Основные понятия
В правилах дорожного движения чётко оговорены понятия, которые в обыденном восприятии схожи и не имеют на первый взгляд существенной разницы.
К таковым относятся:
- Обгон – временное перестроение на линию встречного потока с увеличением скорости, с целью объезда впереди едущего транспортного средства и последующее возвращение на свой путь на трассе с двухсторонним движением.
- Опережение – изменение ряда движения с целью обгона, но без заезда на полосу встречного направления.
- Перестроение – изменение траектории передвижения, то есть переход с одного пути на другой, но не сопровождающийся выездом на встречную трассу и не всегда связанный с обгоном других машин.
Несмотря на очевидную близость понятий, стоит отметить, что в отличие от перестроения и опережения, совершать манёвр обгона разрешено только при соблюдении определённых условий. Каждый манёвр должен сопровождаться световыми и звуковыми сигналами, информирующими о действиях водителя.
При езде важно не только правильно трактовать содержание дорожных знаков и разметки, но и классифицировать свои действия. Это позволит избежать неприятных санкций и ДТП по неосмотрительности.
Опережение или обгон
Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.
Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто.
Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.
Существует также такое распространенное понятие, как перестроение. Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.
Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.
Обгон справа по ПДД 2021 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.
Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения. Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.
Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами
Разновидности опережения
Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:
- Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
- Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
- Обгон, связанный с выездом на встречную линию.
Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.
Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же. Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести.
Процедура обгона
Обгон – один из наиболее опасных манёвров, который совершают водители на трассе. Дело в том, что они в момент совершения действия попадают в зависимость от поступков машин с обоих направлений. Требуется максимальная концентрация и сосредоточенность на процессе, чтобы всё прошло плавно и не вызвало необходимость совершать экстренное торможение или поворот иным водителям.
К основным рекомендациям при совершении обгона относятся:
- включить сигнал о повороте с целью предупреждения следующих рядом машин о планировании манёвра;
- активировать более мощную передачу, чтобы автомобиль смог совершить манипуляцию;
- проверить, не помешает ли обгон другим участникам, например, если сзади водитель уже начал совершать манёвр, то следует его пропустить;
- оценить расстояние до автомобилей, едущих по встречной полосе с целью определения временной возможности успеть завершить перестроение в свою полосу.
Не стоит предпринимать попытки совершения обгона на подъёме, так как ограничена видимость встречного движения. Также в условиях плохой погоды есть риск не заметить иные транспортные средства.
Не рекомендуется совершение обгона на узких двухполосных и горных дорогах. На участках где проблематично разъехаться двум направлениям, одновременно три едущие машины приведут к серьёзной аварии.
Штраф за нарушение
Понятие обгон справа не существует, поэтому нет и наказания за это действие. Если сотрудники ГИБДД поймали водителя на езде по обочине или по тротуару, взыскание налагается за этот маневр в размере 1500 рублей.
Если штраф не был оплачен в установленный срок, то задолженность передается судебным приставам. Тогда водителю придется оплачивать и сам штраф, и пеню в размере 200% от суммы взыскания.
Добросовестные автомобилисты могут рассчитывать на скидку от государства. Это означает, что при погашении штрафа в срок не более двадцати дней со времени вынесения постановления, взыскание за движение по обочине или по тротуару уменьшится в два раза и составит всего 750 рублей.
Если будет установлено не только перемещение, но и опережение по обочине, то штраф за такое действие составит уже 5000 рублей.
Такое же наказание предусматривается за обгон справа на нерегулируемом пешеходном переходе. Если проезд пешеходного перехода будет осуществлен с нарушениями предписаний, а именно: без понижения скорости, с наездом на его границы, не пропустив всех пешеходов, законодательством предусмотрен штраф в 1500 тысячи.
При повторных совершениях вышеназванных действий права заберут уже на год.
Если объезд транспортного средства водитель осуществляет по пешеходной или велосипедной дорожке, по тротуару, взыскиваться с него будет 2000 рублей.
При совершении маневра с наездом на сплошную полосу его оштрафуют на 5000 рублей или лишат водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.
Объезд пробки по правой полосе недопустим. Также запрещено становиться вторым и третьим рядом на однополосной дороге.
Если перемещение по обочине происходит из-за вынужденных причин (например, повреждений полотна дороги, совершенного дорожно-транспортного происшествия или иного недвижимого препятствия), штрафы наложены не будут.
В процессе движения по дороге водители должны быть предельно внимательны, соблюдать правила дорожного движения. Ведь правила созданы, исходя из реальных случаев, реальных аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. На практике неправильное понимание дорожных правил или путаница таких понятий, как обгон, перестроение и опережение могут привести к плачевным результатам.
Опережение справа
Исходя из определений терминов, обгон и опережение следует, что в России при установленном левостороннем движении, как такого обгона справа не существует, так как это физически не предполагает выезд на встречный ряд. Такой манёвр будет признан опережением. Ограничений на совершение перестроения с целью объезда справа в ПДД не прописано, но это не значит, что то, что не запрещено – разрешено. Обгон справа по обочине не допустим, так как это противоречит другим правилам.
Отдельно норма по опережению справа не выделена в связи с тем, что совершаемое действие будет связано с иными нарушениями.
К таковым относятся:
- выезд на обочину с целью опережения транспортного средства, следующего по правому ряду;
- скорость движения авто по правой полосе не превышает режима среднего ряда.
Если водитель из левой или средней полосы передвинулся в правую, которая движется быстрее, то это будет являться перестроением. Опережением также будет признано перестроение из левого ряда, если там автомобили планируют делать поворот.
Что касается заезда на трамвайные рельсы, то это запрещено, особенно если это связано с попыткой обгона.
В ПДД оговорены две ситуации, при которых данный манёвр допустим:
- Объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации.
- Движение в период увеличенного потока машин.
В обоих вариантах водитель обязан предварительно убедиться, что его действие не помешает передвижению трамвая, так как он имеет приоритет на участке дороги, где размещены рельсы. Заезд на траекторию езды встречного трамвая строго карается законом, так как представляет собой сразу несколько правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.
Попытка объехать пробку на трассе по обочине классифицируется как нарушение, притом, такое поведение приводит к порче транспортного средства и вызовет проблемы при перестроении в основной ряд.
Особенности обгонов
Если говорить про классическую формулировку, то разрешен обгон впереди движущегося ТС, но при этом он рассматривается как один из опасных маневров. Он требуется от водителя определенного уровня подготовки. Рекомендуется выполнять действия при этой разновидности маневров:
- изначально включить левый сигнал поворота, чтобы обратить внимание другие водителей на то, что человек собирается поменять траекторию движения;
- запустить сниженную передачу, чтобы сохранить запас мощности во время маневра;
- использовать зеркала, расположенные в центре и с боков авто;
- оценить дистанцию между машинами, двигающимися впереди и их скорость;
- при отсутствии помех водитель начинает набор скорости и выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения.
Выполнить такое действие с правой стороны значительно сложнее. Если говорить про такой обгон в черте города, то справа могут располагаться пути для движения трамваев, которые рассматриваются как сплошная линия. Обгон справа по путям разрешается в некоторых случаях:
- чтобы разгрузить дорогу;
- при сильной заполненности полос.
Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд
Санкции
После определения понятия обгон справа, разберёмся какой штраф предусмотрен за правонарушение. Как уже было сказано выше, нарушения в виде обгона справа не существует и выписка штрафа с такой формулировкой незаконна.
Как правило, водителя наказывают за иные административные проступки:
- выезд на обочину или тротуар – полторы тысячи рублей;
- попытка совершения обгона по запрещённым зонам – пять тысяч рублей;
- езда по трамвайным рельсам без наличия объективных обстоятельств – пять тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до полугода.
Степень наказания определяется тем, насколько опасной стала ситуация при манёвре водителя. Обгон по обочине предполагает штраф в том случае, если будет доказано, что целью перестроения был объезд. Штрафные санкции не накладываются, если при выезде водитель припарковал транспортное средство и включил сигналы об аварийной остановке.
Также наказанию не подвергнутся участники движения, чьи действия были обусловлены сложной ситуацией на дороге, например:
- повреждение полотна, движение по которому усугубит ситуацию;
- ДТП, при которых блокируется часть дороги.
Если дорога узкая, то допустим частичный заезд на обочину, при езде навстречу крупногабаритного транспортного средства.
Зафиксировать правонарушение вправе не только сотрудники ГИБДД, но и камеры видеонаблюдения. Большинство штрафов на сегодняшний день приходит именно по показаниям видеофиксаторов.
Когда запрещен обгон
В КоАП изложены все ситуации, когда обгонять по правой стороне запрещено под угрозой штрафа или лишения прав.
К неправомерности такого обгона статьей 12.18 отнесено совершение маневра вблизи нерегулируемого пешеходного перехода, особенно когда находящееся слева ТС начинает притормаживать, так как это может свидетельствовать о том, что по переходу идет пешеход.
Запрещенным способом обгона по правой стороне в соответствии с ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ является выезд на обочину с последующим движением по ней.
Обгон справа запрещен, если он влечет за собой заезд на велосипедные и пешеходные дорожки, а также тротуары. Такой запрет регламентирован частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ.
Не стоит игнорировать и ч. 4 ст. 12.15 КоАП, которая предусматривает весомое наказание за выезд на трамвайные пути со встречным движением. Когда говорят об обгоне с правой стороны, имеют в виду пути, расположенные справа от проезжей части.
Кто вправе осуществлять обгон справа
В ПДД чётко регламентировано, что как такового нарушения в виде обгона справа не предусмотрено, однако, этот манёвр непосредственно связан с выездом на запрещённую зону: обочину и тротуар.
Наказание накладывается по двум статьями:
- совершение манёвра, противоречащего нормам закона;
- езда по запрещённой зоне.
Исключением из правил являются велосипедисты. Они являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать нормы и установки. Если на дороге не предусмотрена выделенная для них полоса, то велосипедисты вправе двигаться по обочине. Такое допущение распространяется на лиц старше четырнадцати лет.
Все устройства, оборудованные более мощными двигателями, в том числе мотоциклы, приравниваются к автомобилям. На них в равной степени оказывает влияние покрытие, погодные условия и обстановка на трассе.
Разъяснения к маневру обгон справа: когда запрещено
В постоянной спешке водители желают максимально выиграть время на дороге. В связи с этим им приходится прибегать к самому эффективному в таком случае способу — обгону. Но всегда ли такой маневр является безобидным для остальных участников движения и безнаказанным для исполнителя? Если говорить об обгоне справа, то это противоречивое явление в юридической практике. При нарушении строго установленных правил для опережения идущего впереди автомобиля по правой стороне водитель создает для себя угрозу в виде штрафа от 1500 рублей. Какие нарушения предписывает законодательство РФ для обгона справа? В каких случаях этот спорный маневр разрешается? И какова ответственность за несоблюдение правил? Ответы на эти волнующие вопросы можно найти в данной статье.