Для начала давайте определимся, что следует понимать под словом «дорожный перекресток».
Это точка или место, в котором перекрещиваются дороги на одном уровне. Границами перекрестка являются виртуальные линии, которые визуально объединяют начала закруглений проезжих частей. Ключевое слово в нашей формулировке – «пересечение». В этом месте один автомобиль должен пропустить другой, согласно разделу 13 Правил Дорожного Движения (в дальнейшем ПДД).
Для того, чтобы без труда разбираться в дорожной ситуации и правильно определять, кто первым преодолеет пересечение дорог, а кто должен немного подождать, необходимо безошибочно ориентироваться на каком перекрестке вы оказались.
Описание
В соответствии с пунктом 13.3 ПДД перекрестки бывают 2-х видов.
Регулируемые
На них установлен и работает светофор в обычном режиме, он и отвечает за правильность проезда автомобилей. В зависимости от его сигналов или указаний инспектора, участники движения прекращают или возобновляют свое движение.
Важно!
Если вдруг светофор неисправен, выключен или постоянно мигает «желтый» – перед нами перекресток нерегулируемый. Здесь водители и пешеходы обязаны придерживаться существующих правил, определяющих проезд на перекрестках такого вида и принять за основу, дорожные знаки перекрестков, о которых речь пойдет чуть позже.
Нерегулируемые
Их определяет отсутствие какого-либо регулирования, а конкретно: светофор не работает или перешел в режим «желтого мигания», регулировщика нет. В этом случае, всем нужно быть внимательными и желательно быстро вспомнить правила проезда таких перекрестков.
Дорожные перекрестки могут иметь разнообразную форму:
- Четырехсторонние в форме Х;
- трехсторонние в форме буквы Т;
- трехсторонние Y-образные с разными примыкающими и под любым углом;
- с круговым движением.
Виды перекрестков
Согласно пункту 13.3, все перекрестки делятся на две большие группы:
- Регулируемые – на таких очередность движения ТС определяется сигналами светофора или регулировщика.
- Нерегулируемые – на них светофор отсутствует или не работает в настоящий момент. Для безопасного проезда по ним, водители должны руководствоваться знаками приоритета и принципом «правой руки». Эта разновидность пересечений включает в себя две подгруппы:
- пересечение равнозначных дорог;
- пересечение неравнозначных дорог.
Изредка, в отдельную третью группу выделяются перекрестки с движением по кольцу. Однако, их можно отнести и к одному из подвидов нерегулируемых пересечений.
Пояснение
Знаки, которые определяют очередность проезда на нерегулируемых перекрестках и различных пересечениях (дорожные знаки перекрёстка в ПДД), относятся к знакам приоритета. В основном, они выполнены в форме треугольника с красным ободком и на первый взгляд напоминают предупреждающие. Знаки, обозначающие приоритет, размещаются заблаговременно перед перекрестками, их задача обеспечить безопасность движения на этих участках.
Их можно условно поделить на группы.
Главная дорога
Знак 2.1 — это «главная дорога». Водитель, увидев этот знак, сразу понимает, что он в «приоритете» и может пересечь первым нерегулируемый перекресток и никого не пропускать. Но в любом случае, он обязан быть предельно внимательным и снизить скорость, есть вероятность, что другой водитель может зазеваться и тогда столкновения не избежать.
Знак 2.1 — «Главная дорога»
Знак 2.2 «конец главной дороги» — с ним все предельно просто. Будьте осторожны, преимущества больше нет.
Этот знак не превращает главную дорогу во второстепенную, просто это теперь перекресток равнозначных дорог.
Знак 2.2 — «Конец главной дороги»
Второстепенная дорога
2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» схожи по своему смыслу и несут в себе информацию о том, что перед вами пересекаются две дороги: главная со второстепенной.
Она может примыкать к дорожному полотну под любым углом. Эти дорожные знаки устанавливают, как правило, за городом, вне населенных пунктов, они указывают автолюбителю на то, что здесь действует преимущество перед теми, кто находится на второстепенной дороге.
Знак 2.3.1 — «Пересечение со второстепенной дорогой»
2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» сообщают водителю, что он на примыкающей второстепенной дороге и должен подождать и пропустить всех, находящихся на главной.
Выезжая с жилого двора или с прилегающей зоны, даже если знак 2.4 отсутствует, уступите дорогу!
Знак 2.4 — «Уступите дорогу» и знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»
Равнозначный перекресток
Это пересечение дорог равных по значению.
Правила проезда каждого из видов
Общие требования к проезду перекрестков, без учета их разновидностей:
- правом преимущества всегда обладают пешеходы и велосипедисты, которые движутся поперек траектории автомобиля. При этом не имеет значения регулируется перекресток или нет;
- на все виды пересечений распространяется запрет выезда при наличии затора на нем. В результате не только увеличится масштаб «пробки», но и заблокируется движение для автомобилей справа или слева.
Правила проезда равнозначного нерегулируемого перекрестка
Главное требование к водителям – руководствоваться правилом «правой руки». То есть преимуществом на этом участке обладают те ТС, которые приближаются к пересечению справа.
Например, когда траектория водителя (А) пролегает прямо по равнозначному крестообразному перекрестку, а слева (В) и справа (С) от него есть еще две машины, также движущиеся по прямой. То водитель А обязан уступить дорогу водителю С, так как он расположен по его правую руку. А после этого, водитель В должен пропустить водителя А и только потом сам проехать по прямой.
Если при движении по прямой на таком пересечении, встречный автомобиль планирует поворот налево от себя, то последний обязан пропустить ТС, движущееся прямо, и только после этого завершить маневр.
Круговое движение
Начиная с 2021 года, преимуществом на «кольце» обладают автомобилисты, уже находящиеся на нем. Все ТС, въезжающие на круг, обязаны уступить дорогу. Съезд осуществляется по принципу «правой руки», предоставляя преимущество всем водителям с правой стороны.
Равнозначный с трамвайными путями
Согласно пункту 13.11, трамвай всегда обладает правом преимущества над безрельсовым транспортом (исключение – выезд из депо). Правило «помехи справа» в этом случае не действует.
Неравнозначный нерегулируемый перекресток
В этом случае, преимуществом обладают автомобили, движущиеся по главной дороге. Их дальнейшая траектория движения не имеет значения.
Если на перекрестке главная дорога меняет направление, то автомобилисты, въезжающие по ней, имеют равные права относительно друг друга. Им необходимо руководствоваться принципом «помехи справа». Все ТС со второстепенных дорог обязаны предоставить им преимущество.
Определить главную дорогу можно по наличию одного из признаков:
- Установленных дорожных знаков 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1.
- Типа дорожного покрытия: асфальт обладает преимуществом над грунтовкой.
Правила проезда регулируемых перекрестков
Очередность проезда регулируется сигналами светофора или, что встречается реже, регулировщика.
При этом действуют следующие принципы:
- все ТС, начавшие движение по основному сигналу светофора, применяют относительно друг друга правило «правой руки»;
- при одновременном выезде на перекресток на основной зеленый сигнал трамвая и другого безрельсового транспорта, преимуществом обладает именно трамвай;
- при начале движения на зеленый свет дополнительной секции светофора, необходимо вначале пропустить всех у кого горит основной зеленый и затем проложить маневр.
Комментарии
Мы часто замечаем, что знак «Главная дорога» сочетается с информационной табличкой (п. 8.13), на которой нарисовано направление главной дороги. Это делается для того, чтобы было понятно, как поменяет свой изгиб главная дорога на перекрестке. Если такой таблички нет, значит она проходит через перекресток прямо.
Если сигналы светофора противоречат требованиям знаков приоритета, то в соответствии с пунктом 6.15 ПДД водители руководствуются сигналами светофора.
Знак 2.1 — «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги»
Нерегулируемый перекресток и регулируемый пешеходный переход
О том, как проехать через пешеходный переход, ранее уже обсуждалось в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков. Материал в них изложен достаточно подробно. Но, тем не менее, перекрестки могут быть самой разной конфигурации, и наличие или отсутствие на них дорожных атрибутов, могут, порой ввести в заблуждение даже опытного водителя.
Очень редко, но все же встречаются Т- образные перекрестки, где организация проезда обустроена так, что с первого раза и не поймешь, как его проехать, не нарушив Правила. Речь пойдет о нерегулируемых Т- образных перекрестках, на одной из дорог которых имеются регулируемые пешеходные переходы.
Перед водителем предстает неоднозначная картина. Подъезжая к перекрестку со стороны светофора, он видит регулируемый перекресток. И о том, как его проехать, вопросов не возникает. А подъехав к этому же перекрестку со стороны боковой дороги, водитель вместо светофора видит дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Уступив дорогу тем, кто едет по главной дороге, и по всем правилам заехав на перекресток, на выезде с этого перекрестка водитель «упирается» в светофор, на котором, как всегда, не вовремя, загорается красный сигнал. Как поступить в этот момент: остановиться или ехать дальше? Будет ли считаться нарушением выезд с перекрестка на красный сигнал светофора в этом случае?
Во многих спорных случаях самым точным ответом всегда считался ответ представителя ГИБДД по данному конкретному случаю. Но все дело в том, что случаи могут быть похожи, но происходят они в разных дорожных ситуациях. Причем, они происходят на внешне похожих перекрестках, но с разной организацией проезда на них. Вот и получается, что в одном случае действие разрешено, а в другом случае оно попадает под запрет.
Ниже рассмотрим несколько ситуаций и попробуем разобраться, как правильно проезжать через регулируемые пешеходные переходы на нерегулируемом перекрестке.
Возьмем случай, упомянутый ранее в комментариях к статье Проезд регулируемых перекрестков. Перед вами Т-образный перекресток, на одной из дорог которого организованы регулируемые пешеходные переходы. Транспортный светофор регулирует поток машин, а для пешеходов установлен пешеходный светофор.
Рассмотрим сначала проезд такого перекрестка по главной дороге, т.е. под светофор (условно – перекладина буквы Т). Что видит водитель, когда он подъезжает к этому перекрестку по главной дороге?
В первую очередь, он видит светофор, на котором, предположим, горит красный сигнал, и знак 5.19.1 «Пешеходный переход». Каковы будут его действия? Ответ: водитель, согласно пункту 6.13 ПДД, должен остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или на линии светофора. Для пешеходов в этот момент горит зеленый сигнал, и они могут переходить дорогу. В этой ситуации дорожная обстановка водителю понятна.
Идем далее. Предположим, что водитель по этой дороге заехал на перекресток на свой зеленый сигнал или на свой мигающий зеленый, и когда приблизился ко второму светофору, на втором уже загорелся красный. Как ему поступить в этом случае – завершить проезд перекрестка, или остановиться у светофора?
Ответ на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если перед светофором есть стоп-линия (знак 6.16 «Стоп»), то остановка обязательна! Если Стоп-линии нет, то можно завершить проезд перекрестка, уступив дорогу пешеходам.
Но имейте в виду, что для пешеходов в этот момент горит зеленый, разрешающий сигнал, и они имеют полное право на движение через переход. Если вы попытаетесь «протиснуться» через пешеходов, а какой-то пешеход, например, захочет сыграть на этом, и вдруг бросится к вам под колеса, то виновны будете вы.
Поэтому, если вы не уверены, что проезд в данном случае не будет противоречить ПДД, остановитесь на красный сигнал перед переходом, и дождитесь своего зеленого.
Точно так нужно поступать, если вам предстоит проехать через такой перекресток с боковой дороги, т.е. из-под знака 2.4 «Уступите дорогу». Светофора перед перекрестком нет, и когда движение на прямой дороге интенсивное, то заехать на перекресток для поворота направо или налево удается лишь тогда, когда на боковых светофорах загорится красный сигнал – на главной дороге поток машин останавливается и появляется возможность въехать на перекресток с второстепенной. Пешеходы, если таковые есть, начинают переходить дорогу на свой, разрешающий, сигнал.
Заехав на перекресток (или для поворота направо, или налево, не имеет значения), водитель опять-таки, «упирается» в «свой» красный сигнал светофора на выезде с перекрестка. На въезде никакого светофора не было, т.е. по факту, перекресток является нерегулируемым, а выезд с него, оказывается, уже регулируется светофором. Как поступить в этом случае: ехать дальше или остановиться и ждать зеленого сигнала?
Давайте посмотрим на эту ситуацию с двух сторон: согласно ПДД и с точки зрения безопасности движения.
Согласно п.13.7 ПДД, водитель «… должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…». Но в отличие от первого случая (проезд по прямой дороге под светофор), здесь происходит въезд именно на нерегулируемый перекресток, а в пункте 13.7 об этом ничего не сказано. В общем, разобраться в подобных тонкостях под силу лишь юристам, но ведь, далеко не всякий водитель – юрист. Поэтому, давайте смотреть на ситуацию глазами обычного водителя.
Идеальной подсказкой в этом случае было бы наличие Стоп-линии (знак 6.16 «Стоп») у светофоров. Если перед светофором есть Стоп-линия, то остановка строго обязательна! и ни у кого не возникало бы вопросов в плане «нужно или не нужно останавливаться». Но часто оказывается так, что таблички «Стоп» у светофоров отсутствуют, и здесь кроется «подвох».
Можно долго рассуждать и спорить о том, как правильно поступить в этом случае, ехать дальше, пропустив пешеходов, или остановиться и ждать зеленый сигнал, но наша задача не уличить водителя в нарушении, а проехать перекресток так, чтобы избежать ДТП и разногласий с инспектором.
Светофор регулирует пешеходный переход, а пешеход может появиться на переходе в любой момент, и, увидев свой, разрешающий сигнал светофора, он может броситься через дорогу, надеясь быстро пересечь проезжую часть. Если путь поворачивающей машины и пешехода в этот момент пересечется, то виновен будет водитель, со всеми вытекающими последствиями.
К тому же, светофор — есть светофор, он не зря там установлен. После поворота из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» нужно в любом случае, независимо от наличия Стоп-линии, остановиться у светофора и ждать, пока загорится зеленый сигнал. Ждать, независимо от того, есть пешеходы, или их нет. Загорелся зеленый сигнал – поехали дальше.
Возьмем еще один перекресток, не столь большой, как рассмотренный выше, но ситуация почти такая же: выезд с второстепенной дороги из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» упирается в светофор, который регулирует и транспортный поток, и движение пешеходов. Этот перекресток взят из дорожной сети города Комсомольск-на-Амуре.
Проезжать его нужно также, как было рассмотрено выше: повернул направо с второстепенной дороги – остановился перед переходом на красный – дождался зеленого сигнала – продолжил движение. И ни у кого не возникнет вопросов: ни у вас к пешеходам, ни у инспектора к вам.
Теперь представим, что светофоры на рассматриваемых перекрестках выключились, т.е. они не работают вообще или работают в режиме желтого мигающего сигнала. В этом случае пешеходные переходы обретают статус нерегулируемых переходов, как и сам перекресток, и водитель обязан руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и нерегулируемых пешеходных переходов.
При выключенных светофорах, независимо от направления своего движения водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу. Уступить дорогу пешеходу — это значит, не создавать ему помех, даже если для этого придется остановиться. Рекомендую статью Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам.
Правила не совершенны. Есть случаи, когда водителю удается отстоять свою правоту и оспорить назначенный штраф за проезд через пешеходный переход на красный сигнал в свою пользу. Но не у всякого хватит терпения и времени разбираться в подобных вопросах. Ведь, главное на дороге, это, все-таки, не искусство избегать штрафов, а безопасное движение. Т.е. вождение автомобиля так, чтобы была возможность избежать ДТП. А ценой ДТП может быть чье-то здоровье или чья-то жизнь.
Так что, проезжая подобные пешеходные переходы, будьте очень внимательны.
Штрафы
Несоблюдение правил проезда перекрестков влечет за собой наложение административного наказания. С подробной таблицей штрафов можно ознакомиться здесь.
На основании п.12.12 ч.1 за проезд на красный сигнал светофора или запрещающий знак регулировщика с водителя взимается штраф в размере 1000 рублей.
В том случае, если водитель транспортного средства не пропустил автомобиль, который имеет право преимущественного проезда перекрестка, в соответствии с п.12.13 ч.2, штраф составляет 1000 рублей.
Систематическое невыполнение требований правил ПДД и повторные нарушения могут привести к более серьезным последствиям: штраф 5000 рублей или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (п.12.12 ч.3).
Понятия перекресток и прилегающая территория
Начнем с рассмотрения основных понятий, которые будут использоваться в статье:
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Итак, согласно этим понятиям, основное отличие перекрестка и прилегающей территории состоит в объектах инфраструктуры, к которым ведет пересекаемая проезжая часть.
Пример перекрестка (его панорама):
Пример прилегающей территории — выезд из двора (его панорама):
Итак, две предыдущие картинки не вызвали у Вас никаких затруднений, однако на практике так бывает далеко не всегда.
Неразрешимая ситуация на перекрестке
На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.
Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.
Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый — синему, синий — зеленому, зеленый — белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.
Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.