АвтоЮрайт.рф / Вопросы
Назад
Опубликовано: 16.03.2019
Время на чтение: 3 мин
19
2363
И водители, и пешеходы обязаны соблюдать правила дорожного движения. Однако не все строго следуют закону, а автоинспекция не за всем способна уследить. Заявить о нарушении может любой, ведь забота об общей безопасности непосредственно касается каждого.
Дальше в статье вы сможете прочитать, как именно это можно сделать: как и куда подать заявление о нарушении ПДД, как правильно его оформить, чтобы виновный был наказан. Помните, что Ваше своевременное вмешательство даже по незначительному, на первый взгляд, поводу может предотвратить серьезное ДТП в будущем.
- Куда отправить сведения о нарушениях ПДД?
- Что должно быть в сообщении о нарушении? Какие материалы являются доказательством
- Как сделать фото нарушения
- Наказывают ли за видео от очевидцев?
- Образец письменного обращения о нарушении ПДД
- Нарушение срока давности
Жалоба в ГИБДД: лично и на сайте
Самый прямой и понятный способ наказать нарушителя — написать жалобу в ГИБДД.
Сейчас не обязательно лично идти в отделение и писать заявление там. Достаточно сфотографировать дорожную ситуацию и заполнить форму на сайте .
Также можно и нужно использовать видео с авторегистратора. При этом на экране должны быть отображены штампы даты, времени и вашего госномера.
Электронная подача заявления и личное обращение равноценны и не имеют привилегий при рассмотрении в ГИБДД.
Но нужно учитывать, что если вы составляете жалобу онлайн, то в дальнейшем вас могут попросить предоставить оригиналы фотографий лично. Также могут потребоваться ваши свидетельские показания.
Требования к фото и видео:
- читаемый госномер автомобиля нарушителя;
- фиксация факта нарушения: дорожные знаки, разметка, светофоры и пр., что отражает возникшую ситуацию;
- желательно, чтобы прямо на фото или видео была обозначена дата съемки, а место отражено при помощи GPS/Глонасс.
Официальный срок рассмотрения вашего заявления — 30 дней.
Что такое письменный запрос и когда может понадобиться?
Запрос в ГИБДД — это заявление, в котором заинтересованное лицо просит Госавтоинспекцию предоставить ему необходимую информацию. Возможность получения информации от государственных органов определена статьей 5 Федерального закона №59 от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан» и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона №3 от 7.02.2011 «О полиции». Важно понимать, что получить можно не всю интересующую информацию. Так, тот же 2 пункт статьи 8 ФЗ «О полиции» определил, что заявитель имеет право на получение информации только о деятельности полиции и информации, касающейся непосредственно его самого (например, сколько транспортных средств числится за ним на учете). Кроме того, личная информация защищена статьей 7 Федерального закона №152 от 27.07.2006 «О персональных данных». Это означает, что третьи лица не могут претендовать на получение сведений их не касающихся (за исключением сведений о работе полиции).
В качестве заявителя может выступать доверенное лицо гражданина (организации). Как правило, на основе доверенности выступают адвокаты. Кроме того, пункт 52 Приказа МВД № 1001 от 2008 года определил, что сведения о регистрации транспортных средств и их владельцах могут быть на законных основаниях переданы судам, прокуратуре, органам следствия и дознания.
Чаще запрос необходим для получения справки от ГИБДД, требуемой тем или иным органом. Например, когда гражданину приходит извещение о необходимости уплаты транспортного налога за автомобиль, который он уже продал (утилизировал). В этом случае ему нужно получить справку, подтверждающую, что данное транспортное средство более не зарегистрировано на его имя. Кроме того, справка из ГИБДД может понадобиться при рассмотрении (расследовании) уголовного дела или дела об административном правонарушении.
Как правильно составить жалобу
В заявлении вы указываете:
- Регион и населенный пункт обращения.
- Выбираете название подразделения, куда направляется жалоба.
- Личные данные заявителя: ФИО, адрес, e-mail, телефон.
- Были ли обращения по этому вопросу, когда и куда.
- Точные дата, время и место зафиксированного нарушения.
- Подробное описание ситуации.
- Основание для возбуждения дела: статьи КоАП или УК, пункты ПДД.
К онлайн-обращению вы прикрепляете файлы и отправляете форму, набрав цифровой код на сайте.
Если вы обращаетесь в отделение ГИБДД лично, то распечатайте фотографии или принесите файлы на флешке.
В каких случаях может быть направлен запрос?
Существуют 4 ситуации, в которых ГИБДД может направить запрос:
- Если информация о старом водительском удостоверении отсутствует в базе данных. В этом случае запрос направляется в подразделение, которое выдало права.
- Если необходимо проверить иностранное удостоверение водителя. При этом запрос направляется в государство, выдавшее права.
- Если кандидат в водители предоставил свидетельство из автошколы, находящейся в другом регионе и сведений о свидетельстве нет в Федеральном реестре документов об образовании. Запрос направляется в автошколу.
- Если медицинская справка получена в другом регионе, то запрос направляется в организацию, выдавшую справку.
Все эти ситуации описаны в пунктах 97 — 100 административного регламента по выдаче прав.
Основания для отказа в рассмотрении жалобы
Ваше заявление могут не принять, если:
- Предоставленные файлы недостаточного качества, госномер нарушителя не читаем или не запечатлен.
- Фото и видео доказательства не представлены совсем.
- Непонятны или отсутствуют основания жалобы.
- Есть ошибки в персональных данных заявителя.
- В тексте присутствуют оскорбления, нецензурные выражения.
- Нет конкретики, недостаточно подробно или некорректно описана ситуация.
Также по каждому случаю в ГИБДД принимают только одну жалобу.
Повторно вы можете обратиться, если по предыдущему заявлению вам пришел официальный отказ или проблема была решена, но в дальнейшем произошло еще одно нарушение.
Онлайн-проект “Сердитый гражданин”
На этой интернет-площадке жители всей страны могут фиксировать возникшие проблемы городской авто-среды:
- ямы на дорогах;
- неправильно припаркованные машины;
- неработающие светофоры;
- нарушение ПДД и пр.
На карте с сайта программы отмечены случаи успешных обращений. Наибольшее количество их в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах заметна активность. Поэтому в целом сервис работает исправно.
Недостаток проекта в том, что через приложение отправить заявку могут только пользователи iOS. Для Android ПО не разработано.
При заполнении заявления о нарушениях через ПК ограничений нет. Главное, чтобы по фото было понятно, что именно нарушено и кем.
На практике эффективность поданной жалобы зависит от работы местных органов власти. По отзывам в интернете, в некоторых российских городах на обращение граждан приходят отписки из ГИБДД. Например, о том, что сотрудники полиции приезжали на место, указанное в жалобе, но там нарушителя не обнаружили.
Фото или видео?
Обязательно нужно что-то одно из этого. Простое сообщение о нарушении ПДД даже с указанием всех идентифицирующих данных (госномеров, да хоть данных паспорта) и наличия свидетелей нарушения, вероятнее всего, не повлечёт наказания за недостаточностью доказательной базы. Единственный вариант здесь – признание самого нарушителя, что очень маловероятно.
Вас также заинтересует:
- Официальное приложение Народный инспектор – когда появится и как будет работать?
- Слетел КБМ – причины и как восстановить?
- Как правильно подать ходатайство о рассмотрении по месту жительства и не получить отказ?
Привлечение по фото
Фотографирование не всегда является неопровержимым доказательством нарушения и может сработать 50/50. Так, по фото точно не удастся привлечь водителя по некоторым несоблюдениям Правил, самое распространённое из которых, к примеру, нарушение парковки и стоянки. Привлекаемый водитель просто заявит о том, что он двигался в этот момент, хотя, вероятнее всего, даже до опроса водителя не дойдёт.
Привлечение по видео
Снятая на регистратор видеозапись практически любого нарушения может более вероятно привести к привлечению нарушителя.
Но в обоих случаях должны быть чётко видны госномера автомобиля и крайне желательно, чтобы было видно лицо водителя (или пассажира, если Вы жалуетесь на него) для его идентификации.
Нельзя привлечь собственника машины лишь по фото или видео нарушения, потому что жалоба гражданина с активной позицией не является основанием для этого. Не следует путать Ваше заявление на нарушение и несоблюдение ПДД, пойманное на камеру автофиксации. Разница в том, что привлечь по закону нарушителя можно только в случае автофиксации (Примечание к статье 1.5 КоАП – презумпция невиновности).
Работает это так: если даже владельца автомобиля вызовут в ГИБДД для дачи показаний по факту Вашей жалобы и даже если он явится по повестке или звонку из ГАИ, то может заявить, что либо за рулём был вовсе не он, либо свидетельствовать против себя или своих близких родственников он не желает, согласно статьи Конституции РФ. Таким образом, привлечь к штрафу или другому наказанию его не смогут.
