Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах перевозки групп детей в автобусе. За последние несколько лет были выпущены и изменены несколько нормативных документов, связанных с данным вопросом. Все они были рассмотрены на pddmaster.ru.
Данная статья содержит обобщенную информацию и будет обновляться по мере изменения законодательства.
Обратите внимание, вопросы организованной перевозки детей затрагивают не только транспортные предприятия.
Например, если родители школьников хотят организовать для своих детей экскурсию, то им также придется соблюдать правила перевозки.
В этой статье будут рассмотрены документы, необходимые для перевозки, требования к автобусам и находящимся в них людям.
- документ ГИБДД;
Что является организованной перевозкой детей?
Пункт 1.2 правил дорожного движения:
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Обратите внимание, к организованной перевозке не относятся:
- Поездка детей на маршрутном транспортном средстве. Например, если дети вместе с учителем едут в театр на троллейбусе номер 1.
- Перевозка 7 и менее детей.
- Перевозка 8 или более детей и нескольких родителей, при которой без родителей едут 7 детей или менее.
К организованной перевозке относится перевозка, когда:
- Люди едут в автобусе, не являющимся маршрутным транспортным средством.
- Среди людей есть как минимум 8 детей, родители которых в автобусе не присутствуют.
Если перечисленные выше условия выполняются, то Вам следует дочитать эту статью до конца и изучить правила перевозки.
Правила перевозки детей ночью и днем: нюансы
Есть ряд нюансов, которые организатору поездки необходимо учесть непосредственно при ее осуществлении. В частности:
- Нельзя допускать подсадку в автобус лиц, не внесенных в список пассажиров (п. Правил). Так, например, в автобус не могут быть подсажены родители детей, если они не включены в данный список.
- При неблагоприятных дорожных условиях, из-за которых изменено время отправления, организаторы перевозки или та или иная сторона договора фрахтования уведомляют родителей детей о соответствующих изменениях в плане поездки (п. Правил). Также должны быть уведомлены об изменениях сопровождающие, медработники, ГИБДД, которая выделила автомобиль для сопровождения перевозки.
Участники организованной перевозки
В настоящее время перечень лиц, которые могут участвовать в организованной перевозке, строго ограничен. Пункт 14 правил перевозки детей автобусами:
14. В случае неявки ребенка или иного лица, включенного в список, сведения о нем вычеркиваются из списка. Нахождение в автобусе помимо водителя (водителей) иных лиц, кроме тех, которые указаны в списках, не допускается. Контроль за соблюдением указанных требований возлагается на сопровождающих лиц.
В автобусе могут находиться только:
- водитель (водители);
- дети, включенные в список пассажиров;
- сопровождающие лица, включенные в список пассажиров;
- медицинский работник, включенный в список пассажиров.
Обратите внимание, правомерность нахождения каждого человека в автобусе должна быть подтверждена соответствующим документом. Взять в поездку человека без документа нельзя.
В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В туристическую поездку едет 11-й класс общеобразовательной школы. При этом часть учащихся достигла возраста 18 лет, т.е. детьми они не являются. Другая часть класса остается детьми. Как оформить документы в этом случае?
На самом деле все довольно просто:
- Учащихся младше 18 лет следует вписать в список пассажиров в качестве детей;
- Учащихся старше 18 лет нужно вписать в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Рассмотрим каждого из участников поездки подробнее.
Водитель автобуса
Водитель должен отвечать следующим требованиям:
- работа водителем категории D в течение 1 года из последних 2-х лет (до 1 января 2021 года — 12 из 13 последних месяцев);
- пройти предрейсовый инструктаж;
- отсутствие наказания в виде лишения прав или административного ареста в течение последнего года.
Дети
Дети до 18 лет должны быть включены в список пассажиров в качестве детей.
При этом, если в списке есть хотя бы один ребенок младше 7 лет, то график движения автобуса должен быть составлен так, чтобы автобус не находился в пути дольше 4 часов. То есть речь идет об общей продолжительности поездки. Так что взять маленьких детей в длительные поездки не получится.
Сопровождающие
Все сопровождающие должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Сопровождающие назначаются в каждый из автобусов, участвующий в перевозке. Минимальное количество сопровождающих — 1 человек у каждой двери автобуса, предназначенной для посадки.
Если автобус имеет 2 двери, то и сопровождающих должно быть не меньше двух.
Примечание. С 1 января 2021 года допускается наличие только 1 сопровождающего в автобусе, если в группу включены 20 детей или менее. В этом случае посадка и высадка пассажиров производится через одну дверь автобуса, около которой и находится сопровождающий.
Максимальное количество сопровождающих ничем не ограничено.
Например, в автобусе могут ехать 8 детей и 30 сопровождающих.
Один из сопровождающих в каждом автобусе назначается ответственным.
Кроме того, если автобусов несколько, то назначается также и старший ответственный сопровождающий. До 1 октября 2019 года старший ответственный мог ехать только в последнем автобусе колонны. После 1 октября это требование отменено и старший сопровождающий может ехать в любом автобусе.
Взрослые пассажиры
Все взрослые пассажиры автобуса должны быть включены в список пассажиров в качестве сопровождающих.
Медицинский работник
Медицинский работник требуется только в том случае, если поездка соответствует одновременно следующим условиям:
- поездка является междугородней (до 1 января 2021 года);
- длительность поездки по графику превышает 12 часов;
- в колонне находятся 3 автобуса или более (с 1 января 2021 года).
С 1 октября 2021 года медицинский работник может ехать в любом автобусе колонны. Ранее он должен был находится в последнем автобусе.
Требования к водителям, перевозящим детей
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных лет;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Так же как и раньше водители, осуществляющие организованную перевозку детей, не должны иметь наказаний в виде лишения прав или административного ареста в течение последнего года.
До 10 июля 2015 года водители также должны были иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя категории D в течение последнего года. Это требование становится более лояльным к водителям. Начиная с 10 июля достаточно иметь один год стажа из последних трех лет.
Например, ранее могла произойти следующая ситуация. Человек всю жизнь работает водителем категории D. Однако пол года назад он перешел на новую работу (также водителем категории D). Во время смены рабочего места стаж прервался на 1 день. До 10 июля 2015 года такой водитель не допускался к организованным перевозкам детей. После 10 июля этого ограничения нет.
Внимание! 1 октября 2021 года требования к водителям автобусов были в очередной раз обновлены. Начиная с этой даты требуется стаж работы водителем в течение 12 месяцев из последних 13. Подробнее о нововведениях Вы можете узнать в отдельной статье.
Новые требования, предъявляемые к водителям с 10 июля 2015 года:
- Прохождение предрейсового инструктажа по безопасности перевозки детей.
- Прохождение предрейсового медицинского осмотра.
Документы для организованной перевозки
Документ ГИБДД
Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то требуется копия уведомления ГИБДД.
Подача уведомления в ГИБДД
Если в перевозке участвуют 3 или более автобусов, то требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения или об отказе в предоставлении сопровождения. В случае положительного решения по заявке колонна автобусов сопровождается одним или несколькими автомобилями полиции.
Список всех пассажиров
С 1 октября 2021 года все пассажиры могут быть внесены в единый список, то есть оформление отдельных списков для детей, сопровождающих и взрослых пассажиров не требуется.
Например список может иметь такой вид:
Фамилия Имя Отчество | Дополнительная информация | |
ребенок | Иванов Иван Иванович | Возраст: 12 лет. Телефон родителей |
сопровождающий | Петров Петр Петрович | Телефон |
сопровождающий | Волков Аркадий Дмитриевич | Телефон |
При заполнении информации о детях вместо графы «Возраст» может использоваться графа «Дата рождения».
Примечание. Если в поездке участвуют медицинский работник, то он также должен быть включен в список пассажиров. При этом дополнительно должны быть приложены лицензия на осуществление медицинской деятельности или договор с медицинской организацией.
Документ водителя
Внимание! С 1 января 2021 года дополнительный документ водителя не требуется.
В документе водителя должны быть указаны его ФИО и телефон. Если водителей несколько, то в документе указываются данные каждого из них.
Обратите внимание, речь не идет о водительском удостоверении. Требуется отдельный документ, который должен оформить организатор перевозки.
Кроме того, документ водителя можно не оформлять, если среди документов есть копия уведомления ГИБДД о перевозке. Такое уведомление является обязательным, если в перевозке участвуют 1 или 2 автобуса.
Порядок посадки пассажиров в автобус
Внимание! С 1 января 2021 года порядок посадки пассажиров не требуется.
Порядок посадки пассажиров включает информацию о том, как именно контролируется, что в автобус попали именно пассажиры из списка:
- по документам (по служебному удостоверению, путевке, карте учащегося);
- по списку пассажиров;
Маршрут перевозки
Сведения о маршруте перевозки должны включать:
- пункт отправления;
- промежуточные пункты посадки/высадки;
- пункт назначения;
- места остановок для питания и отдыха.
Примечание. До 1 октября 2021 года также был необходим график движения, в котором должно было указываться время прибытия в разные пункты маршрута.
Дополнительные документы
Документы, которые должны быть у водителя лишь в некоторых случаях:
- Договор фрахтования или его копия (если такой договор заключался).
- Список набора пищевых продуктов, если дети находятся в пути следования дольше 3-х часов (до 1 января 2021 года).
Обратите внимание, оригиналы всех перечисленных выше документов должны храниться в течение 90 дней с момента поездки, а если во время поездки произошло ДТП с пострадавшими, то в течение 3-х лет.
Правила перевозки несопровождаемых детей
Уважемые пассажиры! Обращаем Ваше внимание, что на международных направлениях действуют дополнительные требования Роспотребнадзора, касающиеся формальностей при заполнении анкет стран въезда и форм на сайте Госуслуг. В связи с этим услуга по перевозке несопровождаемых детей на международных рейсах временно не осуществляется.
Авиа принимает к перевозке несопровождаемых детей. Перевозка несопровождаемых детей осуществляется только на прямых рейсах авиакомпании или до первого пункта посадки. Количество несопровождаемых детей на рейсе ограничено.
В качестве несопровождаемых детей перевозятся дети в возрасте (возраст ребенка определяется на день начала перевозки):
- От 5 до 12 лет при полетах по России и СНГ;
- От 6 до 12 лет при полетах в страны дальнего зарубежья.
Услуга сопровождения по желанию родителей, опекунов (попечителей) может быть оказана для детей старше 12 лет.
Услугу можно оформить в представительстве авиакомпании, в фирменных кассах авиакомпании, офисах агентов или через Call центр:
- Заказать услугу по перевозке несопровождаемого ребенка, не позднее чем за 72 часа до вылета рейса
- Приобрести авиабилет на ребёнка по тарифу за взрослого пассажира
- Заполнить заявление на перевозку несопровождаемого ребенка в 4х экземплярах (бланк Заявления);
- Оплатить услугу.
Стоимость услуги (за полетный сегмент):
- На рейсах по России, СНГ и Грузии – 5 000 руб. РФ
- На рейсах по Дальнему зарубежью – 100 евро
Цены действительны с 21 января 2021 года
Регистрация несопровождаемых детей на рейс производиться только на стойке регистрации в аэропорту вылета, это позволит позаботиться о Вашем ребенке нашими сотрудниками при прохождении всех формальностей в аэропорту вылета и прибытия.
Обращаем Ваше внимание, в случае перевозки несопровождаемого ребёнка по международному направлению, доставить ребенка в аэропорт вылета и зарегистрировать его на рейс могут только законные представители ребёнка: родители, усыновители, опекуны, попечители или представители ребенка по нотариальной доверенности от законных представителей ребенка.
- Документы необходимые для оформления ребенка к перевозке
Перевозка несопровождаемых детей по территории РФ
- Документ, удостоверяющий личность заявителя и документ, удостоверяющий взаимоотношения ребёнка и заявителя (свидетельство о рождении, усыновлении, документ, подтверждающий установление опеки или попечительства) или нотариальную доверенность от законных представителей ребенка;
- Авиабилет на ребенка;
- Документ, удостоверяющий личность ребенка (для граждан РФ): — Свидетельство о рождении ребёнка — для детей до 14 лет или паспорт гражданина РФ — для детей старше 14 лет;
- Заявление о перевозке несопровождаемого ребенка в 4х экземплярах (бланк Заявления); Будьте внимательны при заполнении Заявления. Пожалуйста, ознакомьтесь с Примером заполнения Заявления.
- Квитанция, подтверждающая оплату услуги;
- Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка (если имеется необходимость).
Перевозка несопровождаемых детей при полетах в страны СНГ и дальнего зарубежья
*Если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос возможности его выезда разрешается в судебном порядке.
ВНИМАНИЕ:
Оформить перевозку несопровождаемого ребенка в Киргизию, возможно по свидетельству о рождении ребенка до 14 лет (свидетельство о рождении образца РФ), паспорту гражданина РФ для ребенка старше 14 лет или по заграничному паспорту.
Авиа не осуществляет услугу по перевозке несопровождаемого ребенка в/из Объединенных Арабских Эмиратов
Лицо, провожающее ребенка, должно оставаться в аэропорту до вылета рейса.
Встречающее лицо в аэропорту прибытия, указанное в Заявлении, должно предоставить документ, удостоверяющий личность.
Указанное Вами в заявке встречающее ребенка лицо должно находиться в аэропорту ко времени прибытия рейса и иметь при себе действующий документ, удостоверяющий личность.
Автобус для организованной перевозки
Пункт 22.6 ПДД:
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
К автобусу предъявляются следующие требования:
- Установка знака «Перевозка детей». Знак устанавливается спереди и сзади автобуса.
- Включение маячка желтого или оранжевого цвета (начиная с 1 июля 2021 года).
- Автобус должен быть оборудован ремнями безопасности (с 1 октября 2021 года).
Кроме того, автобус для организованной перевозки детей должен удовлетворять и требованиям, предъявляемым ко всем автобусам для перевозки пассажиров:
- Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров.
- Автобус должен быть допущен к участию в дорожном движении.
- Установка тахографа.
- Установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (не действует с 19 марта по 31 мая 2021 года).
Перевозка организованных групп детей поездом
Для того, чтобы перевозить организованную группу детей поездом, нужно сначала приобрести билеты. Чтобы их приобрести, нужно:
- подать письмо-заявку строго установленного образца;
- подать список пассажиров с указанием реквизитов документов (с учётом, что на 10 детей должен приходиться один сопровождающий);
- приложить квитанцию об уплате разных сборов;
- при группе в 30 и более детей и поездке на расстояние 12 и более часов, требуется медработник — данные о нём тоже нужно приложить;
- список продуктов сухого пайка — заполнить специальную форму;
- приложить доверенность (форма М-2).
Заявки нужно подать за 45-60 дней. Заявки, поданные за 10 дней могут быть не выполнены, если поезда нужного направления перегружены. За резервирование мест берётся сбор, который не возвращается при отказе от поездки.
Обратите внимание:
- групповой билет — это один билет с перечислением всех пассажиров;
- оплатить его можно наличными и безналичным расчётом;
- если ехать надо больше суток — необходимо заключить договор о предоставлении горячего питания с вагоном-рестораном — если детей много, цепляют дополнительный вагон-ресторан с детским меню, причём расположен он будет рядом с вагоном в котором едут дети;
- питание будет четырёхразовое, рассчитанное по калорийности для каждого возраста;
- если ехать менее суток — нужен сухой паёк, оформленный по всем правилам и разрешённый Роспотребнадзором;
- медик должен следить за здоровьем, гигиеной и питанием детей; он имеет две укладки — общую и противопедикулёзную;
- все дети должны иметь справки о том, что здоровы и в контакте с инфекционными больными не были;
- перевозить детей можно только в поездах с биотуалетами нового типа;
- проводники должны убирать вагон не реже чем дважды в сутки, а туалет — каждые 6 часов;
- на станциях группу детей должен сопровождать сотрудник вокзала, следящий за их безопасностью.
Документы, которые помогут в подготовке к поездке поездом:
- ФЗ 18 от 10.01.03 «Устав ж/д транспорта РФ»;
- Приказ Минтранспорта 473 от 19.12.13 «Правила перевозок… железнодорожным транспортом»;
- Распоряжение РЖД № 1493р от 06.0807 «О порядке организации и обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей»;
- Постановление Главного врача цГСЭН от 21.01.14 «Об утверждении сан-эпид требований к перевозке ж/д транспортом организованных групп детей».
Пристегнуть непоседу
Новое постановление правительства РФ, вносящее изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами, определяет требования как к организаторам поездок, так и к сопровождающим лицам и перевозчикам. Как пояснили в МВД России, все автобусы, перевозящие группы детей, должны быть оборудованы ремнями безопасности, а юные пассажиры во время поездки должны быть ими пристегнуты. Ранее аналогичные требования предъявлялись лишь во время междугородних перевозок детей, на пригородные и городские поездки это правило не распространялось.
Нововведения не относятся к школьным автобусам, поскольку школьный автобус, даже если он перевозит только детей, является маршрутным транспортным средством. А согласно действующим ПДД, организованная перевозка группы детей, к которой и применяются особые правила, в том числе с 1 октября 2021 года, осуществляется на автобусах, не относящихся к маршрутным. За нарушения правил перевозки группы детей по-прежнему предусмотрены достаточно существенные наказания. Так, в случае, если автобус не соответствует правилам, отсутствует договор фрахтования, либо водитель не соответствует обязанностям, следует без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей, ему будет вменен штраф в размере 3 тысяч рублей. Для должностных и юридических лиц сумма составит 25 и 100 тысяч соответственно.
Требования к самим автобусам, перевозящим детей, сводятся к тому, что они должны находиться в исправном состоянии и иметь допуск к участию в перевозке детей и дорожному движению в целом, оснащены тахографом, а также российской спутниковой системой навигации. С июля 2021 года такие ТС должны быть не старше 10 лет. Ранее требования к году выпуска автобуса касались отдельных категорий и регионов. Новым здесь также становится требование об оборудовании автобуса ремнями безопасности для детей.
С июля 2021 года автобусы для организованных перевозок детей должны быть не старше 10 лет
В Госавтоинспекции отмечают, что вступившее в силу «детское» постановление упрощает организацию перевозок, а сами нововведения направлены на повышение безопасности таких перевозок и упрощение процедуры их оформления. Напомним, что на федеральном и региональном уровнях сегодня реализуются мероприятия федерального проекта «Безопасность дорожного движения». В соответствии с целевыми показателями проекта уровень смертности к 2024 году должен быть снижен в 3,5 раза до показателя, не превышающего 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Особое внимание в федеральном проекте уделяется перевозкам детей.
Автопроизводители заявляют о готовности соответствовать всем необходимым требованиям. Как подчеркнули в компании IVECO, указанные изменения в комплексе преследуют одну понятную цель, которая заключается в повышении безопасности перевозок детей и снижении аварийности.
Что касается конкретного требования об ограничении максимального «возраста» автобусов, то для производителей техники это безусловное благо, поскольку, очевидно, повысится спрос на их продукцию.
Но это, конечно же, не самоцель, поскольку, повторимся, новые правила в первую очередь должны сделать перевозки детей более безопасными. Однако именно этим могут быть вызваны определенные сложности. Возьмем, к примеру, финансовый аспект — любой качественный (читай — безопасный) продукт предполагает значительные затраты как на стадии проектирования, так и на стадии испытаний. Компания IVECO, будучи одним из крупнейших производителей решений для пассажирских перевозок, просто не может себе это сейчас позволить, хотя постоянно инвестирует в безопасность собственных транспортных средств, и производит машины, подходящие для перевозок детей, например, модели Crossway и Daily.
«Если говорить об организованной перевозке групп детей, то мы заказываем и реализуем в основном только новые автобусы. Автобусы с пробегом поставляются только по запросу клиента и под конкретную задачу. В этой связи реализация постановления правительства не вызывает трудностей, и у нас нет необходимости менять свою стратегию. Кроме того, мы поддерживаем ограничение предельного возраста эксплуатации ТС, это способствует своевременному обновлению парка и укрепляет безопасность на дорогах, что крайне актуально для России», — рассказали «РГ» в компании MAN.
Любой качественный (читай — безопасный) продукт предполагает значительные затраты как на стадии проектирования, так и на стадии испытаний
Стоит отметить, что такая рыночная ниша, как пассажирские автобусные перевозки детей организованными группами, развивается довольно стабильно. Ежедневно в России в среднем осуществляется около 1300 организованных перевозок групп детей. При этом новые требования к году выпуска автобусов, предназначенных для детских перевозок, в определенной степени могут стать некоторым стимулом для обновления парка. Так, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в сентябре 2021 года объем рынка новых автобусов в России составил 1233 единицы. Это на 28,6 процента больше, чем годом ранее. Первенство на рынке удерживает отечественный ПАЗ, на долю которого пришлось 57 процентов выпуска, или 706 экземпляров. Второе место принадлежит российскому бренду ЛиАЗ, реализация которого в первый месяц осени выросла в 3 раза, до 205 единиц. На третьей строчке расположился НефАЗ (87 штук; +85 процентов). Больше всех новых автобусов закупила Москва, на втором месте расположился Краснодарский край, на третьем — Башкортостан, где реализация новых автобусов в минувшем сентябре в 10 раз превысила прошлогодние цифры. Эксперты отмечают, что за 9 месяцев с начала года продажи в этом сегменте тоже выросли — на 9 процентов, до 9,8 тысячи единиц. Тем временем в автобусном парке России насчитывается почти 50 тысяч машин еще советского производства. На начало года их доля составляла 12 процентов от всего автобусного парка страны.
Очевидно, что реализация федеральных проектов в сфере дорожной деятельности, повышение эффективности надзора за деятельностью владельцев дорог и транспортных средств, совершенствование управления, а также форм и методов контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований и норм законодательства будут способствовать не только повышению уровня безопасности на дорогах страны, но и обновлению парка ТС.
Комментарий
Григорий Микрюков, начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ:
— Обновление парка техники через запрет использования «старых» транспортных средств действенная, но достаточно жесткая мера. И перед ее применением необходимо взвесить плюсы и минусы для всех участников. Очевидно, что производители автобусов в краткосрочном периоде выиграют. При этом, учитывая высокую конкуренцию со стороны китайских производителей, российские заводы могут и не получить ожидаемого роста спроса на свою продукцию. При этом перевозчики будут вынуждены понести дополнительные издержки, которые в свою очередь постараются переложить на потребителей. В случае замены автобусов, находящихся на балансе бюджетных организаций, это означает либо отказ от использования старых автобусов, либо дополнительные бюджетные расходы.
В целом парк автобусов в России довольно старый, обновлять его желательно, в том числе с учетом новых экологических и технологических требований.
Субсидирование покупки автобусов для социальных перевозок коммерческим организациям малоэффективно — здесь возможны злоупотребления. Более логичным выглядит субсидирование тарифов при выполнении перевозчиками определенных требований в части характера перевозок и используемой для этого техники.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова
Ситуации, в которых требуется медицинский работник
12. При организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов согласно графику движения руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником.
12. При организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 12 часов согласно графику движения руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником.
Ранее медицинский работник требовался при перевозках, расчетная длительность которых превышает 3 часа. Начиная с 10 июля врач при перевозке детей нужен только в поездках, длительность которых превышает 12 часов.
Данное требование сделало организацию поездок проще. Многие однодневные экскурсии детей теперь могут обойтись без медицинского работника.