Упражнение N 1 — «Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку»


Что изменилось в 2021 году

Кроме короновируса и прочей дичи в 2021 году случилось еще одно событие, которое коснулось всех обучающихся вождению мотоцикла и автомобиля — утверждения нового регламента “по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений”. Закон вступил в силу 1 апреля 2021 года. Плюсы и минусы изменений для получения категории В пропустим. Нас интересуют мотоциклы.

В двух словах произошло следующее:

  • Вернули “старую” восьмёрку
  • Убрали упражнение “Посадка — высадка пассажира”
  • Упражнение “Габаритный коридор” сделали без сужения в средней части

Когда в 2021 году восьмерку предписали выполнять в ограниченном линиями пространстве прямоугольной формы размерами 6*12, подумалось, что в кое-то веки приняли закон, основываясь на здравом смысле, а не на желании нажиться на людях, желающих открыть водительскую категорию. Но, как говориться, “не долго музыка играла”. Проанализировав статистику успешной “бесплатной” сдачи экзаменов и сравнив доходность от экзаменов с периодом до 2021 года (мнение автора, не претендующее на истинность), видимо, чиновники “одумались”, и вернули “круглую” восьмерку с частоколом из конусов в регламент. Сложно представить реальную ситуацию в жизни, которую моделирует данное упражнение. Но в “их вселенной”, видимо, все иначе.

Очень хотелось бы посмотреть, как данное упражнение выполнит кто-то из тех, кто ставил подписи на этом законопроекте и тех, кто голосовал за эти изменения.

Нет, проехать это упражнение вполне возможно, хотя оно и сложнее того, которое было в период с 2021 по 2021, но это упражнение не научит вас уверенно поворачивать на мотоцикле. А жаль.

Что же касается отмены посадки-высадки — думается, что зря. Конечно по закону первые два года на мотоцикле запрещено перевозить пассажира, и экзаменовать навык посадки пассажира (пусть и виртуально) не логично. Но ведь по факту дело просто в названии. Если переименовать задание, например, в “параллельную парковку”, то противоречие исчезает. Умение точно остановиться после манёвра вполне может пригодиться в жизни. Однако не думаю, что кто-то из учеников мотошкол огорчился из-за отмены этого элемента, и их можно понять!

Что касается Габаритного коридора — выполнять его стало проще и сейчас он имитирует междурядье, хотя расстояние между стойками можно было бы и поменьше.

Можно ли поменять инструктора по вождению в автошколе или мотошколе?

В одной из наших статей ИНСТРУКТОР ПО ВОЖДЕНИЮ , мы подробно написали о том, как проходят занятия, и на что нужно обратить внимание ученикам, начиная практику, мы советуем всем ученикам ее прочитать, лучше перед тем как они посетят первый урок по вождению. Практические занятия по вождению, на наш взгляд, самый сложный этап обучения и к нему нужно подойти максимально серьезно. Первое и самое важное в начале практических занятий по вождению, это установить контакт с инструктором по вождению. Все инструктора по вождению нацелены на то, чтобы подружиться с учеником с самого первого занятия, но если сам ученик на это не настроен, все усилия инструктора могут оказаться не эффективными. В таких случаях ученик теряет свое время и как правило во всем винит инструктора по вождению и автошколу. Помните, инструктор по вождению делает все возможное и делится своим опытом максимально, а ученик должен доверится ему и строго выполнять его указания. Конечно все мы разные и спорные ситуации имеют место быть. Перед тем как выйти на практику вождения, администраторы нашей автошколы сразу информируют учеников о том, чтобы они всегда держали в курсе администрацию о всем процессе прохождения практики. В нашей автошколе давно имеется практика контрольных занятий по вождению, на которых ученики отрабатывают те упражнения и навыки которые получили в процессе обучения. Каждый ученик нашей автошколы в обязательном порядке звонит администратору после прохождения первого занятия по вождению, после десятого, пятнадцатого и двадцатого занятия, так мы отслеживаем процесс обучения и узнаем подробности прохождения практики. Все ученики автошколы АСБ знают, что это очень важно и можно избежать спорных ситуаций, а также повлиять на процесс обучения по ходу прохождения практики, а не по ее окончанию, когда смысла в этом уже нет. Что касается смены инструктора в процессе практических занятий, такая процедура возможна и порой необходима, и мы всегда идем на встречу ученику, меняем инструктора на любом этапе прохождения практических занятий по вождению. Такая ситуация вполне стандартная и вы можете поменять инструктора по вождению в любой момент, конечно лучше это сделать на первых практических занятиях, если вы понимаете, что вам не комфортно, и вы не нашли общий язык, не затягивайте и сразу сообщайте об этом в автошколу, вам обязательно найдут замену, и вы продолжите обучение без каких-либо потерь.

