Двойной обгон: Как это происходит и что за него грозит?

Вопрос обгона всегда актуален среди автолюбителей. И это вполне понятно — выполнение этого маневра не в том месте или с другими нарушениями ПДД, может повлечь лишение прав. Многие водители не прочь избежать подобного поворота событий. Поэтому так важно владеть информацией, касающейся правил обгона, и узнать, разрешен ли правилами двойной обгон.

Правила не запрещают выполнять обгон нескольких ТС, но при определенных условиях. В статье рассмотрены правила выполнения обгона нескольких авто, приведен перечень ситуаций, когда обгонять авто запрещено. Кроме того, можно ознакомиться со штрафами за обгон и узнать, как не лишиться прав.

Правила обгона двух и более транспортных средств подряд

Понятие обгона приведено в ПДД — пункте 1.2.

Так называют маневр, при котором автомобиль опережает одно или несколько ТС, выезжая при этом на встречную полосу движения, и после возвращается на прежнюю полосу.

Поэтому ответ на вопрос, разрешен ли двойной обгон, однозначный — да, но при определенных условиях.

Детальные указания относительно совершения такого маневра даны в главе 11 Правил.

Обгон одного или нескольких транспортных средств совершается с соблюдением определенных правил.

Прежде чем начинать обгонять транспорт, следует убедиться, что на встречке нет движущихся навстречу автомобилей или они находятся на удалении, достаточном для совершения маневра. При этом не будет создаваться опасность движения ТС на проезжей части или помехи участвующим в дорожном движении (11.1).

Требование уместно, так как любое движение по встречной полосе — это большой риск и для автомобилиста, и для прочих участников.

Если вдруг действия водителя привели к аварии, то виновным будут считать именно его.

Разве что водитель обгоняемого авто нарушил Правила и пытался помешать обгону — увеличил скорость во время маневра или же выполнил иные действия (11.3).

От обгона следует воздержаться лишь при определенных обстоятельствах (11.2):

  1. Во время совершения объезда (обгона) автомобилем, находящимся впереди.
  2. До совершения маневра на движущемся впереди транспорте подан сигнал поворота влево.
  3. Авто позади начало обгонять транспорт.
  4. При обгоне будет создана помеха обгоняемому авто и опасность для движения транспорта. При этом невозможно без указанного риска вернуться на полосу, с которой выехал транспорт.

Таким образом, запрет действует при маневрировании впереди или позади идущего транспорта.

Обгонять запрещено и при недостаточной скорости ТС — когда создается риск невозможности завершения маневра по этой причине.

То есть если водитель изначально видит, что с трудом догоняет на своем авто следующий впереди транспорт, обгонять нельзя.

Запреты действуют и на определенных участках (11.4):

  • в районе перекрестков, независимо от того, регулируются они или нет. Но если автомобиль движется по второстепенной дороге;
  • на «зебре»;
  • на ЖД-переездах и в 100 метрах от них;
  • при завершении подъема, на опасном повороте и прочих участках с плохой видимостью.

Дополнительно следует учитывать и ст. 9.11 Правил.

Недопустимо ехать по встречке на дороге, имеющей двустороннее движение, если эта полоса отделена:

  • путями для трамваев;
  • разделительной полосой;
  • определенной разметкой (1.1, 1.3 или же 1.11), если прерывистая размещена с левой стороны.

Пунктом определен запрет нахождения ТС на встречке, если она отделена сплошной (одинарной или двойной).

То есть если водитель заранее видит окончание прерывистой разметки и приближающуюся сплошную, обгонять не нужно.

Правила об обгоне

Картинки двойного обгона в учебнике по вождению покажут любому водителю, как правильно совершать движения по манёвру. Зная пункт 11 ПДД, перед началом обгона обязательно нужно быть предельно уверенным, что на встречной полосе нет транспорта. Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.
Но в них прописано, что подобный вид маневрирования не проводят в случае, если:

  • впереди идущий автомобиль не включил левый поворотный сигнал и начал выезжать для обгона машины, находящейся перед ним;
  • движущееся за ним авто приступило к обгону;
  • будет невозможно завершить перестановку без помех для обгоняемого авто.

Нужно следить, чтобы своими манёврами не создать препятствий остальным участникам дорожного движения.

Ответственность за нарушение правил обгона

Все нарушения, допускаемые при обгоне одного, двух и более транспортных средств, квалифицируются по статье 12.15 КоАП.

В статье не обозначается конкретно наказания за совершение неправильного обгона. Но нужно помнить, что подобное маневрирование связано с необходимостью выезда на встречную полосу движения.

Описание нарушенияКвалификацияВид и объем ответственности
Водитель нарушает ПДД и выезжает на встречку или на пути для движения трамваев во встречном направлении.Часть 4Штраф 5000 руб. или лишение возможности управлять ТС на период от 4 до 6 мес.
Совершение указанного нарушения вновь.Часть 5Водителя могут лишить возможность управлять авто на период до года. Наказание мягче, если нарушение зафиксировано камерой — оштрафуют на 5000 руб.

Санкция за двойной обгон или обычный одинакова.

Прав лишат на основании ч. 4 только при выезде на встречку в местах, где запрещается обгонять транспорт.

К примеру, в случае пересечения сплошной разметки во время обгона, при начале маневра на мосту или же на участке с опасным поворотом.

Завершение обгона с пересечением сплошной разметки также будет расцениваться как правонарушение.

Пересечение двойной сплошной линии

Во всех остальных случаях за пересечение сплошной линии разметки предусмотрена минимальная ответственность в виде предупреждения или штрафа размером 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ.

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Такие нарушения многие водители даже не замечают, потому что на сегодняшний день очень мала вероятность что за них они будут оштрафованы.

На парковке.

Несмотря на то, что пересечение двойной сплошной линии в некоторых случаях не влечет за собой серьезного наказания, все же при возможности не стоит этого делать. В первую очередь, это обусловлено безопасностью участников движения. Необходимо помнить, что выезд на встречную полосу – это риск возникновения дорожно-транспортного происшествия, а значит и риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу. Поэтому всегда нужно думать о других людях и неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.

Сплошная линия располагается в разных местах дороги и бывает в виде одной (одинарная) или двух (двойная) белых полос.

Одинарную сплошную (1.2) , расположенную по краю дороги, разрешено пересекать, если отсутствует знак 3.27, которым нахождение автомобиля на обочине запрещено. А вот, переезд одинарной сплошных линий (1.1) под строгим запретом – это административное правонарушение.

На практике самонадеянные водители намеренно не обращают внимания на запрещающую разметку, разделяющую трассу пополам. Виды нарушений, связанных с игнорированием сплошной, подразделяются в зависимости от того, какую цель преследует водитель и куда попадает в результате движения.

По статистике основная цель, преследуемая водителями, выезжающими за сплошную линию – обгон автомобилей в транспортном потоке. При этом, на короткий промежуток времени транспорт нарушителя попадает на встречную полосу.

Законодателями установлены отрезки дорог, на которых обгон запрещен никогда и ни при каких обстоятельствах.

Запрет установлен на участках:

  • эстакады, мосты, путепроводы, тоннели;
  • на перекрестках, если только обгон не происходит по основной дороге при отсутствии светофора;
  • на пешеходных переходах;
  • ж/д переезды, начиная за 100 м до них;
  • плохо просматриваемые участки дорог.

Обычно в этих местах рисуется не только сплошная, но и ставиться соответствующий запрещающий знак.

Если нет дорожного знака, необходимо соблюдать разметку, иначе, при остановке нарушителя инспектором, ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ не миновать.

Увидев не прерывистую линию разметки, об обгоне можно забыть. Что не скажешь о знаке “Обгон запрещен”. Такой знак предусматривает исключение и разрешает обгон тихоходного транспорта, если он находится там, где сплошная отсутствует.

При наличии сплошной и одновременно установленным знаком, запрещающим обгон, исключение не действует. Из этого следует, что при наличии знака 3.20 и двойной сплошной, объехать тихохода, запрещено.

Прежде чем решиться на обгон, необходимо убедиться, что нет перечисленных запретов, а впереди действительно тихоходное средство передвижения, которое имеет отличительные признаки.

Характеристика тихоходного ТС:

  1. Максимальная скорость, установленная производителем – 30 км/ч. к ним относится с/х и асфальтоукладочная техника.
  2. Наличие специального знака – красного треугольника с жёлтой или красной рамкой.

В то же время Верховный Суд России в недавнем постановлении 25.06.2019 № 20 разъяснил, что отсутствие специального обозначения на тихоходном транспорте нельзя отнести к вине обгоняющего водителя. В этом случае ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, а тем более лишение водительских прав исключены.

Поскольку узнать заранее максимальную скорость разгона транспорта практически невозможно, правами лучше не рисковать.

При повороте налево автомобиль неминуемо попадает на встречный путь. Понимая это и осознавая, что выезд через сплошную – это не только штраф (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), водители мысленно готовятся расстаться с правами.

Между тем, законодатели не отождествляют поворот в левую сторону с выездом на встречку. За это нарушение предусмотрена отдельная статья, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ. Наказание ограничивается денежной санкцией в размере 1 – 1,5 тыс. рублей.

Степень общественной опасности при повороте налево меньше, чем при обгоне минуя сплошную. Ведь у водителя нет цели ехать навстречу потоку машин.

Главное не то, где оказывается автомобиль непосредственно после переезда сплошной, а в какую сторону он направляется. Поэтому при повороте налево такое суровое наказание как лишение прав не предусмотрено.

При проезде через сплошную линию нередко возникают спорные моменты, главным образом связанные с состоянием дорожного покрытия и злоупотреблениями инспектора ДПС.

Так, часто встречается разметка, которую невозможно разглядеть из-за погодных или дорожных условий: заметена снегом, стерлась, размылась. И объективных причин – отсутствие основных и дублирующих знаков особых предписаний ( 5.15.6, 5.15.7).

В таких случаях невозможно понять какой линией разделены полосы движения, где начало встречки. Чтобы защитить себя от необоснованных обвинений, необходимо сделать фотографии дорожного покрытия, скопировать материал с видеорегистратора.

Еще одним примером может служить ситуация, когда объехать помеху на проезжей части по правилам невозможно. Водитель вынужденно нарушает разметку.

Чтобы предотвратить неблагоприятные последствия в виде административного наказания, придется доказывать, что была крайняя необходимость. Ведь другого выхода на тот момент не было.

Стоит отметить, что неадекватных сотрудников ДПС, стало значительно меньше, они с пониманием относятся к таким ситуациям и не выписывают штраф.

После остановки инспектором по факту нарушения ПДД внимательно отнестись к составлению материала.

Протокол – это основной документ, которым руководствуется суд, когда рассматривает дела о нарушении в области дорожного движения. И если в нем отсутствуют отметки о возражениях относительно установленного инспектором факта, в дальнейшем суд не обратит на них никакого внимания.

Чтобы правильно выстроить линию поведения в протоколе нужно написать о необходимости иметь защитника и пока отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции РФ.

По общему правилу материалы рассматриваются по месту совершения правонарушения. Но часто бывает так, что инспектор останавливает далеко от региона проживания нарушителя. В таком случае можно ходатайствовать о рассмотрении дела по месту жительства.

Если в машине на момент остановки находились пассажиры, их желательно записать в протокол как свидетелей.

Чтобы отстоять свою позицию по невиновности и отсутствии нарушения нужно проработать линию защиты.

Как минимум, готовится ходатайство о запросе дислокации дорожного движения на спорном участке трассы. Максимум осуществляется выезд на место составления протокола, для фото и видео фиксации отсутствии знаков, нанесения разметки. Все оформляется актом.

Веское основание для суда будет несоответствие требованиям к установке знаков и разметки на дороге.

Типичные нарушения:

  1. Знак противоречит нанесенной разметке, если он был установлен временно и его забыли убрать.
  2. Нечитаемые, плохо просматриваемые указатели и разметка.
  3. Противоречие дорожных знаков.
  4. Установка не по ГОСТ.

При наличии противоречий между дислокацией и реальным положением вещей, стоит говорить о том, что водитель не был ориентирован о режиме движения, соответственно не мог реагировать на ситуацию должным образом.

Обоснованно указав на нарушения и подкрепив их доказательствами, получится избежать несправедливого наказания.

Ведь я бы по-любому, если даже нажал бы по тормозам и перестроился бы назад, то всё равно сплошную пересёк бы. И существует ли ГОСТ или какие-то нормативы на коком протяжении должна быть нанесена разметка 1.6 до начала разметки 1.1 или 1.11?

Наказание за пересечение сплошной или двойной сплошной линии разметки затрагивает практически весь диапазон ответственности за нарушения ПДД и может быть от предупреждения до лишения водительских прав на 1 год в зависимости от обстоятельств нарушения. Эти обстоятельства мы и рассмотрим по существу, чтобы в случае пересечения сплошной разметки Вы знали верную квалификацию правонарушения.

Обгон пробки через прерывистую

Те, кто оказались в пробке, не могут двигаться вне пределов своей полосы, обгоняя стоящие впереди автомобили. При прерывистой разметке водитель может только развернуть авто и поехать обратно.

В первую очередь, это связано с запретом обгонять автомобили без возможности вернуться на ту же полосу. Есть существенный риск того, что, проехав больше сотни авто, водитель не сможет сразу занять свою полосу и окажется на встречке, а это — гарантированная авария.

Во вторую очередь — с пунктом 11.4, который запрещает обгонять авто, если на дороге затруднена видимость. Видимость могут ограничивать помехи, образующиеся по ходу движения ТС, как минимум в 100 метрах от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованном транспорте или автомобилях, стоящих в пробке.

Нарушение правил обгона в данном случае повлечет наказание, определяемое ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

Это правило не действует только для транспорта спецслужб (скорой помощи, полиции, пожарной части и пр.), если подаются звуковые сигналы и включены проблесковые маячки.

Обгон организованной колонны в сопровождении ДПС

Автомобильную колонну может дополнительно сопровождать ДПС, но только в некоторых случаях:

  1. Когда колонна организована для перевозки высоких чиновников.
  2. Перевозят многочисленные группы детей.
  3. Транспортируемый груз относят к определенной категории (опасный, негабарит, тяжеловесный, крупногабаритный).
  4. Сопровождается техника для использования ее в целях ликвидации ЧС или бедствия природного, или иного характера.

Правила запрещают обгонять организованную колонну автомобилей, если она подпадает под такие признаки:

  1. Состоит как минимум из трех ТС.
  2. Автомобили в сопровождении транспорта ДПС (включены проблесковые маячки, имеется отличительная цветографическая схема).
  3. ТС передвигаются с включенными ближними фарами и ходовыми огнями.
  4. Автомобили в колонне двигаются по одной полосе.
  5. Сопровождающий автомобиль также должен подавать звуковой сигнал.

Разрешается одновременно обогнать несколько авто в колонне, если участники не подают соответствующие сигналы и нет сопровождающего транспорта.

Нужно брать в расчет, что опережение колонны разрешено, так как при этом не нужно выезжать на встречку.

На практике организованные колонны иногда сопровождает спецтранспорт, не включая звуковых сигналов. Обгон в этом случае расценят как нарушение. Наказание последует за выезд на встречку с нарушением.

Военный транспорт, передвигающийся в организованной колонне, также обгонять не рекомендуется. Подобный транспорт всегда сопровождает Военная автоинспекция.

Разновидности нарушений

Есть еще один маневр, который также иногда называют двойным – когда на встречной оказываются два и более авто и едут «паровозиком».

Невиновным в нарушении правил будет водитель, который начал обгон первым, однако доказать это можно только при наличии видеорегистратора или камеры. Иногда присутствующий поблизости инспектор ГИБДД также замечает, кто выехал первым.

Правила запрещают совершать маневр двойного обгона (11.2 ПДД), если водитель, следующий впереди или сзади, выезжает на встречку для обгона.

Отсутствие нарушения в ситуациях обгона доказать сложно: даже если происходящее видел сотрудник ГИБДД, то он мог не заметить, кто выехал на встречку первым, соответственно, виноватыми окажутся оба водителя или все водители, принимающие участие в маневре.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: