Можно ли на велосипеде переезжать пешеходный переход


Несовершенство Правил

Действующие ПДД достались Беларуси в наследство от СССР, и многое в них устарело, а многое — не предусмотрено.
Например, в Правилах нет упоминания таких видов транспорта, как электровелосипеды и электросамокаты, хотя они способны развивать приличную скорость и на улицах городов их все больше с каждым годом. Люди на роликах, скейтах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах считаются пешеходами, и по Правилам должны ездить по пешеходным, а не велодорожкам.

Также на улицах можно увидеть знаки, которых нет в Правилах. Например, знак «пешеходный переход» с добавленным к фигурке человека силуэтом велосипедиста:

Юридическая сила такого дорожного знака на сегодняшний день такая же, как у уличного граффити, то есть никакая .

В Минске можно встретить «велопереезды», которые дополнены разметкой зеленого цвета с рисунком велосипеда — такой разметки также нет в ПДД.

Условные сигналы руками

Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:

Остановка — поднятая вверх рука (не важно, правая или левая). Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука. Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.

Показывать эти сигналы лучше всего заранее, чтобы все успели их заметить и понять.

Кто же он на самом деле?

Проблему самоопределения велосипедисту поможет решить свод ПДД. Следуя определению, сформулированному правилами дорожного движения, велосипед является немеханическим транспортным средством, а велосипедист — его водителем. Спешившийся велосипедист, мирно перевозящий своё транспортное средство через проезжую часть, автоматически превращается в пешехода (пункт 1.2). Вывод прост: переход является пешеходным, а значит, переходить его имеют право лишь пешеходы, то есть велосипедисты, ведущие велосипед за руль.

Примечание. Есть только одно отличие в поведении пешеходов и тех, кто таковыми становится, пускаясь с велосипеда: за границами населённых пунктов люди двигаются по проезжей части навстречу движению транспорта, а спешившиеся велолюбители — в ту же сторону, что и транспортный поток (п. 4.1)

Важность соблюдения правил езды на велосипеде


По закону, в соответствии с ПДД, велосипед это транспортное средство, а велосипедист – водитель. Следовательно, все правила, которые касаются транспортных средств, относятся и к велобайкам. Это первый важный момент.

Все в тех же правилах указано, что пешеход это лицо, которое находится вне транспорта на дороге или пешеходном переходе.

К пешеходам относят и лиц, которые передвигаются:

  • с детскими колясками, санками;
  • на роликах, самокатах;
  • самостоятельно в инвалидных колясках, или везут их;
  • пешком по «зебре» и ведут рядом с собой за руль велосипед.

Это второй важный момент.


Водитель не будет пешеходом, когда едет на велотранспорте по дороге, но если он ведет велосипед возле себя за руль, то становится им. В тех или иных обстоятельствах, согласно правилам, водитель может сойти с велобайка и двигаться как пешеход.

Водитель транспорта должен выполнять все ПДД во избежание аварий на проезжей части дороги, это касается и велосипедистов. При несоблюдении ПДД, водитель велосипеда подвергает риску не только себя, но и создает опасные моменты на дорогах, где могут пострадать пешеходы и машины с водителями. Не исключены и летальные исходы.

В интернете можно ознакомиться с большим количеством видеоматериала, где фиксируются грубейшие нарушения правил райдерами. Одно из них – передвижение по пешеходному переходу на велосипеде, которое, обычно, заканчивается очень плачевно. По закону, согласно ПДД, по пешеходному переходу могут передвигаться исключительно пешеходы.

Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД – за нарушения положен штраф?

Но на дорогах с интенсивным движением такая остановка небезопасна и для самого пешехода, и для водителей. Поэтому необходимо рассчитывать время до того, как ступить на проезжую часть.

Когда переход осуществляет организованная группа лиц, двое сопровождающих обозначают начало и конец колонны.

Для этих целей им выдают флажки красного цвета. Пересекать дорогу нужно в специально оборудованных местах. Наиболее безопасны пешеходные переходы, которые проложены над проезжей частью или под ней. Также для пересечения дороги оборудуют регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Если их нет, дорогу переходят в зоне ближайшего перекрестка либо в открытом месте с хорошим обзором по обеим сторонам движения.

На перекрестках движение регулируется светофорами или, реже, регулировщиками. При этом регулируемым перекресток считается в том случае, если сигналы на светофоре сменяются (красный-желтый-зеленый).

Предусмотренная ответственность за нарушение правил

Несоблюдение ПДД приводит к наказаниям. Нарушители в соответствии со статьей 12.29 Правил несут такую ответственность:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84
  • штраф в 200 рублей при пересечении дороги по «зебре», не спешиваясь с велосипеда. При первичном нарушении может быть вынесено предупреждение, но только на усмотрение инспектора ГАИ. Нарушение классифицируется как создание помех пешеходам и другому транспорту;
  • если к вышеуказанному нарушению прилагается еще и нетрезвый водитель велосипеда, то размер штрафа увеличивается до 300-500 рублей.

Соблюдение ПДД избавит велосипедиста от штрафа и риска попасть в аварию.

Что нельзя делать велосипедистам

Согласно ПДД Беларуси, велосипедистам нельзя:

Использовать неисправные велосипеды (руль, тормоза), а в темное время суток — велосипеды без работающих фонарей. Ездить по проезжей части детям младше 14 лет без сопровождения взрослых. Ездить по автомагистрали. Ездить пьяным или под воздействием наркотиков. Ездить под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, в болезненном или утомленном состоянии, если это может угрожать безопасности дорожного движения. Пользоваться во время езды телефоном, если это нельзя делать без помощи рук. Ездить в снегопад или гололедицу. Ездить, не держась за руль или не держа ноги на педалях. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайными путями или с двумя и более полосами движения. Перевозить пассажиров. Детей до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сидении — можно. Перевозить грузы, которые мешают управлять велосипедом или торчат более чем на полметра в стороны, вперед или назад. Буксировать велосипед или велосипедом

Исключение — велосипедные прицепы промышленного производства.

О велосипедисте и уличном движении

Правила дорожного движения Российской Федерации

1. Общие положения. «Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Правилами дорожного движения установлено, что движение на велосипеде (в том числе на электровелосипеде, двух-или трехколесном самокате, сигвее, электросамокате, гироскутере, электромоноколесе (моноцикле)) детям в возрасте младше 7 лет разрешается только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Двигаться на велосипеде детям в возрасте от 7 до 14 лет разрешается только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Молодым людям старше 14 лет передвигаться на велосипеде позволяется по правому краю проезжей части, если:

1. отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;

2. если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему, либо перевозимого груза превышает 1 м;

3. если движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

4. допускается движение по обочине – в случае, если отсутствуют полоса для велосипедистов, велосипедная и велопешеходная дорожки, либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Этой возрастной категории велосипедистов (старше 14 лет) разрешается двигаться по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях:

1. если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

2. если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет, либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Велосипедист на пешеходном переходе: переходить или переезжать?

В рубрику «» обратился один из читателей с вопросом, который, как ему кажется, весьма актуален: как должны вести себя велосипедисты на пешеходном переходе — переходить или переезжать?Для наглядности опубликовано и видео:Так что должен делать велосипедист на пешеходном переходе: переходить или переезжать?

Если посмотреть , то можно сделать вывод, что однозначного ответа нет и там:Юрист:Велосипедист по зебре должен следовать пешком. «»Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств.Это же не означает что только транспортные средства могут по ней ездить.

пешеходам же тоже можно, ходить по дорогам.Елена:- Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.Анатом:- marat16rus: «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.Так что все правильно, велосипедист верхом на велике на дороге должен подчиняться тем же правилам, что и водитель авто, раз ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО.

И по зебре обязан переходить пешком, а иначе нарушение ПДД — едет фактически на запрещающий сигнал светофора, который для транспортных средств на данный момент КРАСНЫЙ.Юрисконсультант:- На самом деле велосипедист нарушил ПДД как таковые, а не конкретный их пункт.

Любой водитель транспортного средства нарушит ПДД, начав движение по п/п, но ни один конкретный пункт ПДД запрета такого действия не содержит и слово «только» в п 24.2 также запретом не является. Более того, вы не найдёте в ПДД запрета для движения автомобилей по п/п. Запрет заключён в выводе о назначении пешеходного перехода.

Это, кстати, не редкая в юриспруденции ситуация, когда запрет определённого действия обусловлен не словами конкретной нормы, а является следствием комплексного вывода о смысле содержания нормы, ряда норм или определения используемого в законодательстве понятия.Наказание за движение по п/п для водителя велосипеда предусмотрено ч.2 ст.12.29, а для водителя АМТС — ст.ст.

12.12, 12.15, 12.16 .

Основные правила для велосипедистов


Во время езды по автотрассе города на велосипеде, водитель должен четко выполнять правила дорожного движения: соблюдать скоростной режим, следовать, согласно информации на дорожных знаках, останавливаться и продолжать движение, по сигналу светофора. Например, если на трассе имеется знак «проезд закрыт» (кирпич), то велосипедист не имеет права следовать дальше, как и любой транспорт. Велосипед (по правилам) п.14.1 обязан пропускать:

  • пешеходов на пешеходных переходах, где нет светофоров;
  • на дорогах, где имеется движение трамваев, пешеходов, которые выходят из трамвая, и тех, кто направляются к посадке на трамвай.

По закону, в городской черте по дорогам велосипедист, который старше 14 лет, может двигаться (правила п. 24. 1-6):

  • по велодорожкам или отведенным полоскам;
  • по правому краю проезжей части – если нет спецполосы и дорожки и только в один ряд (если несколько ездоков одновременно);
  • по обочине дороги – можно ехать, только если перечисленные выше варианты невозможны.

Движение на велобайке по тротуарам разрешается детям до 14 лет или взрослым, при перевозе ребенка до семилетнего возраста, в исключительных случаях взрослым, когда нет другой возможности передвижения на шоссе. Но важно отметить, когда на тротуарах большой людской поток, то во избежание случайного столкновения с пешеходами, целесообразно велосипедисту спешиться и вести велобайк рядом за руль. Это прописано в правилах ДД.


Наиболее часто нарушаемые велосипедистами пункты из правил ДД:

  1. Техсостояние велотранспорта – техосмотр проводится перед каждым выездом на городскую проезжую часть (п. 2.3). Нельзя двигаться на неисправном велосипеде;
  2. Алкогольное опьянение – вождение в нетрезвом состоянии запрещено (п. 2.7);
  3. Сигналы на поворот – обязательны. При намерении повернуть, перестроиться, затормозить, велосипедист обязан заранее дать световой сигнал или сигнал рукой (в том направлении куда сворачивает, п. 8.1);
  4. Поворачивать налево, а также разворачиваться на проезжей части (где более одной полосы в одном направлении) на велосипеде по правилу запрещено (п.24.8). Выход – велосипедисту необходимо сойти с байка и по пешеходному переходу пройти в нужном направлении, далее продолжить путь как водитель;
  5. Передвижение на велике навстречу потоку машин, а также движение по пешеходному переходу – запрещено, это очень опасно! Часто именно в таких ситуациях погибают дети, подростки. Выход – в первом варианте движение только с потоком автотранспорта в одном направлении, во втором – спешится и перейти «зебру», как пешеход.

По закону за нарушение и не выполнение правил ДД с велосипедистов взимаются штрафы от 800 руб. до 1000 руб., при управлении велосипедом в нетрезвом виде или причинении вреда здоровью от 1000 руб. до 1500 руб.

Среди нас ему не место!

Сходная ситуация неуместности возникает, когда велосипедист появляется в пешеходной зоне. Чтобы не мешать идущим по тротуару людям, велолюбитель должен помнить, что ехать следует в порядке приоритета по следующим участкам:

  • пешеходным дорожкам;
  • обочине;
  • вдоль правого края проезжей части.

Ездить по тротуару разрешено, если вам ещё не исполнилось14 лет, вы перевозите или сопровождаете дошкольника, а также в том случае, когда возможность движения по более приоритетным зонам отсутствует. В большинстве наших городов до сих пор нет возможностей полноценного перемещения по велосипедным или велопешеходным дорожкам, а обочины завалены то мусором, то снегом. Тогда безопаснее действительно двигаться по тротуару.

При этом важно помнить уточнение, которое содержится в пункте 6 статьи 24 ПДД, напоминающее, что в случае, когда перемещение на велотранспорте мешает движению пешеходов, в обязанности велосипедиста входит предупредительное отношение к людям: водитель велосипеда обязан спуститься и продолжить путь по «густонаселённой» части дороги пешком. Если велосипедист попадает в зону пешеходки, это означает лишь то, что передвигаться по ней нужно как можно медленней и осторожней.

Дорожные знаки и разметка

В действующих Правилах есть несколько дорожных знаков, относящихся к регулированию движения велосипедистов.

Знак «Велосипедная дорожка» означает, что здесь можно ехать только на велосипеде

. Иногда по велосипедной дорожке можно идти пешком, но только если рядом нет тротуара или пешеходной дорожки. При этом пешеход не должен мешать велосипедистам.

«Пешеходная дорожка» — можно ходить только пешеходам

, но если велосипедной дорожки рядом нет — можно ехать и на велосипеде, но не мешая пешеходам.

Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» предупреждает водителей или пешеходов о том, что впереди проходит велодорожка и нужно быть предельно внимательным.

Если вдоль проезжей части установлен знак «Движение велосипедов запрещено», то выезжать туда вам нельзя независимо от того, есть на тротуаре или велодорожке препятствия или нет.

Что говорится в законе

Пешеходы, автомобилисты и водители немеханического транспорта при движении обязаны соблюдать правила ПДД. У каждого участника движения своя роль и свой свод законов, которые следует неукоснительно выполнять. К велосипедистам не так много требований, но каждое из них очень важно, а при несоблюдении может привести к серьезным последствиям для здоровья и даже смерти.

Владелец велосипеда является:

  1. Водителем, если едет на немеханическом ТС верхом.
  2. Пешеходом, если ведет двухколесное средство рядом с собой.

Любителям велосипедной езды необходимо помнить, что в зависимости от их статуса (водитель/пешеход) они придерживаются разных правил. Сначала разберем, что касается непосредственно езды:

  • в городе передвигаться на велосипеде можно по специальным выделенным дорожкам или по тротуарам;
  • за пределами населенных пунктов верхом на транспорте движение осуществляется по проезжей части, по той же стороне, что и автомобильный поток;
  • если велосипедист спешился, то вне населенных пунктов он должен двигаться вместе с двухколесным другом по встречной полосе движения.

При пересечении дороги необходимо спешиться и пройти участок исключительно пешком. Таким образом велосипедист становится пешеходом и имеет право проходить через пешеходный пешеход.

Что считается нарушением

Водители велосипедов нарушают дорожные правила не только в части перехода. Довольно часто они вообще не согласуют свои действия с существующими нормами и ведут себя так как сами того хотят. Наиболее частые нарушения совершаются в следующих ситуациях:

  1. Поворот/разворот. По нормам ПДД делать такие маневры можно только в местах со специальной разметкой, а именно на участках с прерывистой линией, при отсутствии запрещающих знаков. Чаще всего повороты и развороты можно осуществлять на перекрестках. Но большинство владельцев немеханических средств спокойно разворачиваются на пешеходных переходах, что принципиально запрещено.
  2. Несоблюдение скоростного режима. Автовладельцы опасаются велосипедистов абсолютно осознанно. Эти участники движения могут в кратчайшие сроки изменить скорость, так что автомобилист просто не сможет своевременно среагировать.

У пешеходов скорость более менее ровная и водитель механического ТС может просчитать дальнейшее поведение человека. А вот с велосипедистами все крайне непонятно, он может выскочить из-за поворота и поехать через переход, что заставит водителей резко тормозить. Такое поведение нередко приводит к ДТП.

Обязаны ли другие транспортные средства пропускать велосипедиста на пешеходном переходе

ПДД жестко регламентирует поведение водителей на дороге. По правилам они обязаны пропускать пешеходов на пешеходных переходах. Велосипедистов стоит пропускать только в том случае, если он спешился и ведет двухколесного друга рядом с собой. А вот если человек едет на велосипеде, то он является таким же водителем, а значит никакого приоритета не имеет.

Многие велосипедисты просто не знают о своем статусе и мчатся через переход на всем пару. При этом если водитель не успеет среагировать и собьет такого «пешехода», закон будет на его стороне, а не на стороне пострадавшего.

Во избежание неприятных последствий, следует помнить, что пересекать пешеходный переход могут исключительно пешеходы. Водитель велосипеда таковым не является и приобретает нужный статус только спешившись с немеханического средства передвижения.

Как правильно переходить дорогу

Казалось бы, что может быть непонятного в том, как правильно переходить дорогу. Однако огромное количество ДТП, произошедших на переходах говорит о том, что зачастую участники движения не совсем понимают свою роль и неправильно выбирают поведение.

Разберем роль каждого участника движения:

  • водители обязаны пропускать всех пешеходов, которые пересекают проезжую часть. Касательно других водителей они ведут себя так как предписывают знаки и правила;
  • велосипедисты являются полноценными водителями, а потому не могут пересекать дорогу по пешеходному переходу. Данное право они получают только после того как спешатся с немеханического ТС. Переходить дорогу можно только ведя велосипед рядом с собой;
  • пешеходы переходят по переходу на другую сторону соблюдая при этом требования ПДД по осторожности. Сначала следует оценить ситуацию и только потом двигаться вперед.

Пункт 24.8 ПДД вводит запрет на пересечение дорожного полотна верхом на велосипеде.

Есть ли исключения из правил

Из каждого правила есть исключения. Так иногда водители не пропускают велосипедистов, хотя закон как раз на стороне владельцев двухколесного транспорта.

В пункте 13.1 ПДД указано, когда автовладелец обязан пропустить велосипедиста, уступив ему дорогу. Правило гласит, что при повороте транспортного средства в любую из сторон водитель обязан пропустить:

  1. Пешеходов, которые переходят проезжую часть.
  2. Велосипедистов, пересекающих дорожное полотно.

Только при повороте направо или налево автовладелец обязан пропускать людей обоих категорий: на велосипеде и с двухколесным другом едущим в руках владельца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: