Автобус перестраивается во второй ряд прямо с остановки — нужно пропускать или нет

Мы в Twitter:

Вход Регистрация

Новости автоправа

Приняты Правила движения большегрузов в зоне автоматического весового контроля ФНС утвердила форму заявления о гибели или уничтожении транспортного средства В России запретили высаживать детей без билета из автобусов В ПДД введен новый знак 6.22 – «фотовидеофиксация» Сдачу анализов на алкогольную зависимость отложили еще на год Минздрав обновил требования к комплектации автомобильных аптечек Минтранс утвердил порядок и сроки хранения диагностических карт ТО Получать допуск на международные перевозки теперь будут по-новому Проверить полис ОСАГО на подлинность теперь можно онлайн Центробанк установил новые тарифы на ОСАГО

/ Юридические статьи на тему автомобильного права / Вопросы ПДД и безопасности / Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Водители, живущие в крупных городах, практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда во время движения по своей полосе справа, от остановки общественного транспорта, на дорогу начинает выруливать автобус или маршрутка.

К сожалению, многие водители до сих пор не знают, как нужно вести себя в этом случае. Сегодня мы разберем эту ситуацию с юридической точки зрения с тем, чтобы, прочитав эту статью, вы четко знали, кто должен уступить — автобус или автомобиль.

Автобус отъезжает от остановки — кто должен уступить?

Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.

Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.

Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу

Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП?

Нужно ли уступать дорогу автобусу

Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.

Хотите получить ценный совет автоюриста относительно конкретного ДТП? онлайн-консультанту нашего сайта, опишите свою ситуацию, оставьте контактные данные и дождитесь ответа

Автобус отъезжает от остановки

Вопрос. Автобусная остановка расположена в кармане. Я еду по правой полосе, перестроиться налево не могу, потому что рядом слева едут другие машины. От остановки отъезжает микроавтобус (маршрутка). Нужно ли ей уступать дорогу?

Ответ. Да, необходимо уступить дорогу маршрутке, отъезжающей от остановки, если событие происходит в населенном пункте. Данное требование прописано в пункте 18.3 ПДД. Этот же пункт ПДД обязывает водителей маршрутных ТС убедиться в том, что им уступают дорогу.

Маршрутный автобус (микроавтобус) это маршрутное транспортное средство, потому что движется по установленному маршруту с обозначенными остановками. Почему это так, можно прочесть в статье Приоритет транспорта общего пользования.

Если рейсовый автобус (микроавтобус) отъезжает от остановки, и при этом преграждает вам путь (так бывает, когда вы движетесь по крайней правой полосе), то здравый смысл подсказывает, что необходимо притормозить, и уступить дорогу этому автобусу (микроавтобусу) хотя бы для того, чтобы избежать столкновения.

Почему так происходит, что маршрутчики иногда не смотрят на дорогу, когда отъезжают от остановки? — пусть они сами ответят на этот вопрос. Это претензия не ко всем водителям, но сей факт имеет место быть.

На самом деле, причины таких поступков не важны. Водитель везет пассажиров — мало ли чего там, в салоне автобуса, может произойти. Ему приходится отвлекаться и на дорогу, и на то, что происходит внутри автобуса.

Вам, в свою очередь, за рулем собственного автомобиля, необходимо действовать по обстоятельствам, с таким учетом, чтобы избежать ДТП с отъезжающей от остановки маршруткой (автобусом).

В первый ряд

Если вы видите, что впереди по движению от остановки отъезжает автобус, то целесообразно либо снизить скорость и «выпустить» его с остановки, как требует пункт 18.3, либо перестроиться левее, на соседнюю полосу, и продолжить движение по ней, если есть такая возможность.

Осуществляя перестроение, необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 8.4 ПДД уступает тот, кто перестраивается. При одновременном перестроении преимущество у того, кто располагается справа. Подробности — в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

Еще необходимо учесть такой момент, что маршрутное транспортное средство (как автобус, так и троллейбус), непосредственно от остановки может начать движение с перестроением сразу во второй ряд. Это может быть связано с дальнейшим направлением маршрута.

Во второй ряд

В таких обстоятельствах, также необходимо уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки с перестроением во второй ряд. Похожий вопрос рассмотрен в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.

Если между вашим автомобилем и маршрутным автобусом произойдет ДТП в тот момент, когда автобус отъезжает от остановки МТС, то виновников будут определять по характеру столкновения.

Ваша вина в ДТП будет 100%-я, поскольку вы не уступили дорогу, ну а вина водителя автобуса будет рассмотрена по обстоятельствам. Часто вина в ДТП бывает обоюдной.

Дело в том, что рассуждая о возможном ДТП, любой человек оперирует «возможными» вариантами развития событий. А каждое столкновение всегда конкретно. Поэтому виновного находят исходя из конкретики каждого случая.

Важно учесть обстоятельства конкретной ситуации, и принять необходимые меры, чтобы не попасть в ДТП. Для этого необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию.

Будьте внимательны за рулем.

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос — нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Что говорится в ПДД

Водители другого транспорта обязаны соблюдать требования этого пункта вне зависимости от траектории движения общественного транспорта. В то же время, с «автобусников» не снимается ответственность: они обязаны убеждаться в том, что поворот и перестроение не несет опасности.

Преимущества для автобусов, троллейбусов и маршруток

Несмотря на то, что автобусы и троллейбусы в населенных пунктах имеют преимущество, водители этих ТС не могут его использовать, не убедившись в том, что другие участники движения уступают им. Этот пункт также закреплен в ПДД.

Водитель общественного транспорта может использовать приоритет, если:

  • он отъезжает от остановки, которая обозначена соответствующими знаками и разметкой;
  • маневр безопасен и другие участники движения уступают дорогу;
  • перед началом маневра водитель обязан уведомить окружающих о своем намерении, то есть включить сигнал поворота налево.

Таким образом, пропускать автобусы, троллейбусы и маршрутки нужно только при наличии вышеперечисленных условий.

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах, где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Требования ПДД о необходимости уступать дорогу автобусам, маршруткам отъезжающим от остановки

Маршрутное транспортное средство необходимо пропускать! И это не прихоть всех тех, кто хочет ехать на этом автобусе или маршрутке в потоке транспорта и вперед к своей цели, прошу прощения к следующей остановке, а требование ПДД.

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу

Более подробно об этом речь уже велась в другой статье сайта. Теперь же о случае, если это требование игнорировать, то есть просто не пропускать автобусы отъезжающие от остановок.

Знаки приоритет маршрутных транспортных средств

Первое преимущество: выделена полоса для маршрутных транспортных средств.

Для их обозначения используют знаки знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Дорога с полосой для маршрутных ТС Полоса для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Необходимо отдельно отметить, что преимущество МТС предоставляется только в том случае, если соблюдены следующие условия:

  • общественный транспорт находится на территории города или другого населенного пункта;
  • для того, чтобы обозначить остановку, был использован знак 5.16.

Трамвай, если возникает равное право на проезд, имеет преимущество перед остальными безрельсовыми транспортными средствами. При выезде трамвая из Депо трамвай не имеет преимущества перед остальными участниками движения.

Трамвай не имеет преимущество перед остальными участниками движения, так как выезжает из «Депо». Трамвай имеет преимущество перед остальными участниками движения.

Высадка и посадка пассажиров производится на остановках обозначенные знаком 5.16. Пункт ПДД 18.3. гласит, водители автомобилей обязаны уступать дорогу общественным ТС, который отъезжает от остановки.

В свою очередь водители общественных транспортных средств должны убедиться, что дорога свободна или им уступают дорогу, а затем могут начинать движение.

Что это означает на практике? Если общественный транспорт отъезжает от остановки, и в этот момент произойдет авария с участием троллейбуса или автобуса, то виновниками будут считаться оба человека, которые были за рулем. Дело в том, что водитель машины должен уступить дорогу автобусу или троллейбусу, ведь транспорт начинает двигаться от остановки. А водитель автобуса должен был сначала убедиться в том, что его пропускают, а только потом начинать движение.

Автобус, отъезжающий от остановки — нужно ли ему уступать и на какой полосе?

18.3. В населённых пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Как много неоднозначности в этом пункте Правил, Вы согласитесь? Как видим, составители ПДД распространили обязанность на обоих оппонирующих водителей транспортных средств, главной целью представив, конечно же, безопасность дорожного движения. Из этого пункта также непонятно, какую модель поведения выбрать, если автобус от остановки отъезжает сразу во вторую, третью и далее полосы, по каким причинам он туда отъезжает и каким образом.

Но неоднозначное становится однозначным, если рассматривать главную цель ПДД — обеспечение безопасности дорожного движения. Проще говоря, уступать нужно вне зависимости от обязанности, а чтобы обеспечить такую безопасность. Если ещё проще, то правило «дай дорогу дураку» здесь применимо для водителей обоих транспортных средств: и водителю автомобиля, которому предписано или не предписано уступить дорогу отъезжающему от остановки автобусу, и самому водителю этого автобуса.

Но если уж мы говорим о ПДД, то давайте разберёмся! Во-первых, в пункте 18.3 приводится словосочетание «начало движения», определения которого нет в ПДД. А, отъезжая далее первой полосы, можно сказать, что автобус выполняет перестроение уже после того, как начал движение.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Получается, что, с одной стороны, 18.3 обязывает уступать автобусу и троллейбусу, не конкретизируя, в какую полосу те начинают движение, с другой — пункт 8.4. обязывает водителя автобуса или троллейбуса уступить дорогу другим автомобилям (и мотоциклам), перестраиваясь сразу далее первой полосы.

Между тем, многие юристы, а также судьи считают, что начало движения может продолжаться до тех пор, пока автобус или троллейбус не «выровняются» до прямолинейного движения.

Поэтому на практике, дабы избежать спорных ситуаций после вероятности попасть в ДТП, это как раз тот случай, когда лучше перебдеть и соблюсти правило трёх «Д». Но если такая ситуация произошла, то здесь всё будет зависеть от конкретного характера ДТП: кто из участников более вероятно мог предотвратить ДТП, у кого было больше аргументов в пользу первоочередногоп проезда и так далее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: