4. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Официальная трактовка на 2021 год

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Полный регламент норм и обязанностей всех участников дорожного движения. Скачать и обзнакомится с правилами ПДД онлайн. Основные требования для водителей категорий А, B, С, D, E. Подготовка к сдаче экзаменов по Правилам дорожного движения онлайн, подробное описание дорожных знаков и разметки. Уроки ПДД.

4.1

. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2
. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3
. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4
. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
4.5
. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6
. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7
. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
4.8
. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Последние изменения

Пункт 4.1 менялся несколько раз. А последнее новшество было в ноябре 2014 года, когда в последнем абзаце вместе с рекомендацией пешеходам надевать светоотражающие жилеты появилась ещё и обязанность делать это в тёмное время суток на трассе. А саму рекомендацию расширили на только на движении вдоль дороги, но и поперёк – при переходе.

При движении При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Ранее, в марте 2014 года изменились первые 2 абзаца пункта 4.1 Правил, когда законодатели ввели термин «велопешеходная дорожка» – им и дополнилось перечисление участков дорог, где можно ходить пешеходам.

И, наконец, самое старое изменение было в 2005 году – тогда изменился 3 абзац:

Вне населённых пунктов при движении по При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Комментарии к пункту 4.1 ПДД

Итак, данные 4 абзаца, в первую очередь, расставляют приоритеты участков дороги, где могут ходить пешеходы. При этом, опускаться ниже по такому приоритету можно только в случае, если специальный участок для пешеходов отсутствует или нет возможности по нему идти.

Приоритеты расставлены так:

  1. пешеходы, согласно пункту 4.1, должны ходить по пешеходным дорожкам или тротуарам или велопешеходным дорожкам – все 3 участка на выбор самого пешехода,
  2. если вышеуказанных участков нет или нет возможности по ним идти, то можно идти по обочине автомобильной дороги,
  3. когда отсутствует и обочина тоже, то нога пешехода может вступать на велосипедную дорожку (при её наличии, разумеется) или идти по краю проезжей части, но только в один ряд и только навстречу потоку (по левой стороне, если движение двустороннее). Здесь также на выбор пешехода: или велосипедная дорога, или проезжая часть дороги.

Однозначно, если рядом идут велодорожка и пешеходная, как это часто бывает, то пешеходам запрещено идти по велодорожке, даже если качество покрытия там лучше… И даже с коляской.

Как понимать «нет возможности»?

Действующие на 2021 год ПДД этот термин никак не раскрывают. В частности, перед нами встают вопросы:

  • если покрытие всё в ямах, колдобинах,
  • если покрытие просто немного хуже, чем на участке, более низком по приоритету,
  • если перед нами большая лужа…

И таких «если» можно перечислять бесконечно.

Однозначно, этот вопрос имеет практическое значение – нередки ДТП, когда автомобиль сбивает пешехода на проезжей части. Да, водитель в любом случае будет (частично) виновен в такой аварии (см. ниже судебную практику). Но если у пешехода не было права по ПДД двигаться по проезжей части, то есть был нарушен пункт 4.1, то это сыграет на руку противоположному оппоненту судебного дела.

А рассматривающие дело лица, как правило, рассматривают его по личному убеждению, а подходят к вопросу объективно. Так, если Вам просто захотелось идти по проезжей части или велодорожке, потому что здесь качество дороги немного лучше, то не было объективной невозможности двигаться по пешеходной дороге. Неудобно, но не невозможно.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону (Москва), (Санкт-Петербург), 8 (вся Россия).

Штраф за нарушение 4.1

Отдельного штрафа за нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения в 2021 году нет. В КоАП вообще нарушения пешеходов не диверсифицируются по конкретным нарушениям пунктов ПДД. Есть 2 статьи и 4 вида наказания в зависимости от последствий, к которым привело одно из нарушений обязанностей пешеходов:

  • нарушение пешеходом любого пункта ПДД, относящегося к нему, в том числе 4.1 – 500 рублей штраф или предупреждение (часть 1 ст. 12.29 КоАП),
  • также любое нарушение, но при условии, что оно повлекло создание помехи другим участникам дорожного движения, в том числе автомобилям – штраф 1 000 рублей (часть 1 ст. 12.30 КоАП),
  • а если такое нарушение привело к вреду здоровью лёгкой или средней тяжести других участников – 1 000 — 1 500 рублей (ч.2 ст. 12.30 КоАП),
  • а если нарушение стало причиной гибели, то пешеходу грозит уже уголовная статья за причинение смерти по неосторожности.

По 2 пункту нужно понимать, что такое помеха. По ПДД создать помеху – это вынудить изменить скорость или направление движения другого участника.

Комментарии к пункту 2.1.1

Возьмем, к примеру, владельца индивидуального транспортного средства. Какие документы он должен при себе иметь и по требованию сотрудника милиции передавать ему из рук в руки для проверки:

водительское удостоверение соответствующей категории или временное разрешение (если водительское удостоверение было изъято); свидетельство о регистрации автомобиля (в нем указаны и ваши данные — Ф.И.О., домашний адрес); талон о прохождении технического осмотра; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. А если автомобиль принадлежит не вам? Тогда в отсутствие владельца вы должны иметь при себе ещё и доверенность на право распоряжения этим автомобилем. Кроме того, в страховом полисе должны быть указаны ваши данные, если полис не предусматривает неограниченное количество допущенных к управлению водителей.

Теперь о перевозимом грузе. Если груз имеет «товарный вид», то, конечно, должны быть документы, подтверждающие происхождение и принадлежность этого груза. Но даже обычные доски, которые вы везете к себе на дачу, могут вызвать интерес со стороны контролирующих органов. Поэтому рекомендуется всегда сохранять кассовые и товарные чеки.

Для перевозки груза можно использовать прицеп. При этом нельзя забывать, что прицеп является не чем иным, как транспортным средством. Следовательно, вы должны иметь документы, подтверждающие право владения или распоряжения этим прицепом.

Прицепы бывают небольшие и легкие, большие и тяжелые. Согласно «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» водители, имеющие право управления транспортными средствами категорий «B», «С» и «D», могут управлять этими транспортными средствами также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

А если превышает? Тогда для водителей транспортных средств:

категорий «С» и » D»: в водительском удостоверении должна быть проставлена разрешающая о (надо сдавать экзамен по вождению с прицепом); категории «B»: — если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, при этом суммарная разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, то в водительском удостоверении достаточно иметь разрешающую о; — если предыдущие условия не соблюдены, то придется сдавать экзамен по вождению с прицепом и получать разрешающую о. Примечание: водители не обязаны передавать документы сотрудникам военной автоинспекции, работникам дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожных переездах и паромных переправах, хотя все распоряжения этих лиц относительно порядка дорожного движения для водителей обязательны.

Штрафы к пункту 2.1.1

Несмотря на это, КоАП РФ устанавливает ответственность за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), ТС, предназначенным для перевозок опасных грузов, — которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр. Водитель может быть оштрафован на 500-800 рублей (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ).

Задача к пункту 2.1.1

Должен ли водитель закреплять на ветровом стекле талон о прохождении технического осмотра?

1 – должен 2 – должен, в правом нижнем углу 3 – не должен

Решение :: Постановлением правительства РФ от 18 марта 2012 года № 264 (вступило в силу 13 апреля 2012 года) из пункта 2 Основных положений исключено требование об обязательном наличии в правом нижнем углу ветрового стекла талона о прохождении государственного технического осмотра. Этим же документом упразднено требование иметь талон при себе.

Ответ: 3

Судебная практика

  • Пешеход шёл по краю проезжей части и по ходу движения транспорта, а не против хода, чем нарушил пункт 4.1 ПДД. Водитель автобуса задел пешехода, чем нарушил пункт 10.1 и нанёс пешеходу увечья, стоившие последнему жизни. Приговор по уголовному делу назначен водителю автобуса, так как причинно-следственная связь установила, что к смерти пешехода привело нарушение 10.1 водителем автобуса, а не 4.1 пешеходом. Апелляционное постановление №22-1458/2014 оставило решение в силе.
  • Решение №12-127/2017 Белгородского районного суда оставило без удовлетворения жалобу пешехода на вменяемое ему нарушение пункта 4.1 инспектором за отсутствие светоотражающих элементов в тёмное время суток вне населённого пункта.
  • Решение №2-13/2016 одного из алтайских судов также оставило без удовлетворения иск к дорожной службе. Пешеход жаловался на то, что был вынужден идти по дороге, вопреки пункту 4.1 ПДД, потому что тротуар не был очищен от снега, из-за чего попал под машину и получил тяжкий вред здоровью. В иске пешеход просил суд взыскать моральный вред с дорожников за бездействие по уборке снега. Суд истцу отказал.
  • Сотрудником ГИБДД пешеходу выписан штраф за нарушение 4.1 на основании того, что тот шёл по обочине вдоль дороги по ходу движения, а не против хода. Доводы пешехода при обжаловании в том, что невозможно было перейти на другую сторону дороги, потому что грейдеры при очистке снега образовали вал высотой около метра, суд не учёл и оставил постановление со штрафом в силе.

Штрафы за нарушение 2.3.1

За отступление от требований данного пункта ПДД предусмотрен целый ряд штрафов – их устанавливает статья 12.5 КоАП.

  • За езду с любыми неисправностями, за исключением нижеприведённых, устанавливается общая ответственнсть – штраф 500 рублей или предупреждение (часть 1 ст. 12.5). А ниже идут неисправности, для которых предусмотрена более жёсткая санкция.
  • Если у Вас неисправны тормоза, рулевая система или сцепное устройство, а Вы продолжаете ехать с такой поломкой, то штраф за нарушение 2.3.1 ПДД по этой части составит те же 500 рублей без возможности получить предупреждение. Часть 2 статьи
  • За красные огни впереди или за огни световых приборов, цвет которых и режим работы нарушают правила, предусмотрено лишение прав на 6-12 месяц и плюс конфискация приборов с такими огнями. Часть 3.
  • За езду с тонировкой предусмотрен штраф 500 рублей. Часть 3.1.
  • За езду со спецсигналами – лишение на 1-1,5 года с конфискацией спецсигналов. Часть 4.
  • Незаконная езда с опознавательным знаком такси или инвалидом – штраф 5 000 рублей и конфискация знака. Часть 4.1.

Про цвет и режим работы огней

Обратите внимание. Часть 3 статьи 12.5 КоАП на практике применяется в случае, если Вы установили в машину лампы, не соответствующие типу фары

Например, ксеноновые лампы в фары, предназначенные для галогеновых.

Привлечение по этой статье за нарушение 2.3.1 в этом случае незаконно, потому что по букве закона наказываться водитель должен за несоответствие одновременно цвета и режима работы фар. Но в случае несоответствующих фар ни то, ни другое чаще всего не нарушено.

По ПДД цвет огней должен быть белым, жёлтым или оранжевым. А режим работы по Техрегламенту Таможенного союза О безопасности колёсных ТС проблесковым или постоянным. Поэтому в случае LED-ламп или ксенона в галогеновых фарах ни одно из условий не нарушено. Тем не менее, почти в 100% случаев суд назначит именно эту санкцию. Увы, но практика правоприменения по этой части нарушения пункта 2.3.1 ПДД такова.

Эвакуация на штрафстоянку

Она предусмотрена, если Вас остановил на дороге сотрудник ГИБДД со следующими нерабочими узлами:

  • не работают тормоза,
  • неисправна рулевая система,
  • не работает сцепное устройство, и Вы везёте прицеп.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]