п. 3 Приложения 1 к ПДД РФ (Правила дорожного движения РФ). Запрещающие знаки


Трактовка пункта 8.5 в ПДД

Перед каким-либо поворотом или разворотом водитель обязан заранее перестроиться в крайний ряд дороги, который предназначен для езды в этом направлении. Исключением является то, когда выполняется поворот на круг.

Когда слева от автомобиля находятся трамвайные пути этого же направления, и они расположены вровень с дорогой, то такие маневры должны осуществляться с них. Исключением будет случай, когда знаки под номерами 5.15.2 или 5.15.1, а также дорожная разметка 1.18 не указывают другой порядок. При данных маневрах для трамвая не должно быть помех.

В этой редакции Правил официальный текст рассматриваемого пункта действует, начиная с 2001 года. Изменения произошли только в 2005 году, чтобы привести в соответствие изменение номеров знаков.

Официальная трактовка на 2021 год

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю

В данной редакции официальный текст пункта 8.5 действует ещё с 2001 года. В 2005 году текст изменился только для приведения в соответствие с переменой номеров знаков – вместо 5.8.1/2 им присвоили номера соответственно 5.15.1/2.

Комментарии к п. 8.5

Для водителей по части обычных поворотов и разворотов все понятно:

  1. Если Вы намерены повернуть направо, то нужно перестроиться в правый ряд.
  2. Если необходим левый поворот, либо разворот, то данный пункт обязывает водителя занять полосу как можно левее.

Но в этом пункте есть непонятные моменты. Разговор идет о том, чтобы занимать крайнюю полосу перед совершением маневра. Но точного понятия крайнего положения не дано. Например, посмотрите схему ниже:

Многие автовладельцы согласны, что зеленая машина находится на крайней полосе, чтобы повернуть направо. Другими словами, водитель не нарушил п. 8.5 Правил. Но это относительное понятие, так как существует другой п. 9.10 ПДД, который утверждает, что количество полос для езды должно определяться в зависимости от габаритных размеров автомобиля и другого транспорта. И данное условие немного противоречит п. 8.5. Об этом говорит нижняя схема движения.

Как становится понятно из рисунка, водитель зеленой машины совершает маневр с крайней полосы. Но если справа имеется немного места, которого хватит для велосипедиста, он в свою очередь может проезжать перекресток в прямом направлении, что ему разрешают Правила дорожного движения.

Такие же ситуации можно описать и для левых поворотов, либо разворотов. Следует также обращать внимание, что п.8.5 при повороте налево или развороте не заставляет водителя по окончании маневра находиться именно в левом ряду. Разговор идет об этом только перед поворотом. Но при правом повороте и наличии возможности необходимо перестраиваться именно на правую полосу. Об этом утверждает п. 8.6 ПДД.

Круговое движение

При этом условия пункта 8.5 уже не действуют, но вступают в силу правила кругового движения. Вопрос в том, что движение по кругу является исключительным случаем из пункта 8.5 Правил. Особая проблема на дорогах России состоит в том, что основная часть водителей неверно ездит по круговым перекресткам, и неправильно располагают свои автомобили при совершении маневров.

Поясним подробнее. Официальная трактовка Правил в данном вопросе определяет, что кругом является перекресток с круговым движением. Это означает, что во время движения по нему водитель должен соблюдать условие нахождения на крайней полосе. И при выезде с него необходимо перестроиться на нее.

Такое действие является движением, поэтому выезд с круга будет маневром, а пункт 8.5 устанавливает, чтобы водитель занимал крайнюю полосу при маневре. В Российской Федерации на всех подобных перекрестках движение должно происходить против часовой стрелки.

Объясним детально:

  1. Когда водитель въезжает на круг, то совершает правый поворот, и пункт 8.5 Правил в виде исключения допускает въезд с любой полосы. В этом есть своя логика, так как повернуть налево не получится, ведь это будет встречная полоса.
  2. Если водитель намеревается выехать с кругового движения, то это правый поворот, а пункт 8.5 имеет исключение только в части въезда на круг. В связи с этим при выезде необходимо перестроиться на правый ряд.

Так можно изобразить верное круговое движение, обозначенное разметкой:

Как показано на рисунке выше, все транспортные средства, кроме красной машины, верно совершают маневрирование. Красный автомобиль пытается повернуть направо из второго ряда. Зеленая машина совершает аналогичный маневр, но ей это допускается исключением, которое описано в п. 8.5 ПДД.

Если на круге отсутствует разметка, то для красной машины нарушение не настолько очевидно:

На верхнем рисунке такие же нарушения с той разницей, что нет линий разметки. Но когда круговое движение не похоже на круг, то нарушение будет совсем не очевидным.

Положительным моментом является то, что обычно на подобных перекрестках нанесена необходимая разметка. Негативная сторона заключается в том, что все-таки не все круги оснащают разметкой, а многие водители еще плохо знают ПДД в части кругового движения. Из-за этого часто происходят дорожные аварии. Поэтому в данном случае действует неоспоримое правило движения – «уступи дураку дорогу».

Кроме того, нужно учитывать то, что при заезде на круговое движение водитель должен уступать всем, кто на нем находится. Это оговорено в пункте 13.11 Правил в части 1.

Кроме этого, при проезде круга необходимо дважды включать правый сигнал поворота: один раз при въезде, а другой – при выезде. Левый поворот при проезде кругового движения включать не нужно.

Трамвайные пути

Стоит также учитывать п. 8.5 Правил, которые устанавливают порядок левого поворота и разворота, если имеются пути для трамвая. В них водители также не слишком хорошо разбираются.

Однако, ничего сложного в этом нет:

  1. Если имеется дорожная разметка, или знаки полос, то поворачивать можно только с дороги, но не с трамвайных путей.
  2. Если нет таких знаков или разметки, то можно поворачивать только с путей для трамвая, но нельзя поворачивать из полосы движения.

В данном случае не допускается создание помех трамваю. Но как быть водителю, если он остановился, ожидая разрешающего сигнала светофора, а позади подъезжает трамвай? Это Правила не объясняют.

Комментарии и разъяснения к пункту 8.5 ПДД

Первый абзац по части стандартных поворотов и разворотов не должен вызывать трудностей для водителей:

  • если собираетесь повернуть направо, нужно занять крайнее положение справа,
  • если нужно повернуть налево или развернуться, то 8.5 ПДД предписывает перестроиться максимально влево перед манёвром.

Но всё же есть в нём недосказанность.

Итак, речь идёт об обязанности занять крайнее положение перед соответствующим манёвром. При этом, определения крайнего положения нет. Например, вот такая иллюстрация:

Большинство автолюбителей будет согласно в тем, что водитель зелёного автомобиля занял крайнее правое положение перед поворотом направо. То есть выполнил предписание пункта 8.5 ПДД РФ полностью.

Но всё это вполне себе относительно! Потому что есть ещё пункт 9.10 Правил, говорящий о том, что количество рядов для движения определяется с учётом габаритов транспортных средств. И это в некоторой степени коррелирует с п. 8.5. Вот так станет намного понятнее, о чём идёт речь:

Как видим, хотя водитель зелёного авто и поворачивает с крайней правой полосы направо, всё же, если справа ещё осталось свободное место, достаточное для того, кто (велосипедист) также собирается ехать через перекрёсток, и ему это разрешено по ПДД, то крайнее положение не занято.

Аналогично и для поворотов налево и разворотов.

Обратите также внимание, что пункт 8.5 ПДД в случае левого поворота или разворота не обязывает водителя по завершении манёвра оказываться только в левой полосе – речь идёт о занятии крайнего положения только перед манёвром. А вот при повороте направо при наличии объективной возможности водитель должен держаться как можно правее – это предписывает соседствующий пункт 8.6 Правил.

Круговое движение

И здесь стандартное действие п. 8.5 заканчивается и начинается особое правило для движения по кругу. Дело в том, что круговое движение – это исключение в 8.5 ПДД. И большая проблема на российских дорогах заключается в том, что более половины водителей неправильно ездят по таким перекрёсткам по части правил расположения при маневрировании.

Объясним! Непосредственно официальный текст пункта говорит о том, что круг – это перекрёсток, на котором организовано круговое движение. Это значит, что пока мы движемся по такому перекрёстку, мы обязаны руководствоваться тем же крайним положением, и при выезде именно с кругового движения нужно занять крайнее положение.

Так как это движение, то именно выезд с круга образует манёвр, и 8.5 требует, чтобы мы заняли крайнее положение при манёвре. В России на всех таких перекрёстках движение организовано против часовой стрелки. То есть:

  • когда мы въезжаем на круговое движение, то поворачиваем направо, и п. 8.5 ПДД РФ как исключение разрешает нам въезжать с любой полосы (или ряда) – и это логично, ведь налево на круге повернуть нельзя, так как мы будем двигаться уже во встречном направлении,
  • если мы решили выехать с круга, то это уже поворот направо, а 8.5 исключает лишь въезд на круг, поэтому при выезде нам нужно занять крайнее положение – правое.

Вот так выглядит правильное круговое движение с разметкой:

Как вы можете увидеть из иллюстрации выше, все водители, кроме красного автомобиля, правильно выполняют манёвр. Красный же поворачивает из второй полосы направо. Да, зелёный делает аналогичное движение, но зелёному это разрешено исключением в пункте 8.5 Правил.

Гораздо менее очевидно нарушение у красного в том случае, если на круге нет разметки:

На схеме выше все те же нарушения 8.5, отличие лишь в отсутствии линий.

Но ещё менее очевидным нарушение выглядит, когда круг не похож на самого себя, вот так:

Хорошая новость заключается в том, что чаще всего на таких перекрёстках есть соответствующая разметка. Плохая – в том, что на некоторых кругах такой разметки нет, а большинство водителей не умеют ездить по Правилам через круговое движение. Как следствие, ДТП. Поэтому здесь наиболее важно включать правило «уступи дорогу дураку».

Также обратите внимание на то, что при въезде на круг вы обязаны уступить дорогу всем, кто уже на нём – 13.11(1) ПДД. А ещё при его проезде нужно 2 раза включать правые поворотники: при въезде на круг, и при съезде с него. Левый при движении по нему включать не требуется.

Трамвайные пути

И не стоит обделять вниманием второй абзац пункта 8.5 ПДД России. Он регулирует порядок поворота налево и разворота при наличии трамвайных путей. И это тоже тот случай, когда многие автолюбители не в курсе Правил 2021 года.

Но на самом деле, всё достаточно просто:

  • если есть разметка и/или знаки движения по полосам, то поворот только с полосы проезжей части, с трамвайных путей 8.5 поворачивать запрещает:

  • если таковых нет, то только с трамвайных путей, запрещено совершать манёвр из полосы (как это делает автомобиль Лада Гранта на рисунке ниже):

При этом, в последнем случае нельзя создавать помех трамваю. Вот только что делать, если вы встали в этом случае в ожидании зелёного сигнала светофора, ждёте уже минуту, как сзади приблизился трамвай, ПДД не разъясняют.

Какой штраф

В этом случае наказание предусмотрено небольшое, и оно содержится в ст. 12.14 Административного кодекса. Там есть 2 вида наказания, из которых инспектор Госавтоинспекции должен выбрать одно:

  • Предупреждение.
  • 500 рублей штраф.

Если выписан штраф, то его можно оплатить по льготной стоимости и 50% скидкой, при условии, что платеж будет совершаться не позднее 20 суток со дня постановления о нарушении. Других наказаний за данный пункт Правил по закону не предусмотрено.

Практика судов

В судебных заседаниях выносятся разные решения по поводу нарушения порядка кругового движения и поворотов:

  1. Самарский суд отклонил жалобу водителя, которого наказали за левый поворот из средней полосы. Водитель решил, что Правила не запрещают этого.
  2. Вологодский суд также не удовлетворил жалобу автовладельца и оставил без изменения решение прежнего суда о том, что водитель не занял крайнее положение при правом повороте, так как на правой полосе находились другие транспортные средства. Один из автомобилей начал движение, и случилось столкновение.

Правила дорожного движения периодически изменяются, поэтому необходимо следить за их актуальным текстом, чтобы своевременно обновлять свои знания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]