Знак «Движение без остановки запрещено» – 2.5 ПДД Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8

На дорогах ежегодно погибают тысячи людей, как правило, это происходит из-за несоблюдения правил дорожного движения. Статистика за 2021 год показывает снижение количества аварий с летальным исходом по сравнению с 2021 годом на 10%. Немалую роль в положительной динамике оказывает увеличение размера штрафов водителям за нарушения ПДД.

Согласно ПДД, существует перечень обстоятельств, при которых водитель обязан уступать дорогу лицам, имеющим право преимущества.

Общие сведения

Требование, прописанное в ПДД как «уступить дорогу» предполагает, что водитель не должен начинать или продолжать езду, а так же осуществлять другие маневры, способные повлечь за собой изменение направления движения или скорости других участников автомагистрали, имеющих право преимущества. Преимущество в свою очередь, выражается в праве на первоочередное перемещение в намеченном направлении.

Правом преимущества на дороге обладают:

  • автомобили, движение которых осуществляется по главной дороге, относительно тех, кто находится на второстепенной, если на перекрестках установлен соответствующий дорожный знак;
  • пешеходы, проходящие по проезжей части, в местах выделенных дорожными знаками или специальной разметкой перехода;
  • спецтехника, в случаях включения сигнального оборудования, например, машина скорой помощи, пожарная машина, полиция и другие инстанции, обладающие первоочередным правом;
  • велосипедисты, готовящиеся совершить поворот;
  • слепые пешеходы, в независимости от места перехода при подаче водителям сигнала белой тростью.

Игнорирование прав приоритета на дороге может повлечь за собой наказание, предусмотренное КоАП РФ.

Железнодорожный переезд – в чем разница?

Водитель на своем маршруте следования может встретить три вида ж/д переездов, которые оборудованы соответствующими приоритетными знаками. Тип первый – нерегулируемый переезд. Такой переезд предусматривает полную остановку транспортного средства перед знаком, и возобновить движение можно лишь после убеждения в отсутствии приближающейся преграды – поезда.

Данная мера введена, поскольку водитель не имеет никаких подсказок (ни в виде шлагбаума, ни в виде сигналов светофора), которые способны заблаговременно предупредить о движении поезда.

Тип второй – регулируемый переезд, где есть трехсекционный светофор и приоритетный знак. Если на первом загораются огни красного цвета – движение запрещено, совершите остановку перед знаком или разметкой. Если мигает другой сигнал – движение разрешено. Третий тип переезда отличается только наличием двухсекционного светофора, красные огни которого требуют обязательно остановиться.

Штраф не уступил дорогу автомобилю

Согласно статье №12 КоАП РФ водители, не уступившие дорогу автомобилям, движущимся по главной дороге на перекрестке, привлекаются к административной ответственности, а также штрафным взысканиям в размере 1 000 рублей. Такая же сумма предусмотрена для автомобилистов при создании помехи движения других ТС, следующих в поперечном направлении. Подобные ситуации могут возникнуть вследствие выезда автомобиля на середину перекрестка, по направлению движения другого транспорта в момент образования затора.

При маневрировании с нарушением прав другого автомобиля пользующегося преимуществом, за исключением случаев описанных ранее, на водителей налагается штраф в размере 500 рублей или предупреждение (статья №12.14 КоАП)

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Движение по обочине является нарушением правил дорожного движения и такая манера езды водителей лишает их какого-либо преимущества, в том числе на главной дороге, отмечает Верховный суд РФ. Он указывает, что в случае ДТП с участием обочечника водитель другой столкнувшейся машины будет признан невиновным.

Суть дела

Высшая инстанция разбирала ДТП, которое произошло в Самарской области: с жалобой в Верховный суд обратился водитель, которого оштрафовали на 500 рублей, поскольку выезжая на главную дорогу с прилегающей территории, он не уступил дорогу движущемуся по ней автомобилю.

Однако автор жалобы отмечал, что Правил дорожного движения он не нарушал, а второй участник ДТП двигался по обочине, в связи с чем преимущественного права проезда не имел.

Тем не менее суды сочли, что и отказавшийся уступить обочечнику дорогу водитель является правонарушителем.

Верховный суд с состоявшимися по делу актами не согласился.

Позиция ВС

Правила дорожного движения действительно регламентируют, что при выезде с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Это означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других водителей, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Преимуществом же признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Пленум Верховного суда РФ в постановлении прошлого года отдельно подчеркивал, что нарушители правил дорожного движения, в том числе обочечники, теряют приоритет перед другими водителями.

«Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается — по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением — либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика не имеет преимущественного права движения, и у других водителей, например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот, отсутствует обязанность уступить ему дорогу», — отмечается в пункте 14 постановления пленума ВС РФ от 25 июня 2021 года.

В материалах рассматриваемого дела присутствует копия постановления о привлечении второго участника ДТП к административной ответственности за то, что в нарушение требований пункта 9.9 Правил дорожного движения он двигался по обочине.

Таким образом, резюмирует ВС, этот водитель не имел преимущественного права проезда нерегулируемого перекрестка.

А значит вывод полиции и судебных инстанций о наличии в действиях автора жалобы объективной стороны состава административного правонарушения является необоснованным, считает высшая инстанция, в связи с чем ВС РФ отменил решение замглавы отдела ГИБДД, а также решения судов трёх инстанций и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Алиса Фокс

Размер штрафа, если не уступил дорогу велосипедисту или пешеходу

Водитель, не уступивший дорогу велосипедисту или пешеходу также привлекается к административной ответственности. В данном случае объектом правонарушения будет являться безопасность дорожного движения. Водитель обязан уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, как по регулируемому, так и по не регулируемому переходу.

Согласно Постановлению ПДД от 23.10.1993 года, «пешеходом» является гражданское лицо, находящееся вне транспортного средства на проезжей части дороги, пешеходном переходе или велодорожке. Исходя из определения, велосипедисты так же приравниваются к категории пеших прохожих. Размер административного штрафа, если водитель не уступил дорогу в этих случаях будет одинаковым.

Ответственность за нарушение статьи №12.18 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Штраф за неуступление дороги автомобилю

Если рядом появляется автомобиль с включенными спецсигналами и цветовой схемой на кузове, необходимо уступить движение и перестроиться в другой ряд, но только, если этот маневр не нарушает других правил ПДД. Оценить ситуацию нужно таким образом:

  1. Если ваше транспортное средство в эту минуту стоит, дождитесь, пока проедет машина с мигалкой, и только потом трогайтесь с места.
  2. Если машина двигалась, следует приостановиться и пропустить ее вперед.
  3. При перестройке в другой дорожный ряд учитывайте правила и возможность создания аварийной ситуации – допустить последнего нельзя.

Частая картина, которую можно увидеть на дороге – сотрудники ГИБДД патрулируют на перекрестках, наказывая автолюбителей за проступки, в том числе, если задействована скорая помощь или пожарная машина.

Какой штраф за непропуск машины со спецсигналом в 2018 году

Важно Это машины пожарных, также сюда отнесем скорую помощь и полицию. Когда на дороге появляются такие машины, водители обязаны уступать им дорогу. Маршрутное такси, автобусы в пределах населенного пункта нужно пропускать, если ТС начинает движение от остановки.

На то, какой штраф вам будет выписан, оказывают влияние обстоятельства. Не пропустили движущийся по дороге спецтранспорт или машину, имеющую право на приоритет – 1500 рублей (ч.3 ст. 12.14). Сотрудник ГИБДД может выбрать другое наказание.

Речь идет о лишении водительского удостоверения от 1 до 3 месяцев.

Но меры могут быть не столь суровыми, если сотрудник ГИБДД ограничится вынесением предупреждения. Заключение Уступайте дорогу пешеходам и спецтранспорту.

Не забывайте пропускать велосипедистов. Если вы хотите вовремя узнавать о штрафах, установите смс-информирование.

Штраф за отказ уступить дорогу автомобилю со спецсигналом

Если ведётся видеозапись – это будет доказательством того, что вы начали манёвр и уже готовы уступить дорогу.

  • В том случае, если составляется протокол, собственноручно укажите в нём: «Правила не нарушал, готов был уступить дорогу и приступил к манёвру».
  • Пропускать вы обязаны только спецтранспорт с включенным проблесковым маячком и сиреной. Если сирены нет – уступать дорогу вы не обязаны.

Наконец, вне зависимости от того, за что составляется протокол – непременно укажите в нём свидетелей, которые подтвердят вашу невиновность, а также возьмите копию. В силу ст. 28.2 КоАП РФ вам её обязаны выдать. С копией документа на руках вы уже сможете бороться дальше. Вернуться Уступать дорогу пешеходам или пропускать их? Новые правила! Об этом расскажет выпуск программы « дорога».

Какой штраф если не уступил дорогу

Могут ли лишить водительского удостоверения Если правонарушение было очевидным, водителю придется не только внести штраф за непропуск машины, которая едет со спецсигналом, но также на 3 месяца расстаться с правами.

Такое возможно если водитель остановлен за нарушение ПДД сотрудником ГИБДД на месте совершения проступка.

Постановление невозможно обжаловать, только если водитель не перешел на другую полосу движения автомобилю с включенным маяком, в других ситуациях вернуть водительское удостоверение вполне реально.

Не стоит упускать из виду тот факт, что лишиться прав можно, если вы пропустили машину со спецсигналом и в то же время нарушили другие правила ПДД – задели соседнее транспортное средство или обогнали его, создав тем самым аварийную ситуацию, возможно, пересекли пешеходный переход, не пропустив пешеходов.

Если не уступил дорогу спецтехнике

Под спецтехникой понимаются транспортные средства, оборудованные световыми и звуковыми сигналами скорой, аварийной и полицейской помощи. Такие ТС имеют преимущественное право езды. Машины должны пропускать как водители, так и пешеходы, велосипедисты и другие участники дорожного движения.

Обязанность водителя пропустить спецтехнику возникает в случае активации сигнальной аппаратуры.

Наказание за правонарушение предусматривается статьей №12.17 КоАП РФ и выражается в форме предупреждения или наложения штрафа в 500 рублей. Такая же ответственность возникает в случае непредставления приоритета маршрутному транспорту.

В аналогичной ситуации при наличии у спецтехники не только специального оборудования, но и наружной цветовой системы, надписей и обозначений, наказание может быть более суровым, вплоть до лишения водительских прав от одного до трех месяцев.

Кому не нужно уступать дорогу

Но есть ряд случаев, когда пропустить вперед автомобиль — это значить создать аварийную ситуацию на дороге. Бывает и так, что уступать необязательно и даже опасно.

Именно этого и не надо делать в случаях, когда автомобилист выезжает из двора на улицу. В этом случае водитель, которому надо выехать на проезжую часть, сам обязан по правилам дорожного движения пропустить все автомобили и только после этого он имеет право совершить маневр.

В ситуации, когда такого водителя пропускают вперед, сильно возрастает риск ДТП. Ведь в этом случае автомобилист просто не может верно оценить условия на дороге из-за того, что пропускающий его автомобиль закрывает обзор. Более того, тогда и остальные водители, движущиеся в потоке, не смогут вовремя увидеть автомобиль, которой так выезжает на дорогу.

Также водитель не должен уступать на дороге место автомобилисту, нарушающему правила дорожного движения. По закону автолюбитель, который нарушает ПДД, не получает преимущество на дороге, и уступать ему не обязан никто. Конечно же, часто бывают случаи, когда не пропустить такого автомобилиста — значит рисковать собственной жизнью. Например, очевидно, что лучше пропустить автомобиль, который двигается по встречной полосе в нарушении ПДД, не имея при этом преимущества на дороге.

Вообще «пропускать или не пропускать» — это всегда решение, которое надо принимать, исходя из реальных условий на дороге, не забывая о том, что вокруг есть и другие участники дорожного движения. И порой «пропустить» — будет означать подвергнуть их риску.

Именно так и случается, когда при езде по многополосной трассе один водитель пропускает другого. Зачастую в этой ситуации другие участники движения могут не ожидать такого маневра и не смогут вовремя и правильно среагировать на него. А в этом случае водитель, которому надо поменять полосу движения, обязан сам уступить всем дорогу и убедиться в безопасности маневра. Иначе его ждет штраф в размере 500 рублей, что предусмотрено в части 3 статьи 12.14 КоАП.

Опасные ситуации на дороге возникают и тогда, когда автомобилист добровольно или вынуждено пропускает пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте.

Конечно, в этом случае пешеход нарушает ПДД, подвергает риску себя и всех участников движения. А автомобилист, который порой именно вынужден пропустить такого пешехода, резко притормозив, создает угрозу для тех, кто едет сзади него. Водители позади идущих авто могут не успеть затормозить, и тогда все может обернуться печально и для автомобилистов, и для пешехода.

Часто опасные ситуации возникают и тогда, когда автомобилист не пропускает вперед машину, которая пытается объехать по обочине. Судебная практика показывает, что он и не должен пропускать. Но зачастую водитель, который пытается совершить объезд по обочине, уверенный в своей правоте, не желает уступать место тому, на чьей стороне и здравый смысл, и ПДД. Часто в таких ситуациях избежать ДТП не удается.

Конечно же, правил вежливости на дороге должны придерживаться все автомобилисты. Однако все должно быть в меру, и в случаях, когда на первое место выходит безопасность, пренебрегать правилами в угоду этикету не стоит.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: