Что относится к стационарным постам ДПС, а что — нет?


Что это такое

Пост ДПС расположен на определенной территории и отвечает за нее. Машины, какие-либо непостоянные сооружения или кусты не являются стационарными постами.

Сам термин «стационарный» значит не передвигаемый. Некоторые заблуждаются, думая что, если машина ДПС стоит у обочины дороги, то перед ними пост. В подобной ситуации пост считается выездным. Обычно стационарный пост находится на автотрассах у перекрестков, в районе грузопоглощающих пунктов или же недалеко от пограничных переходов. Как правило, неподалеку от них расположены постоянные посты ГАИ.

Пост ДПС работает все 24 часа в сутки. МВД отменило запрет останавливать машины не на стационарных постах ДПС.

Что является стационарным постом ДПС?

В 2021 году определение стационарного поста звучит так: «Это не передвигаемый контрольно-пропускной пункт, который оборудован специальными служебными помещениями и оснащен оперативно-техническими средствами».

Пост ДПС располагается на определенном участке местности, за которую он несет ответственность. Автомобили, временные постройки, а также придорожные кусты не относятся к стационарным постам.

Само слово «стационарный» означает не передвижной. Многие ошибочно полагают, что припаркованный у обочины автомобиль ДПС является стационарным постом ДПС. Это не так. В данном случае пост является выездным.

Стационарные посты располагаются на автомобильных трассах в районах грузообразующих точек, пограничных переходов и перекрестков. Обычно недалеко от них есть постоянно действующий пост ГАИ. Пост ДПС работает круглосуточно.

По каким причинам могут остановить автомобиль

Все возможные причины остановки автотранспортного средства описаны в 185 приказе МВД РФ. К ним относятся:

  • нарушение ПДД, которое сотрудник ГИБДД определили визуально либо при помощи специальных приборов;
  • имеется информация, что водитель либо пассажир причастен к административно-правовым нарушениям, транспортным происшествиям или к преступлению;
  • машина используется в противоправных целях или находится в розыске;
  • для дачи показаний, если водитель стал очевидцем аварии;
  • при выполнении рейдов, которые связаны с перевозкой запрещенных грузов (лишь на основании действующих приказов);
  • выполнение регулировочных действий;
  • если есть необходимость оказать помощь при аварии;
  • при необходимости предоставить авто медицинским работникам либо сотрудникам ГИБДД;
  • при необходимости попросить водителя быть понятым.

Проверка документов на стационарных постах ДПС

Главная обязанность сотрудника ДПС заключается в обеспечении постоянного, безопасного и беспрепятственного движения. На стационарном посту инспектор имеет более широкие полномочия по отношению к автомобилистам.

Если водитель не нарушил никаких правил, то причиной остановки может быть простая проверка документов.

Раньше проверку документов могли осуществлять только на стационарных постах. Однако с июля 2021 года стало известно об отмене запрета останавливать машины вне данных постов.

То есть, это означает, что теперь даже выездные посты могут остановить автомобилиста с целью проверки документов. Данное правило было внесено в новый Административный регламент, который вступил в силу с 20 октября 2021 года.

Согласно п. 6.5.2 Наставлению по работе ДПС ГТБДД МВД сотрудник при несении службы вправе:

  1. Проверять у лиц, управляющих автотранспортом, удостоверяющие документы (права, паспорт, документы на авто), если имеются какие-либо данные подозревать их в совершении правонарушения.
  2. Осуществлять личный досмотр, досмотр багажа, вещей и ручной клади, если есть информация о том, что лицо имеет при себе оружие или боеприпасы. Если отсутствуют специальные разрешения на ношение и хранений данных вещей, то инспектор обязан изъять запрещенные средства, предметы и вещества.

Причины, по которым могут остановить транспортное средство

Чтобы у водителя провести проверку документов, инспектор ДПС опирается на основания, прописанные в приказе МВД РФ под номером 185:

  • имеется информация о том, что пассажир или сам водитель причастен к транспортным происшествиям, к каким-либо административно-правовым нарушениям или к преступлениям;
  • в случае необходимости предоставить свой автомобиль работникам полиции либо медицинским сотрудникам;
  • выполнение регулировочных действий;
  • автотранспорт находится в розыске или им воспользовались в противоправных целях;
  • в случае, когда водитель или пассажир является свидетелем аварии, для взятия у него показаний;
  • нарушение правил дорожного движения, (если сотрудники ГИБДД увидели это или зафиксировали с помощью специальных устройств;
  • во время того, как выполняются рейды, связанных с транспортировкой различных запрещенных товаров (на основе действующего закона);
  • если требуется помощь в случае аварии;
  • если водителя авто просят стать понятым;
  • ориентировки на водителя или автомобиль;
  • для регулировочных действий (когда нужно остановить все машины),
  • чтобы обеспечить проезд колонны со специальными сигналами,
  • в случае, когда возникла необходимость помочь другим лицам,
  • если транспорт в неисправности и создается угроза безопасности движения,

Как видно, в определении «стационарный пост» убрали раздел о проверке документов на стационарных постах. Поэтому инспекторы ДПС имеют полное право останавливать автотранспортное средство, чтобы проверить документы водителя где угодно. Но исключительно если у него имеются основания для данной проверки (а не для того чтобы остановить), которые перечисленные выше.

Приказ МВД РФ №185 об Утверждении Административного регламента МВД РФ существует на протяжении 8 лет. Данный Административный регламент содержит правила и нормы взаимоотношений сотрудника ГИБДД с водителями и пешеходами. Нормы, заложенные в регламенте, должны неукоснительно выполняться.

Каждый из нас если не водитель, то пешеход, всем нам полезно знать свои права и обязанности в этом статусе. Тогда при встрече с инспектором ГИБДД можно исключить недопонимание и необоснованные конфликтные ситуации, возникающие как раз на почве неосведомленности водителей (пешеходов) о правах инспектора.

Итак, что имеет право предъявить водителю инспектор ГИБДД в соответствии с закрепленными приказом №185 пунктами.

Исполнение государственной функции сотрудником ГИБДД

31. Исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры:

  • контроль за дорожным движением;
  • контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;
  • регулирование дорожного движения;
  • остановка транспортного средства;
  • остановка пешехода;
  • проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;
  • составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа;
  • опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • изъятие водительского удостоверения;
  • запрещение эксплуатации транспортного средства;
  • задержание транспортного средства;
  • осмотр транспортного средства и груза;
  • досмотр транспортного средства;
  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  • изъятие вещей и документов;
  • арест вещей;
  • доставление;
  • административное задержание;
  • вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
  • составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

31. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

  • контроль за дорожным движением;
  • контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи 1; 1 Далее — «средства автоматической фиксации».
  • регулирование дорожного движения;
  • остановка транспортного средства;
  • остановка пешехода;
  • проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства;
  • опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • изъятие водительского удостоверения;
  • запрещение эксплуатации транспортного средства;
  • задержание транспортного средства;
  • осмотр транспортного средства и груза;
  • досмотр транспортного средства;
  • личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  • изъятие вещей и документов;
  • арест вещей;
  • доставление;
  • административное задержание, задержание;
  • вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
  • вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
  • составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

В пункт внесено несколько изменений, поэтому предлагаю рассмотреть их по порядку:

1. Использование средств автоматической фиксации. Здесь изменения довольно существенны.

Ранее сотрудники ГИБДД могли использовать любые автоматические средства фиксации нарушений, теперь же эти средства в обязательном порядке должны быть оборудованы функцией фото- и киносъемки, видеозаписи.

Что это изменение означает для обычного водителя? Все довольно просто. Если Вам, например, заказным письмом придет информация о том, что Вы превысили скорость, однако фотографию или видеозапись с Вашим автомобилем прибор ГИБДД не сделает, то штраф можно будет оспорить в ГИБДД, либо через суд.

2. Исключен пункт, который позволял сотрудникам ГИБДД составлять постановления-квитанции. На практике постановления-квитанции не используются уже достаточно давно, так что это изменение привело административный регламент в соответствие современным реалиям.

3. Еще одно изменение. Кроме административного задержания сотрудники ГИБДД теперь могут выполнять и просто задержание. Подробно эта процедура описана в Статье 14 Федерального закона «О полиции».

Проверка документов

Административный регламент ГИБДД включает перечень действий, обязательных для исполнения сотрудниками дорожной инспекции России в целях обеспечения безопасности всех участников движения. Свои обязанности инспектор имеет право выполнять как на стационарном, так и мобильном посту.

ВАЖНО! Теперь проверку документов инспектор вправе проводить на постах любого вида. До октября 2021 года это можно было делать только на стационарных постах.

