Москва, 26.05.2021, 15:03:36, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Екатерина Литвинчик.
Для того, чтобы регулировать отношения между пешеходами и участниками дорожного движения на транспортных средствах, был разработан ряд новых норм, позволяющих снизить количество смертей на дорогах. Многие автоинструкторы при обучении водителей всегда твердят о том, что пешеход, который находится на дороге, всегда имеет определенные преимущества, и его обязательно нужно пропускать. На самом деле, это не совсем верная трактовка для законов, которые действуют на территории страны сейчас.
Штраф за непропуск пешехода в 2021 году
Рассмотрим статью 12.18 КоАП:
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2021 году размер штрафа составляет 1500 — 2500 рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:
Таблица штрафов ГИБДД
Перестроение на пешеходном переходе: ПДД
Чтобы дать однозначный ответ на вопрос о том, можно ли перестраиваться на «зебре», нужно сначала вспомнить основные термины, связанные с выполнением такого манёвра.
Знаете ли вы? В Индии безусловным преимуществом перехода через проезжую часть наделены коровы — водители автомобилей обязаны пропускать их при любых условиях, т. к. это животное считается священным.
Перестроением называется выезд автомобиля из занимаемого на дороге ряда с сохранением первоначального направления движения, т. е. этот манёвр подразумевает смену текущей полосы. Обычно водители перестраиваются в другой ряд для совершения поворота или обгона другого транспортного средства, которое движется с ними в одном направлении по одной и той же проезжей части.
Пешеходный переход — это участок проезжей части, который особым образом обустроен для передвижения пешеходов. Обычно он обозначен стандартной разметкой на асфальте или дорожными знаками, а также может иметь светофор.
В новых правилах дорожного движения отсутствует запрет на выполнение манёвра перестроения в области пешеходного перехода, т. е. по умолчанию они разрешают водителям выполнять такое действие. Но в некоторых случаях оно может привести к нарушениям других правил или создать аварийную ситуацию на дороге. Например, некоторые водители путают перестроение авто с обгоном, который подразумевает выезд машины на полосу встречного движения транспорта.
Если автомобилист решил перестроиться в другой ряд на «зебре», ему нужно выполнить такие обязательные действия:
- снизить скорость езды;
- включить поворотник (даже при видимом отсутствии на дороге других машин или пешеходов);
- адекватно оценить скорость и траекторию перемещения других авто и пешеходов, а также учесть расстояние до них;
- убедиться в отсутствии сплошной линии на дороге или иных препятствий для выполнения перестроения;
- осуществить манёвр на средней скорости, без замедления или ускорения.
Важно! Согласно ПДД, автомобилям не запрещено двигаться в 2 ряда в пределах границ одной размеченной полосы, поэтому в такой ситуации выезд из текущего ряда в пределах одной полосы также считается перестроением.
Подробней о перестроении авто на нерегулируемом и регулируемом пешеходном переходе — далее в статье.
Видео: техника перестроения автомобиля
Нерегулируемый пешеходный переход
Нерегулируемые пешеходные переходы обычно встречаются на узких улицах с неоживлённым потоком транспорта и характеризуются особой разметкой на проезжей части, а возле них установлены предупреждающие и ограничивающие знаки для автомобилистов.
На подобном участке могут присутствовать такие характерные элементы:
- светофор, находящийся в режиме мигающего жёлтого сигнала;
- разметка на асфальтном покрытии дороги, состоящая из чередующихся полос белого и оранжевого цветов;
- световозвращающая окантовка дорожного знака, уведомляющего автомобилистов о наличии «зебры»;
- яркие источники освещения в тёмное время суток;
- дублирующий знак о наличии пешеходного перехода, размещённый над полосой движения транспорта;
- мигающие огни жёлтого цвета;
- искусственно созданная небольшая возвышенность на дороге, принуждающая водителя уменьшить скорость езды («лежачий полицейский»);
- несколько шумовых полос на поверхности проезжей части — интервал между ними сокращается по мере уменьшения расстояния до участка.
Перестроение на нерегулируемом пешеходном переходе не запрещается.
Но для личной безопасности и с целью избежания штрафа водителю при выполнении такого манёвра нужно соблюдать несколько правил, описанных в ПДД:
- перед таким участком водителю предписано замедлить движение своей машины и проявить повышенную внимательность;
- если на «зебре» находятся пешеходы, то все автомобили в обязательном порядке должны остановиться;
- даже если пешеходы только вступили на проезжую часть (трамвайные пути) в зоне нерегулируемого перехода, то автомобилист должен плавно остановить машину и пропустить их;
- при пересечении такого участка водителю запрещено выезжать на полосу встречного движения, двигаться задним ходом или останавливаться непосредственно на «зебре»;
- водителю авто нужно обязательно сбросить скорость или полностью остановиться, если движущиеся с ним в попутном направлении машины сделали одно из этих действий перед нерегулируемым переходом.
Рекомендуем для прочтения:
- Где разрешен разворот, правила выполнения маневра
- Можно ли парковаться на полукруге
- Движение с прицепом на легковом автомобиле
- Что такое пересечение проезжих частей на перекрёстке
- Пропуск автобуса по правилам дорожного движения
На нерегулируемом пешеходном переходе автомобилист вынужден одновременно учитывать многие факторы, поэтому его внимание рассеивается на пешеходов, дорожные знаки, оценку скорости и траектории перемещения других машин. Для снижения риска возникновения аварии не рекомендуется перестраиваться в другой ряд на таком участке.
Видео: нерегулируемый пешеходный переход
Регулируемый пешеходный переход
Главный признак регулируемого пешеходного перехода — исправно функционирующий светофор, который переключает световые сигналы в штатном режиме. Такие участки обычно обустраивают на перекрёстках или широких улицах с большим потоком машин и пешеходов. Светофор при этом может работать «на автомате» или переключаться вручную при помощи особой кнопки, предусмотренной для остановки пешеходом непрерывного потока транспорта.
При поломке светофора регулировать перемещение авто и людей на таких оживлённых участках должен регулировщик. Согласно действующим ПДД, автомобилисту не запрещается выполнять перестроение в другой ряд на регулируемом пешеходном переходе.
Важно! Независимо от наличия светофора и цвета, который он показывает, водителю запрещается выезд на «зебру», если сразу за ней образовалась «пробка» из других автомобилей.
Но при выполнении такого манёвра водитель машины обязан придерживаться ряда правил:
- проезд через такую «зебру» разрешён только на зелёный сигнал светофора;
- если люди начали движение через переход на зелёный сигнал пешеходного светофора, но не успели пересечь участок до включения красного света, то водителю нужно уступить им дорогу, чтобы они закончили свою траекторию движения должным образом;
- если во время перестроения траектории движения авто и пешехода совпадают, то уступить путь должен водитель;
- во время манёвра запрещено выезжать на полосу встречного движения, останавливаться непосредственно в области пешеходного перехода или двигаться задним ходом;
- в процессе смены текущего ряда движения нужно пропустить все машины, движущиеся в попутную сторону без изменения траектории движения;
- если манёвр перестроения выполняется одновременно несколькими автомобилями, едущими в одном направлении, то необходимо пропустить машину, едущую справа.
Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество
На пешеходном переходе
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, — это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:
Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.
При повороте на перекрестке
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:
Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:
- на перекрестке нет разметки перехода;
- водитель едет по главной дороге;
- водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
- пешеходу горит красный сигнал светофора.
Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, — это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.
При въезде и выезде с прилегающей территории
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Слепые пешеходы во всех случаях
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
По пути к общественному транспорту
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:
- На остановке общественного транспорта.
- Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
- Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.
Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.
С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.
На обочине
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Ну и еще одна ситуация — это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.
В каком случае исчезает преимущество пешехода при пересечении дороги?
В 2021 году вступили в силу нововведения в правилах дорожного движения, которые находятся в пункте 14.3. В новой редакции документа звучит формулировка «Уступи дорогу». Ранее водитель должен был пропускать пешехода — это абсолютно разные понятия. Теперь водитель, которой передвигается по автомобильным дорогам страны, заранее просчитывает траекторию движения пешехода, и предоставляет ему дорогу, даже если он не находится на дорожном полотне, и наоборот. Когда пешеход уже перемешается по «зебре», но находится далеко от транспортного средства, водитель может не останавливаться. Когда пешеход находится возле перехода, и, например, разговаривает по мобильному устройству, водитель может беспрепятственно продолжать движение.
В силу вступает новое правило, которое предусматривает остановку возле перехода в том случае, если один из участников движения притормозил. Зачастую возникают ситуации, когда один автомобиль пропускает пешехода, а другой продолжает движение. Из-за того, что транспорт остановился, водитель на соседней полосе не видит пешехода, и происходят наезды.