Правила движения для трамваев немного иные, чем для машин, несмотря на то, что они ездят по дорогам, пересекающимся с автомобильными и пешеходными. И чаще рельсовый транспорт имеет преимущество, но отнюдь не всегда.
Машины в большинстве случаев должны пропускать оппонента. И все же есть случаи, когда трамвай должен уступить дорогу автомобилю:
- на перекрестке, где движение регулируется светофором, если рельсовое ТС едет в сторону, указываемую стрелкой на дополнительной секции, при этом она должна быть включена одновременно с желтым или красным сигналом, а автомобиль – двигаться на зеленый свет;
- на перекрестке, где светофора нет, но есть разграничение на главную и второстепенную дороги – трамвай, движущийся по второстепенной, обязан пропустить автомобиль;
- при выезде рельсового ТС из депо;
- при встрече с машиной экстренной службы с маяками и звуковой сиреной; при въезде на перекресток с круговым движением.
Если автомобиль и рельсовое ТС, едущие по перпендикулярным путям, встретились на регулируемом перекрестке, последнему иногда приходится подождать. По правилам трамвай обязан дать завершить машине поворот или проезд через эту зону, если она уже начала маневр. И только потом самому ехать под загоревшийся зеленый свет.
Трамвай должен уступить дорогу пешеходу в таких случаях:
- если идущий по рельсам транспорт выполняет поворот, то он должен сначала пропустить пешехода или велосипедиста;
- если рельсовое ТС находится на регулируемом перекрестке, и для него горит красный свет, после зеленого можно ехать, когда люди закончили движение;
- если приблизился к переходу без светофора и регулировщика;
- если рельсовое ТС приближается к регулируемому светофором пешеходному переходу;
- если видит на проезжей части слепого пешехода (с белой тростью);
- если человек спешит к остановке общественного транспорта, только что покинувших такой автобус или «маршрутку»;
- если это дети, которые идут через проезжую часть к транспорту с табличкой «Перевозка детей», автобус или машина при этом должны стоять с включенной «аварийкой».
Кто из водителей должен уступить дорогу трамваю:
- автомобилист, если машина и рельсовое ТС находятся на регулируемом перекрестке;
- автомобилист, если его транспорт едет в попутном с оппонентом направлении по перекрестку неравнозначных путей;
- автомобилист, если он и второй участник движения оказываются на пересечении равнозначных путей, безрельсовое ТС уступает в любом случае, даже когда само приближается к оппоненту справа.
Перечисленные ситуации относятся также к тем, кто управляет мотоциклом, мопедом, трактором, велосипедом, грузовиком.
Также трамвай должен уступить дорогу, если:
- на его пути железнодорожный переезд, первым через него следуют поездной состав, локомотив или дрезина;
- на регулируемом перекрестке находятся два рельсовых ТС одного типа –преимущество имеет тот, кто едет направо или прямо;
- на нерегулируемом пересечении равнозначных дорог оказываются два трамвая, первым должен проследовать тот, который приближается ко второму справа, но оба рельсовых ТС должны ехать по главной дороге либо в том же составе по второстепенной.
Ещё на InDrive.Net:
ПДД о проезде перекрестков с круговым движением
Для нарушителей предусмотрен штраф в 1500 р. по статье 12.13 КоАП.
Читайте подробнее в нашей статье о том, в каких случаях трамвай должен уступить дорогу.
В этой статье:
Что говорится в ПДД?
Любые взаимоотношения, возникающие между участниками на отечественных дорогах, непременно регулируются центральным сводом нормативных актов под названием ПДД РФ. Поэтому все собственники транспортных средств должны периодически перечитывать сборник правил, освежая память правильной езды. Хотя в названном документе в принципе отсутствует сам термин «трамвайные пути».
Нужно дополнительно подчеркнуть, что рельсы априори не считаются составляющей деталью проезжей части, а являются отдельным элементом дороги. Такие пути изначально не задуманы для движения иных транспортных средств, поэтому выезд туда имеет чёткие табу и выполнение транспортировки через них оговорено отдельными предписаниями.
Здесь главный закон водится к центральной рекомендации – максимального комфорта для других, что юридически отражено в п. 9.6, где написано, что езда разрешается по рельсам только того же направления, куда движется водитель. Подобный сценарий допустим, когда остальные полосы заняты и параллельно не нарушается смежный п. 8.5 ПДД. Важно помнить, что на перекрёстках с трамвайными путями, стоит занять правильную позицию.
Согласно стандартным правилам, водитель имеет право использовать эту зону для реализации собственных целей только, если рельсы находятся по левой стороне проезжей части, в попутном с машиной направлении. Ещё одно важное условие – пути данного транспорта непременно должны быть на одном уровне с дорогой.
Разворот, поворот, обгон
На городских улицах нередко приходится пересекать трамвайные пути, чтобы выполнить разворот, левый поворот, обгон.
Номер постановления о нарушении ПДД – как расшифровать и оплатить штраф онлайн?
Правый поворот с путей, расположенных слева от ТС, запрещен, он должен осуществляться с крайнего правого положения на дороге.
Разворот и левый поворот на рельсах разрешен, если знаки и разметка позволяют это сделать.
При этом важно учитывать два момента:
- не создавать помех трамваю, за это полагается штраф 500 р.;
- на рельсах встречного направления по возможности ставить машину перпендикулярно, под прямым углом к путям, иначе штраф 5000 р. или изъятие ВУ до полугода, повторно один год.
Обгон по попутным путям возможен, если нет знаков о запрете обгона, не создается помех движению трамваев, выезд на встречные рельсы исключен.
На перекрестах или прямолинейных дорогах с трамвайными путями для обгона, поворота или разворота, в первую очередь, надо руководствоваться знаками и разметкой, вопросами приоритета, затем следить за положением авто на участке дороги встречного направления.
Преимущество трамвая на дороге с трамвайными путями
Следует чётко осознавать, что трамвай всегда имеет ощутимое преимущество перед остальными представителями безрельсовых вариантов кроме 3 случаев, когда:
- Движется на стрелку, активную в дополнительной секции параллельно с красным или желтым сигналом светофора.
- Подъезжает к перекрёстку по второстепенной дороге.
- Выезжает из депо.
Первый момент относится к пересечению регулируемых участков, второй – к движению неконтролируемых перекрестков, вот третья схема – когда трамвай выезжает из станции, где производился ремонт, он должен уступить дорогу любым другим средствам передвижения.
Что нужно знать при приближении к трамвайной остановке?
Опираясь на статистику, самыми опасными территориями дороги, в центре которой расположены трамвайные пути, являются именно остановки, поэтому водителю авто нужно заранее оценить обстановку и определиться: стоит ли уступить дорогу трамваю/пешеходам или нет?
Когда в рассматриваемом районе не установлен специальный «остров» для ожидания общественного транспорта, то пассажиры ждут прибытия трамвая на тротуаре. А едва он приехал и остановился, граждане имеют право без страха пересекать проезжую часть, а водители обязаны затормозить, пропуская их. Ориентироваться необходимо в первую очередь на людей, а не следить, открыты ли двери трамвая.
Когда в зоне остановки всё же присутствует специальный «остров», то будущие пассажиры высматривают транспорт именно там, и никаких иных преград для движения создаваться дополнительно не должно. Во время перехода проезжей части людьми, стоит оставаться бдительным, ведь не все пешеходы знают и придерживаются ПДД РФ, а вот водитель всегда несёт ответственность, поскольку находится за рулём.
В каких случаях разрешено движение по попутным трамвайным путям?
Для начала крайне важно выделить в общем сборнике правил п. 9.6, который чётко определяет подходящие условия, позволяющие водителям автомобилей двигаться по рельсам:
- трамвайная полоса идёт параллельно бордюру с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения;
- объезд осуществляется для преодоления преграды или ввиду загруженности дороги (пробки, огромного количества других машин);
- ситуация, когда крайне необходимо выполнить левый поворот или полностью развернуть транспортное средство обратно.
Независимо от причины, сводящейся к одной из упомянутых схем, находясь на трамвайной линии, владельцы авто не должны специально (по незнанию) создавать помехи другим участникам движения: без уважительной причины занимать пути классические правила не допускают.
Что касается встречных рельсов?
Стоит сразу отметить для всех водителей, что в этом случае при развороте «встречка» не допускается, поэтому данная ситуация входит в категорию строгих запретов. Учитывая, что по правилам ПДД РФ разворот – полноценный вид манёвра, который изменяет движение транспорта в обратном направлении, то здесь нужно оставаться максимально внимательным. На практике встречная полоса может использоваться до момента разворота или после, но никак прямо во время совершения самого манёвра.
Необходимо обратить внимание, что во время нахождения на перекрёстке, где рельсы изменяют направление, подобный запрет в любой степени дублируется: он распространяет своё действие на трамвайные пути с изгибом, а граница между пересечением и выездом довольно неоднозначная. Поэтому водителям стоит пересекать встречные их только тогда, когда возможно достигнуть угла манёвра максимально близко к 90 градусам.
Если сравнивать разворот на контролируемом перекрёстке, и вне данной местности, то в данных ситуациях выезд на встречные пути трамвая строго запрещён по правилам дорожного движения России.
На перекрёстке
Анализируя контекст отечественных требований к дорожному движению и само понятие «перекрёсток» на различных уровнях, неизменно подразумевается специфичная перекрёстная езда через эстакады или тоннели. Даже в п. 9.6. термин «уровень» стоит оценивать буквально, когда на рельсы выезд не ограничен и покрытие на упомянутой зоне совпадает с состоянием проезжей части или отличается только в незначительной степени.
Так дорожные обозначения 5.15.1 или 5.15.2 накладывают существенные ограничения на транспортировку через перекрёсток по трамвайным путям. Здесь водитель должен перейти на полосу до выезда для выполнения всех рекомендаций расположенных знаков на дороге.
Чтобы без серьёзных ошибок совершить проезд перекрёстка с пролегающими трамвайными путями, необходимо чётко осознавать, по какой именно дороге происходит основное движение (главная или второстепенная), а также регулируется ли оно в специальном режиме.
Когда определённый перекрёсток регулируемый, то очерёдность проезда определяется исключительно по характерному сигналу установленного светофора. Водитель, планирующий повернуть налево или совершить объезд, должен непременно пропустить трамвай, а также машины, движущиеся навстречу или направо.
Когда у светофора зафиксирована дополнительная секция в формате дополнительной стрелки, направлением параллельно с активацией жёлтого и красного сигнала, то водители машин и трамвая обязаны уступить транспорт, движущейся с другую сторону. Когда регулировщик разрешает ехать сразу трамваю и авто при отсутствии мигающей стрелки, упомянутой выше, то здесь трамвай имеет преимущества перед машиной вне зависимости от того, по какому маршруте она следует.
В отдельных ситуациях, где хозяин транспортного средства не имеет возможности разобраться, на какой именно он находится дороге, из-за ночного времени или усложнённых погодных условий, и при этом полностью отсутствуют отметки приоритета, он может управлять машиной, полагая, что едет на пути второстепенного движения.
Когда разрешено
ПДД однозначно трактуют трамвайные пути встречного направления как известную каждому автомобилисту встречку.
Оплата штрафа ГИБДД со скидкой 50% – как заплатить в интернет?
Соответственно, водителю безрельсового транспортного средства запрещено выезжать на трамвайные пути встречного направления, кроме специально оговоренных случаев:
- При совершении левого поворота, разворота, если знаками не запрещено. При этом, по рельсам попутного направления траектория движения может начинаться плавно, идти по диагонали, постепенно все больше забирая влево, но на встречных рельсах правильная траектория будет напоминать прямой угол. Водитель должен стоять на встречных рельсах перпендикулярно им, пропуская поток машин. Если положение авто не образует угол 90 градусов (или примерно) на встречных рельсах, инспектор ДПС воспримет это как движение по встречке и вправе изъять ВУ.
- При совершении объезда препятствия, если в своем направлении это невозможно сделать. Причиной не может быть затор на дороге, либо стоящий общественный транспорт, если у него не включена аварийная сигнализация и не выставлен знак аварийной остановки.
Объезд препятствия, разворот через трамвайные пути вне перекрестка и левый поворот – три условия, когда ТС может оказаться на рельсах встречного направления.
В каких случаях трамвай должен уступить дорогу?
Порой обстоятельства на отечественных дорогах складываются так, что нехватка времени вынуждает некоторых водителей на довольно опасные манёвры. Хотя стандартные правила в обновлённой версии редакции разрешают езду по трамвайным путям прямо, когда на общей дороге для простых авто возникла пробка. Но одновременно с этим следует соблюдать определённые условия:
- Действия шофёра не должны создавать непредвиденных помех смежному передвижению общественного трамвая.
- Рельсовое полотно обязано придерживаться попутного направления и находиться точно вровень или лишь чуть отклоняться от автодороги.
- Разрешено ехать, когда перед перекрёстком нет знаков 5.15.1. «Направление транспортировки по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе».
Впрочем, если выезду на рельсовые пути не мешает специальная дорожная разметка (сплошная линия или любое другое обозначение, регламентирующее направления езды по полосам), то водитель может без препятствий пересечь рассматриваемый участок дорожного движения.
Автомобилю
Теоретически, практически в любой ситуации трамвай движется первым, а исключения из общих правил составляют только 3 случая, если:
- автомобиль едет по центральной дороге, а трамвай – по второстепенной (подобная ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что водитель обязан уступить дорогу тому, кто движется по главному пути);
- транспортному средству можно беспрепятственно ехать за счёт зелёного сигнала светофора, а для трамвая функционирует только однотонная стрелка параллельно с красным или жёлтым сигналом;
- машина передвигается по дороге, а трамвайный вагон только начинает выезжать из депо (данная схема тоже упоминалась ранее и является своего рода исключением из общих правил).
Тщательно разобравшись, в каких именно ситуациях трамвай уступает дорогу другому авто, проблем и аварийной обстановки в дорожном движении возникать априори не должно.
Пешеходу
Согласно правилам, существует немало ситуаций, когда водитель трамвая непременно должен уступить не только другим авто, но и обычным пешеходам, если:
- Следующий по рельсам транспорт совершает поворот, то он должен начала пропустить перед собой пешехода или велосипедиста.
- Трамвай выехал на регулируемый перекрёсток, то после зелёного можно ехать лишь, когда люди полностью закончили движение.
- Приближаешься к особой зоне перехода без установленного светофора и регулировщика.
- Рельсовый транспорт подъезжает к контролируемому другими приборами пешеходному переходу.
- Видно на проезжей части или на пути к нему слепого гражданина (пешехода с белой тростью).
- Человек спешит к остановке другого общественного транспорта, только что покинув автобус или маршрутку.
Отдельно стоит рассмотреть столь проблемный участок, когда там присутствуют дети, которые переходят через проезжую часть с табличкой «Перевозка детей», а автобус или принимающая их машина должны быть не менее заметными благодаря включённой «аварийке».
Есть ли альтернатива метро?
Он наиболее органично поддается обособлению и приоритизации в потоке и может трансформироваться в наиболее комфортный для пассажира вариант сервиса, когда часть пути проследует фактически в режиме пригородной электрички, часть — уличного городского транспорта (при этом следующего независимо от пробок) и, наконец, завершает путь в пешеходной зоне, куда иным видам транспорта въезд запрещен. На по-настоящему современный трамвай охотнее всего пересаживаются автомобилисты, когда осознают надежность его сервиса и комфорт езды: рельсовый транспорт — единственный, где в пути можно читать без риска для глаз.
Именно такой набор свойств послужил основой для настоящего ренессанса «уличной железной дороги» в городах Европы, Северной Америки и Азии, где только в одном Китае за последние два года уже открылось 14 новых трамвайных систем. Политика ликвидации трамвайных линий в пользу расширения дорог под автомобили в мире окончательно канула в прошлое, и при повороте от разрушения к реконструкции на новом технологическом уровне в наибольшем выигрыше оказались те города, где «старые» системы были сохранены хоть в каком-то объеме.
Санкт-Петербургу в этом плане сильно повезло: из некогда обширного путевого хозяйства после «погрома» 1997-2007 годов отчасти чудом сохранились почти две трети протяженности линий, значительная часть из которых уже приведена в порядок, а оставшуюся часть предстоит привести в ближайшие годы. Правда, сильнее всего «пострадавший» центр, который в современных системах является основным «генератором» пассажиропотоков в системах легкого рельсового транспорта, у нас все еще остается без внимания.
Километр современной трамвайной линии с инфраструктурой стоит от 200 до 500 миллионов рублей
Хочется надеяться, что это лишь пока.
Потому что отдельные участки сети, разрушенные на таких же эмоциях пару десятилетий назад, уже объявлены на восстановление. Конечно, наиболее правильным подходом было бы расширить эту географию ренессанса, тем более что имеющиеся расчеты на математической модели показывают в этой части значительный потенциал востребованности.
Километр современной трамвайной линии при стройке или реконструкции со всей сопутствующей инфраструктурой стоит от 200 до 500 миллионов и находится «в работе» год. Километр метро, которое может, конечно, везти и до 40 тысяч в час (на самом деле в Петербурге совсем не так много неохваченных мест, где действительно нужна такая мощность) — десять миллиардов, и стройка затягивается на годы и десятилетия. Эксплуатация километра линии метро в год обходится налогоплательщикам примерно в 200 миллионов, километра очень интенсивно эксплуатируемой линии трамвая — в 20-30. Цифры сильно укрупнены, но говорят сами за себя.
Когда водитель должен уступить дорогу трамваю?
Любой водитель, намеревающийся совершить поворот в левую сторону и перейти трамвайные рельсы, обязан по закону действовать следующим способом: убедиться, что на путях никто не находится (трамваи или другие машины), затем включить сигнал нужного поворота и только после этого въехать на желанную линию. Далее нужно обязательно уступить проезд другим и закончить совершаемый манёвр.
Когда в процессе движения расположен дорожный знак, задающий направление езды по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанную схему разрешается повторять только с боковой левой стороны проезжей части, а заезжать непосредственно на трамвайную линию не стоит. Даже п. 8.11 фиксирует версии, когда разворачиваться таким образом нельзя. Учитывая, что на езду по рельсам данный запрет не дублируется, совершить разворот на перекрёстке с пересечением трамвайных путей допустимо.
Причём траектория разворота также отражена п. 8.5 тех же рекомендаций: любые манипуляции водителя аналогичны повтору поворота с переездом трамвайного пути. При наличии указателей направления разворот происходит с крайней левой части дороги. Но стоит помнить, что, опираясь на радиус разворота транспорта и его габаритов, нужно отталкиваться в своих расчётах от крайней правой части полосы (обочины).
Штрафы за нарушение
Закон РФ чётко устанавливает юридическую ответственность участником дорожного движения за правонарушения в данной сфере, поэтому за аварию, возникшую на трамвайных путях, водителю полагается административное и уголовное преследование:
- по т. 12.24 КоАП РФ присутствует штраф до 25 тыс. руб. или ограничение свободы сроком до 2 лет;
- по ст. 264 УК РФ положены санкции до 9 лет (зависит от последствий происшествия).
В свою очередь попытка въезда на путь встречной дороги влечёт ответственность размером 5 тыс. руб. или лишения прав на срок до полугода по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. А если водитель не заехал на боковую левую часть рельсов, совершая задуманный поворот налево, ему грозит упрощённый вариант – простое предупреждение или штраф 500 руб. по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Наказание последует и за простой (создание пробки с участием трамвая) из-за создания помехи: в таком случае назначают предупреждение или материальную ответственность в объёме 500 руб. ссылаясь на ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. Но когда во время проезда регулируемого перекрёстка тоже была создана аналогичная помеха трамваю, имеющему преимущество, то предусмотрены более серьёзные санкции на 1 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ.
ДТП на путях
В ДТП на трамвайных путях возможны два варианта событий:
- Если среди участников только автомобили, столкновение произошло на рельсах.
Здесь разбор происшествия происходит точно также, как если бы авария случилась на обычной дороге. Сотрудник ГИБДД оценивает расположение авто, анализирует ситуацию – кто виновник, помехи и т. п. Вопрос встречного и попутного направления на путях решается согласно ПДД (по знакам, разметке, расположению рельсов).
- Если участниками стали трамвай и автомобиль.
В подобной аварии может быть виноват как авто, так и трамвай, все зависит от характера столкновения.
Водитель трамвая виновен в следующих случаях:
- при проезде перекрестка начал движение на запрещающий сигнал светофора;
- выезжал с территории депо и не уступил дорогу автомобилю;
- съехал с рельсов и задел авто.
Какие штрафы предусмотрены за просроченные права
Во всех остальных случаях виноват водитель автомобиля.
ДТП на трамвайных или железнодорожных путях (на переезде), либо остановка на них имеют свои неприятные особенности. Так, к виновнику могут быть применены дополнительные санкции – министерство или управление транспорта региона вправе взыскать с него потерянную выгоду (денежные средства, которые могли быть заработаны за время простоя).