В перечень полномочий сотрудника Госавтоинспекции включаются:

  1. Проверка у автовладельца наличия документов на машину, водительского удостоверения при возникновении подозрения на возможность правонарушения.
  2. Проверка багажа, личных вещей и личного досмотра, при получении информации о перевозке в данном ТС оружия, боеприпасов, наркотических веществ. При обнаружении оружия (иных запрещенных веществ), разрешения на ношение которого не предоставлено, оружие или иные запрещенные предметы изымаются сотрудником.

Закрепленные регламентом обязанности сотрудника при остановке автомобиля:

  1. Представление, отдача приветствия по форме, сообщение звание и фамилии.
  2. Внятное и четкое указание причины остановки автотранспорта. Если причина не названа, водитель вправе спросить о ней.
  3. Предъявление удостоверения сотрудника полиции. Передавать его в руки другому лицу категорически запрещается.
  4. Объяснение с водителем вежливое, только на «Вы».
  5. Аккуратное обращение с полученными от водителя документами. Если в них лежат денежные купюры, следует вернуть документы водителю и попросить передать документы снова без купюр.

Не стой на посту

Еще в начале года милицейское руководство на Южном Урале проанализировало работу «будочников» и признало ее неэффективной. На некоторых постах ГИБДД за день не составляется ни одного протокола. Чем же тогда занимаются милиционеры? Берут взятки?

На всю область остались действующими только четыре стационарных поста ГИБДД. Все они находятся в Челябинске — на въездах в город со стороны Троицка, Уфы, Екатеринбурга и Кургана. Через них проходит наибольший поток транзитного транспорта, требующий повышенного внимания правоохранительных органов. Кроме того, эти посты оснащены автоматическим оборудованием слежения и распознавания госномеров, что позволяет выявлять автомобили, находящиеся в угоне.

Остальные посты в Челябинске, Магнитогорске и Юрюзани законсервированы за ненадобностью.

Как сообщил заместитель начальника ГИБДД области Максим Кулешов, созданные когда-то для борьбы с угонами стационарные милицейские посты потеряли свою актуальность. Угонщики их попросту объезжают. Нарушений правил дорожного движения вблизи них тоже не бывает — сумасшедших нет. А содержание обходится недешево. К примеру, федеральный пост ГИБДД в Юрюзани обслуживал штат из 30 сотрудников милиции. Пост на плотине через Шершневское водохранилище в Челябинске — четыре-шесть милиционеров каждые сутки. Причем ввиду отсутствия аварийности на этом участке они зачастую выполняли работу местных участковых. Теперь высвободившиеся сотрудники ГИБДД пересядут в автомобили, чтобы патрулировать дороги, а пункт передадут участковым, чтобы каждый занимался своим делом.

Михаил Пинкус
комментарий
Идею упразднить стационарные посты автоинспекции на дорогах на днях продекларировал бывший главный автоинспектор страны, а ныне сенатор Владимир Федоров. Вот как он доказывает необходимость такого радикального подхода.

Мало кто кроме профессионалов помнит, что в свое время стационарные посты были организованы для борьбы с преступностью. То есть с угонами машин, поимкой беглых преступников. И этим целям соответствовала расстановка постов — с правой стороны от дороги на выездах из региона или города. Позже часть стационарных постов была преобразована в КПМ — контрольные посты милиции.

Патрули сотрудников ГИБДД должны находиться в местах наибольшей аварийности. И автоинспекция прекрасно знает такие участки в своих регионах. Безусловно, бывают ситуации, когда только патрулями безаварийную обстановку не обеспечить. Например, когда нормальной дороги нет как факта. В этом случае патрулями делу не поможешь, надо подключать инженерные службы.

И еще одну здравую мысль высказал сенатор. При нынешнем уровне автомобилизации, умной техники и приборов на руках у водителей стояние на постах для контроля потока становится совсем бессмысленным занятием.

Как сообщили нам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, уже в течение нескольких лет идет планомерная работа по сокращению количества постов ДПС. В сегодняшних реалиях они оказались неэффективными.

Наталья Козлова

а как у них

Бельгия

В стране полицейских на дорогах, будь то широкие автомагистрали или провинциальные шоссе, почти не видно. Но в случае ДТП или возникновения какой-либо нештатной ситуации на проезжей части они появляются очень быстро. Причем целой бригадой. Пока одни разбираются с последствиями аварии, другие организуют движение — чтобы не было пробки. А третьи выставляют специальные знаки за несколько километров от ДТП, чтобы предупредить остальных водителей.

Высокая оперативность и эффективность дорожной полиции достигается за счет применения комплекса мер и различных технических средств. За общей обстановкой на дорогах следят видеокамеры, которыми оснащены практически все крупные автомагистрали. В каждом регионе у дорожной полиции есть свой контрольно-диспетчерский пункт, куда поступают сигналы со всех камер. Кроме того, дорожная полиция на систематической основе осуществляет патрулирование подконтрольного района. Однако более эффективным средством борьбы с нарушителями на дорогах является скрытое патрулирование, выполняемое сотрудниками полиции на автомашинах без полицейской раскраски. В их обязанности входит лишь фиксирование нарушения ПДД, а не остановка нарушителей с последующим разбирательством.

Болгария

Стационарные посты дорожной полиции в Болгарии встречаются очень редко. Они в основном расположены на въездах в крупные города. Хотя раньше от них чуть ли не рябило в глазах. Однако сейчас местная полиция предпочитает использовать мобильные патрули, автомобили скрытого патрулирования и видеокамеры. Присутствуют на болгарских дорогах и привычные россиянам «засады». Однако в таких случаях, как правило, за километр до этого места стоит табличка, предупреждающая о возможном замере скорости полицией.

В случае поломки автомобиля на дороге болгарскому водителю достаточно набрать один из двух телефонных номеров. И служба дорожной помощи придет ему на выручку. Правда, эта услуга платная. Для оформления мелких ДТП присутствие полиции не обязательно.

Германия

Полицейских будок в Германии вы не увидите. Мчаться по автобану можно без ограничения скорости. Правда, не везде. Вблизи населенных пунктов или на опасных участках дороги скорость ограничена. Лишь на автобанах есть специальная дорожная полиция. Ее пункты расположены равномерно по всем магистралям. Так что при аварии или поломке автомобиля водитель может набрать 001, и самое большее через четверть часа приедет полицейская машина, оградит опасный участок, поможет и разберется.

Если водитель забыл телефон дома — не беда. На автобанах есть маленькие столбики с телефонами для срочного уведомления полиции. В случае поломок на дорогах или повреждения автомобилей в авариях на помощь спешит и служба Всеобщего немецкого клуба водителей. В черте населенных пунктов и на федеральных дорогах ответственность несет обычная полиция. Стационарного наблюдения за дорогами с помощью видео-камер в Германии не существует. Они употребляются только в некоторых населенных пунктах для наблюдения и регулирования пробок. Для определения нарушителей немецкая полиция пользуется четырьмя способами — стационарными радарными установками, мобильными радарами, «лазерными пистолетами» и преследованием нарушителя.

Подготовили Анна Розэ (Берлин), Дмитрий Косарев (Брюссель), Владимир Кузьмин (София).

Необходимость сообщения водителю о проведении спецмероприятия

Сообщив водителю о причине остановки – проведение спецмероприятия – инспектор не обязан предъявлять документ, подтверждающий его проведение. Если водитель настаивает на ознакомлении с таким приказом, он вправе проехать в ближайший отдел полиции и там ознакомиться с распоряжением. Госавтоинспектор не вправе препятствовать такому действию водителя.

ВНИМАНИЕ! Помните об этом пункте регламента и пользуйтесь своим правом на законных основаниях. Если инспектор просит предъявить документы или провести досмотр багажа и называет причиной таких действий спецмероприятие, водитель вправе не выполнять распоряжение инспектора, а проехать в РОВД и ознакомиться с приказом о его проведении.

На видео об изменениях в законе по общению с ДПС

Отмена стационарных постов на данный момент не планируется. Располагаются такие посты на автотрассах, работают круглосуточно, имеют опознавательные вывески и специальное техническое оснащение.

Что должен делать сотрудник ДПС при остановке автомобиля

Весь перечень действий, которые обязан совершить сотрудник при проверке документов ДПС вне стационарного поста или на нём, указан в приказе МВД №297. Основные обязанности:

  • Представиться с указанием звания и фамилии;
  • Сказать, по какой причине остановлен автомобиль;
  • Быть вежливым и спокойным;
  • В зависимости от причины остановки и поведения водителя, дальнейшие обязанности существенно разняться. Это может быть проверка документов, досмотр машины и даже задержание водителя, в случае нарушения им закона.

Сейчас много говорят об отмене стационарных постов ДПС ГИБДД, но это никак не подтверждено официально. Таких постов небольшое количество, что можно увидеть на карте стационарных постов ДПС. И они выполняют свои функции только на определённых участках дорог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]