Почему использовать телефон за рулем опасно
Снижает внимание. Чтобы перефокусировать внимание с дороги на телефон, требуется большая работа мозга. Для пожилых или уставших водителей смена фокуса может закончиться аварией. Это выяснили эксперты Королевского общества по предотвращению несчастных случаев Англии (RoSPA).
Замедляет реакцию. ГИБДД говорит, что использование телефона замедляет реакцию на 3 секунды. За это время машина проезжает почти 50 метров. На этой дистанции водитель может встретить любую преграду: от пешехода до многотонной фуры.
Увеличивает смертность. В Японии на дорогах стало гибнуть на 20% меньше людей после того, как приняли закон о запрете использования телефонов во время вождения. Количество пострадавших также упало — на 53,3%. Это данные того же исследования RoSPA.
В чём опасность разговоров по смартфону во время движения
Вполне очевидно, что основной фактор, вполне реально влияющий на увеличение аварийности при использовании сотовых телефонов – это отвлечение внимания от слежения за дорожной ситуацией.
В действительности изучению этой проблемы посвящено немало исследований, проведенных и проводимых в разных странах. Некоторые статистические данные выглядят немного абстрактно, другие говорят сами за себя. Подсчитано, что всего час разговоров за рулём на протяжении месяца (это примерно по две минуты ежедневно) увеличивает вероятность попадания в ДТП впятеро. Это – очень весомый, просто ужасающий показатель.
Ещё хуже обстоят дела с отправкой СМС, независимо от типа используемого мессенджера, будь то Скайп, Телеграм, Аська или популярная соцсеть. Водители, которые изучают содержимое экрана своего мобильного гаджета, тем самым существенно (на 30-80%) сокращают способность визуального сканирования участка дороги перед автомобилем, что часто становится причиной съезда с занимаемой полосы движения со всеми вытекающими последствиями.
В дополнение к тому, что вы время от времени отвлекаете взгляд от дороги на телефон, существует и другая опасность – вождение машины одной рукой. Особенно это опасно на авто, оснащённых механической трансмиссией, поскольку водители вынуждены переключать передачи той же рукой, которая лежит на рулевом колесе. Понятно, что в случае возникновения нештатных ситуаций водитель просто не успеет выполнить манёвр – одной рукой активно вращать рулевое колесо не получится, даже если у вас имеются цирковые навыки.
Наконец, имеется и третья причина, почему разговаривать по телефону за рулем смертельно опасно. Дело в том, что сам разговор может оказаться настолько важным, что будет отвлекать ваше внимание от всего, что происходит на дороге. Опытные водители утверждают, что они управляют машиной, будучи расслабленными, оценивая дорожную ситуацию «шестым чувством». На самом деле это не совсем так – сосредоточенность присутствует, даже если находящемуся за рулём кажется, что он спокоен и расслаблен. Это называется «когнитивным вниманием». Но проблема в том, что для большинства водителей оценка быстро изменяющейся дорожной ситуации требует постоянной и напряжённой работы мозга, который производит анализ обстановки в режиме реального времени. А если часть вашего внимания будет отвлечена разговором, правильность обработки мозгом визуальной информации нарушается. И это тоже может стать причиной возникновения нештатных ситуаций с очень серьёзными последствиями.
Чтобы не быть голословным, приведём результаты исследований, выполненных доктором Марселом Джастом, представляющим Университет Карнеги Мэллон. Он использовал автомобильный симулятор, в котором участникам эксперимента предлагалась езда по сложному маршруту с большим числом поворотов и перекрёстков. Вторая часть исследования заключалась в выполнении двойной задачи – проезде того же маршрута и ответе на высказывания, имитирующие телефонный разговор. Деятельность мозга «подопытных» контролировалась с помощью МРТ-сканнера. Как и следовало ожидать, выполнение второго тестового задания по сравнению с контрольным оказалось гораздо хуже – процент выезда за занимаемую полосу движения оказался значительным.
Данные томографии помогли учёным интерпретировать это явление. Оказалось, что в контрольном заезде наибольшая активность была зафиксирована в теменном участке мозга, ответственном за пространственную обработку визуальных сигналов, идущих от глаз. При выполнении второго, более сложного задания, красные участки частично сместились в височные области, отвечающие за обработку звуковых сигналов. Разумеется, за счет уменьшения активности темечковой области. Это доказывает, что возможности мозга среднестатистического гражданина не беспредельны, и отвлечение внимания на телефонный разговор непосредственно влияет на способность обрабатывать визуальные данные, что критично при такой деятельности, как вождение автомобиля.
Множество аналогичных исследований доказывает, что главная опасность использования мобильных гаджетов за рулём – уменьшение сосредоточенности вследствие отвлечения внимания на разговор. Это, кстати, свидетельство того, что использование гарнитуры не решает всех проблем – да, рука освобождается, но сам разговор остается тем фактором, который может повлиять на принятие важных решений по управлению машиной. К сожалению, данный факт является неочевидным, и потому в большинстве стран, где имеется запрет на использование телефонов с помощью рук, разговоры посредством задействования гарнитуры разрешены.
Но лучше хоть что-нибудь, чем вообще ничего. Остаётся надеяться, что агрессивная социальная реклама возымеет действие, и те водители, которые склонны к дисциплинированности за рулём, по крайней мере начнут использовать гарнитуру. Разумеется, это лучше, чем держать сотовый в одной руке, время от времени поправляя его другой. Но гарнитура даёт ложное чувство безопасности, особенно по отношению к соблюдению правовых норм.
Адепты гарнитурных телефонных разговоров утверждают, что они настолько же опасны, как и беседы с пассажирами. Такое утверждение тоже далеко от истины. Дело в том, что пассажиры, поддерживая разговор с водителем, тоже имеют возможность наблюдать за дорожной обстановкой. Согласно наблюдениям, они делают это осознанно, даже если до начала разговора за дорогой не следили. И в случае проезда потенциально опасных участков (обгон, выполнение поворота налево проезд перекрёстка) обычно разговор прерывается, пока водитель не завершит манёвр.
Удалённый собеседник не в курсе того, что творится перед автомобилем, продолжая беседу и в моменты, требующие повышенной концентрации внимания со стороны водителя. Такое рассредоточение внимания в самые неподходящие моменты очень опасно и может стать причиной возникновения ДТП.
Как можно использовать мобильный телефон за рулём
Проводная гарнитура. Это обычные проводные наушники с микрофоном. Штекер наушников вставляется в аудиоразъем телефона, и можно разговаривать. Настройки телефона позволяют сделать «автоответ» — когда зазвонит телефон, через 3 или 5 секунд аппарат сам «отвечает» на звонок. Нажимать ничего не нужно.
Режим громкой связи. Если под рукой нет гарнитуры, а отпускать руль ради звонка не хочется, можно включить громкую связь и положить телефон на панель машины. Чтобы при маневрах телефон не скользил по панели или не упал, водители кладут на панель резиновый коврик.
Беспроводная гарнитура. Голос собеседника передается через Bluetooth — это цифровой канал связи, типа Wi-Fi, только работает не дальше 10 метров. Бывает, что версии Bluetooth у телефона и гарнитуры разные — тогда качества связи может быть плохим. Перед покупкой уточните у консультанта версию Bluetooth на гарнитуре и сверьте ее с версией на телефоне.
Мультимедийная система машины со встроенным Bluetooth. Почти во всех современных авто можно подключить телефон к мультимедийной системе. Для этого включите Bluetooth на телефоне — устройство покажет ближайшие аппараты, у которых также активирована связь через этот канал. Выберите из списка нужный пункт — часто это название марки или модели машины.
Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами. Источник: ozon.ru
Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле. Источник: ozon.ru
Пример подключения к системе Лады Весты
Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона
Как сотрудники ГИБДД фиксируют правонарушение
Фото- и видеофиксация нарушения. Если инспектору удалось заснять, как водитель во время езды говорит по телефону, это послужит доказательством нарушения.
Показания свидетелей. Если водитель попал в ДТП и перед столкновением свидетели заметили, как тот говорил по телефону, это может стать отягчающим обстоятельством. Вина водителя будет доказана, и он будет платить пострадавшим за имущественный и физический вред.
Через компанию сотовой связи. Сотрудники полиции могут запросить детализацию разговоров у мобильного оператора. Это список звонков за определенный период, например, за сутки. Эту меру сотрудники полиции используют, если нужно доказать вину водителя в суде. Обычно в суде разбирают серьезные нарушения: пьяную езду или ДТП со смертельным исходом пострадавших.
Александр Торвард, автоюристЭти штрафы выписывают крайне редко — только когда идет «штрафная кампания». Инспекторы штрафуют по статье за мобильный за рулем почти всегда, когда есть «разнарядка» на такой штраф. Например, 5 000 штрафов до конца года. Точно так же пешеходов штрафуют за пересечение дороги в неположенном месте, только если необходимо выполнить план.
Запомнить
- Штраф за использование телефона за рулем авто — 1 500 рублей.
- Чтобы не получить штраф, используйте гарнитуру или мультимедийную систему авто, чтобы обе руки были на руле.
- Чтобы не отвлекаться от дороги, лучше остановиться и продолжить разговор после этого.
- Сотрудник ГИБДД может выписать штраф на основании фото- или видеоматериалов, показаний свидетелей или с помощью детализации звонков водителя.
- Такие штрафы выписывают редко, но они возможны, если ГИБДД нужно выполнить план.
Все статьи автора: Евгений Леснов
За что могут выписать штраф
Нарушением считаются любые действия с телефоном, при которых водитель держит устройство в руках. Сюда в равной мере относятся:
- разговоры по мобильному;
- написание СМС или сообщений в мессенджерах;
- игры;
- просмотр видео;
- поиск информации в интернете.
Любое из этих действий отвлекает водителя от дороги и может спровоцировать ДТП. Важно понимать, что запрет на пользование телефоном в пути – это не прихоть инспектора, а базовое требование безопасности.
Правило зафиксировано в ПДД (пункт 2.7):
Наказание за его нарушение оговорено в КоАП РФ (ст. 12.36.1):
Несмотря на возможность вольно трактовать формулировку закона, в случае нарушения водителю будет выписан штраф в размере 1500 рублей. Если оплатить его в течение 20 дней после оформления протокола, можно получить скидку 50%.