АвтоЮрайт.рф / Вопросы
Назад
Опубликовано: 02.03.2020
Время на чтение: 3 мин
0
999
Тонировка стекол автомобиля давно стала одной из самых популярных процедур тюнинга транспортных средств. Но атермальная пленка, предназначенная для повышения уровня комфорта в салоне, появилась сравнительно недавно. В связи с этим, у многих водителей возникают вопросы о допустимости ее использования.
- Что такое атермальная тонировка, отличия от обычной
- Требования к светопропускаемости стекол по ПДД и ГОСТ
- Зеркальная атермальная пленка запрещена
- Какая атермальная пленка допустима?
- Какой штраф за атермальную тонировку?
- Тонировка и внесение изменений в конструкцию
- Выводы
Что такое атермальная тонировка, отличия от обычной
Некоторые производители автомобилей предусматривают наличие лобового атермального стекла. У тех, кто приобрел модель, не имеющую этой детали, есть возможность самостоятельно внести коррективы, наклеив специальную пленку.
В отличие от обычной тонировки, атермальное покрытие блокирует проникновение 99% солнечных лучей внутрь салона. Инфракрасное излучение блокируется на 50%, при этом светопропускную способность удается сохранить на уровне 85% по сравнению с полностью прозрачным стеклом.
К достоинствам термотонировки стоит отнести следующие моменты:
- в салоне комфортно находиться, даже если автомобиль долго стоял под палящими лучами солнца;
- предотвращение деформации и выгорания пластиковых элементов;
- замедление процесса износа тканевой обивки и кожаных кресел;
- летом реже приходится включать кондиционер, что способствует экономии топлива;
- пленка способна защитить водителя при повреждении лобового стекла, так как большинство осколков не разлетится по салону, а будет зафиксировано покрытием.
Стоит обратить внимание и на минусы такой тонировки:
- пленка от ведущих производителей стоит недешево;
- тонировка с синим оттенком может способствовать быстрой усталости глаз;
- радар-детекторы и некоторые другие приборы могут среагировать на металлизированное покрытие;
- в процессе эксплуатации светопропускная способность стекол падает, и они перестают соответствовать установленным нормам.
Чтобы минимизировать недостатки термопленок, следует отдавать предпочтение качественной продукции и соблюдать правила нанесения тонировки.
Атермальная пленка состоит из нескольких слоев:
- защитное покрытие;
- адгезионный слой, поглощающий УФ-лучи;
- тонированный или прозрачный слой с тем же эффектом;
- металлизированной покрытие, отражающее инфракрасное излучение;
- прозрачный полиэстер;
- покрытие, предотвращающее появление царапин.
Требования к светопропускаемости стекол по ПДД и ГОСТ
В п. 7.3 Правил дорожного движения указано, что запрещено эксплуатировать транспортное средство, если на нем установлены покрытия или предметы, мешающие нормальному обзору водителя. Далее пояснено:
Еще по теме: Штраф за шторки на боковых стеклах автомобиля
- На верхней части ветрового стекла допускается закреплять цветные прозрачные пленки.
- Можно использовать тонированные стекла (помимо зеркальных) со светопропусканием по ГОСТу 5727-88.
- Задние стекла легковых автомобилей разрешено закрывать шторами или жалюзи при условии наличия снаружи зеркал, расположеных с обеих сторон.
Еще один документ, нормирующий уровень тонировки наземного транспорта – ГОСТ5727-88. В его пункте 2.2.4 прописано, что стекла, обеспечивающие для водителя обзор дороги, должны иметь следующий уровень светопропускания:
- ветровые – от 75%;
- не ветровые, входящие в область передней обзорности – от 70%.
Светопропускание неветровых стекол, которые не входят в нормативное поле обзора, не нормируется.
Необходимо помнить о том, что ни одно стекло автомобиля не имеет 100% прозрачности. В большинстве случаев данный показатель составляет 85-90%. Эту особенность надо учитывать при выборе атермальной пленки. Без специального измерительного оборудования сделать это будет проблематично, поэтому нанесение тонировки рекомендуется доверить сотрудникам специализированного центра. Они позаботятся о проведении всех необходимых замеров и обеспечат соблюдение закона.
Тонированные и окрашенные ветровые стекла должны обеспечивать правильное восприятие красного, зеленого, желтого, голубого и белого цветов.
Допускается ли использование пленки Хамелеон на лобовом стекле?
Отсутствуют нормативно-правовые источники, которые бы запрещали нанесение пленки Хамелеон на стекла транспортного средства. Автовладелец, принимая решение об оборудовании автомобиля пленкой, должен учитывать суммарную пропускную способность стекла после его обработки. У лобового стекла параметр соответствует 90-95 %. При выборе пленки с показателем 83 %, суммарная светопропускаемость будет соответствовать предельно допустимому значению в 75 %. Использование пленки Хамелеон с более низкими параметрами приведет к нарушению правил дорожного движения и норм технологического регламента, в результате чего водителю придется оплатить штраф.
Пример
Светопропускаемость лобового стекла транспортного средства, эксплуатируемого гражданином Гуровым на протяжении двух лет, составляет 90 %. Прежде чем приобрести пленку Хамелеон, им был произведен простой расчет для определения параметров планируемой покупки.
0,75/0,9= 0,83 (83 %).
В соответствии с полученными данными, им было определено, что можно приобретать пленку, светопропускаемость которой превышает 83 %. Чтобы оставался небольшой запас на будущий износ стекла и на погрешности приборов, которыми будут осуществлять проверку параметра, гражданин приобрел пленку с показателем 85 %.
Зеркальная атермальная пленка запрещена
Одна из разновидностей атермальной тонировки – зеркальная пленка. Такой тюнинг автомобиля не сможет остаться без внимания сотрудников ГИБДД. Необходимо помнить о том, что постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018) «О Правилах дорожного движения» запрещает использование зеркальных покрытий.
Характеристики атермальной пленки
Производители пленок на стекла выпускают свою продукцию с разными характеристиками, выраженными в проценте затемнения, определяющем параметр светопропускаемости. Атермальная пленка обеспечивает 80-90 % светопропускаемости. Нанокерамическое покрытие тончайшего графического слоя пропускает видимый спектр света, задерживая не более 25 % светового потока с учетом сопротивления оборудованного стекла. Продукция полностью выполняет возложенные на нее функции по обеспечению комфорта, защиты от жарких солнечных лучей и воздействия ультрафиолета, а также соответствует нормативным требованиям технологического регламента. Стекла транспортного средства, оборудованные атермальной тонировкой:
- пропускают свыше 75 % светового потока;
- задерживают до 99 % ультрафиолетового излучения и 55 % тепла.
Какая атермальная пленка допустима?
Атермальная тонировка условно разрешена, но ее можно наносить на стекла только при условии соблюдения ряда правил, которыми некоторые производители пренебрегают.
Чаще всего возникает вопрос, разрешено ли клеить атермальную пленку на лобовое стекло. Да, но уровень ее светопропускаемости не должен быть ниже 70%. Придется потратить время на замеры, но если автомобиль новый, усилия будут оправданы – стандартный результат после монтажа пленки – 76,5% светопропускаемости, что соответствует норме. Через несколько лет активной эксплуатации стекла могут стать более мутными, поэтому замеры рекомендуется периодически повторять.
Еще по теме: Можно ли не подписывать протокол и постановление ГИБДД?
Атермальная тонировка «Хамелеон», способная менять светопроницаемость в зависимости от интенсивности освещения, зачастую довольно сильно зеркалит, поэтому при прохождении проверки водителю могут грозить проблемы. Такая особенность «Хамелеона» связана с тем, что этот вид пленки состоит из множества металлизированных слоев, которые не только изменяют цвет тонировки, но и отзеркаливают изображение.
Данная пленка может иметь разную светопропускаемость в зависимости от времени суток и температуры. Показатели также могут отличаться на протяжении ширины пленки. Именно благодаря этим особенностям достигается эффект «хамелеона». К сожалению, модели отечественного автопрома и недорогие иномарки с пленкой «хамелеон», установленным законодательством нормативам соответствовать не будут, особенно если они были в эксплуатации более одного года, а на стеклах есть трещины или мутные участки. Выход один – заменить стекла на новые.
Фиолетовая атермальная тонировка чаще всего устанавливается на заднее стекло, потому что она значительно затемняет окна. Клеить ее разрешено только на окна со светопропускаемостью не менее 91%. Такой показатель может быть только у новых стекол. Кроме того, результат во многом зависит от качества монтажа. В худшем случае разброс может достигнуть 7% на разных участках стекла.
Атермальная тонировка по ГОСТу
На текущий момент нет точного ГОСТа, который бы регулировал требования к атермальной тонировке. Имеется только технический регламент, за несоблюдение которого нарушителю грозит штраф. Согласно правилам, светопроницаемость стекла должна быть не менее 70% (боковых передних стекол), и 75% (для лобового стекла).
Важно знать, что 100% светопропускаемости среди стекол не существует. Максимальный результат — 90%, а с использованием лучшей атермальной пленки невозможно получить больше 85%. Если брать среднюю статистику, то ситуация становится еще сложнее — большинство стекол от производителей имеет изначальную светопропускаемость в 80-85%, то велик шанс, что при использовании некачественной атермальной тонировки тот параметр упадет ниже 75%, что станет нарушением текущего законодательства. Атермальная тонировка лобового стекла слабо подходит для бюджетного сегмента автомобилей, пленка сильно уменьшает светопропускаемость, потребуется частая замена стекла.
Также следует учитывать, что спустя несколько лет активной эксплуатации, светопропускаемость лобового стекла у всех автомобилей падает примерно на 10%. Как результат, если изначально этот параметр был 80% с атермальной тонировкой, то спустя 2-3 года он уменьшится до 70% и ниже, что также приведет к штрафам. Поэтому важно, чтобы лобовые и боковые передние стекла имели очень хорошую светопропускаемость, поскольку иначе установить тонировку будет нельзя.
Многие производители начали делать атермальную тонировку стекол, причем нередко показатель светопропускаемости оказывается 75%, что уже не попадает под ГОСТ. Это привело к введению нового ГОСТа, согласно которому показатель светопропускаемости уже должен быть выше 70%. Связано это с тем, что в правительстве не решились запретить продажу огромного количества автомобилей, что могло привести к масштабным проблемам. В целом, каким образом это влияет на конечного потребителя пленки?
Пример установленной атермальной тонировки. Результат ДО и ПОСЛЕ:
Какой штраф за атермальную тонировку?
Характерный сине-фиолетовый или зеленоватый оттенок атермальной пленки часто привлекает внимание сотрудников ГИБДД. Инспектор вправе в любой момент остановить водителя для проверки. Замеры светопропускаемости стекол делаются специальной аппаратурой. Чтобы прибор работал корректно, должны быть соблюдены следующие условия:
- изучаемая поверхность сухая и чистая;
- температура окружающей среды – от 15 до 25 C, влажность – от 40 до 80%, атмосферное давление – от 86 до 106 кПа;
- прибор опечатан и имеет сертификат соответствия;
- в документах, прилагающихся к оборудованию, должна стоять пометка о прохождении ежегодной обязательной проверки;
- согласно требованиям п.4.7 ГОСТ 5727-88, для определения уровня светопропускания требуется сделать замеры трех стекол в трех точках и определить среднее значение полученных показателей.
Человек, который осуществляет измерения, должен являться сотрудником ГИБДД или иметь соответствующее разрешение.
Еще по теме: Штраф за отсутствие полиса ОСАГО
В случае выявления нарушения выносится соответствующее постановление. Как указано в ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, размер штрафа за нанесение атермальной тонировки, нарушающей способность стекол пропускать свет – 500 рублей. Но даже такая сравнительно небольшая санкция довольно неприятна для водителя.
Кроме того, инспектор может потребовать незамедлительно удалить пленку. Такое требование противоречит законодательству, но привести аргументы, согласно которым транспорт может двигаться дальше с затонированными стеклами, неподготовленному водителю будет сложно.
Несмотря на то, что сотрудникам ГИБДД предписано делать замеры на уровне глаз человека, сидящего за рулем, они часто изучают левый верхний угол, который может оказаться проблемным. Поэтому владельцам автомобиля следует проследить за тем, чтобы все участки стекла соответствовали нормативам.
Тонировка и внесение изменений в конструкцию
Любые действия, которые были произведены с транспортным средством, считаются внесением изменений в его конструкцию. Но некоторые из них не нужно регистрировать в ГИБДД:
- Тюнинг, который предусмотрен инструкцией по эксплуатации автомобиля, например, установка радиоприемника.
- Размещение оборудования или запчастей, другой фирмы, сертифицированных в составе данного транспорта. Распространенный пример – замена фирменных дворников на неродные. Достаточно, чтобы на упаковке присутствовала пометка о том, что дворники сертифицированы в составе марки автомобиля.
- Если в сертификате, прилагающемся к атермальной пленке, указано, что она проходила испытания в составе данной марки транспорта, или в инструкции к автомобилю написано о возможности нанесения тонировки. При этом важно проследить, чтобы способность стекол пропускать свет соответствовала норме. В случае несоблюдения этих условий придется проходить процедуру регистрации.
Выводы
- Тонировка, в том числе с использованием пленок, разрешена законом.
- Зеркальная тонировка недопустима.
- Уровень пропускания света лобовым стеклом, передними боковыми стеклами (при наличии) и стеклами передних дверей не должен быть меньше 70%.
- Тонировка остальных стекол, в том числе заднего, не нормируется. Их можно сделать совсем непрозрачными. Единственное условие – наличие с обеих сторон машины зеркал заднего вида.
- В верхней части лобового стекла может быть нанесена цветная полоса шириной до 140 мм. Полоса должна быть прозрачной, не затрудняющей обзор.
Атермальная тонировка стекол машины по ГОСТу.
Атермальной, называют разрешенную тонировку по ГОСТ с высоким уровнем изоляции тепла и ультрафиолетовых лучей, которая практически не допускает потерь при светопропускании и не ухудшает обзорность. Стекла не затемнены, разве что имеют характерный зеленый или синий оттенок в зависимости от марки и технологии производства.
Внимание: при нанесении некачественной пленки этот эффект будет ощутимо сказываться на нагрузке на ваши глаза.
Атермальное покрытие не защитит ваш салон от нежелательных взглядов, зато разница температур в летнее время достигает значения в 30%, что очень ощутимо. Помимо сохранения целостности элементов салона и температуры внутри него, высококачественные атермальные пленки обеспечивают попадание в салон до 80-85% световых лучей, что дает дополнительный гандикап при расчете итогового светопропускания стекла, согласно требованиям ГОСТа. Все дело в том, что стекла даже новых автомобилей пропускают всего 90-93% света, а если говорить о поддержанных моделях, то этот показатель падает вплоть до 85%-87%, что делает невозможным применение обычной тонировки без нарушения установленных стандартов. В то время, как атермальная (0,85*0,85 = 0,72) все еще будет вписываться в рамки ГОСТа. Благодаря этой особенности такого рода покрытие может быть применено, в том числе и для тонировки ветрового стекла. Стоимость нанесения атермальной пленки несколько выше, чем у обычного покрытия и напрямую зависит от размеров стекол автомобиля.