заводе были установлены светодиодные фары. Это вполне законно, и никакой штраф водителю не грозит. Инспекторы ГИБДД этой информацией владеют и проблем водителю не создают;
- если на автомобилях указанной марки завод изготовитель устанавливает такое оборудование, то и на транспортных средствах данной модели, которые были выпущены заводом ранее без светодиодных фар, их можно устанавливать. То есть при самостоятельной установке такого освещения, это не будет являться нарушением;
- если на заводе-изготовителе не предусмотрели установку светодиодного освещения, то это можно сделать при соблюдении некоторых требований.
Какое наказание предусмотрено за использование светодиодных ламп?
Ответственность автовладельца за несанкционированную установку LED-ламп регламентирована п. 3 ст. 12.5 КоАП. В соответствии с ним предусмотрены следующие виды наказаний:
- Штраф в размере 500 р;
- Лишение прав на управление ТС сроком на 6-12 месяцев;
- Конфискацию светодиодных ламп.
Практика показывает, что до середины 2021 года основным наказанием за данное правонарушение было лишение водительских прав. Однако с 25 июня 2021 года постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 изменило порядок наложения санкции, и теперь в основном выписывают штраф за установку светодиодных ламп. Это обусловлено тем, что в требованиях основанием для лишения водительских прав является нарушение предусмотренного цвета огней и режима работы. Вместе с тем, большинство светодиодов излучают в том же спектре, что и “галогенки” — различие можно определить только с помощью специального оборудования, которое имеется далеко не на каждом посту ГИБДД. Кроме того, лишение прав за светодиодные лампы осуществляется только через суд — это усложняет процедуру и часто инспекторы ДПС предпочитают не усложнять себе жизнь, ограничиваясь только штрафом.
Легализация светодиодных ламп на авто
Избежать наложения штрафа за светодиодные фары и свободно пользоваться ими можно, предприняв следующие меры:
- приобрести сертифицированную оптику, предусмотренную моделью автомобиля и позволяющую устанавливать LED-лампы;
- установить оптику со светодиодными светильниками в машину;
- написать в ГИДББ по месту учета автомобиля заявление об изменении конструкции ТС;
- пройти техосмотр автомобиля с соответствующей пометкой в его диагностической карте;
- получить свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям БДД.
Если автопроизводитель в данный момент выпускает автомобили вашей модели с предустановленной светодиодной оптикой, то вы также можете установить LED-лампы на свой транспорт. Такие изменения будут считаться соответствующими заявленным в технической документации характеристикам и никакого наказания не последует.
Штраф за установку LED-ламп
Штраф за диодные лампочки в фарах, не соответствующие заводской комплектации оптики, составляет 500 рублей. То же самое последствие будет в любом другом случае несоответствия технических параметров оптики штатной комплектации (например, при замене галогеновых ламп на ксеноновые или установке ксеноновой оптики на светодиодную). За светодиодные лампочки ближнего света штрафуют только в том случае, если они не отвечают предусмотренной производителем ТС эксплуатационной документации или не получили подтверждение соответствия в составе транспортного средства.
Когда могут лишить прав
Лишение прав за светодиодные лампы возможно только в том случае, если самостоятельная замена каким-либо образом влияет на функционирование оптических проборов – меняет количество, цвет по ГОСТу или режим работы. Все это отвечает требованиям 3 статьи 12.5 КоАП. Но на практике вопрос проверки и фиксации нарушения спорный, т.к. процедура требует соответствующего оборудования, которое есть далеко не на всех постах дорожной полиции.
Разрешено ли ставить светодиоды в фары?
О возможности замены ламп в фарах можно прочесть в п. 3.4 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию ТС. В нем указано, что неисправностью считается несоответствие типов рассеивателей и самих ламп. Говоря простым языком, устанавливаемые лампы должны соответствовать маркировке, указанной на фарах.
Маркировка, подходящая для LED-ламп
Классификация и маркировка фар приведена в Техрегламенте Таможенного Союза. Для расшифровки маркировки понадобится знать обозначения: R – ближний свет, С – дальний, CR – лампа с возможностью переключения дальности света. Если рассеиватели подходят только для галогеновых фар, то перед соответствующими буквами ставится буква Н. Ксеноновые лампы можно устанавливать в рассеиватели, маркировка которых начинается с буквы D, а символами B либо F3 обозначаются противотуманки.
Как видно из классификации, Техрегламент не предусматривает маркировки для светодиодных ламп. Но они все же могут быть установлены на автомобили. Более того, на некоторых моделях авто LED-лампы являются штатными, а на фары наносится маркировка галогеновых рассеивателей. Именно поэтому и судебные эксперты допускают установку светодиодных ламп только в рассеиватели для галогеновых: HR – ближний свет, НС – дальний, HCR – одна лампа с двухрежимным вариантом работы.
Дополнительные требования для установки светодиодов
Для светодиодных ламп, как и для ксеноновых, есть дополнительные требования, помимо соответствия маркировке. Автомобиль должен иметь автокорректоры фар и фароомыватели. Без них использование LED-ламп также запрещено
Что именно мы подразумеваем под светодиодными фарами?
В этом материале мы поговорим о типах светодиодных LED-ламп (прим.: аббревиатура LED расшифровывается как «Light Emitting Diode»), которые помещаются в корпус фар автомобиля, последние из которых изначально были разработаны для работы с галогенными лампами накаливания. Обычно такую установку называют просто — «светодиодные лампы».
Конечно же, мы не будем рассматривать здесь автомобили, на которые ставят светодиоды с завода, или так называемые высокоразрядные HID-лампы (High-Intensity Discharge) и другие ответвления. Только светодиоды.