Автомобиль попал в яму или люк на дороге: как получить возмещение и с кого?


Требования дорожного знака 1.16

Знак «Неровная дорога» предупреждает автомобилистов о возможной опасности столкновения с другими участниками дороги, а также износа или получение повреждений подвески автомобиля.
Первое что требует знак – это держать безопасную скорость. Второе быть готовым объехать препятствие или притормозить.

Частой ошибкой водителей является резкое торможение перед носом сзади едущего автомобиля, что влечет столкновение. Однако в мало известной местности или в темное время суток водитель не может знать наверняка дорожного покрытия дороги.

Для чего и предусматривается установка знака 1.16, с тем, чтобы в любой момент среагировать рулевым колесом или тормозным усилием с неровностью на дороге.

Для исправления ситуации с повреждением дорог многотонными фурами, в законодательстве РФ введена плата за километр пути для большегрузов свыше 12 тонн. Это позволит держать дороги в исправном состоянии по смыслу нашего законодателя. Что ж поживем увидим.

Правила установки знака 1.16

Неровность дороги может быть связана с волнистостью, выбоинами, не плавными состыковками с мостовым сооружением. В этом случае в соответствии с положениями ГОСТ, необходимо устанавливать предупреждения.

Знак «Неровная дорога» устанавливается непосредственно перед участком с неровностями. Если этот участок находится в городе, то предупреждение будет действовать на расстоянии 50-100 метров, за городом на расстоянии 150-300 метров, а также на ином расстоянии в соответствии с указателем на табличке 8.1.1.

При проведении ремонтных работ в зоне ведения указанных работ могут встречаться неровности дороги, о чем, перед въездом, могут ставить временные предупреждения знака 1.16. Отличие стационарного знака от временного будет иметь место смены изображения знака на желтый фон, который будет являться временным.

Действие знака будет распространяться до ближайшего перекрестка, если дорога сохранит неровное покрытие, знак 1.16 будет продублирован после перекрестка.

В любом случае, водитель должен быть предупрежден об опасности, так как своевременное предупреждение обеспечить безопасность движения для автомототранспортных средств.

Пояснение

Указанный знак, установленный на обочине, предупреждает о различных дефектах дороги и трудностях, с которыми может столкнуться автомобилист: это могут быть ямы, выбоины или колея. Его геометрия и расцветка стандартны и характерны для предупреждающего знака: белый треугольник с красной окантовкой. Само изображение неровности исполнено в черном цвете и чем-то напоминает волну.

Знак 1.16 устанавливается

В населенном пункте: на расстоянии 50-100 метров до начала неровной дороги.

Вне населенного пункта: на расстоянии 150-300 метров до начала неровной дороги.

Вне населенного пункта данный знак устанавливается совместно со знаками:

1.25 – Дорожные работы.

Знак показывает, что производятся дорожные работы. В результате дорожных работ дорога может быть неровной. При установке знака 1.25, знак 1.16 должен быть на желтом фоне.

8.2.1 – Зона действия.

Указывает протяженность опасного участка дороги, в данном случае неровное дорожное покрытие.

Зона действия

Для водителя важно не только владеть информацией о наличии проблемных участков на дороге, но и знать, когда их ожидать. Согласно ПДД, если неблагополучный участок находится в черте города, то знак располагается за 50-100 метров до него. За пределами населённого пункта знак “Неровная дорога” устанавливается на расстоянии 150-300 метров. Рядом со знаком может располагаться табличка 8.1.1 или 8.2.1, содержащая иную информацию о расстоянии до некачественного дорожного покрытия или протяженность действия этого знака соответственно.

Действие рассматриваемого предупреждающего знака распространяется до ближайшего перекрестка и дублируется после него, если дорога и дальше носит неровный характер.

В том случае, если неровности связаны с проведением ремонтных работ, перед въездом в такую зону предупреждающий знак также ставится в обязательном порядке, при этом он носит временный характер и располагается на желтом фоне в сочетании с предупреждением 1.25 «Дорожные работы».

Знак 1.16 – “Неровная дорога” с табличкой 8.2.1 – “Зона действия”

Если попали в яму или люк – это ДТП или нет?

Определение ДТП закреплено в статье 2 ФЗ №196. Да, оно есть и в ПДД. Но федеральные законы гораздо приоритетнее постановлений Правительства РФ. Так вот, согласно норме, дорожно-транспортное происшествие не обязательно должно сопровождаться столкновением нескольких автомобилей и/или ранением людей.

Но в целом для того, чтобы данный инцидент считался ДТП, он должен включать в себя 2 критерия:

  • автомобиль участвовал в процессе дорожного движения (причём, остановка и стоянка также включена в этот процесс),
  • есть любой материальный ущерб, либо пострадавшие, либо погибшие в результате аварии.

Того же мнения, что попадание машины в глубокую яму или любой другой неподвижный объект считается ДТП, придерживается и ведомство ГИБДД на официальном сайте:

Если речь идет о выбоине

Выбоина или колдобина – это разновидность дорожной неровности, которая также может стать причиной ДТП. По отношению к любым колдобинам и выбоинам применяются правила, общие с ямами и люками.

Здесь важно отметить, что главным критерием дорожного происшествия является любое повреждение – причём, не только транспорта. Если в результате столкновения автомобиль вы не повредили, то и признаков ДТП нет. Это важно понимать, когда вы планируете просто уехать с места происшествия. И, если с ямами и колдобинами всё предельно просто, то с люком сложнее – если в результате попадания в него повреждена, к примеру, окантовка люка, то есть материальный ущерб (не важно, кому и по чьей вине). Следовательно, покидать место аварии запрещено, иначе можно лишиться прав.

Ответственность за нарушение знака 1.16

Правовые акты административного характера не предусматривают мер ответственности за нарушение требований знака 1.16. Но игнорирование водителем мер предупреждения негативно скажется на безопасности движения. Из колеи машину может бросить на встречную полосу, что неминуемо вызовет столкновение со встречным автомобилем.

По статистике дорожно-транспортных происшествий, лобовое столкновение часто приводит к тяжелым последствиям для водителей и пассажиров. А если на встречке окажется грузовик, то это может иметь летальные последствия для водителя, вылетевшего на встречную полосу под колеса грузового автомобиля.

Водителю грозит штраф за превышение скорости. Если он движется в городских условиях, то его скорость не должна превышать 60 км/ч, за городом не более 90 км/ч. К сожалению, дорожный знак 1.16 не всегда имеет привязку с ограничением скорости в соответствии с требованиями знака 3.24.

Целесообразно на дорогах с неровностями устанавливать ограничение скорости в 40 км/ч. Это позволит избежать ДТП и будет доказательством того, что водитель нарушил скоростной режим и проигнорировал требования дороги с неровным покрытием.

Часто встречающейся проблемой дорог является появление колеи от большегрузов. При попадании в колею, автомобиль становится трудно управляемым, особенно с широкой резиной. А если это происходит на скорости, может послужить выездом в кювет или на встречку.

Штрафы

Знак «Неровная дорога», предупреждая о неблагополучном участке пути, прежде всего, предписывает водителю быть особенно бдительным и ехать с такой скоростью, которая позволит в случае необходимости вовремя затормозить, не прибегая при этом к экстренному торможению.

За игнорирование предупреждения о неровности на дороге законодателем административная ответственность не установлена, однако беспечное отношение к предупреждению может пагубно сказаться на безопасности дорожного движения. В интересах водителя учитывать предупреждающие знаки, даже если их несоблюдение не влечет напрямую закрепленной ответственности, и быть особенно осторожным и по возможности сбрасывать скорость, потому что в противном случае любая колея или иной дефект дорожного полотна может привести к тяжелым последствиям для водителя, пассажиров и других лиц.

Экстренное торможение, совершенное на большой скорости в условиях неровной дороги, может повлечь потерю колеса, глушителя или стать причиной другого серьезного повреждения автомобиля.

Иногда в зоне проведения дорожных работ рассматриваемый знак дополняет установленное временное ограничение скорости, но даже в этом случае нарушение будет касаться знака, непосредственно обязывающего ограничить скорость движения.

Увернуться, разгрузить, не навредить

Если можно избежать попадания в яму или лужу, лучше так и поступить – объехать препятствия или снизить скорость до минимальной. При этом не стоит забывать о том, что рядом с вами или позади могут находиться другие участники дорожного движения, для которых ваши маневры наверняка будут неожиданными и могут спровоцировать аварийную ситуацию. Но вряд ли у вас будет время все это обдумывать – вы будете действовать на рефлексах или как привыкли.

Несколько лет назад мы снимали видео на тему того, как правильно объезжать ямы, люки и прочие мелкие препятствия. Посмотрите или пересмотрите — не будет лишним перед выездом на весеннюю дорогу

Именно по этой причине рекомендовать приемы разгрузки колес можно лишь с оговоркой, что вам они известны, вы их в свое время отработали в безопасных условиях и можете применять эффективно и на «автомате». В противном случае вреда может быть больше, чем пользы.

Если нет возможности оттормозиться или увернуться, яму лучше проезжать по прямой (если все происходит на дуге, то для этого надо сломать траекторию: поворот – прямо – поворот), с ровным «газом». Существует рекомендация резко увеличить «газ» перед неровностью, так как это позволит разгрузить передние колеса. Все так, но увеличение тяги при проезде неровности грозит обернуться ударными нагрузками на трансмиссию, а в случае с задним приводом увеличивает риск заноса.

Рекомендация с предварительной загрузкой передних колес при помощи сброса «газа» или короткого торможения перед ямой с активным «газом» затем как раз относится к тем специальным приемам, которые требуют предварительной отработки и закрепления навыков. В противном случае вы рискуете влететь в яму именно с загруженными колесами.

Та же история с боковой разгрузкой: можно облегчать проезд неровностей с помощью крена в активном повороте. Но здесь важно правильно построить траекторию, чтобы над ямой оказалось как раз внутреннее по отношению к повороту колесо. Опять же нужно не только понимание процесса, но и тренировки, в противном случае также можно «напортачить».

Неисправности, вызванные некачественной дорогой

Наиболее подвержены повреждениям от выбоин и препятствий на дороге элементы подвески и рулевого управления. Ходовая часть, находящаяся в исправном состоянии, эффективно сглаживает неровности, гасит колебания и поперечные раскачки кузова автомобиля. Если амплитуда колебаний превышает величину, на которую рассчитаны амортизаторы и другие комплектующие, происходят пробои на кузов, ощущающиеся ударами и характерным шумом. В такой ситуации все элементы подвески подвергаются повышенным нагрузкам, поэтому интенсивно изнашиваются.

После неаккуратного вождения по ухабистой дороге автовладельцы могут столкнуться со следующими повреждениями деталей ходовой части:

  • расслоение и растрескивание сайлентблоков;
  • проседание пружин;
  • течь амортизаторов;
  • износ шарнирных соединений;
  • люфт рулевых наконечников и пр.

Неисправные детали подвески подлежат замене, чтобы не возникли поломки взаимодействующих элементов. Можно продлить эксплуатационный ресурс комплектующих и свести к минимуму повреждения, если придерживаться советов опытных водителей по проезду неровностей дорожного полотна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]