Но гораздо легче привлечь, например, водителя рейсового маршрутного автобуса, особенно, в Москве и крупных городах, потому как Вы обязательно укажете дату и время допущения отступления от ПДД в приложенном с видео заявлении, и в ГИБДД, вероятнее всего, предоставят данные о водителе, который управлял автобусом в это время. То же относится ко многим ситуациям привлечения за нарушения водителей авто юридических лиц.
Приложение “Помощник Москвы”
Мэрия Москвы с введением платных парковок запустила проект — специальное приложение по контролю соблюдения ПДД и оплаты паркинга.
Есть требования к смартфону:
- должен работать GPS;
- необходимо 50 Мб в памяти устройства;
- камера от 5 Мп.
Чтобы пользоваться программой, нужно зарегистрироваться в системе через госуслуги города Москвы.
После регистрации вы можете очень быстро и просто отправлять заявления о нарушителях. Для этого нужно просто заснять неправильно припаркованный автомобиль и загрузить фото в приложение.
Вводить вручную госномер авто и другие данные не нужно.
Информация напрямую попадает в Московскую административную дорожную инспекцию.
Активность жителей города поощряется мэрией: вы получаете баллы, которые можете обменивать на билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, парковку в платных зонах и т.д.
Ваша учетная запись связана с аккаунтом на платформе “Активный гражданин”.
Вы отправляете жалобу в приложении “Помощник Москвы”, а начисление баллов за проявление гражданской позиции происходит уже через “Активный гражданин”, в вашем профиле.
Можно ли отправить жалобу анонимно
По состоянию на 2021 год, подавать жалобу на нарушение ПДД анонимно нельзя.
Это касается и личного посещения участка, и заполнения электронной формы заявления на сайте ГИБДД, и отправки через другие сервисы.
Правозащитники опасаются, что анонимность спровоцирует всплеск сфабрикованных заявлений, которые будут направляться из мести или других межличностных отношений.
К тому же, в ряде случаев требуются дополнительные свидетельства по возникшей ситуации.
Все это делает невозможным анонимность заявителей.
Иные способы отмены заявки на посещение Госавтоинспекции
Если пользователь был записан в ГАИ посредством сервиса Госуслуг, то это совершенно не означает, что совершать отмену ему придется через этот же портал. Конечно, удобнее совершить процедуру через этот сайт, но не стоит исключать случаи, когда такой способ неуместен по какой-либо причине.
При отсутствии доступа к интернету пользователь может отказаться от визита в ГИБДД несколькими альтернативными способами:
- Позвонить в учреждение или специалисту, к которому гражданин планировал явиться. Необходимо словесно отменить визит. Номер телефона организации можно найти на сайте Госавтоинспекции, в интернете. Здесь следует выбрать свое подразделение и узнать телефонный номер.
- Личное посещение гражданина. Такой способ займет больше времени и сил. Гражданину необходимо явиться к сотруднику подразделения и предупредить о неявке на прием.
Через какое-то время после звонка в личном кабинете гражданина появится уведомление об отмене заявки. Процедуру намного проще осуществить через интернет. Однако нужно помнить, что бывают ситуации, когда такой вариант неуместен, например, при технических работах на портале.
Тезисно о главном
Коротко подытожим основные моменты подачи жалоб по нарушениям ПДД:
- Чтобы заявить о неправильной парковке или других нарушениях правил дорожного движения, вам нужны качественные и подробные фото и видео файлы. Должно быть понятно, кто и что сделал.
- Срок рассмотрения жалобы — 30 суток.
- Вы должны подробно и точно описать нарушение и сослаться на нормативные документы, предполагающие наказание для виновника.
- При использовании онлайн-сервисов подачи заявлений вас могут вызвать в отделение ГИБДД для дачи показаний или представления оригиналов документов.
- Подать анонимную жалобу нельзя.
В повседневной жизни не бойтесь и не ленитесь проявить гражданскую ответственность и сознательность. Зафиксируйте на фото припаркованную на тротуаре машину или разворот через двойную сплошную. Воспользуйтесь нашими советами и направьте фото и заявление в ГИБДД. Если мы чаще будем вести себя внимательно и порядочно, то на дорогах станет намного безопаснее и комфортнее всем.