Что делать если не хватает на ремонт по ОСАГО

На профильных интернет-форумах можно найти множество сообщений пользователей, которым отказали в компенсации убытков после ДТП либо заплатили так мало, что денег на ремонт не хватило. И вовсе не случайно в ряде регионов активизировались так называемые автоюристы. Непосредственно на месте аварии они за небольшую сумму выкупают у пострадавших право требования к страховщикам, а затем отсуживают у них в разы больше — вместе со штрафом, неустойкой и накладными расходами. А уязвленные поражениями на клиентах, ограничивая свободную продажу полисов, устраивая «сбои» на своих сайтах, накручивая дополнительные услуги и занижая суммы выплат до нуля. Разорвать этот замкнутый круг пока не в силах даже законодатели и курирующий рынок Центробанк. А потому автолюбителям — особенно тем, кто не может или не хочет связываться с автоюристами, — необходимо знать, как не остаться у разбитого в ДТП «корыта».

«Российская газета» опросила экспертов рынка и с их помощью составила топ-10 уловок, используемых страховщиками, чтобы сэкономить на выплатах. Этот список будет актуален по меньшей мере до того момента, как в ОСАГО введут натуральное возмещение ущерба.

Предложение оформить ДТП по европротоколу

Как происходит?

Клиент с подачи оперативно подъехавших к месту ДТП агентов страховой компании (а они все чаще опережают тех самых автоюристов, действующих под видом аварийных комиссаров) оценивает ущерб своему автомобилю как незначительный. Чтобы не ждать сотрудников ГИБДД, он принимает решение заполнить так называемый европротокол. Однако позже выясняется, что ремонт обойдется в сумму превышающую лимит выплат при таком оформлении ДТП — 50 тысяч рублей.

Что делать?

Думать своей головой и трезво оценивать повреждения, какие получила машина. Часть из них — особенно при ударах передней частью автомобиля — могут быть выявлены только в ходе тщательной экспертизы.

Кстати, как утверждает юрист юр Олеся Емельянова, при упрощенном оформлении ДТП есть и другие подводные камни. В частности, буквальное толкование п. 8 ст. 11.1 «Закона об ОСАГО» о том, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. «Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученным и причитающимся ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки», — говорит Емельянова.

Что делать, если страховщик игнорирует клиента после страхового случая?

Не платит страховая компания по ОСАГО? Такая ситуация не редкость в нашей стране. По статистике почти каждому второму потерпевшему не выплачивают страховое возмещение, либо занижают сумму выплаты, а о том, что страховщики не укладываются в предусмотренный законом срок не стоит даже упоминать, это почти уже правило. Если страховая не заплатила по ОСАГО, не расстраивайтесь, а начинайте действовать немедленно и решительно. Получение страхового возмещения через суд намного выгоднее. Кроме страховки, вы получите штраф в размере до 50% от взыскиваемых сумм, неустойку, моральный вред, а также возмещается оплата услуг юриста и эксперта.

Предложение о «моментальной» выплате

Как происходит?

Автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и неожиданно получает предложение «разобраться на месте». Сотрудник компании доверительно советует не «бодаться» за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некое страховое возмещение, подписав документ на тему «претензий больше не имею».

Что делать?

«Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия», — предупреждает руководитель по развитию страхового бизнеса проекта «Сравни.ру» Евгений Коротаев. В противном случае, если оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

Как понять, было ли занижение выплаты

Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.

Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.

Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.

Задержка экспертизы

Как происходит?

В этом случае страховая компания начинает тянуть время еще раньше. Приняв от клиента заявление со справкой о ДТП, в отделе урегулирования убытков обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации об экспертизе нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это — серьезное основание для отказа в выплате.

Что делать?

Запастись терпением, ездить на битой машине или пересесть на общественный транспорт. Главное — не отдавать автомобиль в ремонт самостоятельно. Тем более что в самой компании прекрасно знают, что затягивание сроков выплат может вылиться ей в копеечку. Вопрос должен быть решен в оговоренный законом срок – 20 календарных дней, за исключением праздничных.

Но внимание — на эту уловку можно попасться и после проведения экспертизы. «Иногда страховщики «забывают» выдать документ о проведении осмотра поврежденной машины, а потом заявляют, что вы не предоставляли машину для этих целей. Все это делается для того, чтобы отказать в компенсации», — предостерегает президент АНО по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александр Коваль и советует не стесняться спрашивать у экспертов акт осмотра.

Какие документы СК должна выдать и как их получить, если отказывается

Владельцы транспортных средств обязаны знать, в каких случаях положена выплата по ОСАГО, а когда СК отказывает вполне законно. К подобным ситуациям относятся случаи:

  • пострадавший в ДТП водитель не оформил полис автогражданской ответственности;
  • суть клиентских претензий заключается в компенсации морального ущерба;
  • срок годности ОСАГО истек;
  • нарушение в процедуре оформления ДТП, неправильно оформленный Европротокол;
  • обстоятельства ДТП подвергаются сомнению: действительно ли оно произошло;
  • пострадавший отказался от медосвидетельствования;
  • требование пострадавшего заключается в возмещении ущерба здоровью, который возник по иным причинам, а не дорожно-транспортным происшествием;
  • ТС получило ущерб в результате столкновения с постройками, опорами, зданиями, памятниками культуры или архитектуры и т.д.

Правилами предусматриваются конкретные сроки выплаты компенсации: 20 рабочих дней дается на рассмотрение общего случая, 30 рабочих дней – на выплату возмещения, если автомобиль был сдан в ремонт после одобрения страховщика.

Справедливости ради напомним, что незаконными аргументами являются:

  • виновник был в нетрезвом состоянии или отказался от медосвидетельствования;
  • виновник имеет поддельный полис ОСАГО, не застрахован либо автогражданка с истекшим сроком годности;
  • страховщик виновника ДТП банкрот или с отозванной лицензией;
  • виновник лишен права управлять автомобилем.

В случаях, если страховая отказала в выплате, можно и нужно действовать. Не стоит отпускать ситуацию на самотёк, ведь пострадавший в аварии водитель нацелен на получение компенсации на законных основаниях.

По результатам осмотра поврежденного автомобиля и по факту расчета и определения суммы возмещения СК готовит следующие документы:

  • акт осмотра ТС на предмет повреждений;
  • заключение эксперта;
  • акт о страховом случае с расчетами суммы покрытия ущерба.

Представители страховщика обычно не спешат отдавать пострадавшему полагающиеся ему копии этих документов. Но первые два можно попросить посмотреть на месте осмотра и сделать самостоятельно фотографии хотя бы на телефон. Если это не получилось, а акт о страховом случае тоже не отдают, документы нужно потребовать официально.

Неправильно проведенная экспертиза

Как происходит?

Эксперт, уполномоченный страховой компанией, под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения. Например, утверждает, что часть царапин или вмятин на машине остались с предыдущей аварии, и «забывает» о скрытых дефектах.

Что делать?

Изначально понимать, что эксперт не заинтересован в «раскрутке» страховой компании на большие расходы, а вот помочь ей сэкономить — вполне может. Отсюда и досадные недоразумения, когда вместо замены детали предполагается ее ремонт, а вместо ремонта — покраска.

«Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий, потерпевший может оставить в акте свои замечания», — напоминает гендиректор юридической Андрей Лихачев.

Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса, по его мнению, нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, о них. «Когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему предлагают поехать в сервис, снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет», — сетует Андрей Лихачев.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату по ОСАГО

Чтобы получить выплату по ОСАГО от страховой, необходимо четко следовать букве закона и не нарушать порядок действий положенных после наступления ДТП. В этом контексте не рекомендуется:

  1. Устранять неисправности до осмотра представителем СК, зафиксировав их самостоятельно с помощью фото – или видеосъемки и подтвердив бумагами о выполненных работах и СТО. СК это может расценить как нарушение правил и отказать в выплатах или существенно урезать.
  2. Не пускать на самотек рассмотрение страхового случая страховой компанией:
      не доверять полностью аварийному инспектору предоставленному СК, так как его действия совершаются исключительно в интересах компании-работодателя;
  3. при определении СК суммы возмещения и даже после ремонта ТС не следует воспринимать за правду последней инстанции устную информацию, а требовать от СТО документы о платежах и от СК – основания для их расчета: акт осмотра ТС и акт о страховом случае.
  4. При возникновении сомнений в правильности расчета сумм возмещения не экономить на услугах независимого эксперта, а при потребности обращения в суд – не бояться и отстаивать свои права.

Предлагаем ознакомиться: Можно ли сделать ИНН в МФЦ — заказываем и получаем ИНН В МФЦ

Соглашение об определении размера повреждений

Как происходит?

После проведенной экспертизы страховщик любезно предлагает клиенту подписать некое соглашение об определении размера повреждений. Только спустя время автовладелец узнает, что, по сути, легализовал факт мошенничества.

Что делать?

Как обычно — внимательно изучать любую бумагу, под которой требуется поставить подпись, и соглашаться только с тем, с чем нельзя не согласиться. «Такой документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно, сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно», — отмечает Олеся Емельянова из .

Занижение суммы ущерба

Как происходит?

У автовладельца не возникло претензий к проведению экспертизы, однако затем он получил компенсацию, которой не хватит для ремонта автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

Что делать?

Попытаться найти «ошибку». Ее мог допустить как эксперт-оценщик, так и страховщик. «Наша юридическая служба сталкивается с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы случайную забывчивость ответственных сотрудников страховщиков включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%», — отмечает заместитель гендиректора «Русского АвтоМотоКлуба» Андрей Барсуков.

Начинать самостоятельный аудит следует с запроса у страховщика копии отчета об оценке, на основании которого был составлен страховой акт. «Скорее всего, страховщик откажет, — предполагает Александр Коваль из АНО «За справедливые выплаты». — Но законом установлено, что частью страхового акта является акт осмотра поврежденного имущества и отчет оценщика, а значит, отказ страховщика представить этот отчет незаконен и наказуем».

«Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику, — рекомендует директор департамента финансовых Дмитрий Белов. — В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней».

Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ, в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

Порядок действий, если страховая не заплатит по ОСАГО

Целью любой страховой компании является получение прибыли. Но законодательное регулирование оформления полиса ОСАГО и стандартизация размеров возмещения ограничивают возможности заработка на этом продукте. Поэтому СК пытаются всеми возможными способами экономить на суммах выплат по страховым случаям. В зависимости от компании такие способы могут быть законными и не очень.

Мошеннические действия при расчете необходимой суммы рассчитаны на то, что пострадавший не обратит внимания на детали расчета. Законные способы могут использоваться на основании не совсем правильного заключения о полученном ущербе.

Одной из причин допускающей законные недоплаты по ОСАГО является отсутствие единой методики экспертного обследования ТС после ДТП. И хотя расчеты возмещений должны проводить по единой методике от ЦБ, отличие базы расчета (разные результаты оценки ущерба) прямо влияет на суммы выплат.

При том что результат оценки повреждений представителем СК может зависеть от следующих факторов:

  • уровень доступа к скрытым повреждениям;
  • профессионализм эксперта, его тщательность и честность;
  • условия осмотра.

Все условия обязательного автогражданского страхования регламентируются законом ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.02. Это касается и вопроса размеров возмещения и уменьшения их сумм. Расчет компенсации проводят учитывая износ запчастей и материалов пострадавшего в ДТП

К законным основаниям уменьшения суммы выплат относятся:

  1. Исключение из сметы расходов на восстановление лакокрасочного покрытия. Это делают, если общая поврежденная у ТС площадь меньше 25% или при наличии сквозных коррозионных повреждений кузова.
  2. Отказ выплачивать утерю товарной стоимости хотя это обязательная статья возмещения.
  3. Неучтение износа заменяемых деталей. Уменьшение возмещения цены замены деталей может за счет этого достигать 50%.

Если сумма полученная по ОСАГО не покрывает ущерб и виновата в этом СК, за свои права можно и нужно бороться. Теоретически добиться доплаты возмещения можно. Так как основной легальной причиной неправильных расчетов возмещения являются неточные результаты оценки повреждений, то и главным оружием в борьбе за справедливость будут результаты независимой экспертной оценки.

Можно выделить три этапа на пути к получению желаемого возмещения:

  1. Непосредственно после ДТП провести независимую экспертизу оценки ущерба с привлечением представителя страховой компании. Это сразу даст в руки инструмент аргументации для защиты своих прав.
  2. Подготовить досудебную претензию с указанием нужной суммы возмещения ущерба и обоснование правильности ее расчета приложенным заключением независимого специалиста о результатах осмотра.
  3. Обращаться в суд, если СК не удовлетворила претензию.

Предлагаем ознакомиться: Детям в ФМС отказываются делать документы

Порядок проведения экспертизы после ДТП аналогичен как для пострадавшего, так и для виновника. Важно выбрать компанию, которая проведет экспертизу качественно и не упустит важных моментов. Преимущество оценки внешнего эксперта в том, что он не заинтересован в занижении размера ущерба. Поэтому его оценку можно считать объективной.

Порядок привлечения независимого эксперта следующий:

  • найти надежную экспертную компанию или отдельного специалиста;
  • записаться на экспертизу;
  • провести встречу со специалистом: это можно сделать как по месту будущего ремонта ТС, так и приехать в конкретную компанию;
  • подождать проведения экспертизы 3-5 дней;
  • получить заключение, которое должно содержать оценку повреждений и калькуляцию ущерба.

Бывают случаи, когда на заявление клиента СК письменно отвечает о невозможности сделать компенсацию, аргументируя причины отказа и возможные варианты решения проблем. Во всех остальных случаях СК может сделать так называемую отписку, надеясь на малограмотность страхователя и его неопытность.

С точки зрения закона «Об ОСАГО» страховая компания обязана в течение 10 рабочих дней дать клиенту письменный ответ на его запрос. Но, как уже говорилось выше, лишь малая часть СК действует именно так.

Этот же нормативно-правовой акт говорит и о том, что в случае недостаточности документов СК обязана в течение 3 рабочих дней письменно по почте либо прямым обращением к потерпевшему сообщить полный перечень недостающих бумаг и неточности их оформления. По просьбе потерпевшего, СК обязана принять электронные копии недостающих документов.

В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи заявления, СК обязана произвести осмотр автомобиля, согласовать и подписать акт.

При несогласии страхователя, компания обязана организовать независимую техническую экспертизу для выявления противоречий в сумме выплаты.

Более подробно обязанности СК описаны в статье 12 ФЗ №40 (Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда). Нарушение страховщиком данного положения становится поводом для обращения в вышестоящие инстанции.

Досудебная претензия – это документ, который решает большинство споров со страховой компанией. Иногда помогает решить проблему даже жалоба на имя руководителя СК, но досудебка – это более весомый «аргумент» со стороны пострадавшего водителя.

Плюсы подобного решения избавляют от необходимости оплачивать судебные сборы, услуги адвоката или консультации юристов, тратить время на всевозможные хлопоты.


Если вы не согласны с действиями страховщика и размером компенсации по убытку, то сначала вы обязаны подать претензию. Закон обязывает страховщиков дать ответ в течение 10 рабочих дней.

Составить досудебку может любой человек: гражданин РФ, иностранец, юридическое или физическое лицо. Некоторые СК имеют даже специальные бланки для оформления данного документа. В случае возникновения сомнений правильности оформления, есть смысл обратиться за консультацией к юристу.

Досудебная претензия в страховую по ОСАГО Досудебная претензия. Стр. 2

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

От грамотности составления досудебной претензии напрямую зависит получение выплаты. Поэтому, в ней должны быть отсылки на законы, аргументы и обоснования правоты пострадавшего.

Документ может быть написан и в вольной форме, но там должна быть изложена вся необходимая информация:

  • Ф.И.О. клиента СК, его паспортные данные, адрес, контактный телефон;
  • для юридических лиц необходимо указать форму собственности, юридическое название, юр адрес и телефон, а также данные ответственного лица;
  • наименование СК, куда подается досудебная претензия, физический и юридический адрес;
  • объяснение ситуации, в результате которой возникла конфликтная ситуация;
  • суть претензии: невыплата страховой суммы, недостаточная выплата, просрочка и т.д.
  • в объяснении должны быть отсылки на невыполненные пункты договора с указанием статьи закона, которую тот или иной пункт регулирует;
  • требования с указанием суммы выплаты.

Предлагаем ознакомиться: Ненормированный рабочий день: кому положен и какие особенности в 2021 году

К досудебной претензии необходимо приложить следующий пакет документов:

  1. Копия гражданского паспорта страхователя.
  2. Копии ПТС или СТС.
  3. Страховой полис ОСАГО.
  4. Справка из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии.
  5. Медсправка, если имеет место ущерб здоровью.
  6. Свидетельство о смерти, если есть погибшие.
  7. Заключение независимой экспертизы, в случае занижения выплат.
  8. Платежные документы, подтверждающие другие расходы, например почтовые, скорой помощи, эвакуатор и тд.

В течение 10 рабочих дней СК обязана дать ответ по досудебной претензии, причем это должна быть либо сделанная выплата или письменный отказ.

Жалоба в РСА

Российский Союз Автостраховщиков или РСА – это общественная организация, которая следит за качеством страховых услуг, надлежащим исполнением выплат компенсаций.

Обратившись в РСА или ЦБ РФ, клиент СК может решить проблему в досудебном порядке, а может подать жалобу и после отказа по претензии.


Можно отправить жалобу через официальный сайт РСА, приложив все необходимые для подтверждения вашей претензии документы и фото.

Случаи, когда разумно обратиться в РСА все те же:

  • СК не выплачивает ущерб после ДТП;
  • затягивает сроки по выплате;
  • компенсация выплачена не в полной мере;
  • незаконно признает случай нестраховым;
  • аннулировала КБМ, и многие другие ситуации.

Обратиться можно по телефонам:

  • 7(495) 641-27-85 – В Москве;
  • 8-800-200-22-75 – Горячая линия для всех регионов РФ.

Претензия составляется в бумажном виде аналогично досудебной, к ней прикладываются все те же документы. Отправить её можно по почте на адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.

Задержка выплаты

Как происходит?

После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

Что делать?

Для начала — прочитать правила страхования либо в брошюре, которую должны были выдать при заключении договора, либо на сайте компании. В документе четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Убедившись, что страховая их нарушает, не реагируя на законные требования клиента, надо начинать действовать.

«Можно написать жалобу в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА), — советует Александр Коваль. — Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты».

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости.

Досудебное урегулирование

Если по результатам осмотра от независимого эксперта очевидно, что СК занизила выплату, первый шаг – подавать претензию.

Подача в СК претензионного заявления совсем не значит, что ее удовлетворят. Но в дальнейшем ее можно использовать как приложение к иску в суд.

Лучше составлять данный документ при помощи юриста. В претензии необходимо указать следующую информацию:

  • фамилию, имя и отчество пострадавшего;
  • паспортные данные заявителя;
  • название компании-получателя;
  • полная юридическая информация о страховой;
  • суть проблемы и аргументированное обоснование требований;
  • реквизиты счета в банке для перевода недостающей суммы в случае удовлетворения запроса.

Важно также добавить пункт о том, что в случае отказа удовлетворить запрос последует судебный иск и СК придется заплатить пеню, неустойки, УТС и услуги независимого эксперта.

К досудебной претензии нужно приложить такие документы:

  • паспорт заявителя;
  • полис ОСАГО;
  • документ на ТС;
  • справка о ДТП;
  • заключение экспертов.

Подать такое претензионное заявление можно следующими способами:

  • отправка по почте ценным письмом с уведомлением о вручении
  • передача сотруднику страховой под подпись непосредственно в офисе.

Если есть подтвержденный факт недоплаты страховой компанией возмещения пострадавшему, то скорее всего он не одинок. Как минимум, для улучшения работы СК есть смысл подавать в связи с такими нарушениями на нее жалобы в контролирующие органы: РСА и ФССН.

Но такие обращения не способны повлиять напрямую на решение по конкретной проблеме, они только могут спровоцировать проверку работы компании этими организациями.

Получить информацию и найти соответствующие бланки для жалобы в РСА можно по этой ссылке.

Авто, пострадавшее в ДТП, было признано тотально уничтоженным и подлежало утилизации. Годные остатки не были использованы. Истец требовал полного возмещения, однако отказался отдавать их страховщику, на основании чего получил отказ в компенсации.

Суд постановил, что на основе 15 ст. ГК РФ, реальный ущерб определяется с учетом той части, которой продолжает пользоваться истец, поэтому страховая компания была обязана произвести выплату, не учитывая стоимость годных остатков.

Претензии по поводу полиса пострадавшего клиента

Как происходит?

В какой-то момент страховая компания отказывает клиенту в выплате возмещения, ссылаясь на то, что у него недействительный или даже поддельный полис. Стоит оговориться, что приобрести «странную» страховку до последнего времени было гораздо легче, чем подлинную без очередей и дополнительных обременений.

Что делать?

«Не опускать руки, думая, что только вы виноваты в приобретении подделки», даже если таковая имеет место быть, напоминает юрист сервиса «Конструктор документов FreshDoc.ru» Алина Тухватуллина. По ее словам, следует найти квитанцию о покупке полиса и все прочие документы, оформляемые при выдаче документа, а также поднять переписку со страховой компанией, если она, конечно, велась. К слову, специалисты советуют общаться со страховщиками письменно, и лучше — обычной почтой, сохраняя конверты и вложения. И главное — помнить: это страховщику необходимо доказывать вину автовладельца, а не клиенту искать оправдания.

Для примера стоит привести недавнее рассмотрение дела в Кемеровской области — об отказе страховщика выплатить возмещение из-за поддельного, по его мнению, полиса страхователя. Резюме судебного акта юрист назвала «утешительным» для автолюбителей: «Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц».

«В целом такая практика опирается на позицию Верховного Суда РФ, который в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное», — замечает Алина Тухватуллина.

«Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным», — поясняет Андрей Барсуков из «Русского АвтоМотоКлуба». И советует страховаться только у проверенных временем и знакомыми автовладельцами страховщиков: «Никогда не соглашайтесь на покупку полиса где-либо по заниженной цене — тарифы у всех почти одинаковые, разброс цен возможен не более чем на 10-15%».

Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП

Как происходит?

У юристов это называется «отказ по прямому возмещению убытка из-за отсутствия акцепта (подтверждения наличия) действующего полиса страховой Решение проблемы — в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании «невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису», но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса», — подчеркивает Евгений Коротаев из «Сравни.ру».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]