Регламент экзамена на категорию А 2021 года

Для сдачи практического экзамена по вождению мотоцикла необходимо выполнить 5 упражнений, по возможности не допуская ошибок. Большинство ошибок считаются грубыми и каждая из них влечет за собой оценку НЕ СДАЛ. Так же есть незначительные ошибки, которые допускается совершить два раза (суммарно). Третья незначительная ошибка — это тоже оценка НЕ СДАЛ

Что именно считается ошибкой и как они классифицируются:

  • Заглохнуть при выполнении упражнения — не более одного раза;
  • Коснуться ногой земли во время движения при выполнении упражнения, за исключением мест обязательной остановки — не более 2-х раз;
  • Сбить конус (разметочное оборудование) во время выполнения упражнения — не более одного раза При чем это не относится к конусам и стойкам, выставленным на сплошных линиях — их нельзя даже касаться!;
  • Совершить движение задним ходом кроме случаев, предписанными заданием — “не сдал”;
  • Уронить мотоцикл — “не сдал”;
  • Наехать или выехать за сплошную линию разметки или выехать по проекции габарита мотоцикла за границы участков испытательных упражнений— “не сдал”;
  • Не уложиться в лимит времени, отведенного на упражнение “скоростное маневрирование” или в суммарное время, отведённое на прохождение всех упражнений — “не сдал”;
  • Не соблюдение задания (траектории, последовательности или обязательного включения нейтральной передачи) — “не сдал”;
  • Остановка у стоп-линии на расстоянии большем, чем это предписано в задании либо пересечение линии «стоп» по проекции переднего габарита мотоцикла в случаях, когда остановка перед линией «стоп» предусмотрена условиями выполнения испытательного упражнения — “не сдал”;
  • Не приступить к выполнению упражнения после команды инспектора в течении 30 секунд — “не сдал”;
  • Отказ от выполнения экзаменационных упражнений — “не сдал”;

Кроме этого запрещено использование телефонов либо иных технических устройств, позволяющих вести переговоры. Суммарное время выполнения всех упражнений рассчитывается по специальной формуле. Для каждой площадки оно будет разное, но если суммировать время выполнения упражнений без учета перемещения по площадке, то значение не должно превышать 3,5 минут. Время выполнения упражнения “Скоростное маневрирование” — не более 35 сек. (замеряется отдельно).

Очерёдность выполнения упражнений законом не регламентируется. На каждой экзаменационной площадке она своя, и объявляется во время обязательного инструктажа перед сдачей экзамена.

Выполняя упражнения не советую вам подсчитывать количество совершённых ошибок и тем более принимать решение о том, что вы провалили экзамен и самовольно “сходить с маршрута” Повода для того, чтоб завершить выполнение задания может быть только два: либо вы выполнили все упражнения, либо инспектор дал команду прекратить выполнение упражнений. В остальных случаях продолжайте выполнять программу, как ни в чем не бывало. Ведь инспектор мог и не заметить вашей ошибки, если только вы не наехали ему на ногу.

Штрафные баллы начисляются только во время выполнения упражнений. Ошибки, совершенные при перемещении от одного упражнения к другому не учитываются.

Упражнение “Габаритный коридор”

Описание упражнения

• осуществлять прямолинейное движение (рисунок 1); • остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла); • включить нейтральную передачу, коснувшись одной ногой (ногами) поверхности площадки; • продолжить движение, пересекая линию «СТОП».


Габаритный коридор 2021

Рекомендации

Не смотря на желание убедиться, что руль не цепляет стойки, делать этого не нужно. Смотрите вперёд на конец упражнения или немного дальше. Не напрягайте руки. Удерживайте равновесие с помощью смещения корпуса. Избегайте подруливания. Упражнение будет выполнить проще, если в начале упражнения вы сделаете небольшой разгон, а вторую половину проедете накатом на выжатом сцеплении. Это не совсем “канонично” и “круто”, но работает. Тормозите плавно, используя оба тормоза. На тренировках сдвигайте стойки максимально узко и старайтесь ехать максимально медленно в “серой зоне” сцепления. Стандартная ширина упражнения 1,2 метра, а такое расстояние в междурядьи бывает далеко не всегда.

Упражнение “Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места”

Описание упражнения

После пересечения на мотоцикле линии начала выполнения упражнения остановиться так, чтобы проекция заднего габарита мотоцикла пересекла линию начала выполнения упражнения, выключить двигатель и спешиться (рисунок 2).


Рисунок 2 Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров

Далее, удерживая мотоцикл в равновесии, пешком, располагаясь от мотоцикла с удобной стороны, откатить его задним ходом и установить на подножку в пределах обозначенного места парковки так, чтобы он по проекции переднего габарита пересек линию окончания выполнения упражнения. Затем сесть на мотоцикл, запустить двигатель и выехать с парковочного места. Упражнение необходимо выполнить применив движение задним ходом только один раз.

Рекомендации

Проезжайте через контрольную линию вперед подальше — лучше проехать лишний метр,чем не доехать 1 сантиметр. Не забудьте заглушить двигатель. Старайтесь удерживать мотоцикл перпендикулярно земле, сохраняя его в состоянии равновесия. Чем сильнее вы наклоняете мотоцикл на себя, тем тяжелее его перекатывать, сохраняя намеченную траекторию. Держитесь одной рукой за руль, а другой за багажник. Удерживайте взгляд на точке, к которой движетесь. Находясь слева от мотоцикла не забудьте убрать подножку. Иначе во время движения можно повредить ногу. Во время остановки убедитесь, что откинули подножку до упора.

Упражнение “Габаритная Восьмерка”

Описание упражнения

  • двигаться по заданной траектории;
  • остановиться на расстоянии, не превышающем 50 сантиметров от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита);
  • включить нейтральную передачу и поднять вверх левую руку, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки (рисунок 3);
  • закончить выполнение, выехав вперед за пределы упражнения;


Рисунок 3 Габаритная Восьмёрка

Рекомендации

Выполняя это упражнение избегайте излишнего наклона мотоцикла. Двигайтесь не слишком быстро, регулируя скорость задним тормозом, при необходимости “травите” сцепление. Обороты двигателя удерживайте немного выше холостых. При движении по кругу переднее колесо направляйте как можно ближе к внешней линии. Не смотрите на ограничительные конусы — взгляд должен быть направлен на противоположную часть окружности.

Упражнение “Змейка”

Описание упражнения

Осуществлять движение по заданной траектории, последовательно объезжая разметочные конусы с левой и правой сторон (рисунок 4).


Рисунок 4 Змейка

Рекомендации

Избегайте движения на холостых. Удерживайте ручку газа слегка приоткрытой, регулируя скорость движения задним тормозом. Будет отлично, если при этом получится слегка “травить” сцепление. Во время смены направления загружайте подножки, наклоняя мотоцикл под собой, применяя контруклон. Рулите ногами а не рулём. Следите, чтоб проезжая очередной конус мотоцикл был уже направлен во внутрь траектории поворота, а не к габаритной линии. Это получится, если повторить траекторию, изображенную на рисунке.

Упражнение “Скоростное маневрирование”

Описание упражнения

• объезжать последовательно с левой и правой сторон 5 разметочных конусов (рисунок 6); • совершить разворот в ограниченном разметочными конусами пространстве; • последовательно проехать габаритные ворота; • остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла); • включить нейтральную передачу, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки; • выехать из зоны выполнения упражнения, пересекая линию «СТОП». Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 35 секунд.


Рисунок 5 Скоростное маневрирование

Рекомендации

Выполняя змейку удерживайте взгляд на дальней линии упражнения (зона разворота). Рулите ногами, а не рулём. Начиная разворот поверните голову налево, удерживая взгляд на точке выхода из поворота. Выполняя проезд ворот удерживайте взгляд не на текущем элементе, а на следующем. Взгляд скользит впереди “на шаг вперед”. Перед началом торможения включите нейтральную передачу — это существенно сократит время выполнения упражнения. Не забудьте о том, что упражнение считается выполненным тогда, когда мотоцикл выехал за линию “СТОП”. Не мешкайте после остановки — включайте первую передачу и выезжайте за стоп-линию. Не стоит ехать слишком быстро. Тренируйтесь проезжать упражнение за 27-30 секунд. Это отличный результат. За скорость вам не дадут бонусов, а вот риск совершить ошибку увеличивается.

Если эти советы вам показались полезными, но хочется больше практики — добро пожаловать на курс вождения по категории А. Мы с радостью поможем Вам подготовиться к экзаменам и повысить свои навыки управления мотоциклом.

Ну и главное: как показывает практика, чаще всего терпят неудачу те, кто не справляется с волнением. Несколько советов о том, как не волноваться на экзамене я публиковал ранее.

Упражнение N 2 «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места»

14. Кандидат в водители после пересечения на мототранспортном средстве линии начала выполнения упражнения останавливается в обозначенном месте так, чтобы мототранспортное средство по проекции заднего габарита пересекло линию начала выполнения упражнения, выключает двигатель и спешивается (рисунок 5).

Далее кандидат в водители, удерживая мототранспортное средство в равновесии, пешком, располагаясь от мототранспортного средства с удобной для него стороны, откатывает его задним ходом и устанавливает на подножку в пределах обозначенного места парковки так, чтобы оно по проекции переднего габарита пересекло линию окончания выполнения упражнения. Затем садится на мототранспортное средство, запускает двигатель и выезжает с парковочного места.


Рисунок 5. Схема и размеры упражнения N 2

Экзаменационные упражнения, отменённые 1 апреля 2021 года

Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров

ОТМЕНЕНО С 1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА

Описание упражнения

• осуществлять движение по обозначенной полосе (рисунок 6); • подать сигнал поворота левой рукой и совершить маневр перестроения к месту остановки так, чтобы проекция левого габарита мотоцикла пересекла контрольную линию; • остановиться на расстоянии, не превышающем 30 сантиметров от линии «СТОП» и не превышающем 30 сантиметров от линии разметки по проекции правого габарита мотоцикла, опираясь на землю правой ногой; • включить нейтральную передачу и удерживая мотоцикл неподвижно, опустить левую ногу на землю; • продолжить движение, пересекая линию «СТОП». Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 15 секунд.


Рисунок 6 Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров

Рекомендации

Наберите комфортную скорость. Постарайтесь подать сигнал левой рукой заблаговременно, чтоб к моменту начала маневра обе руки были уже на руле. Перед манёвром выключите сцепление. Заезжая на место парковки рулите ногами, а не рулём. Так же, как на змейке. Перед тем, как затормозить, сместите корпус немного вправо. Это позволит совершить остановку с опорой на правую ногу. Не нажимайте на передний тормоз слишком резко.

Упражнение “Габаритная Восьмерка”

по регламенту в период с 2017-по 2021 год. Отменена 1 апреля 2021 года

Описание упражнения

Двигаться по заданной траектории (рисунок 7). Время выполнения не должно превышать 35 секунд.


Рисунок 7 Габаритная восьмёрка

Как получить права на мотоцикл

Чтобы получить права на мотоцикл, необходимо отучиться в мотошколе и успешно сдать экзамен в ГИБДД. Прежде чем записываться на занятия, стоит определиться с выбором категории.

Универсальным вариантом считается категория А, позволяющая управлять любой мототехникой без ограничений.

Тем, кто по какой-то причине не может или не хочет открывать категорию А, стоит обратить внимание на следующие варианты:

  • Категория А1. Позволяет управлять мототехникой с рабочим объемом мотора не превышающим 125 см3 и мощностью не более 11 кВ.
  • Категория М. Дает право на управление мопедами и легкими квадрициклами.

При выборе категории стоит отталкиваться от собственных пожеланий и возможностей. Предпочтение лучше отдавать универсальному варианту (категория А), но в некоторых случаях (например, если человек не достиг 18-летнего возраста) стоит обратить внимание на подкатегорию А1.

практика вождения
Сдача практической части

Что касается категории М, то многие считают ее бесполезной. Дело в том, что при получении любого водительского удостоверения (ВУ) она открывается автоматически.

Тем, кто хочет сесть за руль мопеда в 16 или 17 лет, стоит отучиться на категорию А1 — ограничение по возрасту то же, зато выбор мототехники больше.

Выбор категории

Прежде чем выяснять вопрос, как сдать на права на мотоцикл, необходимо определиться с типом удостоверения, позволяющим управлять данным видом транспорта. Эксперты советуют сдавать вождение на категорию А.

Наличие таких прав на мотоцикл дает возможность управлять 2-колесной техникой без каких-либо ограничений. Однако они выдаются лицам, достигшим 18 лет.

В России также действуют права категории А1. Они предназначенный для начинающей категории мотоциклистов, возраст которых превышает 16 лет.

Категория прав на мотоцикл

Такой документ накладывает определенные ограничение на характеристики мототехники:

  • объем установленного мотора не может превышать 125 куб.см.;
  • мощность двигатель не превышает 11 кВт.

Последняя категория М присваивается удостоверению, дающему возможность управления мопедами. К такому классу транспорта относится техника с двигателем:

  • мощностью до 4 кВт;
  • объемом до 50 куб.см.

Важно понимать, что водительские права категории М допускают к управлению мототехники с указанными выше характеристиками. Для вождения мотоцикла нужно вновь пройти обучение в автошколе.

Наличие удостоверения категории А автоматически предоставляет допуск до управления мопедами. Аналогичное условие распространяется на лиц, сдавших ранее на права категории В. При этом от них потребуется пройти укороченную программу обучения в автошколе, предполагающую только сдачу практики.

Данное условие действует только в течение первых шести месяцев после получения удостоверения категории В. В случае превышения указанного срока человеку придется вновь пройти полноценное обучение, включающее в себя как теоретическую, так и практическую части.

Документы, необходимые для обучения в мотошколе

Перечень документов не слишком велик, и собрать все необходимые бумаги будет не сложно. В частности, для подачи документов на обучение потребуется:

  • Копия паспорта, а точнее первая его страница и страница с пропиской
  • Две фотографии 3х4, при этом цветные они или чёрно-белые, не имеет никакого значения.
  • Медицинская справка. При условии, что водитель получает права впервые, обязательно должна быть пометка о годности к управлению мототехникой.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: