С 1 марта 2021 года в Москве начала действовать система, которая в автоматическом режиме фиксирует нарушения за выезд на перекресток при заторе. В связи с этим водители, которые при определенных обстоятельствах выезжают на вафельную разметку, могут получить штраф в размере 1 тыс. рублей. На данный момент камеры для фиксации таких нарушений установлены только на Садовом кольце, однако позднее планируется оснастить ими еще более 30 перекрестков.
По мнению экспертов, водители будут недовольны такими нововведениями. Связано это в первую очередь с тем, что вождение в московских пробках зачастую носит непредсказуемый характер. Иными словами, невозможно предугадать, как поведет себя тот или иной водитель. Может случиться так, что выезд на разметку «вафельница» произошел во время движения, а уже после образовался затор. Как в этом случае поведут себя техники центра организационного обеспечения (ЦООД) и инспекторы, проверяющие подобные нарушения, пока не ясно.
Регламентируется нарушение пунктом 13.2 ПДД:
«Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.»
Разметку 1.26 водители именуют «вафельница» или «вафельная разметка». Используется она либо совместно с дорожным знаком 1.35, либо без него. Однако знак отдельно от разметки использоваться не может.
Размер штрафа устанавливается пунктом 1 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях № 195-ФЗ:
«Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.»
Как будут фиксироваться нарушения
Комплекс автоматической фиксации нарушений, связанных с выездом на перекресток при заторе, состоит из трех камер: одна обзорная и две «стрелки». По крайне мере именно так он выглядит на Садовом кольце и переулке Орликова.
Регистрация нарушения будет фиксироваться при соблюдении водителем следующих условий:
- Машина выехала на вафельную разметку и непрерывно простояла на ней 5 или более секунд.
- На зеленый свет справа или слева поехал другой автомобиль. При этом транспортное средство нарушающего ПДД водителя должно создавать помеху.
В принципе, данное нарушение соответствует вышеуказанному пункту в ПДД. Однако про 5 секунд там ничего не говорится. Несмотря на это, система уже начала работать по такому принципу:
- Фиксация нарушения.
- Проверка нарушения сотрудниками ЦОДД.
- Проверка нарушения сотрудниками УГИБДД Московской области.
В том случае, если факт нарушения будет подтвержден, то выносится соответствующее постановление. Стоит отметить, что по телефону водитель может быть информирован уже в день совершения нарушения, а вот постановления, отправленного по почте, придется ждать несколько дней.
Реакция водителей
По мнению эксперта по фотовидеофиксации Григория Шухмана, водители негативно отреагируют на подобное нововведение. Интенсивное дорожное движение в Москве, а уж тем более на оживленных ее участках по типу Садового кольца, не поддается никаким прогнозам. То есть водитель не в состоянии понять, как поведут себя его участники. Ко всему прочему, светофоры зачастую работают по-разному. Например, в зависимости от загрузки дороги, на проезд по Садовому кольцу водителям отводиться от 83 до 113 секунд.
В данных условиях водители транспортных средств могут видеть ситуацию максимум на 2-3 машины вперед, а протяженность перекрестков может достигать десятков метров. Получившие штраф граждане при таком раскладе событий ощутят несправедливость приписанного им нарушения, несмотря на то, что с точки зрения правил дорожного движения оно и будет законным. Более того, предвидев море жалоб со стороны водителей, ГИБДД предлагали увеличить время стоянки на вафельной разметке с 5 до 20 секунд, однако эту инициативу не поддержали.
Доказывать участникам дорожного движения их неправоту собираются путем предъявления им исчерпывающих доказательств в виде шести фотографий с разных ракурсов. Помимо всего прочего, в случае обжалования вынесенного решения можно будет увидеть и видеозапись произошедшего. Именно сотрудники ЦООД настояли на том, что доказательства нарушения теперь должны храниться на протяжении четырех месяцев с момента его фиксации.
Несмотря на предупреждения со стороны экспертов, было объявлено о том, что подобные автоматические системы фиксации нарушений, связанных с выездом на перекресток при заторе, планируется разместить, по меньшей мере, еще на 40 перекрестках.
Если выехал на перекрестке не туда
Точки пересечения нескольких дорог бывают разной сложности. И иногда нарушение правил становится неизбежным. Но в большинстве случаев оно вызвано нетерпеливостью водителя и игнорированием других участников движения.
На встречную полосу
При пересечении перекрестка некоторые водители оказываются на встречной полосе, желая быстрее проскочить его или обогнать идущий, а также стоящий впереди транспорт. Обе ситуации могут привести к столкновению машин. Поэтому наказание за нарушение довольно жесткое. Оно регламентируется частью 4 статьи 12.15 КоАП:
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
На забитый
При плотном потоке автомашин многие стремятся быстрее покинуть перекресток, боясь, что иначе придется долго ждать возможности проехать. Но в таких обстоятельствах верно оценить ситуацию трудно. И может оказаться, что спешащее авто встанет на перекрестке так, что затруднит или перекроет движение для других машин. А податься назад не сможет, так как его место будет уже занято.
Ещё на AutoLex.Net:
Проверить штраф по постановлению — различные способы
Здесь штраф в 1000 р. гарантирован, поэтому не стоит реагировать на требовательные сигналы идущих сзади авто и торопиться.
На занятый перекресток
Маневрирование на перекрестке, на который уже выехало имеющее преимущество авто, чревато столкновением. Здесь водитель тоже нарушит правило 13.2 ПДД, то есть создаст помехи другим ТС на пересечении дорог. А значит, это безусловный штраф в 1000 р. в лучшем случае. Если нарушивший правило водитель станет виновником ДТП, расходы будут еще больше. Только здесь наказание налагается по части 2 статьи 12.13 КоАП:
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение … штрафа в размере одной тысячи рублей.
При заторе
Затор на выезде с перекрестка – это вовсе не то, что называют автомобильной пробкой, а просто наличие на этом участке хотя бы одного ТС. Если выезжающий с пересечения дорог водитель видит там другую машину, он не должен спешить. Потому что перед ней может оказаться еще одно авто. И затор не устраняется так быстро, чтобы выезжающий с перекрестка автомобиль не стал препятствием. А его водитель заработает штраф в 1000 р.
Если за перекрестком есть «зебра»
Осложняется движение через пересечение дорог, если на выезде с участка имеется пешеходный переход. Есть риск не только помешать другим ТС, но и идущим через проезжую часть людям. Поэтому пережидать на «зебре», когда исчезнет образовавшийся на выезде затор, нельзя. Лучше не въезжать на перекресток до тех пор, пока не появится возможность беспрепятственно его покинуть. Иначе штраф придется платить еще и по статье 12.18:
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, … или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
На стоп-линию
Перед перекрестком для упрощения движения существует стоп-линия. Она делается с помощью разметки на асфальте или установки соответствующего знака. И заступ за стоп-линию наказывается:
при движении на красный или желтый сигнал светофора;- если это происходит в ответ на запрещающий жест регулировщика;
- при игнорировании символа 2.5 «движение без остановки запрещено».
Ещё на AutoLex.Net:
Штраф за езду по обочине в 2021 году: наказание за попутную и встречную обочину
Во всех этих случаях водитель обязан остановиться, не доезжая до стоп-линии. Если этого не происходит, его ждет штраф:
- по части 2 статьи 12.12, то есть 800 р., если граница обозначена разметкой;
- по части 1 статьи 12.16, то есть 500 р., если разметки нет, но есть знак.
Применение вафельной разметки
Внешне разметка 1.26 напоминает сетку с диагональными линиями и границами желтого цвета. Применяется она на перекрестках с интенсивным движением и часто возникающими заторами. Была введена 28 апреля 2021 года.
Основной функцией разметки 1.26 является выделение дорожного участка, выезд на который запрещен в случае образовавшего спереди затора, так или иначе принуждающего водителя сделать остановку, которая в свою очередь создаст препятствие для других движущихся в поперечном направлении водителей. Однако совершать повороты направо и налево данная разметка не запрещает. Разумеется, если такие маневры разрешены ПДД.
Примечательно то, что вафельная разметка может наноситься на перекрестки любых видов сложности и иногда используется вкупе со знаком 1.35, который представляет собой желтый квадрат с двумя пересекающимися под прямым углом диагоналями. Отдельно же, без разметки, знак не используется.
Что делать, если не успеваешь остановиться
Если водитель уже въехал на перекресток, но не может выехать оттуда, ему необходимо совершить действия, избавляющие от наказания. Еще важнее сманеврировать так, чтобы не стать виновником ДТП.
Ещё на AutoLex.Net:
Протокол и постановление ГИБДД — в чем разница в 2021 году? Чем отличается?
Лучше всего затормозить после стоп-линии. Это противоречит Кодексу (штраф за пересечение разметки 800 р.), но является наиболее безопасным выходом из ситуации. С точки зрения закона стоило бы сразу же вернуться назад. Но этот маневр опаснее, так как может привести к столкновению с идущей следом машиной. Ускоряться, чтобы быстрее выехать с перекрестка, тоже не стоит. Так еще легче спровоцировать ДТП или в лучшем случае нарваться на штраф в 1000 р.
Движение по некоторым перекресткам – серьезное испытание для автомобилистов. Важно верно оценивать ситуацию, не спешить, быть внимательнее к окружающей обстановке. Если есть сомнения, что удастся проехать этот отрезок, не помешав другим ТС, лучше остаться за стоп-линией и выждать.
Возможные виды нарушений
Час пик в густонаселенном городе – ад для любого водителя. Все спешат по своим делам и об элементарном дорожном этикете зачастую даже и не вспоминают. В такой суматохе нередко можно наблюдать водителей, которые выезжают на перекресток и останавливаются в связи с появившимся затором. В итоге проехать не могут не только они, но и участники поперечного движения. Дабы пресечь подобные ситуации, было принято решение ввести новые правила, в которых регулируется вопрос о выезде на перекресток при заторе.
Рассмотрим стандартные примеры того, в каких случаях водитель может нарушить вышеупомянутые правила и получить за это штраф в размере 1 тыс. рублей.
Затор за перекрестком
Стандартная ситуация: сразу за перекрестком образовался затор, и если водитель автомобиля А выедет на перекресток, то он создаст помеху для движения красному автомобилю.
Затор в некотором отдалении от перекрестка
Затор в этом случае образовался не сразу за перекрестком, а на небольшом отдалении от него. Однако же водитель автомобиля А неправильно оценил размер свободного места и создал препятствие для красного автомобиля.
К возникновению подобной ситуации на практике часто подталкивают другие участники дорожного движения, которые находятся позади и сигналят. Они-то ничем не рискуют, а вот вы можете нарушить правила.
Затор за пешеходным переходом
Согласно пункту 14.4 правил дорожного движения:
«Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.».
На этом примере водитель А нарушил сразу два правила: 13.2 и 14.4. То есть выехал и на пешеходный переход, и на перекресток при заторе.
Это лишь простые примеры, когда водители могут столкнуться на практике с вафельной разметкой. И если раньше нарушения за выезд на нее при заторе фиксировались сотрудниками ДПС, то теперь это будет происходить в автоматическом режиме. По крайне мере, на некоторых перекрестках Москвы.
Штраф за нарушение правил проезда перекрестков в 2021 году
Рассмотрим часть 1 статьи 12.13 КоАП:
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Итак, штраф за создание затора на перекрестке составляет 1 000 рублей.
Данный штраф может быть наложен сотрудниками ГИБДД и, честно говоря, мне ни разу не доводилось видеть, чтобы за указанное нарушение наказывали на практике. Если Вам известны подобные случаи, напишите об этом в комментариях.
Что касается камер, работающих в автоматическом режиме, то в 2021 году они уже умеют фиксировать данное нарушение.