На дорогах России может появиться разноцветная разметка
Прежде в ГОСТ для дорожной разметки предусматривалось только три цвета: белый — для большей части видов разметки, желтый — для мест, где запрещена остановка или стоянка, оранжевый — для временной разметки.
Теперь постоянная разметка, которая раньше была только белой или желтой, может быть и других цветов: красного, синего, зеленого и даже черного.
Смысл таких нововведений в том, чтобы отделять более важные для безопасности линии разметки от менее важных. Например, разметка, которая обозначает полосы движения в пределах перекрестка, теперь может быть синей. Таким же цветом можно будет обозначать границы парковочных мест.
Желтым цветом по новому ГОСТ можно будет обозначать те зоны, где запрещается совершать обгон.
Новая разметка на дорогах России, которая регламентируется вступившим в силу 1 июня 2021 года стандартом ГОСТ, будет более информативной именно за счет цветового разнообразия. Однако водителям не обязательно заучивать, когда будет применяться синяя разметка, а когда — зеленая. Сами линии останутся теми же самыми, означают они то же, что и прежде, поэтому главное — форма разметки.
Заиграет новыми красками: зачем на дорогах появится синяя разметка
Исправлена разметка 1.16.1 — 1.16.3, обозначающая направляющие островки. Из изображения исключена разметка 1.1. Теперь можно точно говорить, что островок ограничен разметкой 1.1, а обозначение 1.16.1 — 1.16.3 наносится внутри этого островка. Ранее возникало неоднозначное понимание применения такой разметки и оставались вопросы с квалификацией правонарушений.
Разметку 1.26 «Вафельница» Можно будет наносить с 28 апреля 2018 года.
Использовать желтый и синий цвет можно будет только после внесения изменений в Правила дорожного движения, но не ранее 1 июня 2018 года. На сегодняшний день применение желтого цвета строго ограничено, а синий цвет вообще не предусмотрен.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.
В ближайшее время этот абзац Правил дорожного движения должен быть изменен.
Ранее ГОСТом для дорожных разметок допускались лишь следующие цвета: белый для большинства видов разметки, желтый для мест, где запрещается остановка/стоянка, оранжевый для временных разметок.
Сейчас постоянная разметка, до этого бывавшая лишь белой либо желтой, может быть и таких цветов как красный, синий, зеленый и даже черный.
Суть подобных новшеств состоит в отделении более важных для безопасности линии разметки от менее важных. Скажем, разметка, обозначающая полосы движения на перекрестках, отныне может быть и синей. Этим же цветом разрешается теперь обозначать границы парковочных мест.
Желтым теперь по ГОСТ разрешается обозначать зоны, где запрещен обгон.
Новая разметка на дорогах России, регламентируемая вступившим в действие 1 июня 2021 года новым ГОСТ, информативнее как раз из-за своего многообразия цветов. Но автомобилисты могут не торопиться учить, когда будет использоваться синяя разметка, а когда зеленая. Непосредственно линии будут такими же и означать будут то же, что и раньше, и здесь главное – это форма разметки.
А вот чему и правда следует уделить внимание, так это новым видам разметки.
Прежде всего, это пока не слишком распространенная, однако все более активно применяемая разметка «вафельница» (автолюбители в крупнейших городах с ней уже знакомы). Посредством данной разметки обозначается пересечение проезжих частей, на котором запрещается находиться во время запрещающего сигнала светофора.
Смысл данной разметки заключается в следующем: она препятствует возникновению заторов на перекрестках. Водитель, даже если подобная разметка отсутствует, не имеет права заезжать на перекресток, если там либо сразу за ним образовался затор. При смене фазы светофора с зеленой на красную автомобиль может остаться на перекрестке, в результате чего будет препятствовать движению с поперечного направления.
Подобное и без «вафельницы» было нарушением правил и наказывалось штрафом. Однако по факту подобные штрафы выносились очень нечасто.
«Вафельница» даст возможность для автоматизации данного процесса. Там, где она будет присутствовать, будут стоять также камеры фотофиксации нарушений, которые обнаружат нарушителей и автоматически выпишут им штрафы.
Еще одно новшество, про которое следует знать – разметка, обозначающая место/зону для разворота. Это будет стрелка на соответствующем знаке, что больше не будет путать автомобилистов. Поскольку в местах для разворота запрещается поворот налево, а разметка в подобных местах выполнялась как раз как стрелка влево. Естественно, что водители ориентируются на знаки, однако разметка нередко вводит в заблуждение.
Сейчас в местах для разворота разметка будет однозначно показывать, что в этом месте можно лишь разворачиваться, а поворачивать налево нельзя.
В точности сказать нельзя. Где-то она может появиться еще нескоро. Поскольку дорожные ГОСТ уже долгие годы носят рекомендуемый, добровольный характер. Что означает то, что новый ГОСТ – также некий ориентир для дорожных служб, но не обязанность.
Но даже в городах, где местные службы примут решение о применении нового ГОСТ сразу, его ввод потребует определенного времени.
Обычный пример того, как это делается в Москве (в прочих субъектах РФ процесс схожий):
- осуществляется подготовка проекта организации движения,
- проект утверждает транспортный департамент,
- проект направляется в департамент ЖКХ,
- департамент ЖКХ направляет проект исполнителям – дорожным службам,
- новая разметка наносится в период проведения плановых работ.
Следовательно, не обязательно в 2021 году новая разметка появится в России. Исключая, естественно, «вафельницы», позволяющие пополнять бюджет оплаченными штрафами.
Новые виды разметки с 1 июня 2021 года
А вот на что действительно стоит обратить внимание, это на новые виды разметки.
Во-первых, это пока мало кому знакомая на практике, но все более активно внедряемая разметка “вафельница” (водители самых крупных городов страны с ней уже знакомы). С помощью этой разметки обозначается пересечение проезжих частей, на котором нельзя находиться во время запрещающей фазы светофора.
Суть этой разметки в том, что она препятствует образованию заторов на перекрестках. Водитель, даже если такой разметки нет, не должен выезжать на перекресток, если на нем или сразу за ним стоит пробка. При смене сигнала светофора с зеленого на красный водитель автомобиль водителя может остаться на перекрестке. чем помешает движению с поперечного направления.
Это и без разметки “вафельницы” считалось нарушением ПДД и каралось штрафом. Но на практике такие штрафы выписывались крайне редко.
Разметка “вафельница” позволит автоматизировать этот процесс. Там, где она будет наноситься, чаще всего будут устанавливать и камеры фотофиксации нарушений, которые будут обнаруживать нарушителей и автоматически выписывать им штрафы.
Вторая новинка, о которой нужно знать — разметка, которая обозначает место или зону для разворота. Она будет выглядеть как стрелка на соответствующем знаке и перестанет запутывать водителей. Дело в том, что в местах для разворота запрещен поворот налево, но разметка в таких местах выполнялась именно как стрелка влево. Разумеется, водители должны ориентироваться на знаки, но разметка часто вводит в таких ситуациях в заблуждение.
Теперь в местах для разворота разметка будет однозначно указывать на то, что в данном месте разрешается только разворачиваться, но поворот налево невозможен.
«Вафельница» и станция зарядки
Кроме этого, будут введены несколько новых знаков, которые будут наноситься на асфальт. В частности, речь идет о знаке, который будет обозначать станцию зарядки для электромобилей, а также разметка типа «вафельница». Это зона, на которую запрещается въезд при заторе на перекрестке. Кстати, именно эта разметка уже используется в российской столице как эксперимент, а новый ГОСТ ее просто легализует. Кроме этого, стандартом впервые предусмотрена стрелка, которая обозначает зону разворота, в старой версии ГОСТа ее не было (были только стрелки поворотные).
Когда новая дорожная разметка распространится повсеместно
Точно сказать невозможно. В некоторых городах она может появиться очень нескоро. Все дело в том, что дорожные ГОСТ в течение многих лет имеют рекомендуемый, или добровольный характер. Это значит, что и новый ГОСТ является для дорожных служб определенным ориентиром, но они не обязаны на него равняться.
Но даже там, где городские службы решат использовать новый ГОСТ прямо сейчас, его внедрение затянется на некоторое время из-за особенностей бюрократии в стране.
Простой пример того, как это происходит в Москве (в других регионах процедура будет похожей):
- ведется подготовка проекта организации движения,
- проект утверждается департаментом транспорта,
- проект направляют в департамент ЖКХ,
- департамент ЖКХ спускает проект исполнителям — непосредственно в дорожные службы,
- новая разметка наносится во время плановых работ.
Таким образом, не факт, что в 2021 году новая разметка вообще появится на дорогах России. За исключением, конечно же, “вафельницы”, которая помогает пополнять бюджет за счет штрафов.
Юридические формальности и реальность
Новый дорожный регламент формально вступает в силу с 1 июня, но действующее распоряжение правительства России от 4 ноября ссылается на старый ГОСТ. Аналогичная ссылка на этот же старый ГОСТ содержится в действующих Правилах дорожного движения. Таким образом, возникает очевидное противоречие между различными нормативными документами. Чиновники заявляют, что до устранения всех этих юридических коллизий допускается использование как старых, так и новых видов дорожной разметки.
Кроме того, существует множество препятствий административного и технического характера, которые замедляют применение нового ГОСТа. Например, в Москве соответствующие изменения должны быть утверждены в городских департаментах транспорта и ЖКХ. Только после этого необходимые распоряжения будут переданы исполнителю (ГБУ «Автомобильные дороги»). Эта организация, в свою очередь, будет наносить новую разметку на столичные магистрали по мере плановой замены асфальтового покрытия. В других регионах страны ситуация еще сложнее. Можно предположить, что процесс затянется на несколько месяцев или даже лет.
Не пропустите: Какой минимальный размер пенсии в Московской области?
Новые цвета
Сейчас разметка на дороге может быть четырех цветов: белого, желтого, оранжевого или черного (на так называемой «вертикальной» разметке, например, на столбиках, опорах мостов и пр). Новый стандарт добавляет сразу три новых цвета разметки:
- красный;
- зеленый;
- синий.
Скорее всего, первые два будут использовать для дублирования дорожных знаков. А вот синий цвет положен для разметки 1.7, которая обозначает границы полос движения в пределах перекрестка.
Кроме того, новый ГОСТ позволяет использовать желтый цвет для самой популярной разметки на дорогах (сплошная, прерывистая и пр.) — предполагается, что разметка желтого цвета будет лучше видна в зимнее время, когда на дорогах может быть снег.
Остановка общественного транспорта
1.17
1.17.2
Сейчас остановки общественного транспорта обозначаются разметкой 1.17, которая представляет собой изломанную линию желтого цвета, идущую параллельно тротуару. Новая разметка с индексом 1.17.2 будет также выглядеть как изломанная линия, но ее начнут наносить перпендикулярно тротуару. В зоне действия разметки нельзя будет парковаться (разрешена только остановка для посадки или высадки пассажиров, да и то если не создается помех для общественного транспорта).
С 1 июня 2021 года в России вступит в силу новый ГОСТ на дорожную разметку. Он вносит существенные изменения в уже принятые стандарты. В частности, помимо привычных белых и желтых линий появится разметка синего цвета.
С 1 июня 2021 года вступает в силу документ под названием «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», предусматривающий новый ГОСТ на дорожную разметку. Рассмотрим основные изменения.
Разметка синего цвета
Одно из самых главных новшеств — разметка синего цвета. Ею предлагается выполнять элементы, которые меньше всего влияют на безопасность — линии движения на перекрестках, места парковки и т.д.
Разметка желтого цвета
А вот наиболее опасные места наряду с белой предлагается выполнять и разметкой желтого цвета. Речь идет, к примеру, о сплошной линии в зонах запрета обгона или выезда на встречную полосу. Предполагается, что желтые линии лучше видны для водителя, особенно зимой.
Другие требования к разметке
В новом ГОСТе прописано применение и других новых видов разметки:
- «вафельная» разметка, запрещающая остановку на перекрестке;
- обозначение мест для зарядки электромобилей;
- стрелка, обозначающая разворот (ранее применялась разметка для обозначения только поворота);
- два новых вида пешеходных переходов.
Когда новая разметка появится на дорогах?
Самое интересное — что данный документ вводит новые требования к разметке, но не регламентирует их применение, сообщает Avtospravochnaya.com. Чтобы начать использовать ее на дорогах, все эти изменения должны быть прописаны в тексте ПДД, согласно которым обязан действовать водитель. Если в ПДД новой разметки нет — то водитель не обязан руководствоваться ее требованиями. А сейчас действующий текст ПДД вообще ссылается на предыдущий ГОСТ по разметке. Поэтому, в ближайшее время разметка на дорогах вряд ли поменяется.
Что говорят в Федерации автовладельцев
В разговоре с RT руководитель ФАР (Федерация автовладельцев России) Сергей Канаев дал комментарий по поводу новых разметок синего и желтого цветов. Он напомнил, что такой разметкой уже давно пользуются в Европе, но ее назначение не всегда одинаковое.
«Что касается российских дорог и водителей, то здесь самая главная задача – дать максимум информации о том, что ждет автовладельцев впереди. Сама эта разница между желтым и синим цветами как раз очевидна, чтобы водители не запутались. Цвета контрастные», – отмечает Канаев. Он отметил, что желтый обозначает запрет, а синий обозначает момент, когда водитель приближается к определенному участку дороги, на котором стоит быть более внимательным. «То, что сделано в Росстандарте, будет востребовано водителями», – считает эксперт.
Новая дорожная разметка
Остановка трамвая
Новая разновидность разметки 1.17, обозначающей места остановки маршрутных транспортных средств.
Остановки безрельсовых транспортных средств обозначаются разметкой 1.17.1 — новый номер разметки 1.17, для трамвайных остановок при расположении путей в центре дороги добавлена разметка 1.17.2. Наносится на проезжей части с обоих сторон, имеет ширину и шаг 1 метр. На сегодняшний день отсутствует в Правилах дорожного движения.
Вафельница
Новый тип дорожной разметки 1.26, уже получивший неофициальное название «Вафельница».
1.26 (цвет — жёлтый) — обозначает участок перекрёстка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.
В Правила дорожного движения вносится с 28 апреля 2021 года.
Разворот
Добавлено изображение разметки 1.18, обозначающее полосу для разворота.