Какой мальчишка не мечтал бороздить автостраду на большом грузовике, перевозя груз из одного города в другой. Для этого нужно не только иметь желание, но и открыть категорию С. Это позволяет понять, насколько сложным является процесс вождения большегрузов и какова ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Итак, получаем права категории С, для чего начинаем с малого – обращаемся в специализированную автошколу.
Здесь начинающим водителям объяснят, почему для каждого вида транспортного средства предусмотрена своя категория. Понятно, что вождение мотоцикла требует меньших усилий и знаний, чем умение управляться с большим грузовиком. Поэтому и обучение в автошколе проходит по разным учебным программам.
Что значит переподготовка с B на C?
Первые программы по переобучению водителей различных категорий начали разрабатываться еще в 2013 году. До этого такой возможности не было. Поэтому программы для начинающих водителей и граждан, имеющих открытые категории, были одинаковыми.
Курс по переподготовке с категории прав B на C короче чем начальное обучение. Соответственно, стоимость такой услуги в автошколах существенно ниже.
Какими транспортными средствами можно управлять с категорией Д1?
Под категорию D1 попадают небольшие автобусы, имеющие 9-16 мест для сидения. И в соответствии с этой категорией можно пользоваться легким, массой до 750 кг, прицепом.
Сюда входят микроавтобусы, типа ГАЗель 3221, РАФ-2203, в недалеком прошлом более известные, как маршрутное такси. Им на смену пришли иностранные микроавтобусы, в которых количество посадочных мест превышает число 16. Но для управления таким видом транспорта недостаточно иметь открытой только лишь подкатегорию D1.
Примите к сведению! Водительские права категории Д дают право водителю управлять всеми видами пассажирского транспорта в рамках подгруппы D1.
По правилам выходит, что водители категории D1 могут управлять теми ТС, которые характерны для категорий М2 И М3, не располагающими более 16-тью мест для пассажиров.
Необходимые документы
Основной документ, подтверждающий возможность управления грузовиком – это медицинская справка. Для ее получения потребуется предоставить паспорт, матовые фотографии и военный билет (приписное удостоверение). Если гражданин имеет временную регистрацию, этот документ тоже потребуется взять с собой.
Непосредственно для сдачи экзамена в ГИБДД также необходимо подготовить ряд бумаг. В первую очередь нужно предоставить паспорт и медицинскую справку. Также необходимо подготовить документ, подтверждающий обучение в автошколе (предоставляется после сдачи внутреннего экзамена). Помимо этого, требуется оплатить госпошлину и принести соответствующую квитанцию. Размер пошлины не зависит от категории и того, имеет ли водитель открытые категории. Эта сумма составляет 2000 рублей (п43 ст333.33 НК РФ).
Процесс получения прав категории «С»
Для того, чтобы получить водительское удостоверение с новой категорией, необходимо пройти несколько важных этапов: медкомиссию, обучение в автошколе, экзамены, оформление документов. Если экзамен не удалось пройти с первого раза, после дополнительных занятий можно пройти аттестацию повторно. Первая попытка возможна уже спустя неделю после первой сдачи. Шаг за шагом весь процесс выглядит так:
- Посещение занятий обучающего курса.
- Прохождение медицинской комиссии. Для справки потребуется фотография. После прохождения специалистов кандидат получается заключение о состоянии здоровья.
- Отработка практических навыков вождения в сопровождении инструктора в городе.
- Изучение экзаменационных билетов завершается сдачей теоретического экзамена в автошколе. Для успешной сдачи требуется корректно ответить на 18 из 20 вопросов экзаменационного теста.
- Сдача внутреннего экзамена в автошколе. Практический экзамен проходят в два этапа: автодром в пределах автошколы, а затем управление транспортом в черте города.
Кандидат должен усвоить теоретические аспекты вождения грузового транспорта (они разбиты на три блока), а также освоить практические навыки управления автомобилем. Общее количество учебных часов составляет 84/82 часа (продолжительность занятий для водителей, предпочитающих автоматическую трансмиссию механической, короче на два часа). В таблице ниже представлены обязательные дисциплины и количество часов, которое выделяется для их освоения в автошколе.
Таблица — Программа обучения на водительское удостоверение категории «С»
Дисциплины | Часы (количество) | ||
Всего | включая | ||
теоретические | практические | ||
Специальные дисциплины | |||
Техническое устройство и ТО ТС категории «С» | 24 | 20 | 4 |
Основы управления ТС категории «С» | 12 | 8 | 4 |
Вождение ТС категории «С» (МКПП/АКПП) | 38/36 | — | 38/36 |
Профессиональные дисциплины | |||
Организация и выполнения грузовых перевозок автомобильным транспортом | 6 | 4 | 2 |
Квалификационный экзамен | |||
Экзамен | 4 | 2 | 2 |
Всего | 84/82 | 34 | 50/48 |
Согласно учебному плану автошколы, основанному на положениях Приказа Минобрнауки России № 292 от 18.04.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Для того, чтобы пройти переподготовку водителя и получить права новой категории, гражданин должен собрать пакет документов, в который входят удостоверение личности, имеющееся водительское удостоверение, матовые фотографии 3 на 4 см, медицинская справка, квитанция об оплате государственной пошлины, а также заявление о выдаче прав категории «С».
Как получить категорию водительских прав С, если уже есть В?
Водитель в первую очередь обязан пройти медосмотр. По новым правилам (ФЗ №437 ст.1), для управления разными типами ТС потребуется осмотр разных врачей. Так для переподготовки с категории В на С (грузовых автомобилей) перечень будет следующим:
- Офтальмолог.
- Психиатр.
- Нарколог.
- Отоларинголог.
- Невролог.
Также потребуется пройти электроэнцефалографию. По результатам обследований, терапевт принимает решение о том, может ли человек управлять автомобилем. Если не пройден хотя бы один врач из списка, гражданин не может получить справку, а значит, и до сдачи экзаменов после переподготовки он допущен не будет.
Важным этапом является поиск автошколы. Далеко не все из них обучают водителей грузовиков, а уж тем более переобучают их с категории B на C. Если же автошкола все-таки предоставляет подобные услуги, необходимо обратить внимание на наличие у нее соответствующей лицензии. Если ее нет – допуск до экзамена в ГИБДД получить также не получится.
Пошаговая инструкция переобучения с категории прав B на C
Весь процесс переподготовки с категории прав B на C можно условно разделить на несколько основных этапов:
- Для открытия новой категории в первую очередь потребуется найти подходящую автошколу. При выборе учебного заведения необходимо убедиться в наличии у него государственной аккредитации.
- Далее потребуется собрать документы и получить медицинскую справку. Стоимость ее оформления для категории С составляет в среднем 2000 рублей.
- Следующим шагом станет прохождение подготовительного курса в автошколе. Преподаватели ведут журнал посещений, поэтому пропускать занятия не рекомендуется. В противном случае соискатель рискует оказаться не допущенным к итоговой аттестации.
- Когда водитель прошел обучение и сдал внутренний экзамен, он может быть допущен к экзамену в ГИБДД. Здесь соискатель должен будет показать знания теории, а также навыки практического вождения на полигоне и в условиях города.
- Если проверка не пройдена, может потребоваться пересдача экзамена.
В конце концов гражданин сможет прийти в отделение ГИБДД (необходимо обращаться в отделение, за которым закреплена автошкола) и получить новое водительское удостоверение. Записаться для посещения можно через Госуслуги или непосредственно в отделении. Фото для выдачи ВУ не требуются: их сделают на месте.
Что входит в переподготовку с В на С?
Учебный план программы переподготовки с категории прав B несколько упрощен по сравнению с обычным. В случае с категорией С, он включает в себя изучение следующих предметов и дисциплин:
- Устройство грузовых транспортных средств.
- Эксплуатация и обслуживание ТС.
- ПДД для управления грузовым автомобилем.
Помимо этого, ученик должен изучить организацию грузовых перевозок. Также потребуется наездить определенное количество часов за рулем учебной машины. Только наличие знаний по всем дисциплинам и выполнение всех требований позволят сдать экзамен.
Длительность переподготовки
Законодательство устанавливает определенные требования к обучению водителей (Приказ Минобрнауки от 26.12.2013 №1408, приложение 17). В частности, регулируется количество часов, которое должно быть отведено для прохождения каждой из дисциплин, входящих в перечень обязательных.
Так, для изучения устройства грузовых ТС отводится 24 часа. При этом на практические занятия должно быть потрачено не менее 4 часов из них. Основы управления преподают 12 часов. Из них 4 также отводятся на практику. А чтобы получить допуск к экзамену, переобучающийся с категории В на С должен наездить за рулем автомобиля не менее 38 часов (если подготовка идет на ТС с автоматической трансмиссией, то это число может быть сокращено до 36ч).
Время на изучение профессионального цикла программы также строго регламентируется. Поэтому водителю придется провести 6 часов за изучением организации перевозки грузов. Из них 2ч – отводится на практику. Также потребуется пройти квалификационный экзамен (2ч практики и 2ч теории).
Таким образом, переподготовка водителя с категории прав В на С занимает от 82 до 84 часов (в зависимости от типа трансмиссии). Из них придется потратить 34 часа на изучение теоретической части, а оставшееся время провести на практических занятиях. Как это время будет распределено и как будет проходить учебный процесс – зависит от конкретной автошколы. Но количество часов должно остаться без изменений.
Права без пересдачи
Напомним, с 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые увеличили категории водительских удостоверений, а также ввели подкатегории. Теперь градация получилась следующая. «М» — это мопеды и скутеры, а также приравненные к ним транспортные средства, «А1» — это мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см. «А» — все мотоциклы. «В1» — квадрициклы и трициклы. Речь идет о тех из них, которые имеют право выезжать на дороги общего пользования (объем двигателя более 50 «кубиков», и скорость более 50 км/час). На управление теми, которые не могут выезжать на дороги — объемом более 50 куб. сантиметров, но конструктивной скоростью менее 50 км/час — потребуется получать тракторные права.
Категория «В» — это автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более восьми. Подкатегория «С1» — автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн. «С» — машины с максимальной массой более 3,5 тонн, кроме тех, которые относятся к категории «D».
Подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, количество мест в которых составляет более восьми, но при этом не превышает 16. Категория «D» — автомобили, для перевозки пассажиров, с числом мест более восьми.
Как видим, старшие категории перекрывают подкатегории. Таким образом, водитель, у которого открыта категория, может управлять автомобилем «младшей» подкатегории. А тот, у кого открыта подкатегория уже не может сесть за руль более тяжелой или вместительной машины.
Единственное исключение — категория «М». Мопедами и скутерами может управлять водитель, у которого открыта любая из категорий.
Еще раз напомним, что закон вступил в силу 5 ноября 2013 года. И никакого массового обмена прав не началось. Его и не будет. Дело в том, что программы подготовки и переподготовки водителей, на которые ссылались авторы спорных публикаций, касаются только тех, кто только собирается стать водителем или открыть новую категорию или подкатегорию.
Все ранее выданные права действуют до того срока, который в них указан. И при их обмене, после истечения срока, пересдавать никакие экзамены не потребуется. В новом водительском удостоверении будут прописаны уже открытые ранее категории. Если есть у человека категория «С», именно ее и пропишут в новом удостоверении.
Новый закон позволяет также проходить обучение и сдавать экзамены на машинах с автоматической коробкой. При этом в правах делается соответствующая отметка. И такой водитель сможет управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией. Тот, кто обучался и сдавал экзамен на механике, может управлять машиной с автоматом. До сих пор водителей для автомата не готовили. Поэтому все, у кого есть права, априори могут управлять машинами с любой трансмиссией.
Что же касается новых программ подготовки водителей, а также их переподготовки, то тут дела обстоят следующим образом. Сейчас в спешном порядке были разработаны проекты 16 программ подготовки водителей — по числу категорий и подкатегорий в соответствии с законом о безопасности дорожного движения. А также 10 программ переподготовки водителей с категории на категорию. Это пока не полный список. Со временем к нему добавится еще 21 программа переподготовки. Просто они пока терпят. Ведь еще нет ни одного человека, который открыл бы категории «М» или «С1». А разработанные программы переподготовки касаются действующих сейчас категорий. Также разработаны две программы повышения квалификации. Это для тех, кто, имея специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, захотят получить право на управление транспортным средством с механикой. Программы очень короткие и включают только вождение транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.
Сами программы подготовки водителей состоят из модулей: базового, который одинаков для любой категории или подкатегории, специального и профессионального — для каждой категории или подкатегории они свои собственные. Этот принцип позволяет при переподготовке с одной категории на другую исключить из обучения базовый. Его водитель уже проходил.
Сейчас эти программы находятся на согласовании. Но их скорейшее принятие необходимо. Хотя бы потому, что весна уже не за горами. И возможен очередной всплеск аварийности с участием мопедов и скутеров. Ведь даже если сегодня программы будут зарегистрированы Минюстом и вступят в действие, автошколам понадобится полтора — два месяца на получение лицензий. И только после этого начнется первый набор на обучение категории «М». А потом еще потребуется сдать экзамен в ГИБДД.
Еще одна новость. Сейчас общественное обсуждение прошел проект постановления правительства о допуске к управлению автомобилями. Согласно ему экзаменов у водителей в ГИБДД будет три. Причем платить госпошлину придется за каждый. Не сдал с первого раза, заплати и сдавай заново. Таким образом ГИБДД нашла новый стимул для более качественной подготовки водителей. На сегодняшний день с первого раза сдает экзамен не более трети кандидатов в водители. В среднем по стране экзамены на права сдаются с третьего или четвертого раза.
Стоимость переподготовки с В на С
Стоимость обучения может существенно меняться в зависимости от региона и конкретной автошколы. Однако очевидно, что цена переподготовки с категории прав B на C в любом случае будет существенно ниже, чем при подготовке водителя с нуля.
Таким образом, средняя стоимость курса переподготовки с категории B на C составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Эта сумма включает как теоретические, так и практические занятия, а также уроки вождения. При этом ценник на полноценное обучение вождению грузовиков равна 30-40 тысячам рублей. Как видно, разница существенная.
Как уже упоминалось, при выборе автошколы необходимо обратить внимание на наличие у нее государственной аккредитации. Но не менее важно узнать, что входит в стоимость курса. Для этого следует заранее изучить договор. Некоторые недобросовестные компании указывают здесь не все услуги, необходимые для подготовки водителя. В результате учащемуся приходится дополнительно оплачивать стоимость топлива и уроки вождения. А это может существенно увеличить расходы на переподготовку.
Теоретическая часть
Основным этапом переподготовки с категории прав В на С водителя является изучение теории управления грузовиком. Требования к преподаванию такого материала также установлены законодательством (Приказ №1408).
В отличие от практики, 1 час занятия здесь равен 1 академическому часу (то есть 45 минутам). Подготовка производится по группам. В каждой из них должно быть не более 26 человек. Учет посещаемости ведется преподавателями.
Для подготовки водителей в автошколе должны быть оборудованы соответствующие кабинеты. В первом из них соискатели на получение прав будут изучать законодательство и правила эксплуатации грузовых ТС. Во втором происходит изучение технического устройства транспорта и правила перевозки грузов.
В целом, учебный процесс в различных автошколах остается схожим. Различаются лишь небольшие нюансы.
Практическое обучение вождению
К управлению учебным автомобилем допускаются только лица, не имеющие для этого медицинских противопоказаний. А это значит, что еще до начала практических занятий потребуется обзавестись медицинской справкой. В противном случае завершить переобучение на категорию С не удастся.
Уроки вождения проходят отдельно от изучения теории. Ученики самостоятельно выбирают удобное для них время. Весь учебный процесс делится на две части:
- Закрытый полигон.
- Движение по городу.
В ходе переподготовки с категории водительского удостоверения В на С, учащийся должен изучить определенную программу. Она разбивается на отдельные упражнения (как это сделать – решает сама автошкола). Когда водитель получит минимальные навыки управления грузовиком, он сможет выехать в город и начать движение по учебному маршруту.
Как открыть разные виды категорий: экзамены, упражнения
Чтобы разобраться, какую именно категорию нужно открывать, для начала следует ознакомиться с представленной выше таблицей. Важно учитывать, что вне зависимости от типа транспорта придется сдавать теоретический экзамен. Рассмотрим программы более подробно.
Категории А и М, подкатегории А1 и В1
Если вы хотите ездить на мотоцикле, мопеде или скутере, вам придется сдавать следующее:
- Теоретическую часть. Здесь билеты и вопросы полностью совпадают с билетами для категории В.
- Несколько видов упражнений: змейку, габаритную восьмерку и коридор, маневрирование на скорости, парковка и выезд с нее, остановка для посадки и высадки пассажиров.
Категория В
Если вы хотите управлять легковым автомобилем, вам нужно открывать именно категорию Б.
Для этого понадобится:
- Сдача теоретического экзамена. Комплект билетов используется стандартный, они должны изучаться при прохождении обучения во всех автошколах. Экзамен проходит в форме тестирования.
- Езда на площадке. Здесь придется сдавать 5 или 6 элементов на выбор инспектора: эстакада, параллельная парковка, въезд в гараж, змейка и другие элементы маневрирования на небольшом пространстве, проезд регулируемого перекрестка.
- Практика в городе. К ней допускаются только успешно сдавшие теорию и площадку.
При принятии экзамена в городе инспекторы нередко используют всевозможные уловки, которые могут «завалить» экзаменуемого. Например, они могут попросить остановиться под запрещающим знаком, либо припарковаться в запрещенном месте. Такие приемы используются для проверки смекалки водителя, и нужно соблюдать осторожность. Если тот наберет много штрафных баллов, придется все пересдавать.
Категории С и D и подкатегории С1 и D1
Если вы хотите на законных основаниях управлять грузовыми автомобилями, вам придется открывать вышеуказанные категории.
Из каких элементов состоит экзамен:
- Теория. Билеты отличаются от категории В, но совпадают с категорией D.
- Практика на площадке. Здесь придется сдавать 5 или 6 разных упражнений: остановка и начало движения на эстакаде, пересечение регулируемого перекрестка, движение задним ходом к гаражу, параллельная парковка, змейка и иные элементы маневрирования на ограниченном участке.
- Практика в городе. К ней допускаются только лица, успешно сдавшие теорию и площадку.
Категория Е, ВЕ, СЕ
Если вы хотите ездить на автомобиле или автобусе с большим прицепом от 750 кг, вам также придется открывать соответствующую категорию.
Что потребуется для успешной сдачи экзамена:
- Тестирование по теоретической части.
- Практика на автодроме, где придется выполнять 4 упражнения: параллельная парковка у специальной платформы, присоединение и рассоединение прицепа с тягачом, движение задним ходом в бокс, остановка для поасдки-высадки пассажиров.
- Экзамен в городе.
Чтобы открыть категорию Е, нужно иметь права категории В, Д или С, открытой более 1 года назад. Допускается наличие всех вышеперечисленных категорий, однако никаких привилегий при сдаче экзамена это не дает: они нужны только для допуска к нему.
Если нужно переквалифицироваться с автоматической коробки на механическую
Управление легковым автомобилем «на автомате» сильно отличается от вождения транспорта на МКПП, поэтому несколько лет назад для тех, кто учился на АКПП и сдавал экзамены, в правах начала ставиться соответствующая пометка. Если же человек отучился на механике, но впоследствии решил пересесть на АКПП, пересдавать ничего не нужно.
Тем, у кого есть пометка о категории Б с АКПП, достаточно пересдать только автодром. Придется выполнять те же элементы, что и при стандартной сдаче на категорию Б.
Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва доб 152
- Санкт-Петербург доб 152
- Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)
Чтобы иметь возможность ездить на механике, достаточно сделать несколько простых шагов:
- Обратиться в ГИБДД с заявлением об открытии общей категории Б, которая даст вам право управлять машинами и на МКПП, и на АКПП.
- Прийти в назначенное время для сдачи экзамена. Как правило, в каждом подразделении ГИБДД выделяются для этого определенные дни недели, придется ждать свою очередь.
- Получить водительское удостоверение.
Если же вы имеете удостоверение категории В для езды только на АКПП, но решите пересесть на машину с МКПП и не переоформлять права, вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ и оштрафовать на сумму от 5 000 до 15 000 руб. Фактически данное правонарушение квалифицируется как управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующих прав на это.
Контрольный экзамен в автошколе
Когда водитель полностью прошел подготовительный курс, автошкола должна проверить качество усвоения предоставленного материала. Для этого существует контрольный экзамен. По сравнению с экзаменом в ГИБДД он несколько упрощен и укорочен. Однако все равно позволяет в полной мере проверить знания учащегося.
Практическая часть проверки включает в себя только управление грузовым ТС на полигоне. Выезжать в город и двигаться по учебному маршруту, в отличие от итогового испытания, не обязательно. Однако если водитель не сможет выполнить хотя бы одно испытание в условиях закрытого автодрома, он не сможет получить допуск к экзамену в ГИБДД. В этом случае ему придется пересдавать контрольный экзамен в автошколе.
Экзамен в ГИБДД
Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.
Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).
После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).
Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).
Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.
Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.
Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.
Как открыть категорию «Д1»?
Здесь мы рассмотрим вопрос как получить права с категорией D1, чтобы иметь полное право перевозить пассажиров на микроавтобусах.
Все заинтересованные лица должны не только соответствовать требованиям, но и пройти курс подготовки, сдать экзамен на D1-категорию.
Небольшой перечень требований, предъявляемых к водителю:
- к обучению допускаются водители возрастной категории от 21 г. (этот пункт дальше будет рассмотрен более подробно);
- каждый потенциальный водитель должен иметь медицинское заключение о профпригодности;
- срок обучения составляет 1.5 мес. Если у водителя в правах открыта С-категория, то ему нужно будет пройти переподготовку, причем теоретическая нагрузка должна составлять не менее 77 часов;
- переподготовка с В на D-категорию осуществляется по программе, где минимум 81 час отводится на теоретическую часть;
- объем практического вождения во время переподготовки с С-категории на D1 составляет минимум 41 час;
- время, отведенное на практическое вождение при переходе с В на D1, — 75 ч. и более.
С какого возраста можно открыть категорию «Д1»?
Все перечисленные категории, а это D (автобусы), Tm (троллейбусы), Tb (трамваи) и подкатегорию D1 (малые автобусы), получают, начиная с 21 года.
Для военнослужащих предусмотрено правило: они имеют возможность сдать экзамен на D-категорию (соответственно, D1 подкатегорию) в 19 лет и получить права уже с этой открытой категорией.
Но это удостоверение будет действительно только в отношении военных автомобилей и, возвратившись со службы в 19 лет, он по закону не имеет права управлять маршрутными пассажирскими ТС, пока не достигнет 21 года.
Пошаговая инструкция получения водительского удостоверения
Весь процесс получения нового ВУ, после переподготовки с категории прав B на C, можно разделить на несколько основных этапов:
- В первую очередь требуется направить в ГИБДД заявление на получение нового документа. Сделать это можно как в отделении, так и через портал Госуслуг.
- В назначенное время требуется прийти в ГИБДД (необходимо обращаться в отделение, за которым закреплена автошкола). При себе достаточно иметь удостоверение личности и документ, подтверждающий уплату пошлины.
- На месте сотрудники ГИБДД сделают фотографию и распечатают новое ВУ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. Вся процедура занимает не более 30 минут.
По результатам обращения водитель будет внесен в базы данных, а на руки получит водительское удостоверение с новыми открытыми категориями.
Что дает категория С?
После получения категории С водитель имеет возможность водить грузовики массой свыше 3500 кг. С такими транспортными средствами можно использовать прицепы, при этом их масса не должна превышать 750 кг. Существует три подкатегории, разница между которыми заключается в массе транспортного средства, которое имеет право водить владелец водительских прав:
- С1 разрешает водить грузовики, массой до 7500 кг, допускается использование прицепа к ним. Данная подкатегория доступна всем, кто имеет в своем водительском удостоверении отметку в категории С;
- СЕ потребуется тем водителям, которые намерены водить грузовики с прицепами, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограмм;
- С1Е позволяет водителю управлять транспортным средством с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 кг. Если водитель имеет подкатегорию СЕ, он может получить и подкатегорию С1Е.
Детальнее о правах для грузовиков здесь.
Нюансы
В целом, программа переподготовки с B на C мало чем отличается от обычной сдачи экзаменов на категорию С. Немало общего у нее и с обучением управлению легковыми автомобилями. Однако и здесь существуют свои нюансы и особенности.
- В настоящее время существует не так много автошкол, занимающихся подготовкой водителей грузовиков (далеко не каждая компания может позволить себе купить и обслуживать такой транспорт). Организаций, занимающихся переподготовкой – еще меньше. Поэтому следует внимательно отнестись к поиску учебного заведения. Следует тщательно изучить договор и проверить наличие лицензии. Только так можно застраховать себя от лишних расходов и гарантировать получение ВУ. Программа подготовки для водителей легковых автомобилей существенно сокращена, а стоимость обучения в несколько раз ниже.
- Не стоит обращаться в автошколу, если имеются серьезные проблемы со здоровьем. Требования к водителям грузовиков более строгие, а медкомиссия включает нескольких дополнительных врачей. Поэтому наличие ВУ не гарантирует прохождение медосмотра. Также нужно быть готовым к тому, что придется оплатить оформление справки (стоить она будет около 2000 рублей).
- Одно из главных условий для получения прав – это успешная сдача экзаменов. В целом, они мало чем отличаются от аналогичных испытаний на категорию B. Разница лишь в том, что здесь водитель сидит за рулем многотонного грузовика. Как правило, бывалые автомобилисты справляются с экзаменами в ГИБДД с первого раза. Если же сделать это по каким-то причинам не удалось, всегда можно пройти пересдачу. Главное – не затягивать. В противном случае гражданина могут направить для повторного прохождения обучающего курса.
- Для получения нового водительского удостоверения требуется оплатить госпошлину. В настоящее время ее размер составляет 2000 рублей. Но и здесь можно сэкономить. При подаче электронной заявки на портале Госуслуг и безналичной оплате, гражданин получает скидку в размере 30%. Таким образом, размер пошлины сократится до 1400 рублей.
Это были основные нюансы переподготовки водителей. На самом деле, открыть категорию С не так сложно. Большинство людей, уже имеющих ВУ, справляются с этим с первого раза. Все, что нужно – это серьезно отнестись к учебному процессу и заранее позаботиться о подготовке необходимых документов.
Как сдать на категорию С с первого раза
Сдать на категорию С с первого раза можно, если хорошо знать теорию, собраться и внимательно отвечать на вопросы на компьютере, не бояться быть в первых рядах на вождении. На практике все же очень тяжело – учеников «смущают» габариты автомобиля и присутствие рядом сотрудника ГИБДД в качестве экзаменатора.
Что нужно знать для теории
Теоретический экзамен проходит по «матрицам», сейчас вся система приема зачета компьютеризирована, поэтому нужно четко знать вопросы билетов и ответы на них. Перечень экзаменационных вопросов идентичен тем, которые даются на получение прав категории D. Специалисты рекомендуют:
- предельно внимательно работать с компьютером, чтобы не ошибиться с кнопкой при нажатии;
- вести себя спокойно, не размахивать руками, чтобы случайно не задеть клавиши;
- не пить успокоительные средства – они могут навредить при сдаче практического вождения, затормозят реакции.
Экзамен на вождение в Москве
Экзамен на вождение на автодроме сдают практически все, так как у курсантов достаточно часов для проработки каждого элемента. Трудности начинаются, когда проходит этап перемещения по городу. И для успешной сдачи специалисты дают следующие советы:
- лучше сдавать экзамен одним из первых;
- контроль за дорогой по зеркалам нужно осуществлять так, чтобы инспектор это видел – не просто «стрельнуть» глазами, а демонстративно повернуть голову;
- при посадке в автомобиль нужно отрегулировать сиденье и зеркала «под себя»;
- обязательно включаются дневные ходовые огни или ближний свет фар, пристегивается ремень и снимается ручник – можно начинать движение, не забыв включить левый поворотник;
- остановка по требованию инспектора должна осуществляться в соответствии с ПДД – выбрать удобное место, убедиться, что оно разрешено для парковки.
Вождение в Москве сдают за пределами столицы, потому что по законодательству в дневное время въезд на территорию города грузовому транспорту запрещен.
Смотрите в этом видео о том, как сдать экзамен на категорию С на автодроме: