Что за новый ГОСТ?
На самом деле, основная концепция документа осталась прежней – датированной ещё 2004 годом. Однако, появилось множество поправок, которые привели в соответствие с Венской конвенцией и нашими локальными Правилами дорожного движения.
Так, наиболее значимые изменения:
- в изменившемся ГОСТе Р 52289-2019 появились правила применения дорожных знаков, которые уже давно внесены в ПДД, но были не регламентированы для установки,
- знак 3.20 Обгон запрещён теперь во всех случаях должен дублироваться слева от дороги – таким образом, закрыта тонкость, когда водителей лишали прав за обгон (без разметки), о запрете которого они и не подозревали просто потому, что, к примеру, опережали по встречной полосе фуру, которая закрывала этот знак,
- границы платных парковок теперь обозначаются прерывистой разметкой синего цвета.
Вы сами можете сравнить этот новый правовой акт с его прежней редакцией, загрузив документ.
.
Когда вступает в силу?
Статус действующего госстандарт приобретает с 1 апреля 2020 года. Это официальная дата вступления его в законную силу.
Между тем, пока остаётся непонятным, насколько быстро практически будут приводиться в действие его предписания. Например, то же требование дублировать дорожный знак 3.20 слева проезжей части дороги – очевидно, что для установки дополнительных знаков у дорожных служб потребуется много времени.
Вас также заинтересует:
- Обязательны ГОСТы в дорожном движении или нет?
- Новый ГОСТ о синей и жёлтой разметке в вопросах и ответах
- Есть ли штраф за вафельную разметку и какой?
Сам себе юрист
Согласно пункту 5.4.21 ГОСТ 52289-2004: знаки 3.20 (Обгон запрещен) и 3.22 (Обгон грузовым автомобилям запрещен) устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 (Время действия) на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части. Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка.
Иначе говоря, если нет табличек «Время действия», знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТу должно быть ограничено этой зоной. Для этого (пункт 5.4.31 ГОСТ 52289-2004) либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец запрещения обгона». Конечно же никто не отрицает действие знака до ближайшего перекрестка, если за зоной ограничения видимости действительно есть перекресток. Смотрите, где установлен знак «Обгон запрещен» для встречного движения. В большинстве случаев он показывает, что зона действия знака для вашей стороны движения закончилась и в этом месте должен быть установлен знак «Конец запрещения обгона». ГОСТ допускает расположение этого знака слева от дороги с обратной стороны знака «Обгон запрещен» для встречного движения. Знак «Обгон запрещен» действует до перекрестка, и зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой. Знак «Обгон запрещен» в отсутствие разметки не запрещает выезд на полосу встречного движения. Он запрещает только обгон. То есть если вы выехали на полосу встречного движения для объезда препятствия в отсутствие разметки, то наказания нет и быть не может. Если инспектор составит протокол за нарушение знака, не соответствующего ГОСТу, то в первую очередь знак нужно сфотографировать или снять на видео. Фотографируем или снимаем на видео знаки для встречного движения и отсутствие любых табличек и знака «Конец запрещения обгона». Обязательно запишите в протокол, что знак не читаем или закрыт ветками, если такое имеет место. Вернувшись домой, от имени родных или знакомых на сайте ГИБДД в разделе «Прием обращений» укажите, что установка знака не соответствует ГОСТ. Пока ваше дело передадут в ГАИ, пока назначат заседание в суде, вполне может прийти ответ, что знак действительно не соответствует ГОСТу и в ближайшее время порядок наведут. В суде затребуйте схему организации движения и проверьте соответствие установки знаков схеме. Если есть сомнения, привлекайте специалиста или эксперта. Их заключение для суда — доказательство (часть 2 статьи 26.2 КоАП). Также ходатайствуйте о предоставлении данных, фиксировалось ли ранее нарушение требований ГОСТа на данном участке дороги. Не следует придираться к мелочам. Например, знак по ГОСТу должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов. Если знак установлен на высоте 1,45 м, вряд ли судья признает такую установку существенным нарушением. По ПДД в случае противоречия знаков и разметки приоритет отдан знакам, то есть за обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» даже через прерывистую линию разметки последует лишение права управления по части 4 статьи 12.15 КоАП. Если на дороге нанесена прерывистая разметка, далее стоит знак «Обгон запрещен» и разметка за ним остается прерывистой, возможны два варианта: 1) Согласно ГОСТу знак «Обгон запрещен» может применяться с табличкой «Время действия знака». Соответственно, обгон за рамками времени, указанными на табличке, нарушением не является. 2) Изменена схема организации движения на данном участке дороги, но разметку изменить еще не успели. Если сразу за знаком «Обгон запрещен» нанесена сплошная разметка, а через какое-то расстояние она вновь переходит в прерывистую, то знак «Обгон запрещен» установлен в связи с ограничением видимости, и в этом месте ограничение видимости закончилось (пункт 6.2.3 ГОСТ 52289-2004). В рассмотренных случаях следует требовать предоставления схемы организации движения. Вполне возможно, что либо табличка «Время действия знака», либо знак «Конец запрещения обгона» должны быть установлены. Если знак поврежден до неузнаваемости или просто спилен «болгаркой» и вы обогнали в такой ситуации по прерывистой разметке, то в ваших действиях отсутствует состав правонарушения по части 4 статьи 12.15 КоАП.
Какие изменения?
Обновлений правил применения знаков и разметки очень много. Все их вы можете прочитать в специально подготовленном обзоре РосДорНИИ.
Мы же рассмотрим наиболее значимые и интересные для рядовых водителей и автолюбителей.
Знак Обгон запрещён должен дублироваться слева
Такое предписание было и ранее у ГОСТа 2004 года. Но только не для 2-хполосных дорог (по полосе в каждом направлении).
Отныне 3.20, а также 3.22 (Обгон запрещён только грузовым авто) обязан дублироваться слева на всех дорогах, кроме односторонних, разумеется. Здесь обогнать не получится по определению ПДД, так как отсутствует встречная полоса.
5.1.6 … Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 — на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Новые знаки
Как мы уже упоминали выше, стандарт дополнен новыми дорожными знаками в соответствии с требованиями ПДД и некоторыми законами. Вот список всех новых обозначений, которые вы можете увидеть на дорогах, после изменений.
- 1.35 по новому ГОСТу обозначает подъезд к перекрёстку с «вафельной» разметкой,
- 3.34 – запрет проезда автобусов,
- 5.14.2 и 5.14.4 сигнализируют о начале и, соответственно, конце полосы для велосипедистов,
- 5.35 и 5.36 означают зоны начала и конца действия зоны с ограничением экологического класса, указанного в СТС автомобиля,
- 5.37, 5.38 дополнительно к вышеуказанным дорожным знакам действуют только для определённой категории машин,
- 5.39 и 5.40 – начало и конец велозоны,
- 7.14.1 символизирует о пункте таможенного контроля,
- 7.21 – о заправке для электромобилей,
- табличка 8.4.3.1 уже применяется вместе с каким-либо знаком и означает, что знак распространяется на электромобили,
- 8.4.15 наоборот, указывает, что знак не действует на электрические автомобили,
- 8.9.2 указывает, что парковаться здесь можно только при наличии спецразрешения,
- 8.9.3 разрешает парковку или стоянку только для авто дипломатического корпуса,
- 8.25 указывает, что знак действует на автомобили написанного на табличке экологического класса,
- 8.26 предписывает, что в том месте, который символизирует дорожный знак, есть зарядка для электромобилей.
Отмена отражающей поверхности для некоторых знаков
Знаки приоритета теперь запрещено встраивать в квадратные световозвращающие коробы. Ранее это применялось редко, но ГОСТу не противоречило.
Однако, изначально форма таких знаков была разработана с той целью, чтобы даже с других направлений дорог было понятно, что это за дорожные знаки. Например, «Уступи дорогу» в виде перевёрнутого прямоугольника – и более для других знаков такой же формы нет. То же касается для главной дороги.
Поэтому ныне с изменениями это правило приведено в соответствие с международной Конвенцией.
RFID-маркировка в знаках
Теперь в сооружения, снабжённые световозвращающими элементами, можно встраивать специальные чипы для чтения этих сооружений (знаков, разметки и других обозначений) специальными программными средствами). Ещё один шаг в сторону автомобилей-бепилотников.
Знак парковки всё ещё не отменяет действие запрета остановки
А теперь рассмотрим поправку, которой не было, но которую ждали многие водители.
Дело в том, что уже многие годы на дорогах России можно встретить противоречие знаков, когда на участке дороги, к примеру, с местным уширением, стоит знак 6.24, указывающий, что здесь можно парковаться. В то же время, ранее установлен 3.27 «Остановка запрещена».
Так вот, первый дорожный знак не отменяет действие запрета. И зачем он тогда вообще нужен, не очень понятно.
Новый ГОСТ, к сожалению, не раскрыл ответа на данную тонкость, и потому парковаться даже при наличии специального знака, нужно осторожно.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Длинная прерывистая разметка: что означает, правила применения, длина по ПДД и ГОСТу?
- Дорожный знак «Стоянка запрещена» по ПДД: какая зона действия, где и кому можно парковаться?
- Изменение ПДД в марте 2021 года: новый дорожный знак 6.22 Фотовидеофиксация
Синяя разметка на платных парковках
Зона платной стоянки или остановки транспортных средств в 2021 году может обозначаться прерывистой разметкой синего цвета. Вот так пример такой линии приводят в РосДорНИИ:
В заключение отметим, что ГОСТ 52289 относится к обязательным для соблюдения в Российской Федерации. Это означает, что его предписания обязаны соблюдать повсеместно и обязательно. Это означает, что в теории отсутствие, к примеру, дублирующего знака запрета обгона может помочь в обжаловании постановления ГИБДД.
ГАИ дает знаки
Кроме того, федеральные города — Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь — обязаны будут готовить комплексные схемы организации дорожного движения. От чего до сих пор они избавлены. А методика расчета цен на парковку будет утверждаться на федеральном уровне. Соответствующие поправки в закон об организации дорожного движения одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.
Напомним, что сейчас организация движения — прерогатива местных властей. Они разрабатывают и утверждают схемы организации дорожного движения. Любой знак, появившийся на дороге, должен быть на этой схеме. Без этого он может появиться только незаконно. До 2013 года проекты схем в обязательном порядке получали утверждение в ГИБДД. Но тогда сочли, что процедура согласования слишком долгая, и это требование убрали.
В результате неразберихи на дороге стало гораздо больше. Появились абсолютно бессмысленные ограничения, а то и ловушки. И, в конечном итоге, сама организация дорожного движения стала приводить к трагедиям на дорогах. О возвращении ГИБДД функций по согласованию проектов схем говорилось давно. Еще в 2021 году соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатами. Однако принят так и не был. На сей раз законопроект будет внесен правительством.
Впрочем, не все изменения организации дорожного движения будут требовать проектов схем, которые будут согласовываться с ГИБДД. Например, для проведения ремонтных работ, или перекрытия движения, в связи с каким-нибудь мероприятием, этого не потребуется.
Для проведения дорожных работ, если на них требуется меньше двух суток, проект схемы организации дорожного движения не понадобится
Важное условие: ремонт, а также перекрытие движения не могут занимать больше двух суток. Сейчас временные схемы организации движения надо составлять, если ремонт занимает больше суток. Правда, их не надо согласовывать с ГИБДД. Поэтому на дороге с ограничением скорости 90 км/ч могут неожиданно появляться без объявления войны знаки с ограничением 20 км/ч.
«Для ситуаций, когда надо оперативно устранить последствия ЧП и отремонтировать дорогу, предлагается ввести упрощенную процедуру утверждения проекта организации дорожного движения. Закон запрещает размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения. Технические средства в данном случае — это знаки, светофоры, сигнальные столбики и т.п.», — прокомментировал «РГ» законопроект председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
А уведомлять население о том, что какие-то места парковки вдруг становятся платными, можно будет только посредством публикации информации в интернете. Сейчас необходимо такую информацию публиковать в СМИ. Главное, чтобы такое правило не коснулось других изменений организации дорожного движения, помимо платных парковок. Хотя и установленные сейчас требования информировать о грядущих изменениях за месяц, в том числе с помощью билбордов, зачастую не исполняется. В результате довольно часто случается, что поставив машину там, где вечером ее можно было припарковать, утром автовладелец узнает, что машина стояла с нарушением правил, потому что ночью на улице появился новый знак.
Значение знака
Дорожный знак «Обгон запрещен» не разрешает объезд транспорта перед собой по встречной полосе на установленном отрезке дороги. Обычно это опасные участки с плохой видимостью, скользким покрытием или крутыми поворотами. Запрещающий знак может устанавливаться как в населенном пункте, так и за его пределами, на мостах, эстакадах и скоростных магистралях.
Новое! Из формулировки определения в правилах убрали слово «движущихся», значит, обгонять нельзя и припаркованное ТС!
Исключение составляют повозки, запряженные лошадьми; тихоходные ТС типа трактора или катка; мопеды, велосипеды и мотоциклы на двух колесах без люльки.
Внимание! Ограничение действует на обгон, но не запрещает опережения!
Водитель должен различать понятия обгона и опережения: первый вид маневра сопровождается выездом на встречку и предполагает возврат обратно после завершения. Опережение выполняется в границах своей полосы.
Знак “Обгон запрещен” и зона его действия: