КоАП РФ о повторном штрафе
Административный Кодекс РФ (КоАП) в ч. 5 ст. 4.1 поясняет, что ни один гражданин не может нести ответственность за проступок дважды. Опираясь на эту норму, многие водители вывели для себя правило – если за нарушение ПДД выписан штраф, то за очередное допущение подобных действий в тот же день еще одно взыскание не грозит. Следуя такому умозаключению, некоторые автовладельцы считают, что продолжение езды на машине уже после составления протокола и без устранения причины наказания, вполне допустимо. Однако это в корне неверно.
Здесь следует обратить внимание на ч. 4 ст. 4.1 КоАП. В ней сказано, что административные санкции не освобождают лицо от выполнения обязанности, за игнорирование которой они были наложены. Получается, что оштрафованный водитель не имеет права продолжать движение на своем авто до того момента, пока не устранит причину назначения взыскания. И если он все-таки это сделает, то его могут наказать снова в тот же день. И это будет законно.
И еще один момент – состав деяния. Штраф можно выписать только за конкретный проступок, совершенный водителем на дороге. При этом автоинспектором должна быть установлена вина автовладельца и статья КоАП, содержащая соответствующую карательную меру. Также сотрудник ГИБДД обязан указать в протоколе фактическое время и место нарушения. От этих данных также зависит правомерность повторного наказания в тот же день.
Очередной штраф за одно и то же нарушение ПДД будет законным, если в новом протоколе будут зафиксированы другие время и место. По сути такой проступок – это новый состав деяния, подлежащий наказанию.
А вот если инспектор выпишет 2 квитанции, в которых будут указаны одинаковые данные о месте и времени нарушения, то его действия будут неправомерными. Один из этих штрафов будет незаконным.
Законны ли несколько штрафов за одно действие водителя?
В первую очередь обратимся к тексту статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях:
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Суть данного пункта сводится к следующему. Количество штрафов напрямую зависит от того, сколько действий (бездействий) совершил водитель:
1. Если водитель совершил одно действие, за которое возможны наказания по нескольким статьям КоАП, то в итоге будет наложен только один штраф по более строгой статье. Данный вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:
Выбор штрафа из нескольких статей КоАП
2. Если же водитель совершил несколько действий, то на него будут наложены несколько штрафов.
В теории все вроде бы понятно, а вот на практике у многих возникают проблемы. Поэтому для лучшего понимания разберем примеры, озвученные в начале этой статьи.
Как избежать повторного штрафа
Существует ряд ситуаций, при которых взыскания за повторный проступок вполне реально избежать. Речь идет о длящихся нарушениях.
Стандартная ситуация
У водителя истек срок действия полиса ОСАГО. Продление требует явки к страховщику, что и намеревается сделать автовладелец, но вечером после окончания работы. Утром же его останавливает автоинспектор, и выписывает штраф по ст. 12.37 КоАП. Такое наказание абсолютно правомерно. При этом вечером в момент, когда водитель уже движется в страховую контору, его вновь останавливают и штрафуют. И это тоже законно, потому как человек не имеет права управлять автомобилем без полиса. И ситуация с его отсутствием не исправлена. Однако повторного взыскания все-таки можно избежать.
В этом случае как раз можно говорить о длящемся нарушении. Таком, при котором моментальное устранение причины проступка просто физически невозможно. В частности, чтобы продлить ОСАГО, необходимо доехать до страховой фирмы.
В подобных случаях автоинспектора обычно проставляют в протоколе или постановлении отметку, что на устранение нарушения предоставляется 24 часа. В этот период повторный штраф не грозит. Достаточно будет предъявить протокол сотруднику ГИБДД при очередной остановке.
Может случиться и так, что при первом задержании инспектор не предоставит на исправление проступка сутки. И вот здесь решать вопрос с другим сотрудником придется самостоятельно. Потребуется спокойно объяснить ситуацию, предъявить протокол об уже зафиксированном нарушении. А также сообщить, что именно сейчас водитель следует к месту исправления недочета. Чаще всего сотрудники ГИБДД идут навстречу и не выписывают еще один штраф.
Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва доб 152
- Санкт-Петербург доб 152
- Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)
Также к длящимся нарушениям можно отнести:
- технические дефекты;
- незаконные изменения конструкции авто;
- тонировку, если на месте ее снять затруднительно.
Чтобы не получить еще один штраф в тот же день за указанные выше нарушения, также можно сослаться на п. 2.3.1 ПДД – следование к месту ремонта с мерами предосторожности.
Фактически получается, что при очередном обнаружении нарушения, за который водитель уже был оштрафован в тот же день, многое зависит от мнения автоинспектора. В частности, его взгляда на то, можно ли назвать проступок длящимся. В любом случае рекомендовано решать вопрос мирно и не конфликтовать. Иначе велик шанс снова заработать штраф.
Штрафы за проезд на красный и за выезд за стоп-линию
Итак, суть ситуации сводится к следующему. Водитель получил два штрафа, наложенные примерно в одно и то же время, за проезд на красный свет и за пересечение стоп-линии. Он интересуется, насколько это законно. Прежде чем переходить к ответу, попробуйте самостоятельно дать ответ на этот вопрос.
На самом деле однозначно ответить на данный вопрос нельзя, т.к. водитель подробно не описал, какие действия он совершил на перекрестке.
Вариант 1. Штрафы незаконны
Этот вариант приходит в голову первым — водитель синего автомобиля за один заход проезжает перекресток на красный сигнал светофора. То есть он просто игнорирует требования светофора:
При таком раскладе водитель совершает только одно нарушение и на него должен быть наложен только один штраф.
Если в аналогичной ситуации Вы получили 2 штрафа, то один из штрафов следует оспорить.
Как обжаловать штраф ГИБДД?
Вариант 2. Штрафы правомерны
Рассмотрим второй вариант, который далеко не всегда очевиден. Водитель синего автомобиля проезжает через стоп-линию и останавливается до перекрестка. Затем он вновь начинает движение и проезжает через перекресток:
В этом случае водитель совершает два различных действия:
- проезжает стоп-линию при запрещающем сигнале и останавливается;
- проезжает перекресток на запрещающий сигнал.
На перекрестке горит один и тот же красный сигнал, однако водитель совершает два различных действия, влекущих разные штрафы. В этом случае оспаривать постановления не имеет смысла.
Как по закону оспорить двойной штраф
Законодательством Российской федерации предусмотрено, что за одно и то же правонарушение гражданин не может быть наказан и нести ответственность дважды.
Даже в ситуации, когда одним лицом было совершено два и более преступления, нести наказание гражданин будет по той статье, которая предусматривает более строгое наказание за содеянное (ст. 4.4 Кодекса об административных правонарушениях).
Согласно законодательству, действующему на территории РФ, в частности, ст. 30.3 КоАП, оспорить штрафы можно лишь на протяжении 10 суток с момента получения. В вопросе выбора места и способа обжалования предписаний, законом (ст.30.2 КоАП), предусмотрено право нарушителя обратиться в ГИБДД или в суд по месту регистрации заявителя.
Имеет ли право инспектор выписать 2 или несколько штрафов за одну остановку?
Допустим, Вас остановил инспектор и обнаружил, что Вы не пристёгнуты ремнём безопасности и также у Вас тонированы окна. В этом случае налицо два нарушения, хотя второе подлежит доказыванию с помощью замера прибором светопропускаемости.
И ничего — ни один пункт или статья ни одного правового акта — не запрещают инспектору выписать сколько угодно штрафов в виде постановлений за соответствующие нарушения. Более того, в КоАП прямо предусмотрено наказание за каждое такое нарушение.
Часть 1 статьи 4.4 КоАП: 1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Сотрудник ГИБДД может выписать 2 или несколько штрафов за разные нарушения.
Законно ли назначение нескольких штрафов за один и тот же проступок единовременно
За некоторые нарушения правил движения на дороге КоАП предусматривает санкции по нескольким статьям одновременно.
К двойным проступкам относят:
- проезд под указатель «Въезд запрещен» и продолжение перемещения по автодороге с односторонним движением против автомобильного потока – наказание предусмотрено п. 1, п. 3 ст. 12.16 КоАП;
- перестройка через сплошную линию разметки на полосу для общественного автотранспорта – карается по ст. 12.19, ст. 12.16 КоАП.
Выписать 2 штрафа за подобные нарушения нельзя. В этом случае применяется тот параграф КоАП, который предусматривает более строгие санкции за проступок.
Количество взысканий за нарушение ПДД в течение суток практически не ограничено. Здесь все зависит от самого деяния, а также от лояльности автоинспектора. По общему правилу используется принцип «сколько нарушений – столько штрафов». Однако исправление некоторых проступков требует времени, поэтому за технические недочеты или отсутствие ОСАГО, взыскание обычно выписывают только раз за день. При этом за одну остановку автоинспектор вправе наложить сразу несколько штрафов – за каждое выявленное им нарушение. В том случае, если ответственность за проступок предусмотрена по нескольким статьям КоАП, применяется только одна из них. Та, что содержит более строгие санкции.
Суммирование штрафов становится нормой кодекса
Инспекторы ГИБДД не всегда наказывают водителей за допущенные ими нарушения. Они имеют право обходиться устными предупреждениями. Этого требуют внутренние распоряжения ГИБДД, потому как зачастую простой разговор действует на водителей лучше нескольких протоколов. Кроме того, составление бумаг — дело небыстрое, а у экипажей ГИБДД и без того много забот. Поэтому сотрудники полиции на месте досмотра самостоятельно принимают решения о возможном заполнении протоколов и штрафов.
Однако сейчас готовится к утверждению новый кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье ст. 21.29 кодекса предлагается ввести так называемую «накопительную систему штрафов», при которой суммируется число таких нарушений, как превышение скоростного режима, неправильного проезда на запрещающий сигнал светофора и так далее. Если количество грубых нарушений превысит определенный лимит, то водителя ждет очень серьезное наказание.
При обсуждении кодекса были внесены замечания, и сейчас планируется установить временной промежуток, в течение которого происходит «суммирование» наказаний. Предполагается установить общий срок давности привлечения к административной ответственности в один год. При этом штраф за первое негрубое правонарушение без отягчающих обстоятельств планируется заменить предупреждением.