Как оформить ДТП?
Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:
- вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
- оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
- в происшествии нет пострадавших и погибших,
- ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).
Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.
Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.
Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.
Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.
Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.
Выплаты по ОСАГО, если водитель при аварии был пьян
Если пострадавший водитель попал в дорожное происшествие, и оказалось, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, это влечёт за собой серьёзные последствия. Но сам по себе данный факт не оказывает влияния на выполнение обязательств страховой конторой.
Если виноватый водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, его страховая компания в любом случае компенсирует причинённый ущерб другим участникам ДТП. Но потом она может инициировать процесс регресса и через суд потребовать возместить заплаченную сумму. Это значит, что, если водитель выпил, сел за руль и стал инициатором аварии, ему нужно готовить деньги для покрытия ущерба.
То, сколько по времени выплачивает страховая по ОСАГО, не зависит от того, находился ли какой-то водитель в состоянии опьянения либо нет. Этот момент может влиять только на процесс сбора документов и оформление справок.
Какие документы нужны для обращения по ОСАГО?
Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.
Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:
- заявление о выплате,
- извещение о ДТП,
- паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
- а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).
Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:
- копию протокола об административном правонарушении,
- постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:
- справки из медицинской организации,
- заключение судебно-медицинской экспертизы,
- документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.
Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.
Как правильно считаются 20 дней на выплату?
Правильно считать срок выплаты в 20 дней именно после даты принятия страховой компанией заявления о выплате со всеми необходимыми документами. Что означают праздничные нерабочие дни? Это те праздничные дни, которые считаются официально нерабочими выходными днями. А вот обычные суббота и воскресенье под эти даты не попадают.
Давайте рассмотрим на примере! В нашем примере официальными нерабочими праздничными днями считаются 1, 2, 3 и 8, 9, 10 мая 2021 года. Вы являетесь потерпевшим в ДТП и подали заявление со всем необходимым набором документов 25 апреля 2021 года. Это значит, что выплату Вы получите в срок до 21 мая 2021 года. То есть числа, которые включены в положенные по закону 20 дней — это 26, 27, 28, 29, 30 апреля, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 мая. А 22 мая уже начнётся просрочка выплаты по ОСАГО со стороны страховой компании.
Следует учесть, что в страховых часто любят говорить якобы о начале течения срока в 20 дней только после осмотра или экспертизы повреждённого авто. Это незаконно, так как цитата закона выше исчисляет данный срок именно с даты подачи заявления с набором документов о ДТП в страховую компанию. Ещё один распространённый случай, когда страховщики говорят про 20 рабочих дней — это также незаконно, так как статья предусматривает именно календарные дни, кроме праздничных нерабочих.
Какой срок обращения за выплатой?
В Законе об ОСАГО, актуальном на 2021 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.
Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.
А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.
Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.
Причины задержки
У многих собственников автомобилей в случае задержки выплат возникают претензии, но при этом мало кто спрашивает себя все ли документы поданы и когда они были получены страховой компанией.
Если кто-то пострадал в дорожно-транспортном происшествии, время сбора документов увеличится. К расследованию данного события подключаются следственные органы, в этом случае справки, описывающие полностью происшествие, выдаются спустя месяц-два, а иногда и больше. Эти документы содержат достаточно большой объем информации, необходимой СК чтобы подтвердить, что страхователь на момент управления транспортным средством был трезв, что у него на момент ДТП было водительское удостоверение и т.д.
Вся эта информация содержится в документах, которые сотрудники компетентных органов могут выдавать достаточно долго. Поэтому, если вам задерживают страховые выплаты обратитесь в страховую компанию и узнайте причину. Возможно какой-то документ вы просто забыли подать или в документах присутствует ошибка.
Из этого следует, что фактически отведенный на рассмотрение заявления страховой компанией дела, срок пойдет только после того как произойдет исправление всех ошибок или подачи недостающих документов.
Можно ли обратиться в свою страховую?
В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.
Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
- а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
- б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.
Что делать, если отказали в выплате или заплатили мало?
Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит. Поэтому разумнее всего подождать хотя бы 7 дней, на случай если вам было отправлено письмо, а уж только потом затевать спор со страховщиком.
Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.
Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой «частичное страхование», то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.
Когда СК отказывает в выплате
По сути автострахование – это способ снижения вероятных финансовых потерь на случай непредвиденных обстоятельств. Но иногда возмещение ущерба по ОСАГО полностью зависит от действий самих страхователей. Итак, чего надо избегать, чтобы не лишиться законной страховой компенсации?
Виновник в ДТП
По общему правилу страховую компенсацию получают только лица, не виновные в ДТП. Однако на практике иногда возникают и весьма неоднозначные ситуации. К примеру, если в инциденте участвует не два, а больше ТС, и конкретный водитель одновременно является и пострадавшим, и виновным. То есть в отношении него другим участником аварии также совершено нарушение ПДД. В этой ситуации выплата причитается не только пострадавшей стороне, но и виновно-пострадавшей тоже. Чаще всего такие дела решаются в суде.
Если виновник дорожно-транспортного происшествия погибает, его родственники не получают выплаты на погребение. Исключение составляют только ситуации, когда погибает пешеход, спровоцировавший ДТП, — его родственники получают выплаты по ОСАГО. Как показывает практика, водители ТС чаще всего признаются виновными, несмотря на то, как в действительности произошло столкновение.
Еще такой нюанс. Если установить вину конкретного водителя, застрахованного по ОСАГО, невозможно, то и получить возмещение второму участнику нельзя. Согласно Закону «Об ОСАГО», в аварии должен быть виновник, тогда и пострадавший будет. Чтобы отстоять свое право на выплату, потерпевший страхователь должен заказать дополнительную экспертизу. Если и это не дает результата, надо обращаться в суд. Если второй участник застрахован по КАСКО, то проводить доп. экспертизу не надо, СК и так возместит ущерб.
Если вина в происшествии обоюдная, то в судебном порядке определяется степень вины каждого из участников. К примеру, когда окажется что водители виновны в равной степени, то от реального объема ущерба каждый получит только по 50%.
Отсутствие полиса ОСАГО
Если нет страховки, значит нет и страховой компании, которая обязана возместить пострадавшему лицу ущерб. Это весьма неприятно для водителя, но ничего поделать с этим нельзя. Аналогичная ситуация, если у причинителя вреда на руках есть ОСАГО, но срок действия его истек. Как и в первом случае, отсутствует страховщик, обязанный покрывать убытки пострадавшему автовладельцу.
Рассмотрим другую ситуацию. Собственник авто, которое участвовало в происшествии, имеет страховку с перечнем лиц, допущенных к управлению авто, но в нем не значится фамилия гражданина, спровоцировавшего ДТП. В этом случае пострадавший водитель имеет право получить страховое возмещение, но далее оно будет истребовано СК с виновника.
ДТП произошло за границей
Полисы обязательного и добровольного страхования действуют только на территории той страны, в которой они были получены, то есть в России. При планировании зарубежной автомобильной поездки необходимо приобрести специальный полис – Зеленую карту. Именно она позволит получить страховое возмещение в случае наступления страхового случая за границей.
Неполный пакет документов
Страховщик обязан выплатить страхователю причитающееся страховое вознаграждение только при условии своевременной подачи полного пакета документов. Поэтому как только у вас на руках окажется справка о ДТП (обратите внимание, что с 20.10.2017 она отменена и на замену ей необходимо получать другой документ), постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, тотчас направляйтесь в СК и составляйте заявление. Приложить следует все документы, имеющиеся у вас в данный момент. При необходимости остальные бумаги можно будет донести позднее. Таким образом вы не просрочите предусмотренные законодательством сроки подачи документов – 5 дней.
Если авария оформляется по упрощенной схеме, то у страхователя тоже есть всего 5 дней, чтобы подать заявление в СК (в свою компанию). Благо при составлении Европротокола пострадавшее лицо должно подать только заявление на выплату и извещение, составленное и подписанное обеими сторонами.
ТС не было предоставлено на осмотр
П. 20 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» позволяет страховщикам не возмещать ущерб страхователям, которые в оговоренное место и время не предоставили поврежденный автомобиль на осмотр.
Если страхователь этого не сделал, либо восстановил авто до момента оценки ущерба, либо утилизировал его, то рассчитывать на страховую компенсацию он не в праве.
Расчет на месте
Если водители договорились о размере компенсации без привлечения сотрудников ГИБДД, то в будущем рассчитывать на какие-то деньги от страховой нельзя, причем даже если выяснится, что полученной суммы для полного восстановления авто недостаточно. Во-первых, у вас не будет документов о происшествии. Во-вторых, нельзя дважды получить деньги по одному и тому же делу (сначала от виновного лица, затем – от страховщика).
Стороне, передающей деньги, необходимо взять с получателя расписку о приеме наличных и об отсутствии претензий в его адрес в будущем, даже если обнаружатся скрытые дефекты в машине. Вообще лучше к такому способу не прибегать, поскольку пострадавший через какое-то время может обратиться в ГИБДД и сообщить, что вы незаконно покинули место происшествия.
Алкогольное опьянение
Если в момент столкновения виновник был пьян, его СК все равно выплатит пострадавшему причитающееся возмещение, но затем потребует от виновника возместить его. Если же нетрезвым оказался потерпевший, то тут несколько иная ситуация. Во-первых, этот факт надо еще доказать.
Его отражение в справке о ДТП по результатам «народной экспертизы» под названием «дунуть в трубочку», недостаточно. Страховщик, чтобы отказать в выплате, должен оперировать результатами медицинского обследования.
Во-вторых, чаще всего подобные дела рассматриваются в суде. Именно там определяется степень вины каждого из участников события. Если установлено, что причинитель вреда виноват на 60%, а нетрезвый пострадавший на 40%, то первому выплатят всего 40% от размера ущерба, а второму – 60%.
Мошеннические схемы
Если во время разбирательства дела автовладельцев уличат в мошенничестве, можно забыть о каких-либо выплатах. Если невиновный в аварии страхователь уверен в своей порядочности и считает, что СК просто старается уклониться от своих обязательств, надо идти в суд и отстаивать свое право на страховое возмещение.
Банкротство СК
Такие случаи совсем не редкость для российской действительности. Поэтому перед подписанием страхового договора убедитесь в надежности фирмы. Сделать это несложно – в интернете в открытом доступе есть информация, касающаяся рейтингов надежности, финансовой состоятельности, % рассмотрения страховых дел в суде и др.
Но если все же страховой случай произошел, а СК объявила себя банкротом или лишена лицензии, следует подготовить пакет документов и направить его в РСА. Именно эта организация отвечает по обязательствам ОСАГО обанкротившейся компаний.
Это правило не относится к КАСКО — получить выплату по добровольному полису от РСА гораздо проблематичнее, чем по обязательному.
Наличие страховки от ДТП
Если пострадавшие в аварии лица имеют полис КАСКО, страхующий от дорожных происшествий на транспорте, СК вправе отказать в возмещении по ОСАГО, поскольку именно по страховке от несчастных случаев страхователи получат выплату.
Я получу выплату или ремонт?
В 2021 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.
Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
- если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
- если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
- если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
- если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
- если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
- наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
Лимит при европротоколе – 100 тысяч (условно 400)
Извещение является упрощённым способом оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Логично, что страховой рынок при таком раскладе озабочен тем, чтобы обезопасить себя. Поэтому предельный размер выплаты по европротоколу составляет 100 000 рублей. Это диктует пункт 4 статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО:
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Обратите внимание также, что виновник ДТП при оформлении с европротоколом обязан известить с доказательствами такого извещения свою страховую о событии в течение 5 рабочих дней, а также 15 календарных дней не ремонтировать и не утилизировать машину. Иначе будет регресс.
Из положений указанной выше нормы закона можно заметить, что есть и исключения из этого общего правила. Рассмотрим его подробнее!
В каких случаях 400 000?
Кратко говоря, для возможности получения по европротоколу до 400 тысяч должны быть выполнены 2 (оба одновременно) непременных условия:
- ДТП произошло в подходящих под условие регионах: Москва или Московская область,
- или Санкт-Петербург или Ленинградская область;
Обратите внимание, это не вы должны быть зарегистрированы в указанных городах или областях, а именно ДТП должно произойти на их территории.
А вот со вторым условием не совсем всё понятно для большинства автолюбителей. И это неспроста! Дело в том, что речь идёт о специальной программе, требования к которой диктуются разработанным Постановлением Правительства РФ от 1.10.2014 г. №1002, который устанавливает следующие требования к передаче данных о ДТП:
- фото- или видеосъёмка результата ДТП должна быть сделана в течение не более 60 минут и включать в себя госномера или VIN автомобилей участников и свидетелей, места повреждения, расположение машин и дорожной инфраструктуры,
- устройство должно поддерживать систему навигации ГЛОНАСС,
- само приложение должно передавать данные в автоматическом режиме в некорректируемом виде в РСА с датой, временем и координатами происшествия.
Но главное заключается в том, что по состоянию на 25 Мая 2021 года таких систем ещё не разработано. Хотя страховые уже давно обещают создать приложение для оформления ДТП.
С 1 октября 2021 года действует правило, согласно которому любое ДТП с европротоколом, оформленное в любом регионе России, должно быть запечатлено указанным выше способом и передано в РСА. А лимит с этой даты для всех таких аварий будет общим – 400 тысяч рублей.
Если предельный размер превышен
А вот в случае оформления ДТП с извещением европротокола потерпевшему рассчитывать на увеличение размера выплаты не стоит. Верховный суд указал на то, что, так как европротокол считается упрощённым вариантом регистрации аварии, то вы в этом случае соглашаетесь с лимитом, в том числе с виновником.
В таком контексте извещение можно считать неким 3-хсторонним договором между вами, виновным и страховой компанией.
Более подробно данный вопрос мы рассмотрели в специальной статье.
Соглашение между страховщиком и потерпевшим
Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.
Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.
В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.
Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.
Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.
- После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
- После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.
В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.
Оспорить данное соглашение в суде в 2021 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.
Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.
Вывод
Получение максимальной суммы по ОСАГО в 2021 году – реальный вариант. Размер выплаты зависит от того, как и кто получил повреждения при аварийной ситуации на дороге.
Важно иметь предоставление о собственных правах и правильно действовать. Следует максимально серьезно относиться к каждому этапу общения со страховой фирмой. Внимательно собирать нужный пакет документов, в том числе и доказательную базу. Это позволит в случае возникновения проблем не растеряться, а обратиться за помощью в суд.
Как получить выплату вместо ремонта?
Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.
Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.
Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.
Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.
Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2021 года.
Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.
Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.
Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).
Страховая просрочила выплату — что ей за это будет и как поступить?
К сожалению, ситуация, когда страховая компания задерживает выплату на срок более 20 дней, довольно распространена. Положено ли ей за просрочку выплаты по страховке ОСАГО что-либо? Ответ — да. Та же часть 21 статьи 30 ФЗ предусматривает в этом случае неустойку. Размер неустойки за просрочку выплаты по ОСАГО составляет 1% от всей суммы выплаты за каждый просроченный день. Выплата этих пеней производится по дополнительному заявлению от Вас или досудебной претензии (в случае, если Вы также оспариваете и сумму возмещения).
Следует иметь в виду, что если Вы решите злоупотребить правом получения неустойки за просрочку выплаты, то суды всегда обращают внимание на добросовестность потерпевшего в этом случае. И, если Вы специально затягивали с иском в суд за такую просрочку, ожидая, пока накапает существенная сумма неустойки, то суд эту сумму, скорее всего, уменьшит до разумных пределов (разумность будет определять сам судья).
Как правильно сдать машину в ремонт?
На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.
Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.
- Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
- Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
- Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
- Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
- Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
- Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю».) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
- Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
- На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.
Главные правила ремонта по ОСАГО
Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.
В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.
Так, например:
- срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
- максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.
Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.