Знак 5.16 — Место остановки автобуса и (или) троллейбуса


Расстояние между остановками, согласно нормам СНиП (СП) и ГОСТу, зависит от категории дороги, по которой был проложен маршрут. В городах остановочные пункты находятся ближе, чем в сельской местности или на федеральных трассах. Прочитав статью, вы узнаете, каким должно быть в населенных пунктах минимальное расстояние между автобусными остановками согласно нормативам.

В мегаполисе

Классификация автомобильных дорог по категориям

На удаленность между двумя остановками общественного транспорта влияет загруженность дорожного полотна. Степень загруженности и категория автомобильной дороги определяется по ГОСТу P 52398-2005.


Посадка пассажиров

Ниже мы приводим сборную таблицу из нормативного документа.

КатегорияЧисло полос (в обе стороны)Ширина одной полосы (м)Разделитель по центруЗагруженность (машин в сутки)
1от 43,75Требуетсяот 14 000
2от 2 до 43,5–3,75Не обязателенот 6000
323,5Не нуженот 2000 до 6000
423Не нуженот 200 до 2000
51от 4,5Не нужендо 200

По дорогам 1–3 категории курсируют автобусы дальнего следования. Общественный транспорт соединяет населенные пункты, расположенные на большом расстоянии. Конечной служит автостанция, расположенная в городе. Допускаются промежуточные заезды в города и села для организации пересадок. Как правило, подобные заезды кратковременны.

Дороги 4–5 категорий находятся на территории городов и поселков.

По ним курсируют локальные автобусы, трамваи, троллейбусы. Маршруты могут быть петляющими и кольцевыми. Несколько автобусных остановок разных маршрутов могут находиться вплотную друг к другу.

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от остановки до остановки устанавливает ОСТ 218.1.002-2003, нормы СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Установленные ОСТом нормы между автобусными остановками для дорог разных категорий указаны ниже в таблице.

КатегорияМинимальное расстояние (м)Максимальное расстояние (м)Радиус кривой (м)
1–33000 (в густонаселенных территориях – 1500)50001–2: 1000 3: 600
4–5Не ограничивается600400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения по расположению остановок в городах и населенных пунктах. Эти ограничения мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи.

Прочие нормативы по расположению остановок

Остановочные пункты располагают на участке земли с уклоном не более 20 % по горизонтали и 40 % по вертикали. Нельзя размещать павильоны:

  • в местах с плохим обзором дороги;
  • на участках с коэффициентом аварийности до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • в низинах: возможно затопление территории, формирование снежных заносов.


Работа общественного транспорта

Остановочный пункт должен находиться не ближе 250 метров к железнодорожному переезду. Разрешается совмещать зону ожидания и автомобильную парковку, место стоянки автобусов. Тогда парковка располагается за павильоном.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1–3 категорий остановки противоположных направлений располагают строго напротив друг друга. Два остановочных пункта разделяет пешеходный переход. Смещение между остановками не предусмотрено. Подобное решение удобно и для пассажиров, и для водителей автомобилей, которые движутся по трассе.


Недалеко от дороги

В городах остановки противоположных направлений разрешено ставить только со смещением. Расстояние между зонами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса подъезжают одновременно, они не создают пробку и не закрывают обзор для пешеходов и водителей. Данное расстояние между станциями следует выдерживать строго по нормативам.

В черте города автобусные остановки должны быть расположены на расстоянии от:

  1. Въезда на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайшего пешеходного перехода через дорогу: до 500 м.
  3. Объектов массового посещения (ТЦ, кинотеатров, музеев и т. д.): до 250 м.
  4. Образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов и т. д.): до 500 м.
  5. Поликлиник, больниц и других медицинских учреждений: до 150 м.
  6. Въезда на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходных в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах – не более 800 м).
  8. Главного входа в парк, зону массового отдыха или занятий спортом: не более 800 м.

