Постановление о техосмотре: как часто его проходить по новым правилам
Нынешняя процедура регулируется законом «О техническом осмотре транспортных средств». Ее необходимо проходить периодически, причем результаты фиксируются в диагностической карте, которая позже выдается вам.
ТО проводится серьезнее, поэтому подготовьте автомобиль
По итогам осмотра информация заносится в базу ЕАИСТО. Если же выявлены дефекты, то владелец автомобиля не получает на руки диагностическую карту, и ему отводят 20 дней на устранение неисправности. Затем он обратится к оператору, проводившему ТО: тот не будет повторять процедуру с самого начала, а проверит проблемную систему автомобиля. Если же вы едете на другую точку, сотрудник возьмется за повторный техосмотр.
Требования к диагностической карте
Одно из главных требований к диагностической карте связано с тем, что право на выдачу этого документа имеют только операторы, получившие аккредитацию в РСА (проверить это можно на сайте организации https://oto-register.autoins.ru/oto/). Также она должна иметь индивидуальный регистрационный номер, состоящий из 15 цифр.
В соответствии с п.22 приказа Минтранса № 274 оформление диагностической карты осуществляется в письменной форме в двух экземплярах. Один получает владелец ТС или его представитель, а другой хранится у компании-оператора на протяжении трех лет.
Важно! Если в диагностическую карту внесены замечания, указаны недочеты, собственнику ТС или его представителю предоставляется 20 суток на исправление недостатков. После этого автомобиль подлежит повторному осмотру.
Техосмотр в 2018 г.: изменения и новые правила
В феврале 2021 г. в силу вступили следующие изменения:
- Расширен список неисправностей, не позволяющих пройти ТО. В числе нововведений — запрет на демонтаж установленных производителем стеклоочистителей и стеклоомывателей. Также нельзя укреплять фары специальными пленками, даже прозрачными, и ездить с повреждениями усилителя руля.
- Вернулось требование возить в салоне аптечку.
- Не обойтись без огнетушителя, причем емкость должна быть минимум 2 л. К типам меньше требований: допускаются порошковые и хладоновые.
- Любителей переделок и тюнинга ждет разочарование: они не поставят даже кресла от других моделей автомобиля. Изменения допускаются в случае, когда о них сделана запись в свидетельстве о регистрации.
- Каплепадение недопустимо.
- По новым требованиям к техосмотру на все колеса транспортного средства должны быть установлены шипованные шины. Это правило не назвать новым, но теперь оно прописано в законодательстве официально. Оговаривается, что шины можно эксплуатировать только с одинаковым износом, размером и типом.
- Газовое оборудование разрешается установить, если оно соответствует требованиям Таможенного союза (внесение записи в свидетельство о регистрации необходимо).
Существует и ряд незначительных изменений правил, но обычных водителей они не коснутся. Надо лишь учесть перечисленные изменения и приготовиться, что при следующем ТО выдадут новый бланк диагностической карты. Старые остаются действительны, поэтому спешить на осмотр нет причин.
При желании вы скачаете текст закона с полным перечнем изменений.
Что проверяют и что нужно для техосмотра автомобиля
В 2021 году требования к авто при техосмотре включают 65 пунктов. Все они перечислены в Приложении № 1 к Правилам.
В автомобиле проверяется:
- исправность тормозов, рулевого управления;
- оснащение светотехническими приборами;
- работа стеклоомывателей;
- соответствие шин и колес;
- состояние двигателя;
- соответствие нормам техжидкостей;
- наличие и исправность прочих элементов конструкции транспорта.
У автомобилей, оснащенных системой Глонасс, проверяется работоспособность устройств вызова экстренных служб.
Автомобилистам следует заранее знать, что нужно иметь в машине для прохождения ТО. В соответствии с Приложением № 1 Правил ТС должно быть укомплектовано знаком аварийной остановки и огнетушителем (не менее 2 л). При подготовке автомобиля к техническому осмотру следует проверить срок годности огнетушителя.
Наличие аптечки и её состав не проверяют при техосмотре. Однако за отсутствие аптечки водителя могут оштрафовать инспекторы ГИБДД.
Как это работает на практике: отзывы пользователей
Когда я услышал о новых правилах для машин с тюнингом, то разволновался. Ведь мне надо было проходить обязательный осмотр, а я кое-что менял на свое усмотрение. Особенно тревожили слухи о фото- и видеофиксации, что исключало возможность договориться.
Пример изменений
Но друзья меня успокоили: сказали, на практике все будет по-старому. И правда, приехал на пункт ТО, пообщался с ребятами. В итоге на мои примочки посмотрели, вздохнули и сделали вид, что не заметили. Я не удивился, ведь 90 % владельцев авто даже не знают, ни как проводится техосмотр, ни где расположены нужные пункты.
Что такое технический осмотр для страховки онлайн
Техосмотр в режиме онлайн – это покупка электронной карты диагностики в интернете. Такой документ равен бумажному варианту карты. Она содержит в себе: регистрационный знак, подпись и печать. Основное отличие – получить ее можно, не выходя из дома.
Процедура проверки автомобиля включает в себя два этапа:
- Осмотр транспортного средства на соответствие принятым техническим нормам.
- Оформление карты техосмотра и ее регистрация в реестре ЕАИСТО.
Проверка позволяет решить, соответствует ли действительное состояние машины и все важные элементы установленным нормативам. В ходе проверки осматриваются основные узлы, к примеру, ходовая система, двигатель и так далее.
Автоматизация технического осмотра позволяет пройти его в дистанционном режиме, без присутствия машины.
Водителю нужно только указать всю необходимую информацию об автомобиле, а затем переслать ее сотрудникам сервиса. Получение диагностической карты в режиме онлайн совершенно безопасно для автовладельца, а вся процедура занимает не более чем несколько минут.
Для предъявления документа сотрудникам ГИБДД и получения ОСАГО можно иметь при себе его бумажную версию.
Заявка на технический осмотр в режиме онлайн подается через официальный сайт специализированного сервиса, оказывающего такие услуги. К примеру, Росгосстрах выдает диагностические карты онлайн с недавнего времени.
Для этого все сведения о ТС вписываются в форму либо на сайт отправляется скан документов на машину с указанием величины пробега, разновидности топлива и марки.
Преимущества покупки карты диагностики онлайн:
- скорость обслуживания;
- экономия денег;
- практичность.
Автовладельцу не придется расходовать топливо и личное время на поездку в пункт технического осмотра, а также на ожидание окончания процедуры. Пройти диагностику машины можно, не выхода из дома.
Что представляет собой диагностическая карта
Согласно положению о техосмотре, после прохождения процедуры вам выдают на руки диагностическую карту. Этот документ заменил талон, который раньше предоставлялся автовладельцу. На карте ставится подпись инспектора, проводившего процедуру, и печать аккредитованного сервисного центра. Один экземпляр получаете вы, а второй остается в организации и хранится в течение 3 лет. Сведения передаются и в единую информационную систему, откуда не удаляются 5 лет.
Документ представляет собой лист формата А4, где содержится информация о состоянии автомобиля, основных узлах и системах. Если карта повреждена или потеряна, то данные восстанавливаются на основе ЕАИСТО. За процедуру повторной выдачи придется заплатить 300 руб. Но риск потерять документ невелик, поскольку законодательство не требует возить его с собой.
Нужно ли получать новую диагностическую карту, если автомобиль поменял собственника? Нет, ведь в документе фиксируется техническое состояние транспортного средства, а не информация о владельце.
Процедура оформления диагностической карты
Итак, где взять диагностическую карту? Чтобы получить этот документ, нужно успешно пройти технический осмотр. До 2012 года вопрос находился в компетенции ГИБДД. Сегодня процедуру осуществляют авторизованные центры – операторы техосмотра. На официальном сайте Российского союза страховщиков приведен список пунктов и карта их расположения, на которой легко найти ближайший к месту проживания.
Важно! Если компания не получила специальную лицензию, выданная ею диагностическая карта не имеет законной силы.
Для прохождения процедуры нужно прибыть в выбранный пункт осмотра, заранее подготовив машину и документы (паспорт владельца, водительское удостоверение, СТС и ПТС). Для представителя собственника авто понадобится генеральная доверенность.
К основным объектам контроля относятся:
- тормозная система;
- двигатель (токсичность выхлопа, наличие/отсутствие замены);
- рулевое управление;
- замки и окна;
- наличие автомобильной аптечки и огнетушителя со сроком годности до 5 лет;
- возможные изменения конструкции ТС;
- оптика и другие.
Стоимость диагностической карты зависит от типа ТС и региона страны. Чаще всего владельцу легкового авто приходится заплатить от 400 до 800 рублей, собственникам грузового транспорта техосмотр обойдется несколько дороже. При отсутствии замечаний со стороны эксперта получить документ можно в течение часа с момента обращения к оператору.
Как пройти техосмотр для ОСАГО: новые правила в действии
Как проходится техосмотр согласно новым правилам? Потребуется подготовить пакет документов и предоставить транспортное средство для осмотра. Процедура состоит из следующих этапов:
- Выберите время и запишитесь в СТО, прошедшее аккредитацию.
- Когда вы приедете к назначенному сроку, сотрудник проверит целостность лобового стекла и зеркал заднего вида. Должны отсутствовать трещины и другие дефекты, затрудняющие обзор.
- Уделяется внимание работе стеклоочистителей и стеклоомывателей. Важно, чтобы щетки очищали не менее 90 % отведенной им площади.
- Проверка включает и регулировку кресел, исправную работу ремней безопасности.
- Важным пунктом будет комплектация: аптечка, огнетушитель и аварийный знак. Огнетушитель должен соответствовать требованиям 2021 г.
- Ходовую и тормозную системы проверяют, подняв машину подъемником. Испытания на дороге редко проводятся, поскольку требуют много места. Вместо этого вы поставите машину на специальный стенд, а затем будете жать на педали, меняя силу. Понадобится воспользоваться и ручным тормозом. Проверяющий обратит внимание на равномерность торможения: колеса должны снижать скорость одинаково.
- Осмотр кузова направлен на выявление коррозии, дефектов лакокрасочного покрытия, механических повреждений.
- Важный аспект — проверка, насколько рулевое управление соответствует норме. Затем тестируется работа фар и других сигнальных ламп. Внимание обращают не только на то, горит или нет дальний и ближний свет, но и на угол, под которым падают лучи.
- Что касается шин, то проверяющий замеряет высоту протектора, убеждается в соответствии сезону, ищет возможные деформации.
- Тестируется силовой агрегат и производится проверка состава выхлопных газов.
Бывает, недобросовестные сотрудники, желая получить взятку, завышают требования к автомобилю. В этом случае просите четко указать пункт, согласно которому вы не можете получить диагностическую карту.
Основная информация
Правила технического осмотра регулируются нормативно в Федеральном Законе № 170, статье 32. Согласно этому документу до 01 января 2013 года создается единая автоматизированная база по обязательному страхованию.
Так как технический осмотр является условием для получения полиса ОСАГО, то автомобили без «свежих» диагностических карт на страхование не берутся (последует отказ).
Другие новшества связи со вступлением в силу данного нормативного акта и его редакций
- Создается и активно работает контролирующая организация РСА (профессиональное объединение страховщиков).
- РСА следит за тем, как функции проведения техосмотра постепенно передаются от государственных структур (отделов ГИБДД) к частным организациям.
- РСА самостоятельно проводит конкурсный отбор и проверяет аккредитацию вновь созданных станций обслуживания. Затем данные учреждения включаются в единую базу.
- С 01 января отменяется техосмотр для прицепов, принадлежащих физическим лицам и с максимальной разрешённой массой до 3500 тонн.
- Синий талон техосмотра действует до конца срока действия полиса ОСАГО.
- Синюю карточку постепенно заменяет диагностическая карта.
- Диагностическая карта – основной документ, свидетельствующий о прохождении ТО. В ней содержится заключение эксперта о возможности (невозможности) эксплуатации технического средства. Она выдается на руки водителю (собственнику) в одном экземпляре. Вторая копия хранится у операторов СТО. Вдобавок, на компьютерах, в Интернете, сохраняется электронная версия документа. Ее потом можно распечатать из базы ЕАИСТО. Правда, этим реестром пользуются только в исключительных случаях: при фиксации факта дорожно-транспортного происшествия.
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 утверждает сам порядок организации процедуры технического осмотра.
Он отменяет ряд старых положений и описывает:
- Какие транспортные средства подлежат плановому техническому осмотру (в том числе городской наземный транспорт, самоходные машины для дорожного строительства, тракторы).
- Как происходит оплата за услуги первого и повторного техосмотра.
- Каким образом осуществляют рекламу своей деятельности аккредитованные пункты (Интернет допускается).
- Какой алгоритм действует для водителя (собственника) заключившего договор со СТО.
- Что и как диагностируется во время процедуры (визуальный, органолептический контроль и использование средств технического диагностирования).
- Через какой промежуток времени осуществляется плановая диагностика транспортных средств разных категорий.
О проверке техосмотра, смотрите на странице: проверка техосмотра. О стоимости техосмотра мотоцикла в 2021 году узнайте из этой информации.
Особенности повторной проверки
При выявлении недостатков вы устраните их за 20 дней, после чего вернетесь на СТО. Диагностику не придется повторять с самого начала: оператор проверит только системы, вызывавшие вопросы. Если же вы решите пройти новый осмотр у другого оператора, то оплатите процедуру еще раз.
Как на практике проводят техосмотр по новым правилам: опыт пользователей
Я чисто случайно вспомнила, что настал срок проходить техосмотр. Выбрала пункт, приехала. Сначала увидела надпись «Касса», отдала деньги и получила бланк диагностической карты, который надо заполнить на свой страх и риск.
Постояла в очереди 2 часа и заехала в бокс, где проходил сам осмотр. Техник сказал включить двигатель, габариты, поворотники, фары на ближний и дальний свет, противотуманки. На следующем этапе проверяющий попросил выйти из машины и сам погазовал за рулем на каких-то валиках. Потом спустился в смотровую канаву и сказал мне крутить руль.
Остальная часть проверок проходила по принципу «Верю на слово»: искать аварийный знак в багажнике сотрудник не захотел. Он ушел минут на 10, а вернулся со штампом в исправности ТС и диагностической картой. Меня удивило, что автомобиль не поднимали на каком-то агрегате, как в прошлый раз, но жаловаться я не стала. В целом показалось, что новые правила не добавили рвения сотрудникам аккредитованных СТО.
Станет ли весь процесс проверки более сложным?
Прохождение техосмотра с начала года будет проходить в несколько основных этапов для желающих получить электронную карту:
- На электронный адрес вам приходит 15 – значный цифровой код карты;
- Для получения страховки можно предъявить данное значение;
- Далее водитель производит оплату;
- На электронную почту приходит образец диагностической карты;
- Карта уже в готовом виде, то есть, подписана и оформлена по всем правилам. При необходимости её можно распечатать.
Советуем также статью: Новый Киа Сид 2021 года
Для получения электронной карты предельно точно заполните все нужные графы на сайте станции. В дальнейшем планируется полный переход на электронные варианты диагностических карт. Оплата производится по факту предоставления электронного образца карты. С внесением новых правил изменилась и стоимость услуги. Теперь пройти техосмотр автомобиля обойдётся примерно в 1000 рублей.
Как часто проходить техосмотр: обычный транспорт и особые категории
Частота прохождения техосмотра определяется по следующей схеме:
- Техосмотр нового автомобиля не нужен в течение 3 лет. Правило распространяется и на грузовые машины с массой до 3,5 т, мотоциклы, прицепы и полуприцепы.
- Если возраст автомобиля составляет 3—7 лет, периодичность ТО — 1 раз в 2 года.
- Для автотранспорта, выпущенного более 7 лет назад, предусмотрена ежегодная процедура.
- Раз в полгода проходят ТО пассажирские автобусы, машины для перевозки опасных грузов, легковые такси и грузовики для перевозки людей с количеством мест больше 8.
Учитывайте эти правила, иначе заключить договор ОСАГО не удастся.
Сколько стоит техосмотр машины в 2021 году
Стоимость ТО автомобиля устанавливается каждым оператором технического осмотра самостоятельно, но органы власти ограничивают максимальную цену на услуги. Верхнюю планку рассчитывает каждый регион РФ по методике Федеральной службы по тарифам.
Примерные цены операторов на разные виды транспорта указаны в таблице.
Категория транспорта | Стоимость ТО автомобиля, руб. |
Легковые автомобили | |
М1 – с количеством мест для сидения (без водителя) | 700 |
Автобусы, троллейбусы и др. пассажирский транспорт | |
М2 – с количеством мест > 8 и максимальной разрешенной массой не больше 5 тонн | 1250 |
М3 – с количеством мест > 8 и максимальной массой > 5 тонн | 1500 |
Грузовые автомобили | |
N1 – максимальная масса не больше 3,5 тонн | 750 |
N2 – максимальная масса > 3,5 тонн, не больше 12 тонн | 1500 |
N3 – максимальная масса > 12 тонн | 1600 |
Как видно из таблицы, цена ТО на грузовую машину или автобус выше стоимости техосмотра легкового автомобиля.
Если транспортное средство не прошло технический контроль, собственнику выдается диагностическая карта с указанием неисправностей. В этом случае автомобиль проходит повторный техосмотр.
Если повторный ТО проводится в течение 20 дней с момента первичного осмотра и в том же пункте, проверяются только неисправные компоненты (п. 1, 2 ст. 18 ФЗ-170 от 01.07.11). Цена повторного техосмотра складывается из проводимого объема работ и не может превышать размер платы по первому ТО (п. 3 ст. 18 ФЗ-170).
Раньше собственники транспортных средств уплачивали пошлину за проведение ТО. После того как услуга перестала быть государственной, плата в бюджет не взимается.
Что обязательно проверяют при техосмотре: условия прохождения
Всего при прохождении техосмотра проверяют 65 аспектов, поэтому заранее отправляйтесь в сервисный центр и подготовьте транспортное средство. Когда же вы прибудете в пункт проведения ТО, то проверяющие уделят особое внимание следующему:
- состоянию тормозной системы и двигателя;
- колесам и шинам;
- работе фар;
- соответствию стеклоочистителей и стеклоомывателей норме.
Также озаботьтесь комплектацией транспортного средства и изучите список неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля не разрешается. В результате вы сможете разобраться в спорных вопросах, если сотрудник начнет вымогать взятку.
Сроки прохождения техосмотров
Техосмотр машины при страховке
В 2021 году при оформлении полиса ОСАГО автомобилисты не обязаны предоставлять страховщикам диагностическую карту, выдаваемую по результатам ТО. Этот документ был введен в 2012 году вместо талонов о пройденном техосмотре. Однако отмена требования предоставления результатов проверки не означает отмены технического осмотра.
Дело в том, что теперь в полном объеме стала работать общероссийская электронная система ЕАИСТО, в которую в течение суток передаются данные обо всех проведенных ТО. Страховщики проверяют сведения об автомобиле в онлайн-режиме. Если автомобиль не прошел техосмотр или по какой-то причине информация в системе отсутствует, машину не застрахуют.
Обязанность автомобилистов проходить проверку технического состояния ТС закреплена в п. 3 ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения».
Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности… Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Без проверки технического состояния могут быть застрахованы машины, срок эксплуатации которых меньше трех лет, кроме исключений, речь о которых пойдет ниже.
Выдать полис ОСАГО страховщик может даже в последний день действия ТО. Однако, если водитель попадет в аварию на автомобиле, у которого истек срок диагностической карты, страховая компания имеет право взыскать выплаченные суммы с застрахованного лица в порядке регресса (пп «и» п. 1 ст. 14 закона № 223-ФЗ «Об ОСАГО»).
Цены на технический осмотр автомобиля при страховке устанавливаются операторами ТО и не могут быть выше максимальной стоимости, установленной региональным исполнительным органом государственной власти, в соответствии с методикой, разработанной Федеральной службой по тарифам (п. 7 Правил проведения технического осмотра, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1008 от 05.12.11 — далее Правила).
Как подготовить к техосмотру по новым правилам мотоцикл
Владельцам мотоциклов также требуется проходить техосмотр транспортного средства. Длительность процедуры короче, чем диагностика автомобиля. С учетом новых правил, проверять будут следующее:
- состояние тормозной и рулевой систем;
- износ шин;
- наличие аптечки, а для мотоциклов с коляской — и аварийного знака;
- работу фар, поворотников, других сигналов;
- целостность лакокрасочного покрытия.
Наличие шлема у мотоциклиста также является обязательным условием для получения диагностической карты.
Документ не выдадут, если вы самостоятельно внесли изменения в конструкцию транспортного средства и не получили разрешений.
Действие ОСАГО при диагностической карте с истекшим сроком
Российское законодательство выдвигает требования к наличию диагностической карты при оформлении «автогражданки», но не уточняет, сколько она еще должна быть актуальной после заключения договора. Теоретически для получения ОСАГО допускается предъявить документ, действие которого истекает через несколько дней после выдачи полиса. Это означает, что большую часть времени существования страховки диагностическая карта будет просрочена.
Подобное несоответствие не отменяет актуальность полиса, однако может создать проблемы для самого автовладельца. В случае ДТП отсутствие техосмотра становится для страховщика веским основанием для отказа в выплате компенсации. Поэтому вполне разумно не откладывать оформление ДК.
Диагностическая карта выступает определенной гарантией технической исправности транспортного средства и его безопасной эксплуатации. Без нее невозможно поставить машину на учет и застраховать автогражданскую ответственность. Все это обязывает каждого владельца ТС серьезно относиться к ее получению и не пренебрегать законодательными требованиями.
Сколько стоит техосмотр в 2018 г.
Стоимость процедуры меняется в зависимости от субъекта РФ. Она рассчитывается по формуле, но чтобы узнать цену, проще найти постановление местных властей. Колебания бывают велики: например, в Москве услуга обойдется в 881 руб., в Санкт-Петербурге — в 720 руб., а в некоторых регионах она уменьшается до 300 руб.
Дороже стоит диагностика грузового транспорта — расходы достигают 2 000 руб. Если же речь идет об автобусе с количеством мест свыше 8, то цена составит около 1 300 руб.; а за техосмотр мотоцикла на соответствие требованиям придется заплатить 250 руб.
Определенным категориям населения предоставлены скидки, но для их получения надо уточнить условия в регионе. Например, жители Москвы могут пройти ТО бесплатно на некоторых станциях. Услуга предоставляется инвалидам, женщинам старше 50 и мужчинам старше 60 лет, героям СССР и РФ, а также кавалерам ордена Славы.
Льготы на ТО
Популярный вопрос многих российских автолюбителей: есть ли льготы на прохождение техосмотров и для кого они предназначены?
Льготы на техосмотр действительно есть. Государство снизило цены или отменило оплату ТО для определённых категорий населения.
Льготы полагаются нескольким социально значимым категориям населения:
- Пенсионеры.
- Инвалиды.
- Участники ликвидации аварии на ЧАЭС.
- Герои РФ, кавалеры орденов и пр.
Перечень льготников для прохождения ТО может меняться в зависимости от особенностей региона, так как финансирование происходит за счёт местных бюджетов.
Прохождение техосмотра для пенсионеров бесплатное в большинстве регионов РФ. Для оформления льгот нужно обратиться в Центр технической диагностики, предъявить документы, удостоверяющие личность, права и пенсионное удостоверение.
Штраф за отсутствие техосмотра: если у вас нет диагностической карты
Законодательство не предписывает водителю предъявлять диагностическую карту сотрудникам ГИБДД, поэтому не предусматриваются и штрафы за отсутствие этого документа. Но получить страховой полис ОСАГО без него не удастся, а значит, ездить вы не сможете. За эксплуатацию транспортного средства без полиса предусмотрен штраф в 800 рублей.
Если водитель предоставляет просроченный документ, то штраф составит 500 руб. Внесите деньги в течение 20 дней, чтобы получить скидку.
Обязательно ли нужна диагностическая карта для ОСАГО?
Диагностическая карта для ОСАГО относится к категории обязательных документов, необходимых при оформлении автогражданки. Это правило регламентировано в ст. 15 № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 года. Документ привязывается к данным страхового полиса. Это позволяет проверить наличие и срок действия ОСАГО дистанционно по базе.
Без ДК оформить страховой полис нельзя, однако законодательство содержит несколько исключений. ОСАГО без карты выдается, если:
- возраст транспортного средства менее трех лет;
- карта получена предыдущим владельцем авто, при этом срок ее действия не закончился;
- идет речь о получении временного полиса на период до 20 суток;
- выданы новые регистрационные номера при наличии ранее оформленного документа с актуальным сроком действия.
Кто несет ответственность за отсутствие техосмотра
Непосредственно отсутствие техосмотра не станет причиной для штрафа, но без него вы не получите ОСАГО. Управление транспортным средством без этого документа попадает под категорию правонарушений. Более того, вас могут оштрафовать не один раз.
Согласно правовым нормам, одно нарушение не станет преградой для последующих многократных наказаний. Когда вас штрафуют за отсутствие ОСАГО, сотрудник ГИБДД фиксирует правонарушение. Но, если вы продолжаете движение, и вас снова останавливают, то место и время события меняются. Следовательно, речь идет о новом нарушении, и вы получите новый штраф. Проще говоря, сотрудники правоохранительных органов могут фиксировать нарушения до бесконечности, пока вы не пройдете техосмотр и не получите ОСАГО.
Отдельно рассматриваются случаи, когда сотрудник, проводящий ТО, выдает карту без фактической диагностики. Когда это обнаружат, нерадивый проверяющий разделит ответственность с владельцем транспортного средства или его представителем, если процедура оформлена по доверенности. Оператор не просто заплатит штраф: в случае аварии, произошедшей из-за дефекта автомобиля, сотрудник будет возмещать ущерб из своего кармана. Если же речь идет о владельце транспортного средства, по новым правилам могут наложить штраф в 800 руб.
Где можно сделать ТО для ОСАГО?
До изменений в 2014 году техосмотр можно было проходить только в отделениях ГАИ по месту прописки владельца автомобиля. На сегодняшний день пройти диагностику можно на СТО, в диагностических центрах, при страховых компаниях, в организациях, работающих в данной сфере. Это очень удобно для водителей, ведь не нужно, к примеру, ехать в другой конец города и стоять в очередях.
Еще один вариант, как сделать ТО для ОСАГО – это его купить. Процедура является полностью законной. Конечно, так получить диагностическую карту намного легче, но к этому способу стоит прибегать, только если вы не так давно уже проверяли автомобиль и знаете, что он работает исправно.
При выборе организации продавца нужно быть очень внимательным. Многие мелкие фирмы могут завлечь вас низкой ценой, однако есть риск, что вы так и не получите свою диагностическую карточку. Все ДК заносятся в электронную базу ЕАИСТО ГИБДД, и совершенно любой может проверить наличие своего документа через Интернет.
Для этого нужно заполнить несколько предлагаемых полей, и если ваша карта есть в базе, то система ее покажет.
Оформленная ДК появится в ЕАИСТО в течение трех дней. Некоторые же компании-мошенники после получения оплаты только кормят покупателя обещаниями, что завтра-послезавтра документ уже появится в базе, и в итоге водитель просто теряет деньги. Распознать мошенников не сложно:
- Слишком низкие цены.
- Требование полной предоплаты.
- Отсутствие лицензии на данную деятельность.
- Отсутствие сертификатов и документов на работу.
- Отсутствие гарантий на предоставляемые услуги.
Важно! Всегда перед обращением в страховую компанию проверяете наличие ДК в электронной базе.
Как пройти техосмотр, если закончился полис ОСАГО?
Фактически, выезжать на автомобиле, относительно которого не оформлена страховка, нельзя. Если не хотите рисковать быть остановленным сотрудником ГИБДД и оштрафованным, выход из ситуации – обращение в специализированные фирмы, которые за деньги подготовят диагностическую карту без предъявления транспортного средства. Поскольку исправное состояние машины должно беспокоить, прежде всего, водителя, не поленитесь после оформления страховки реально проверить корректность работы агрегатов железного коня.
Что делать, если автомобиль застрахован, но не прошел техосмотр
Подобные ситуации встречаются редко, поскольку страховые компании не продадут полис без ТО. Но бывает, что они предоставляют документ по соглашению, согласно которому вы обязуетесь пройти осмотр в течение 10 дней. При нарушении договоренности вы не получите выплат при наступлении страхового случая.
Проблемы возникают, когда документ о диагностике больше не действует, а полис не закончился. Ведь раньше ОСАГО выдавали, когда срок ТО составлял не меньше 6 мес. Сейчас же вы вправе получить полис, даже если бумага о техосмотре станет недействительной на следующий день. В таких случаях отправляйтесь в пункт ТО и получите новый документ, пока срок старого не закончился.
Период действия диагностической карты
Российское законодательство устанавливает разный срок действия диагностической карты в зависимости от категории транспортного средства. Дольше всего – два года – она актуальна для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет. Владельцам машин старше семи лет придется позаботиться о получении новой ДК уже через 12 месяцев. Еще меньше период действия документа для автотранспорта, используемого с целью коммерческих пассажирских перевозок (6 месяцев).
Важно! Точная дата окончания срока действия указывается на бланке карты диагностики автомобиля в его верхней части.
По истечении этого времени диагностическая карта становится недействительной. Чтобы получить новый бланк, потребуется заново успешно пройти техосмотр, после чего в ЕАИСТО будут внесены соответствующие изменения.
Наличие просроченной карты может повлечь следующие неприятности:
- отказ в предоставлении компенсации при наступлении страхового случая;
- привлечение к ответственности за просроченную страховку или ее отсутствие (по ч. 2 ст. 12.37 КоАП).
Какие другие новые правила могут ввести
Согласно статистике, в прошлом году выдача диагностической карты без фактической диагностики привела к 5 800 ДТП. На этом основании могут ввести и дополнительные изменения в законодательство. Согласно проекту, процедура техосмотра должна не только проходить в установленные сроки, но и фиксироваться на видео.
Пока изменения в перспективе: если будут приняты подобные правила, потребуется закупать аппаратуру и создавать хранилище для базы данных. Это приведет к дополнительным расходам, и цены на техосмотр вырастут.
Требования к автомобилю для прохождения техосмотра
Для собственника автомобиля важно подъехать на станцию максимально подготовленным к осмотру. Водитель должен адекватно представлять себе текущее техническое состояние транспортного средства, неполадки и недостатки автомобиля.
Для этого нужно изучить перечень неисправностей, с которыми перемещаться на автомобиле запрещено. Требования ясны и понятны даже неопытному автолюбителю.
Нужно заранее проверить, исправны ли или соответствует ли ГОСТам следующие основные узлы и агрегаты транспортного средства:
- стеклоочистители;
- стеклоомыватели;
- дверные замки;
- сигнал для подачи звука;
- противосолнечные козырьки;
- тягово-сцепной крюк;
- стекла (особенно лобовое стекло);
- грязезащитные фартуки;
- ремни безопасности.
Внешнее состояние транспортного средства
Говорят, что внешний вид автомобиля – визитка его владельца.
Однако некоторые автолюбители понимают это суждение буквально и стремятся внести изменения в конструктивные особенности производителя: заменить колесные диски, заказать тюнинг, установить светодиод.
При этом мало кто знает, что даже перекраска кузовного покрытия потребует сбора разрешительной документации в ГИБДД и повторную регистрацию транспортного средства.
Рассмотрим другие варианты развития событий для автовладельца, который желает «модернизировать свое детище»:
- Светодиодная подсветка отвлекает других участников дорожного движения. Она может стать причиной ДТП. Если ксенон запрещен, то и другие новомодные «фишки» осуждаются среди тех, кто ответственен за безопасность движения на российских дорогах. Поэтому сотрудник СТО вправе отказать в осмотре до снятия лишних световых элементов.
- Тонировка не запрещена для задних стекол. Степень же затемнения на лобовом стекле не должна превышать 5-15 %. Ничего не должно мешать обзору и в темное, и в светлое время суток.
Таким образом, улучшение внешнего вида автомобиля перед процедурой технического осмотра сводится к мойке. Для автолюбителей допускается просто облить транспортное средство. Не нужно полировать кузов и производить химчистку салона.
Двигатель
Состояние двигателя проверяется по количеству (объему) выхлопов газов из трубы. Эти газы – CO, CH2 и CH- ежедневно «задымляют» города. Показатели должны быть не выше установленной нормы. Иначе людям грозят экологические проблемы.
Содержание СО не должно быть выше 4,5 %. Старые автомобили до 1986 года проверяются на холостом ходу.
Сравнительно «молодые» модели имеют нейтрализатор, диагностируются на холостом ходу и на повышенных оборотах. Для трёхкомпонентного нейтрализатора используется газоанализатор.
Уровень выхлопных газов можно отрегулировать. Токсичность убавляется. Если уровень регулировался и проверялся заранее, то об этом факте составляется документ.
Тормозная система
Тормозная система осматривается на предмет вытеканий, коррозии, трещин. Это проверяется визуально. Затем мастер на специальной установке (стенде с табло) измеряет разность усилий при торможении на оси.
ГОСТы обязывают проверять:
- герметичность тормозных шлангов;
- тормозную силу;
- распределение тормозных сил на оси колес;
- систему сигнализаций.
Рулевое управление
Рулевое колесо должно вращаться свободно, без рывков и заеданий. Гидроусилитель руля при его наличии облегчает систему рулевого управления.
Люфт в рулевом управлении не должен превышать 10 % (для грузовых – в пределах 20 %). Проверки происходят при работающем двигателе.
Список осматриваемых элементов автомобиля:
- ход руля;
- оплетка руля;
- максимальный угол поворота колес;
- уровень жидкости в бачке гидроусилителя;
- герметичность всей системы рулевого управляются;
- состояние карданного вала;
- крепление деталей гидроусилителя.
Фары и осветительное оборудование
Строжайшей проверке подлежат следующие осветительные приборы:
- поворотники;
- аварийная сигнализация;
- дальний свет;
- ближний свет;
- подсветка номера регистрации;
- противотуманные фары;
- фонари заднего хода.
Эти фары должны функционировать в полной мере. Допускается ситуация, когда не работает одна из лампочек подсветки номера. Но остальные недостатки считаются грубым нарушением.
Фары должны быть также правильно отрегулированными. Свет, излучаемый ими, остается на одной линии.
В обязательном порядке диагностируются:
- сигнализаторы включения;
- режимы работы;
- сила света.
Не разрешается использовать мощный свет ксенона, так как он имеет свойство «ослеплять» встречного водителя.
Иные запреты по поводу эксплуатации осветительного оборудования:
- тонировка на фарах;
- красные поворотники;
- фары в разных исполнениях и световых оттенках;
- передние фары синего цвета (разрешаются только фары желтого, оранжевого и белого цвета);
- треснутые фары впереди.
Рессоры и амортизаторы
Протекания амортизаторов и проседания рессор не допускаются. Данные элементы конструкции автомобиля рассматриваются на подъемнике.
Шины и колеса
Требования к колесам и шинам остаются строгими, как всегда:
- высота протектора рисунка шин соответствует установленным параметрам;
- шины пригодны к активной эксплуатации;
- в наличии находятся все гайки и болты;
- на дисках отсутствуют трещины;
- нет нарушений в форме и размерах шин;
- шины устанавливаются без нарушений;
- давление в шинах соответствует норме.
Проверяется не только износ колесных пар, но и их балансировка, «сход-развал».
Что касается высоты протектора, то для летних шин она достаточна в величине не меньше 1.6 мм, для зимних шин – не меньше 4 мм.