Знак «Пешеходный переход» (5.19) обозначает то место на проезжей части, по которому люди могут переходить на другую сторону улицы. Водители должны снижать скорость или останавливаться, чтобы пропускать их.
Значение и функции
Знак существует в двух вариантах: на одном человек движется налево (5.19.1), на другом направо (5.19.2). Обычно они располагаются рядом, на противоположных сторонах дороги, выделяя отведённый для перехода участок.
Чаще всего между ними находится зебра.
Предназначенный для пешеходов участок может быть регулируемым, то есть со светофором, либо нерегулируемым.
Если рядом расположен светофор (автоматический или снабжённый кнопками), то переход пешеходов должен осуществляться только тогда, когда для них горит зелёный свет. Если человек не успел дойти до противоположной стороны дороги после смены сигнала, водители должны подождать, пока зебра полностью не освободится.
Отсутствие светофора позволяет людям проходить между знаками в любое время. Обычно нерегулируемый вариант используется, если на данном участке небольшой поток машин.
Если светофор есть, но он перестал работать, то согласно ПДД п.14.1. преимущество получают пешеходы. Если человек хотя бы одной ногой наступил на зебру, его следует пропустить.
Прежде правила позволяли совершать обгон на зебре, если на ней не было пешеходов, но сейчас это запрещено. На данном участке нельзя также разворачиваться и ехать задним ходом.
На расстоянии до 5 м от знаков запрещены остановка и парковка.
Водители скутеров и велосипедисты должны переходить разметку пешком, вручную передвигая транспорт.
Это интересно: Ремонт и замена замка зажигания: 10 полезных советов
Что такое пешеходный переход
Пешеходный переход — это участок (пролегающий через трамвайные пути и проезжую часть), выделенный для движения пешеходов через дорогу. Он обозначается дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2, а также специальной разметкой («зеброй») 1.14.1 и 1.14.2. Как правило, разметка и знак используются в сочетании, но могут быть установлены и по отдельности. Важно, что пешеходный переход всегда обозначается: если на дороге нет ни знаков, ни разметки, то на данном участке не предусмотрен переход пешеходов.
Пешеходом является участник, который находится вне транспортного средства, то есть передвигается пешком или на оборудовании, которое приравнивается к пешему движению (например, на инвалидной коляске).
Водитель — это лицо, управляющее любым транспортным средством (в том числе гужевой повозкой и погонщик скота), а также человек, обучающий вождению (инструктор автошколы).
Какие основные правила для водителей и пешеходов
У водителей и пешеходов есть обязанности. Водитель обязан:
- Предоставлять преимущество движения пешим гражданам на нерегулируемых пешеходных переходах.
- На регулируемых участках уступать дорогу пешеходам, если им разрешено движение. При этом, если кто-то не успел закончить переход и загорелся красный свет, то водитель (имеющий преимущество и разрешение на движение) должен подождать и дать закончить переход.
- Не занимать «зебру», не останавливаться на ней, не ездить задом и не заезжать за знаки 5.19.1 и 5.19.2 во время предоставления движения пешеходам.
- Уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
- В любом месте проезжей части пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
Пешеход обязан:
- Переходить дорогу по пешеходному переходу только на разрешающий сигнал светофора (регулировщика), если перекресток регулируемый. Если участок не регулируется, то совершать переход нужно только после полного убеждения в том, что водители транспорта заметили пешехода и готовы уступить дорогу. При отсутствии пешеходного светофора нужно руководствоваться указаниями транспортного средства.
- Если отсутствует оборудованный переход, то можно переходить проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а также под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
- Выйдя на проезжую часть, не нужно задерживаться на «зебре», если остановка не обусловлена экстренной ситуацией.
- Если пеший гражданин совершает переход через дорогу, пролегающую вне населенного пункта, то он должен иметь на одежде светоотражатели.
- Если во время перехода пешеход заметил, что в его направлении движется транспортное средство с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом, то он должен незамедлительно вернуться на тротуар и пропустить это ТС.
ВАЖНО! Пешеходы должны учитывать, что на некоторых участках их может быть плохо видно (например, из-за сугроба или растительности). В целях личной безопасности не стоит резко менять траекторию движения и выходить на дорогу, предварительно не убедившись, что водители автомобилей уступают.
Требования к установке
Правила предусматривают следующие требования к расположению и внешнему виду знака 5.19:
- он должен иметь жёлтую окантовку;
- по обеим сторонам участка должны быть установлены лежачие полицейские (иногда их количество может доходить до 4 — 5);
- в тёмное время суток место перехода должно быть хорошо освещено;
- зебра должна состоять из белых и жёлтых линий, чередующихся между собой;
- в некоторых случаях используется световая анимация (мигающие жёлтые лампы);
- возможно дополнительное использование шумовых полос (то есть искусственно созданных неровных участков).
Основные разновидности
Существует несколько видов данного знака.
Наземные
Это наиболее распространённый вид знаков пешеходного перехода – их устанавливают возле дороги, дополняют зеброй и иногда светофором. Все вышеперечисленные правила перехода относятся именно к ним.
Подземные
Пешеходные переходы могут быть выполнены в виде подземных туннелей. Обычно их располагают под железнодорожными переездами или оживлёнными автомагистралями с несколькими полосами. Нередко такие переходы совмещены со входом в метро.
Сам знак в этом случае выглядит как человек, опускающийся по ступенькам. В ГОСТе он обозначен номером 6.6.
Спуски всё чаще оборудуют пандусами для инвалидов, велосипедистов, а также пешеходов с детскими колясками или тележками.
На ночь подземные переходы иногда закрывают.
Надземные
Второе название – «внеуличные коридоры». Эти переходы имеют форму мостов, расположенных над широкой дорогой или железнодорожными путями.
Это интересно: Обзор и характеристики новой Audi Q7
Они обходятся дешевле, чем подземные, к тому же не требуют дополнительных коммуникаций. В то же время необходим точный расчёт высоты: под низкой конструкцией не смогут проехать крупногабаритные грузовики, слишком высокая обойдётся неоправданно дорого.
Знак надземного перехода выполнен в виде поднимающегося по ступенькам человека и обозначен 6.7.
Хотя строительство тоннелей и мостов стоит дорого, они неизмеримо безопаснее для пешеходов, к тому же разгружают движение на трассе.
Движение пешеходов, если нет перехода
В правилах ДД оговорено, что переходить трассу можно только в специально предназначенных местах – по надземным или подземным переходам.
Если же знак пешеходный переход или размеченные линии отсутствуют, трассу можно пересекать около обочины или тротуара. Согласно правилам, зона видимости пешеходного перехода в метрах должна быть не менее 150. Однако это величина не фиксированная и может определяться пешеходом самостоятельно.
- Фейсбук
- Гугл+
- ЖЖ
- Blogger
Перейти проезжий участок можно только в хорошо просматриваемом месте и только под ровным углом.
Категорически запрещено пересекать место, где есть заграждения или разделительная полоса.
В темное время суток рекомендуется надеть куртку или повязать на руки повязки со светоотражающими элементами, чтобы водитель мог вовремя увидеть пешехода и предпринять действия по снижению скорости.
- Фейсбук
- Гугл+
- ЖЖ
- Blogger
Чем грозит нарушение?
Согласно статье 12.18 КоАП, если водитель не пропустил пешехода на нерегулируемом участке, наказанием будет штраф 1,5 тысячи рублей.
Если нарушение произошло на участке со светофором, то водитель, впервые проехавший на красный свет, будет оштрафован на сумму 1 тысяча рублей. При вторичном нарушении штраф составляет 5 тысячи рублей, при этом водитель лишается прав на срок от 4 до 6 месяцев.
За разворот на пешеходном переходе или движение по нему задним ходом грозит штраф 500 рублей (статья 12.14 КоАП ч. 2).
Пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте, также должен будет выплатить штраф в размере 500 рублей.
Когда в зоне видимости оказывается знак пешеходного перехода, следует соблюдать особую осторожность и выполнять все предписанные правила – это поможет избежать как крупного штрафа, так и настоящей трагедии.
«Зебра» без полос
Из более чем 46 тысяч пешеходных переходов 15 тысяч не соответствуют техническим нормам безопасности дорожного движения. На 4 тысячах переходах практически нет дорожной разметки, знаки установлены не по правилам или не соответствуют ГОСТу.
Сотрудники Госавтоинспекции насчитали около 12 тысяч переходов, на которых нет пешеходных ограждений, отсутствует искусственное освещение, не организованы тротуары и пешеходные дорожки. А также отсутствуют светофоры на многополосной дороге. Про необходимость оборудовать пешеходные переходы светофорами, если пересекать приходится более двух полос, говорилось давно. Потому что именно на таких переходах пешеходы чаще попадают под колеса. Это своеобразная ловушка. Однако, как видно, даже около школ местные власти не могут навести порядок.
Эта ситуация, как утверждают в ГИБДД, не меняется уже больше года. С начала года выдано 18 тысяч предписаний, из них каждое второе юрлицам. За невыполнение в срок предписаний возбуждено около 700 дел в отношении должностных лиц и 800 дел в отношении юридических лиц. За несоблюдение требований по безопасности дорожного движения при содержании пешеходных переходов возбуждено 5,5 тысячи дел в отношении должностных лиц. В прокуратуру направлено более тысячи материалов о бездействии ответственных за содержание дорог лиц.
Напомним, что требования ГОСТ по пешеходным переходам изменились довольно давно. Так, например, «зебра» должна быть уже не черно-белой, а желто-белой. Знаки «пешеходный переход» должны быть в рамке желтого цвета, при этом должны быть с двух сторон от столба. Переход ночью требуется освещать или выделять подсветкой. Вдоль дорог необходимо установить ограждения, чтобы ретивый пешеход не выскочил на дорогу в неположенном месте.
За шесть месяцев на пешеходных переходах погибло 465 человек. На «зебрах» произошло более 8,5 тысячи наездов
Надо сказать, что количество наездов на пешеходов за 6 месяцев этого года сократилось почти на 8 процентов и составило 25 776 случаев. А количество наездов на пешеходных переходах снизилось почти на 6 процентов и составило 8672. Тем не менее за эти 6 месяцев на пешеходных переходах погибли 465 человек. Это почти на 17 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Отчасти такому сокращению способствовали новые способы сделать переходы заметнее, а пешеходов защищеннее.
Так, например, в регионах перед переходами стали наносить перпендикулярные полосы разметки. Чем ближе к переходу, тем они чаще. Автомобиль на них не подлетает, но создается некий дискомфорт, как будто по шпалам едешь. Впрочем, в Европе, да и в Китае принято наносить перед переходами шумовые полосы. Проезжаешь по ней, и в салоне раздается гул. Это более эффективное средство. Ведь при нынешнем качестве наших дорог, ощущение, что едешь по шпалам не пропадает, даже если никакого пешеходного перехода нет и поблизости.
Не раз предлагалась идея не укладывать перед переходом «лежачих полицейских», а сам переход приподнимать немного над дорогой. Тогда и препятствие будет заметнее, и водитель волей неволей скинет скорость.
Впрочем стоит напомнить и о некоторых экзотических идеях. Например, в некоторых странах зебру рисуют в формате 3D. Создается ощущение, что над асфальтом висят шпалы. Хотя асфальт абсолютно ровный. Но это тоже не для наших водителей. Они быстро привыкнут к нововведению и даже притормаживать не будут.
Из забавных, но не применимых на практике технологий, можно вспомнить и переход со световым экраном. Когда машина приближается к нему, у водителя создается ощущение будто он едет в стену. Однако на определенном расстоянии от перехода этот эффект пропадает. Зато к этому времени водитель буквально крадется.
На разных форумах обсуждалась возможность применения интеллектуальных светофоров. Они включают красный свет для машин, когда пешеход оказывается в их поле зрения.
Была также идея использовать у пешеходных переходов светофоры, которые помимо своей регулировочной функции несут еще и контрольную. Если водитель превышает скорость, приближаясь к переходу, светофор включает красный сигнал.