Какие предусмотрены штрафы

Знак аварийной остановки

Водитель, который нарушил правила в зоне действия дорожного знака о месте остановки автобуса и был пойман сотрудникам автоинспекции, будет вынужден заплатить штраф размером приблизительно в тысячу рублей п. 3.1 ст. 12.19 КоАП. Если данное правонарушение имело место в Москве, Питере и их регионах, размер штрафа увеличивается втрое (п. 6).


эвакуировать на штрафстоянку

Важные нюансы

Часто водителям удается избежать денежных трат. Такое случается, если на месте предполагаемой остановки нет никаких знаков и дорожной маркировки. Тогда водители указывают инспекторам ГИБДД, что данная фактическая остановка маршрутного транспорта никак не обозначена, а значит, правил они не нарушали и причин применять к ним административное наказание в виде штрафов нет.

Чаще всего на месте стоянки нет знаков по причинам:

  • остановка новая и их еще не успели установить;
  • их демонтировали, а замену пока не поставили.

Любой из этих поводов может освободить водителя от административных взысканий.

Вступая в полемику с инспектором и имея беспрекословные доводы своей невиновности, владельцы авто часто убеждают его не выписывать штраф. Но если представитель ГИБДД все равно стоит на своем, то достаточно записать на видео или сделать фото места предполагаемого нарушения

Важно, чтобы на готовом материале было видно, что остановка не обозначена ни знаком, ни разметкой. Когда дело дойдет до судебных разбирательств, судья в любом случае примет сторону водителя, так как он действовал в рамках закона и ПДД

Рубрики

  • Автострахование
  • Водительское удостоверение
  • ДТП
  • ПДД, Нарушения и штрафы
  • Учет в ГИБДД
  • Разное
  • Новости

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Принятые в России нормативы одинаковы для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для монтажа остановок выбирает местная администрация.


Вариант из стекла и металла

При этом должна соблюдаться норма: дистанция в городе между остановками общественного транспорта должна быть 400–600 метров. Это требование ГОСТа и СНиП (СП). Этот норматив применяется для трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок в городе.

Автобусам построили маршрут

Их обяжут высаживать пассажиров только там, где есть остановки, и устанавливать тарифы на проезд после их согласования с властями в зависимости от рейса. За нарушения их ждут штрафы на сумму до 20 тысяч рублей.

Это предусматривает новый федеральный закон о регулировании пассажирских перевозок автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, который вступил в силу в минувший вторник. Текст закона публикует «Российская газета».

До этого в России не было единого документа, который бы регламентировал отношения между органами власти и операторами, и цель закона — установить такие отношения. По сути, заполнен важный пробел, которого ждали с 2012 года. А появился он только сейчас потому, что серьезная транспортная реформа началась в Москве, где переходят на более прозрачную и эффективную схему работы.

«Подобную модель отношений используют во всех развитых странах, и новый закон отвечает требованиям, которые повысят качество услуг, предоставляемых перевозчиками», — говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Александр Рыжков.

Этот закон разделил перевозки на два типа: межрегиональные (дальнего следования) и межмуниципальные. В первом случае операторы сами заявляют о желании ввести рейс, и тарифы там не регулируются. Во втором — вводится жесткий режим, когда инициатива исходит от местных властей. Выбор, как организовать транспортное сообщение, будет очень широким, и сделать его поможет круг специалистов, знакомых со всеми моделями регулирования.

Изменится и старая система, по которой автобусы, следующие из одного региона в другой, могли делать остановки там, где попросит водитель. Отныне перевозчик может высаживать только на автовокзалах и автостанциях, но если их нет на пути следования, то отступить от правил разрешат.

Законодательные новеллы коснулись и водителей общественного городского транспорта. Если они выпустят кого-нибудь из автобуса, троллейбуса или трамвая в неустановленном месте, то их оштрафуют на 3 тысячи рублей, а при повторном нарушении — уже на 5 тысяч. Стоянка общественного транспорта вне станции или депо обойдется в 5 тысяч рублей, а саму компанию могут оштрафовать на 20 тысяч.

Муниципальные рейсы, то есть те, которые не выходят за пределы города, определят органы местной власти. Здесь последнее слово в тарифной политике за ними. Почти такая же схема работы вводится в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Учитывая, что это города федерального назначения, ответственными за межмуниципальные маршруты стали региональные власти.

Чтобы ввести или изменить маршрут следования троллейбусов, трамваев или автобусов, которые возят население не только внутри города, но и через области, одного желания компаний будет недостаточно. Они получат право голоса на основе открытого конкурса.

«Федеральный закон дал некие рамки, но они очень свободные», — продолжает Александр Рыжков. По его мнению, в дальнейшем можно было бы усовершенствовать механизм регулирования. К примеру, изменить критерии определения оператора-победителя открытого конкурса при нерегулируемых тарифах. В перечне есть положение об опыте работы, но для пассажира это неважно, так как он не знает оператора в лицо, а для конкуренции такие критерии оценки неудачны, так как затрудняется приход новых перевозчиков.

Что касается муниципальных маршрутов, там в одном из вариантов тарифы устанавливают региональные власти. Если бы право их формирования передали муниципалитетам, которые делают отчисления за перевозки, это было бы более логично, заключает собеседник «РГ».

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает следующие элементы:

  • зоны для разгона и торможения транспорта;
  • карман для припаркованного транспорта;
  • площадка для ожидания или крытый павильон;
  • прилегающая часть тротуара;
  • урна или контейнер для мусора;
  • пешеходный переход со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные фонари);
  • система для отведения дождевой воды;
  • информационные стенды или таблички с расписанием транспорта.


Типовой вариант

Ширина кармана для въезда автобуса или троллейбуса равна ширине остальных полос. Длина зоны ожидания зависит от количества транспорта, который может остановиться одновременно. Если останавливается один маршрут: 10 метров, два – 25 метров, три и более – 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания над уровнем дороги: не менее 20 см. Проезжую часть от зоны ожидания должен отделять бордюр. Нельзя ставить павильон ближе чем на расстоянии 3 метров к проезжей части.

Благоустройство

Общественный туалет должен стоять не ближе чем 15 метров до павильона. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и по 100 метров дорожного полотна в обе стороны движения. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к площадке: 75 см.


Обустройство пешеходного перехода для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. На табло видно, сколько времени осталось до прибытия нужного маршрута. Значение сбрасывается, когда городской транспорт отходит от остановочного пункта.

Дизайн

Троллейбусная остановка в населенном пункте оформляется так же, как и автобусная. На ней обязательно должен быть установлен павильон со скамейкой и урной, информационные таблички или интерактивное табло.

Дизайн остановочных пунктов нормативы не ограничивают.

Составные части остановок

  • Знак, обозначающий остановку. В простейшем случае остановка может быть оборудована только знаком;
  • Аншлаг, содержащий номера маршрутов и расписание движения;
  • Остановочный карман — для автобусных и троллейбусных остановок. Представляет собой расширение проезжей части, необходимое для того, чтобы остановившийся автобус или троллейбус не создавал помех другим транспортным средствам;
  • Остановочный перрон — для более комфортной посадки и высадки пассажиров. Для низкопольных автобусов и троллейбусов высота бордюра на остановке обычно совпадает с высотой подножки, так что можно считать бордюр простейшим перроном;
  • Остановочный павильон — для защиты пассажиров от неблагоприятных погодных условий. Обычно оборудуется сиденьями. Павильоны скоростного общественного транспорта нередко оборудуют турникетами АСКП, что позволяет пассажирам оплачивать проезд до посадки, благодаря чему скорость посадки и высадки значительно увеличивается.

Знак стоп где останавливатьсяЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено

Иногда, особенно в сельских населённых пунктах, автобусные остановки представляют собой всего лишь маленькие «домики» с отсутствующей стеной, со стороны остановки транспорта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: