Регистрация бизнеса
По сути почти все, кто ринулся сейчас заниматься экспортом авто из России, работают просто как физические лица. Впрочем, если вы собираетесь перегонять не по 1-2 машины, а развернуть бизнес масштабнее, имеет смысл открыть площадку по продаже машин в той же Германии. Для этого придется легализовать свой бизнес.
Сколько будет стоить регистрация юридического лица в Европе? Приведем примерную стоимость по открытию бизнеса в Германии:
- Во-первых, необходимо будет оплатить услуги нотариуса — это примерно 130 евро, причем конечная цифра зависит от суммы уставного капитала;
- Далее нужно оплатить пошлину на регистрацию в торговом реестре — готовьте 150 евро;
- После этого нужно будет пройти регистрацию еще в двух ведомствах — так называемом Gewerbeamt (что-то вроде института предпринимательства) и Торгово-Промышленной палате.
На итоговую сумму затрат на регистрацию влияет количество учредителей, организационно-правовая форма и размер Уставного капитала. В среднем для того, чтобы открыть GmbH (аналог нашего ООО) понадобится около 1200 евро.
Кстати, на рынке услуг сейчас немало предложений для предпринимателей из других стран, включая Россию. За лишнюю тысячу евро за вас подадут все необходимые документы в соответствующие инстанции, причем сделают это быстро — обещают уложиться в 1 сутки. Реально ли это? По опыту предпринимателей — реально. Однако при этом необходимо понимать, что зарегистрированное за день юридическое лицо все равно будет иметь ряд ограничений — арендовать ту же площадку для машин или нанять персонал вы сможете, а вот вести финансовые расчеты — нет. Это станет возможным только после получения выписки из торгового реестра, налогового номера (аналог нашего ИНН) и открытия расчетного счета.
Стоит ли игра свеч — решать вам. Все зависит от планируемых объемов поставок машин. Если вы будете пригонять транспорт десятками — без открытия представительства с площадкой не обойтись, если же речь идет о разовых перегонах — разумеется проще работать просто как «физик».
Закупка автомобилей
Для того чтобы прибыль была максимально возможной все довольно очевидно — необходимо находить машины в России по самым выгодным ценам и насколько возможно дороже реализовывать их зарубежным покупателям. Вопрос в другом — как это сделать? Обычно по «низу» рынка продается транспорт, побывавший в серьезных ДТП, либо имеющий технические неисправности, требующие дополнительных вложений. Эти две категории машин не очень выгодно брать на продажу.
Однако есть определенная рыночная ниша, которая является настоящим лакомым кусочком для предприимчивых экспортеров. Это автомобили, которые неоднократно проводились по страховым случаям здесь в России. Как устроен этот «серый» рынок?
Не секрет, что существует определенная прослойка не совсем чистых на руку автовладельцев, которые имея связи в страховых компаниях и (или) ГИБДД, имитируют аварии с целью получения страховых выплат за повреждения. В реальности все выглядит следующим образом: покупается битый автомобиль-донор, с которого на время получения страховки снимается определенная деталь и ставится на основную машину. После получения выплаты родной кузовной элемент возвращается на место.
Отметим, что данный вид деятельности является уголовно наказуемым и мы категорически против его ведения (например, даже известный блогер Давидыч попал за решетку по обвинению в махинациях со страховыми компаниями). Однако приобретение подобных автомобилей у их владельцев лежит полностью в рамках правового поля — их покупкой и перепродажей вы ровным счетом ничего не нарушаете.
После «отработки» нескольких страховых случаев автомобиль выставляется предыдущим владельцем на продажу по довольно низкой цене, что в общем то логично. В любой базе страховых компаний или онлайн-сервисах по проверке машин (например, той же «Автотеке») авто выглядит так, будто на нем и живого места нет. Хотя по факту с машиной не было ни одного реального ДТП.
Купит ли среднестатистический автолюбитель такую машину в России? Если покупают себе и надолго, вряд ли кому-то нужна машина с сомнительным прошлым. А вот для зарубежного покупателя машина вполне интересна — он оценивает ее без привязки к «страховому» прошлому. Кузов в порядке, технически все отлично, ценник интересный. Поэтому именно такие машины выгоднее всего покупать для дальнейшего экспорта в страны Европы.
В эмиграцию на колесах: как переехать в другую страну на ПМЖ и забрать с собой автомобиль?
Из личного немецкого опыта
Интересно, что не все эмигранты попадают под аксиому «обычно продают и на месте покупают другую». Например, Михаил из Самары, который перебрался в немецкий город Ульм уже лет 10 назад, рассказал нам, что даже не думал создавать себе проблемы и просто продал свою «шестерку».
«Само собой, я продал автомобиль перед тем, как переехать, потому что перевозить ТС слишком дорого и муторно. Вообще не знаю таких, кто бы так заморачивался. Да и вообще, здесь достаточно просто купить подержанную, но приличную машину. К тому же не все российские машины могут здесь ездить, они просто не проходят по экологическим нормам», — делится опытом Михаил.
Однако обширное обсуждение, которое развернулось на сайте tupa-germania.ru под информацией о том, как все-таки машину перевозить, говорит о том, что вопрос имеет место быть и не в единичном порядке. Вот, например, Natasha Xrisanfova буквально в январе этого года рассказала там, что они с мужем надолго перебираются в Германию:
«Муж тут учился и теперь работает, то есть блю-карт и трудовой договор у него. Я соответственно переезжаю как жена — восстановление семьи. Машина в России зарегистрирована на меня, получается, что наше авто попадает под такой free-переезд».
Однако тут есть небольшая загвоздка с тем, какой именно автомобиль вы собираетесь перевозить и примет ли его немецкая сторона по техническим, а не юридическим вопросам. Пользователь сайта Дмитрий поделился аналогичной проблемой в середине декабря прошлого года:
«У меня Opel российской сборки. Информация крайне противоречивая. Кто-то говорит, что год можно ездить на российских номерах, кто-то — 6 месяцев в году. Кто-то пишет, что ТО не пройти с «Евро-4» и нужно «Евро-5», другой говорит, что прошел с «Евро-4″, но непонятно, сколько лет назад. Где-то я вычитал, что есть исключение из правила обязательного регистрирования авто в течение года, что для студентов и трудящихся по ВМЖ регистрировать авто не надо на весь срок ВМЖ». То есть существует большой риск привезти автомобиль и упереться в бюракратическую стену.
Чуть позже там же в комментариях Дмитрий сообщил, что свой российский Opel он-таки продал. Потому как даже с ростом евро перевоз автомобиля в Германию оказался невыгодным — около 2 000 евро, да еще и время-нервы.
В итоге можно субъективно предположить, что решают сначала продать авто в основном те, кто переезжают в Германию сразу на ПМЖ, а не сначала на работу-учебу. Последние все-таки «заморачиваются» и оформляют все как положено.
Персонал
Для ведения бизнеса понадобится несколько человек с опытом в автобизнесе, которые хорошо ориентируются в текущих ценах на машины и нюансах их приобретения. Они займутся первичным отбором транспорта для его закупки.
Это 2-3 эксперта по подбору автомобилей, в задачи которых входит следующий функционал:
- Обзвон объявлений о продаже на популярных досках, таких как “Авито” и “Авто.ру”;
- Выезд на осмотр автомобиля (визуальная проверка на ДТП) и диагностику его технического состояния;
- Проверка по базам на предмет аварий и страховых выплат;
- Оформление договоров купли-продажи с владельцами автомобилей;
- Перегон купленного транспорта до конечного места назначения (граница РФ или страна назначения).
Проблемы при снятии автомобиля с учёта
Какие трудности могут возникнуть при снятии автомобиля с учёта?
Во-первых, на автомобиль могут быть наложены ограничения на регистрационные действия. В этом случае автомобиль не может быть снят с учёта до тех пор, пока не будут сняты ограничения. Скажем сразу, этот пункт может стать непреодолимой преградой, однако, как правило, ограничения подлежат снятию в течение 1-2 недель. Подробнее читайте об этом в нашей статье Снятие ограничений на регистрационные действия.
Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем ПЕРЕД покупкой проводить проверку автомобиля на наличие ограничений.
Другим препятствием может стать тот факт, что автомобиль ранее уже был снят с регистрационного учёта прежним владельцем. Причин для этого может быть несколько: например, владелец продал авто некоему гражданину Иванову, был составлен договор купли-продажи, автомобиль с документами передан покупателю, деньги за автомобиль уплачены. А покупатель, гражданин Иванов, оказался недобропорядочным и не поставил автомобиль на учёт. При этом продавцу по прежнему приходят штрафы и налог на давно проданный автомобиль. Тогда продавец обращается в ГИБДД для снятия автомобиля с учёта в связи с продажей. И, собственно, автомобиль снят с учёта. А затем наш гражданин Иванов решает продать свой незарегистрированный автомобиль гражданину иностранного государства. Сделка оформлена, а при снятии с учёта в ГИБДД могут возникнуть проблемы, так как автомобиль нельзя дважды снять с учёта.
Наконец, при снятии с учёта трудности могут подстерегать покупателя на площадке осмотра транспортных средств при ГИБДД. Часто бывает, что предыдущий владелец заменил двигатель автомобиля, но не обратился а ГИБДД для его регистрации. В этом случае автомобиль признается несоответствующим документам. И покупатель может получить отказ. Также возможен вариант, когда VIN номер автомобиля или номер кузова или рамы частично или полностью утрачен. В этом случае автомобиль направляется на экспертизу (это может занять от 1 месяца до полугода), что также препятствует снятию автомобиля с учёта.
Вот, пожалуй, основные трудности, которые могут подстерегать иностранного гражданина при снятии автомобиля с учёта для вывоза за пределы РФ.
Реклама и маркетинг
Для поставки машин из России на экспорт в 2021 году можно воспользоваться как онлайн-сервисами, так и найти партнеров в оффлайне, которые возьмут на себя процесс реализации машины в Европе.
Если говорить о досках объявлений, то в Европе очень популярен немецкий сайт Mobile.de, а у белорусских посредников большой популярностью пользуется сайт крупнейшего минского авторынка «Автомалиновка» — Av.by. Размещая свой автомобиль там, вы указываете, что машина находится на территории России и согласовываете с потенциальным покупателем процесс показа и покупки машины. Кто-то готов приехать на осмотр непосредственно в город, где вы находитесь, кому-то будет удобнее посмотреть транспорт рядом с границей. В таком случае необходимо заранее согласовать предоплату, чтобы компенсировать затраты на доставку по территории РФ.
Второй возможный вариант — вы находите посредников в Беларуси (сейчас это своеобразные «ворота в Европу»), которые берут на себя весь процесс дальнейшей реализации машины покупателям из Старого Света. Каждый из партнеров зарабатывает свой процент, выполняя часть работы по подбору, перегону и реализации машины.
Рассматриваем выгоды на конкретном примере
Для понимания того, как формируется прибыль с экспортируемых авто, предлагаем разобрать конкретный пример. Возьмем пятилетний кроссовер BMW X6 (2015 года выпуска) второго поколения. На российском рынке хорошие экземпляры без аварий и технических проблем оцениваются в 2 500 000 рублей и выше. Однако это рыночная цена, разумеется при сдаче машины в трейд-ин или срочной продаже ее цена будет ниже.
Уровень цен на каждый конкретный автомобиль в зависимости от года, выпуска комплектации, двигателя и других параметров можно выяснить, используя сервис оценки от Auto.ru. Он довольно простой и не требует каких-либо специальных технических навыков — пользователь просто вводит данные по машине.
Так вот, рассматриваемый нами немецкий кроссовер с трехлитровым двигателем, согласно сервису при продаже в крупном городе-миллионнике на юге России будет стоить от 2,2 миллиона до 2,5 рублей в трейд-ине, либо от 2,6 до 2,9 миллиона рублей в розницу. Хороший автомобиль из-под «страховщиков» можно находить дешевле — от двух до двух «с хвостиком» миллионов рублей.
Заработать на перепродаже такого «Икса» в России будет не так просто (по «Автотеке» легко пробивается бурное прошлое с отработками в страховых), а вот зарубежным покупателям он весьма интересен — сама по себе то машина весьма неплоха.
Согласно ценам в евро по состоянию на конец марта 2021 года (специально уточняем — ведь курс постоянно скачет) два миллиона рублей это порядка 23 000 евро. За такие деньги в Германии можно взять только машину первого поколения в рестайлинговом кузове. Аналоги такого же года выпуска, как рассматриваемый нами «икс-шесть», стоят от 35 до 40 тысяч евро — согласитесь, ощутимый разброс цен, не так ли?
Однако не спешите потирать руки в предвкушении легкой прибыли — ведь машину нужно еще перегнать в Европу и растаможить там. Как происходит этот процесс?
Перегон авто в Европу и таможенное оформление
Какие действия нужно совершить вплоть до этапа продажи? Для начала машину нужно снять с регистрационного учета в России. Для этого едем в МРЭО по месту регистрации, оплачиваем госпошлину и получаем металлические транзитные номера.
После этого уже можно везти авто в Европу. Какие документы для этого необходимы? Понадобятся загранпаспорт с шенгенской визой, водительские права, ПТС, транзитная страховка ОСАГО, страховка образца Евросоюза (“Грин Кард”), таможенная декларация (ее вы сможете получить уже на самой таможне).
При въезде на территорию страны — члена Евросоюза (в нашем случае рассмотрим пример с Германией) необходимо заполнить специальную таможенную форму №0350 и оплатить сборы, после чего таможенными органами выдается специальное разрешение, дающее возможность поставить авто на учет в любом городе. Далее предъявляется технический паспорт машины и получается танкетка (TÜV или DEKRA).
После того как покупатель-немец найден (подробнее процесс поиска клиентов мы осветили в разделе о рекламе и продажах) и готов приобрести транспортное средство, необходимо будет пройти техосмотр. Требования у немцев к техническому состоянию авто довольно строгие, но вполне выполнимые для свежей пятилетней машины. После проверки технической пригодности машины для эксплуатации будущий владелец и продавец из России проходят процедуру регистрации машины и производится оплата.
Собственно на этом весь процесс сделки завершается, и предприниматель может спокойно возвращаться в Россию за следующим авто.
Нарушение сроков временного ввоза
Есть ли возможность продлить срок ввоза и вывоза транспорта? Нарушение сроков временного ввоза и вывоза машины иногда случается не по вине владельца. Например, это может быть в том случае, если на тот момент, когда необходимо пересечь границу, автомобиль сломался, попал в аварию или просто сгорел. Как правило, владельцы машин из-за незнания законов просто плывут по течению в надежде, что ситуация урегулируется сама собой. Но не стоит этого делать.
Лучше за несколько дней или именно в тот день, когда должен произойти вывоз транспорта или его обратный ввоз из-за границы, написать заявление на имя начальника именно той таможни, где вы заполняли пассажирскую таможенную декларацию, и приложить документы, подтверждающие тот факт, что автомобиль неисправен или сгорел.
По закону обратиться в таможенный орган вы можете и в течение 15 дней после того, как был просрочен временный ввоз автомобиля или его вывоз. Тем не менее, затягивать не стоит. Лучше уладить все формальности заранее.
Внимание: смотрите видео по теме таможенные споры, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы не пропустить полезную информацию и возможность бесплатной консультации адвоката:
Финансовые показатели
Вложения.
Теперь предлагаем рассмотреть на конкретном примере, сколько необходимо вложить в бизнес, чтобы на нем заработать. Сразу оговоримся, что на сколько нибудь значительную прибыль можно рассчитывать, только экспортируя относительно свежие автомобили желательно премиум-брендов.
Минимальный порог вложений — порядка 1 000 000 рублей, за эти деньги можно будет взять свежие и востребованные на рынке Евросоюза BMW 3 серии, Mercedes C-класса или Audi A4. Еще порядка 2000 евро необходимо держать в запасе на дорогу (топливо, проживание, виза и т.д.). Добавим небольшие вложения на платное продвижение на досках объявлений (порядка 100 евро) — и получим итоговый результат:
Для старта бизнеса на экспорте авто из России весной 2021 года потребуется порядка 1 200 000 рублей.
Маржинальность.
Даже после расходов на доставку и таможенное оформление машин в Европе выгода предпринимателя может легко достигать порядка 20-25 процентов — именно столько составляет разница между куплей хорошей машины по выгодной цене в России и ее реализацией по средней цене в Европе.
20-25%. Много ли это? Давайте сравним маржинальность на продаже машин внутри России. По состоянию на 2021 год официальные дилеры зарабатывают на продаже НОВЫХ авто порядка 10 процентов. Да, объемы реализации там несравнимо больше, однако они несут еще затраты на содержание автосалонов, заработную плату сотрудникам и так далее…
Средний заработок «перекупа»-частника в России сейчас также варьируется в диапазоне от 7 до 12 процентов от цены, если не брать в расчет отдельно взятые случаи, когда просто повезет выкупить машину ниже рынка и удачно ее продать. На этом фоне доходность в 20 процентов на экспорте машин в страны Европы выглядит довольно неплохими цифрами.
Выручка.
Средний размер дохода предпринимателя даже при продаже одной машины в месяц составит порядка 200 000 рублей. Если автомобиль был найден самостоятельно, больше никаких затрат предприниматель не понесет, если через партнеров (например, сотрудников трейд-ин у дилеров или частных подборщиков), еще порядка 10 процентов уйдет на оплату их услуг.
Чистая прибыль и окупаемость
. В любом случае, размер чистого дохода с экспорта машины «за миллион» составит порядка 180 000 рублей. Соответственно вложения в бизнес отбиваются в течение 6-7 месяцев.
Правила снятия ТС с учета перед вывозом в другую страну, которые нужно знать автомобилисту
Когда регистрация автомобиля аннулируется перед вывозом за пределы Российской Федерации, паспорт ТС утилизируется в отделении ГИБДД. Если документа нет, ПТС выставляется в розыск.
Номерные знаки прежний владелец автомобиля должен снять и сдать в отделение Госавтоинспекции. Госномера, переданные в резерв, утилизируются или присваиваются другому транспорту. При желании номера можно сохранить за собой на определенный срок для дальнейшего использования на другом авто.
В соответствии с действующим законодательством, прекращение регистрации автотранспортного средства для последующего вывоза в другую страну выполняется только при наличии правоустанавливающего документа. Это может быть соглашение купли-продажи, договор дарения или равнозначное подтверждение собственности, предусмотренное законами Российской Федерации.
Для транспортировки машины в другую страну ей присваиваются номера «транзит». Собственник авто обязан оплатить государственную пошлину за выдачу таких номеров.
Свидетельство о регистрации оформляется на имя нового хозяина. В графе «адрес» указывается государство, где живет новый владелец ТС.
О рисках
Однако следует помнить и про ряд угроз для такого направления деятельности, и главная из них сейчас на слуху даже у тех, кто далек от автобизнеса. Речь о коронавирусе.
Насколько оправдан риск поставки машин за рубеж в условиях пандемии, особенно сильно распространенной в Евросоюзе — решать вам. Да, выгодно — но какова цена вашего здоровья и не получится ли что вы потеряете куда больше, чем просто деньги?
Не будем забывать, что риск инфицирования в европейском регионе на момент написания статьи куда выше. Более того, буквально в последние дни стало известно об ограничении полетов из других стран, что может существенно усложнить возвращение предпринимателей с «заработков».
Будет ли экспорт авто из России и дальше оставаться выгодной нишей бизнеса — покажет время. Мы же в свою очередь постараемся всегда предоставлять актуальную информацию для наших читателей обо всех новых идеях и трендах в бизнесе.
Денис Малеев
, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором (c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
31.03.2020
Все материалы по тегу: экспорт авто перегон автомобилей
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Чистая прибыль (в мес.):
Срок окупаемости:
Рентабельность:
Более детальные расчеты можно сделать в нашем бесплатном приложении
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Запомнить статью
Вы можете сохранить данную страницу при помощи: