Кто обязан уступить дорогу?
1. | Водитель грузового автомобиля. |
2. | Водитель легкового автомобиля. |
Знак «Конец полосы» информирует об окончании полосы. Следовательно, водителю легкового автомобиля придется перестроиться на левую полосу, а при перестроении он должен будет уступить дорогу грузовому автомобилю, движущемуся в попутном направлении без смены полосы.
Возможные штрафы в случае ДТП при перестроении
Штрафы при аварии при перестроении зависят от конкретной ситуации. Для начала необходимо выяснить, какой именно пункт КоАП РФ нарушил виновник дорожно-транспортного происшествия.
- Если виновник ДТП при осуществлении маневра не включил световой сигнал, то его нарушение оговаривается ст.12.14 КоАП РФ и карается штрафом до 500 рублей.
- За длительное совершение перестроения и создания таким образом помехи на дороге – до 500 рублей часть 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
- Если маневр совершается на перекрестке и водитель не уступил место ТС, которое имело приоритет на данном перекрестке ч.2 ст.12.13 до 1000 рублей.
- Авто выехало на перекресток и при перестроении мешало тем, кто выполняет поперечное движение ч.1 ст.12.13 1000 рублей.
- Если при совершении маневра был нарушен скоростной режим, то размер штрафа колеблется от 500 рублей до 5 тысяч. ст. 12.9.
Часто при перестроении водители нарушают правила пересечения разметки. Это карается штрафом по ч.1 ст.12.16 КоАП до 500 рублей.
При этом вне зависимости от административного штрафа виновный (или страховая компания виновника) должен возместить ущерб пострадавший стороне.
Штраф может быть увеличен в случае, если после ДТП при перестроении водитель не выставил аварийный знак. В таком случае к уже имеющейся сумме могут добавить до 1 тысячи рублей по ст.12.5 КоАП.
Если во время аварии есть пострадавшие, которым нанесен тяжкий вред здоровью или погибшие – ответственность становится уголовной.
Кто должен уступить дорогу?
1. | Водитель легкового автомобиля. |
2. | Водитель грузового автомобиля. |
Поскольку впереди сужение дороги, о чем предупреждает знак «Сужение дороги» , водителю грузового автомобиля придется перестроиться на соседнюю полосу, а при перестроении он должен уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.
С кого взыскивать ущерб?
Оплатить ущерб должна страховая компания виновного в происшествии лица. Предварительно следует оценить вред, нанесенный автомобилю. Это делают непосредственно специалисты страховой компании. При оформлении европротокола обоим участникам ДТП необходимо в течение 5 дней обратиться к страховщикам. Если ДТП зафиксировали сотрудники ГИБДД, то срок обращения увеличивается до трех лет.
О сроке в 3 года сказано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ, о тонкостях обращения в страховую компанию после заполнения европротокола в ФЗ №40 ст. 11. Иногда взыскивать приходится непосредственно с виновника ДТП.
Страховая компания виновника ДТП при перестроении оплачивает пострадавшим восстановление и ремонт авто, а также нанесенный вред здоровью. Лимит страховой выплаты составляет 400 тысяч для каждого пострадавшего ТС при ДТП. Если пострадали в аварии люди, то на их лечение лимит увеличивается до 500 тысяч по 07.2014 N 223-ФЗ.
Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000р, допустимо составление Европротокола с помощью бумажного бланка, даже при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».
Недостающая сумма должна быть взыскана с личных средств виновника ДТП в соответсвии со ст. 1072 ГК РФ . Это происходит в следующих случаях:
- Нанесенный ущерб оказался больше лимита.
- У виновной стороны нет оформленного полиса ОСАГО или компания, по каким-либо причинам отказалась выплатить ущерб. Тогда гражданин сам в полном объеме возмещает необходимую сумму, также по ст. 1072 ГК РФ.
Договориться о выплатах можно мирным путем или с помощью судебных разбирательств. В любом случае желательно провести независимую экспертизу пострадавшего автомобиля, чтобы точно знать объективную сумму возмещения. Для мирного договора виновному отсылают досудебную претензию, копия которой находится у пострадавшего. Если гражданин отказывается — тогда иск в суд. На судебном заседании необходимо доказать виновность второго участника и предоставить документы о сумме ущерба, желательно с заключением независимой экспертизы.
Водитель автомобиля, выполняющий перестроение на правую полосу, в данной ситуации:
1. | Не должен создавать помех движущемуся по правой полосе автомобилю. |
2. | Имеет преимущество, так как завершает обгон. |
Водитель автомобиля, выполняющий перестроение, в том числе завершающий обгон, не должен создавать помех автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.
Судебная практика
В суде и во время расследования для поиска виновного лица всегда учитываются сразу несколько параметров: скорость и траектория движения, соблюдение дистанции, резкость выполняемого маневра. Вот несколько случаев из судебной практики:
- Водитель, который был признан виновным в том, что не уступил дорогу при одновременном перестроении, подал жалобу и выиграл дело. Это произошло, поскольку автолюбитель смог предъявить фото и видеодоказательства того, что он раньше пострадавшего успел перестроиться на необходимую полосу, а значит, не должен был уступать дорогу. Приоритет движения был на момент аварии у него. Обоюдное перестроение считается наиболее сложной ситуацией. Если два автомобиля начинают движение на одну и ту же полосу одновременно, то приоритет будет у машины, которая раньше покинет область разметки и займет целевую полосу. Правило правой руки в данном случае согласно п.8.4 уже не действует. Но многие водители ссылаются на это правило, а потому и получаются аварии. Следует внимательно следить за такими ситуациями и анализировать поведение других участников движения.
- В одном из судов г. Тверь было вынесено решение лишь частично удовлетворить иск пострадавшего, поскольку он сам двигался с большей, чем разрешено на данном участке дороги, скоростью. Скоростной режим всегда учитывается, поэтому любители «проскочить» и завершить маневр быстрее могут оказаться виновными даже при соблюдении правил маневра.
- Часто в спорных ситуациях суд назначает обоюдно виновными в ДТП обе стороны. В таких ситуациях ущерб выплачивают обе страховых компании по ОСАГО.
При возникновении спорных ситуаций рассматриваются дополнительные детали: насколько оба водителя соблюдали дистанцию и скоростной режим. Также обязательно уточняют с помощью очевидцев или камер, были ли включены предупреждающие сигналы поворота.
В данной ситуации для того, чтобы продолжить движение в прямом направлении, Вам разрешается:
1. | Объехать грузовой автомобиль справа. |
2. | Продолжить движение только после того, как грузовой автомобиль выполнит поворот налево. |
3. | Разрешается любое из перечисленных действий. |
Для продолжения движения Вы вправе выполнить любое из перечисленных действий. Следует учитывать, что при перестроении на правую полосу необходимо уступить дорогу всем ТС, движущимся попутно.
Что делать в случае ДТП при перестроении?
Каждый водитель на дороге должен быть готов к непредвиденным ситуациям. Даже если его признают пострадавшим в ДТП, важно правильно оценить ситуацию и в случае аварии принять необходимые меры.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
В случае транспортного происшествия нужно выполнить несколько обязательных действий (п.2.5 ПДД):
- Включить аварийный световой сигнал и установить аварийный знак по правилам ПДД (это знак в виде треугольника). В черте города его необходимо устанавливать на 15 метров от транспортного средства. Вне населенного пункта это расстояние составляет 30 метров. Если ДТП при перестроении произошло за поворотом, то знак необходимо выставить перед ним, чтобы остальные участники движения могли вовремя среагировать.
- Водители и машины должны оставаться на месте ДТП до приезда инспекторов. Если автомобили мешают проезду, то в соответствии с п.2.6.1 ПДД, если пострадало только имущество, а ТС сильно мешают движению, то их необходимо убрать и расчистить дорогу. Но специалисты рекомендуют сначала проконсультироваться с дежурным инспектором ГИБДД. Иногда лучше получить штраф за неубранное транспортное средство с места аварии, чем стать ее виновником.
- Если необходимо очистить дорогу, следует при свидетелях письменно зафиксировать расположение предметов на аварийном участке. Также не помешает их сфотографировать или записать на видеокамеру, чтобы были доказательства при выяснении виновной стороны.
- При наличии пострадавших обязательно вызвать скорую помощь. Если нет специальных знаний, самостоятельно травмированных не передвигать и помощь им не оказывать, за исключением случаев реальной опасности (например, горит машина). Номер скорой помощи 113 или 03.
- Записать контактные данные всех свидетелей. Так прибывшему на место инспектору будет проще установить виновного в ДТП при перестроении — чем больше информации дадут очевидцы, тем лучше. Если вокруг есть жилые дома, а после аварии будет сложно установить виновного, то в течение нескольких дней можно обойти и опросить жильцов, чьи окна выходят на дорогу, может получиться выявить дополнительных свидетелей.
- Позвонить в ГИБДД. Сообщить время и место происшествия. Телефон полиции — 02. Это общий номер, по которому можно дозвониться и в ГИБДД.
- Если в аварии нет пострадавших, повреждения минимальны, разногласий по виновности сторон нет, а в ДТП при перестроении участвует только 2 ТС, то можно оформить Еропротокол, без вызова ГИБДД по ст. 11.1 ФЗ №40.
Участникам ДТП стоит успокоиться, использовать все имеющиеся факты, чтобы доказать свою невиновность или снизить уровень вины. При перестроении важным фактором является приоритет при движении, включение поворотных сигналов, а также скорость при совершении маневра. Если отсутствуют свидетели, то стоит узнать, не зафиксировала ли аварию камера наружного наблюдения соседних магазинов.
Правила перестроения
Чтобы правильно перестроиться, не нарушив ПДД, следует учитывать несколько правил:
- Планируя перестроиться, нужно убедиться в отсутствии сплошной линии, запрещающий данный маневр.
- Перед началом перестроения обязательно включается поворотник. Водители должны знать, в какую сторону направляется авто.
- Перестраиваясь, нужно пропустить все автомобили, которые движутся по своей полосе без маневрирования.
- Если перестраивается сразу несколько автомобилей, то пропускать нужно только тех, кто едет справа.
- Снижается скорость автомобиля и рассчитывается расстояние до машины, чтобы избежать столкновения.
- Обязательно учитывается скорость автомобиля, который движется по смежной полосе, чтобы встать на другую сторону и не допустить столкновения с машиной, которая окажется позади.
Нельзя применять экстренное торможение, если позади движутся автомобили. Скорость снижается плавно, а затем можно перестраиваться. О маневре важно подумать заранее, начиная перестроение заблаговременно.
Водители других автомобилей оповещаются о запланированном маневре включенными поворотниками.
Кто кому должен уступать по полосам на трассе
Уступать должен водитель того автомобиля, который планирует перестроение. Он сначала пропускает все машины и только после этого перестраивается. При этом важно выбрать безопасную траекторию движения, чтобы не допустить столкновения.
При перестроении нужно посмотреть в зеркала, чтобы при маневрировании другим водителям не пришлось применять экстренное торможение.
В левый ряд
Перестроение в левый ряд проводится по общим правилам. Сначала водитель должен пропустить все автомобили, которые движутся по левому ряду, включив предварительно поворотник. И только после того, как полоса будет безопасной для маневра, можно перестраиваться.
Многие полагают, что уступать должен тот, кто находится на второстепенной дороге. На самом деле, тип полосы значения не имеет. Кто планирует перестроиться, тот и пропускает другие автомобили. Если пропускают, то пожалуйста – можно смело менять полосу.
При сужении дороги
О том, что дорога будет сужаться, водители узнают благодаря знакам. Это означает, что нужно заблаговременно перестроиться, чтобы в последний момент не пришлось применять экстренное торможение.
На картинке видно, что полоса, по которой движется красный автомобиль, сужается. Синяя машина продолжает движение в заданном направлении. В этой ситуации уступить должен именно красный автомобиль, поскольку ему требуется перестроиться в другой ряд.
Между рядами
Перестраиваться между рядами нужно по общим правилам. На многополосной дороге действует еще одно требование – постепенное перестраивание.
Например, автомобиль движется по крайней правой полосе на трехполосной дороге. А ему нужно в крайний левый ряд. В этом случае нельзя пересекать сразу две полосы.
Сначала автомобиль перестраивается на среднюю полосу, а затем на крайнюю. При каждом маневре обеспечивается безопасность движения.
При маневре на каждую полосу не следует резко снижать скорость или, наоборот, давить на газ. По скорости нужно сравняться с автомобилями, которые движутся по этой же полосе.
Движение по полосам в городе с последующим перестроением – самое опасное. В плотном потоке маневрировать довольно трудно, поэтому многие водители допускают роковые ошибки.
Например, при перестроении с крайнего правого ряда в середину дороги машину пропускают. Понадеявшись, что и в крайней левом ряду пропустят, водитель смело перестраивается сразу с двух полос. Но так делать нельзя.
Сначала автомобиль выравнивается на средней полосе, затем снова включается поворотник и только после того, как появится безопасное расстояние между машинами, можно перестраиваться.
Какие появились новые информационные знаки ПДД в 2021 году, показано в статье: информационные знаки в ПДД. Как правильно пропускать автобус отъезжающий от остановки по ПДД, читайте здесь.
Общественного транспорта
Общественный транспорт перестраивается по общим правилам. Для него нет особого приоритета в движении, в отличие от спецмашин с включенными проблесковыми маячками.
Если общественный транспорт движется по выделенной для него полосе, то занимать ее разрушено обычным автомобилям для поворота налево. Полоса в этом случае необходима для безопасного перестроения.
Но следует учитывать, что как только автомобиль занял выделенную полосу, он должен покинуть ее, не мешая общественному транспорту.
Перед светофором
Двигаясь в заданном направлении, многие водители уже перед светофором решают перестроиться. Такое происходит, например, когда крайняя полоса уже занята, а на светофоре горит зеленый сигнал.
Если нужно перестроиться перед светофором, то действовать нужно по общим правилам и учитывая несколько особенностей маневрирования:
- перестраиваться без поворотника запрещено, даже при отсутствии автомобилей в попутном движении;
- перед светофором нужно остановиться, если крайние ряды также не двигаются (могут дорогу переходить пешеходы);
- перестраиваться нужно на средней скорости, без замедления, но и превышать установленный режим нельзя.
Обоюдное
Один из наиболее сложных маневров – обоюдное перестроение. Оно означает, что автомобиль с правой полосы планирует перестроиться в левую полосу, а машина с левой полосы – в правую.
Ситуация распространенная, но многие водители не знают правила маневрирования в данном случае и допускают столкновение.
При одновременном перестроении у обоих автомобилей должны быть включены поворотники – это основное требование. Благодаря сигналам водители видят схему дальнейшего движения транспортного средства с соседней полосы.
Согласно пункту 8.4 ПДД, уступать при перестроении должен тот автомобиль, который совершает маневр.
Если же одновременно перестраивается два автомобиля с разной полосы, то приоритетом пользуется машина справа. Она должна проехать первой, автомобиль с левой полосы обязан пропустить.
Но на практике осуществить перестроение бывает очень сложно, поскольку не всегда удается понять намерения другого водителя, если автомобили движутся в плотном потоке. В этой ситуации важно обеспечить безопасность маневрирования.
Для этого нужно чуть опередить автомобиль со смежной дороги и по-тихоньку начать перемещаться в левую сторону.
При этом обязательно контролируется поведение машин, движущихся по прилегающей территории. Только после того, как водитель с левой полосы начнет пропускать, можно перестраиваться.
Важно не только помнить о своих правах, но и уважать других участников движения. При столкновении двух транспортных средств правда будет на стороне водителя с правой полосы.
Он получит компенсацию по ОСАГО и бесплатно восстановить автомобиль. Но стоит ли требовать выполнять правила дорожного движения ценой своей жизни?
Перестраиваться с левой полосы на правую при одновременном маневре нужно максимально аккуратно. Для начала, пропускаем автомобиль справа, сбавив скорость.
После завершения маневра можно перестраиваться самому, предварительно убедившись в безопасности данного маневра.
При помехе справа
Под помехой справа подразумевается автомобиль, который движется с правой стороны. Среди водителей ходит мнение, что при любом раскладе нужно уступать этой самой помехе.
Но когда речь идет о перестроении это правило обязательно учитывается, но с некоторыми оговорками:
- Водитель движется по правой стороне и планирует перестроиться на левую полосу. В этом случае никакой помехи нет, нужно уступить водителю слева и только после этого перестраиваться.
- Водитель движется по левой стороне и планирует свернуть на правую полосу. Здесь у него есть помеха справа и он действительно должен пропустить машины со смежной полосы.
- Водитель движется по правой стороне, планирует занять левую полосу, а водитель с левой полосы – правую. И опять здесь нет помехи, но автомобиль на правой стороне пользуется приоритетом.
- Водитель движется по левой стороне, водитель справа планирует перестроиться. И вот здесь действует это правило. Нужно пропустить помеху справа, а затем перестраиваться самому.
И повторимся – не забываем про безопасность маневра. Не стоит доказывать свои права на дороге, где подстерегает множество опасностей.
Нюансы
Особой ситуацией считается, когда на дороге рядов машин больше, чем размеченных полос. Например, полос — 3, а рядов транспорта в потоке — 5. Получается, что по ПДД, многие машины будут находиться на разделительной полосе, то есть в состоянии перестроения. В такой ситуации при возникновении аварии сотрудникам ГИБДД будет сложно установить виновного и придется провести серьезное расследование с привлечением очевидцев, записей с наружных видеокамер и видеорегистраторов.
Еще одна особенная ситуация — столкновение при обгоне. Здесь может быть признан виновным как водитель обгоняемой машины, так и сам обгонщик:
- если на обгоняющем транспорте не были включены поворотники, не учтено движение по встречной полосе — виновен тот, кто совершал обгон;
- если автолюбитель, которого обгоняли специально мешал, резко повернул — виновен он.
Чем больше деталей и обстоятельств, имеющих место на момент ДТП при перестроении, будет выявлено, тем проще инспектору и суду будет выявить виновника происшествия.