Верховный суд разъяснил, кому не должны уступать водители, выезжающие со двора
В некоторых ситуациях, происходящих на дороге, зачастую разобраться очень непросто даже опытным сотрудникам Госавтоинспекции. Но в практике попадаются случаи, когда начинаешь сомневаться в профпригодности некоторых представителей правопорядка. Ярким примером очень странного решения по одному ДТП является постановление Верховного суда от 14 декабря 2021 года за номером 44-АД18-21.
Выезжая со двора, смотри в оба!
В городе Перми зимой прошлого года произошло рядовое на первый взгляд дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. Один из них выезжал с дворовой территории, другой ехал по главной дороге:
«В нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения, – говорится в материалах административного дела, – при выезде с прилегающей территории не уступила дорогу транспортному средству Volkswagen Passat».
Как видно, все очень прозаично и стандартно. Любой водитель, даже недавно получивший права автомобилиста, без труда скажет, кто виноват в данной аварии, достаточно руководствоваться одним пунктом ПДД:
«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».
Иными словами, уступаем дорогу всем, а не только транспортным средствам.
Однако в нашем случае, попавшем в практику Верховного суда, был один весомый нюанс: Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением во встречном направлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения … Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И кто теперь виноват в подобной ситуации? Для решения этой задачки необходимо ввести дополнительные вводные. Улица, на которую совершался выезд со двора, была односторонней. На выезде от домов стоял знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, оповещающий о том, что улица, на которую совершается маневр, – с односторонним движением.
Водитель, а вернее водительница, посмотрев в сторону движения транспортных средств и пропустив все помехи, начала движение. Она не могла предполагать, что с другой стороны на нее вылетит нарушитель.
Смотрите также: Уступи помехе справа: правило работает не всегда
Логика подсказывает, что виноват в происшествии тот, кто ехал по встречке (ему сотрудники ГИБДД вручили протокол о нарушении Правил дорожного движения по части 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях), но также был оформлен протокол и на женщину по части 3 статьи 12.14 КоАП (Невыполнение требований уступить дорогу) и выписан штраф в 500 рублей.
То есть, по мнению сотрудников ДПС, водительница действительно должна была предвидеть подобную ситуацию и уступить дорогу в случае необходимости. Верна ли такая позиция?
По мнению судьи Свердловского районного суда г. Перми, далее судьи Пермского краевого суда и заместителя председателя Пермского краевого суда, сотрудники Госавтоинспекции сделали все верно и женщина нарушила ПДД. Однако дело об административном правонарушении дошло до Верховного суда, который постановил иначе.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ.
6.1. Владелец автотранспортного средства, по своей вине повредивший ограждающие устройства/его элементы, может быть ограничен в праве хранения его автотранспортного средства на придомовой территории до компенсации причиненного им ущерба.
6.2. В случаях нарушения настоящих Правил к нарушителям могут применяться следующие санкции: 6.2.1. предупреждение (при первичном и однократном нарушении); 6.2.2. лица, принявшие участие в финансировании установки и эксплуатации шлагбаумов, могут быть переведены со способов открытия шлагбаумов при помощи телефонного звонка, приложения для смартфона и системы распознавания номеров на способ открытия при помощи ПИН-кода на срок 2 (две) недели. Нарушитель должен быть уведомлен о применении к нему вышеуказанной санкции не позднее, чем за 24 часа до ее введения в действие; 6.2.3. лица, не принимавшие участие в финансировании установки и эксплуатации шлагбаумов, могут быть переведены со способа открытия шлагбаумов при помощи ПИН-кода на способ открытия при помощи заявок ответственному лицу на срок 2 (две) недели. Также за подобными нарушителями остается право внести оплату за доступ при помощи телефонного звонка, приложения для смартфона, системы распознавания номеров и беспрепятственно пользоваться придомовой территорией.
Решение Верховного суда
«Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно пункту 8.3 Правил дорожного движения, нарушение которого вменено Борисовой Н.В., при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Смотрите также: Могут ли водителей штрафовать за одно и то же нарушение ПДД несколько раз в день
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (Правила дорожного движения)»,– говорится в постановлении.
Имел ли при этом водитель автомобиля, нарушающего Правила дорожного движения (доказано протоколом и схемой ДТП) и двигавшегося в противоположном направлении по односторонней дороге, преимущества перед кем-либо? Нет! Значит, и обязанностей у других водителей уступать ему дорогу на основании ПДД не было никаких. А стало быть, и постановление ГИБДД и последовавшие за ним решения судов подлежат отмене. Наложение штрафа также необоснованно.
ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА СБОР ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШЛАГБАУМОВ.
3.1. Лица, ответственные за сбор денежных средств и за эксплуатацию шлагбаумов, уполномочиваются общим собранием собственников многоквартирного дома.
3.2. Лицо, уполномоченное общим собранием собственников и ответственное за эксплуатацию шлагбаумов осуществляет следующие функции: 3.2.1. ведет подбор предложений и заключает договоры со специализированной организацией(ми) на закупку и установку шлагбаумов и сопутствующего оборудования, договоры на техническое обслуживание и предоставление услуг круглосуточной диспетчерской службы; 3.2.2. ведет реестр автотранспортных средств с указанием ФИО жильца, номера квартиры, государственного номерного знака транспортного средства, контактного телефона, сведения о размере и дате внесения единовременного взноса на финансирование организации и оснащения ограждающих устройств и/или сведений о периодических платежах за обслуживание ограждающих устройств и услуги круглосуточной диспетчерской службы; 3.2.3. обеспечивает исключение въезда/выезда при помощи звонка с телефона и приложения для смартфона и нахождения на придомовой территории для владельцев автотранспортных средств, своевременно не уплативших единовременный взнос на финансирование организации и оснащения ограждающих устройств и/или периодические платежи по обслуживанию ограждающих устройств и услуги круглосуточной диспетчерской службы. Для таких жильцов остается доступным въезд при помощи ПИН-кода; 3.2.4. принимает и исполняет разовые письменные заявки на въезд транспортных средств от жильцов; 3.2.5. о превышении установленных лимитов на парковку (гости, доставка и т.д.), въехавших на придомовую территорию по ПИН-кодам, а также иных нарушениях лицо, уполномоченное общим собранием собственников будет получать SMS или иное уведомление. На основании зафиксированных злоупотреблений и консультаций с членами СМД принимает решение о применении санкций в отношении нарушителя; 3.2.6. осуществляет организацию и оплату ремонтных работ при поломках или повреждениях шлагбаумов; 3.2.7. переводит шлагбаумы в ручной режим при возникновении экстренных ситуаций.
3.3. Лицо, уполномоченное общим собранием собственников и ответственное за сбор денежных средств осуществляет следующие функции: 3.3.1. осуществляет сбор с собственников жилья и иных лиц единовременного взноса на финансирование организации и оснащения ограждающих устройств, формирование резервного фонда, а также сбор ежегодного взноса на диспетчеризацию и техническое обслуживание; 3.3.2. передает данные лицу, ответственному за эксплуатацию шлагбаумов, с указанием ФИО жильца, номера квартиры, государственного номерного знака транспортного средства, контактного телефона, сведения о размере и дате внесения единовременного взноса на финансирование организации и оснащения ограждающих устройств и/или сведений о периодических платежах за обслуживание ограждающих устройств и услуги круглосуточной диспетчерской службы; 3.3.3. ведет финансовый учет денежных средств жильцов и предоставляет по ним ежеквартальные отчеты; 3.3.4. осуществляет оформление финансовых документов на принятые от жильцов или иных лиц денежные средства; 3.3.5. осуществляет хранение технической, юридической и финансовой документации, связанной с установкой и эксплуатацией шлагбаумов.
3.4. Работа лиц, ответственных за сбор денежных средств и за эксплуатацию шлагбаумов, может премироваться по желанию собственников.
3.5. Лицо, ответственное за эксплуатацию шлагбаумов, в случаях временного отсутствия по причине болезни, отпуска или иных уважительных причин, вправе назначить по своему усмотрению лицо, временно исполняющее его обязанности, из числа членов СМД. Лицу, временно исполняющему обязанности ответственного за эксплуатацию шлагбаумов, на период исполнения передаются: 3.5.1. техническая документация по шлагбаумам; 3.5.2. доступ в систему, позволяющий вносить изменения в реестр; 3.5.3. ключи от шлагбаумов; 3.5.4. контакты в обслуживающей организации. При передаче вышеуказанного составляется акт передачи. При возврате ответственному лицу – акт возврата. ВРИО действует на основании доверенности, выданной ответственным за эксплуатацию шлагбаумов лицом, на период своего отсутствия.
3.6. Лицо, ответственное за сбор денежных средств, в случаях временного отсутствия по причине болезни, отпуска или иных уважительных причин, вправе назначить по своему усмотрению лицо, временно исполняющее его обязанности, из числа членов СМД. Лицу, временно исполняющему обязанности ответственного за сбор денежных средств, на период исполнения передаются: 3.6.1. финансовая документация по шлагбаумам; 3.6.2. денежные средства, в размере, необходимом для обеспечения работоспособности шлагбаумов. При передаче вышеуказанного составляется акт передачи. При возврате ответственному лицу – акт возврата. ВРИО действует на основании доверенности, выданной ответственным за сбор денежных средств лицом, на период своего отсутствия.
Делаем вывод
Таким образом, для тех водителей, которые в момент ДТП не нарушали Правил дорожного движения, это решение суда может быть крайне полезным, ведь в правоприменительной «плоскости» нередко случаются казусы. Кому-то «везет» нарваться на незаслуженный небольшой штраф, а для кого-то чужая наглость может стоить прав или даже свободы.
Запомните: нарушитель Правил дорожного движения не может пользоваться преимуществом перед другими участниками дорожного движения. Доказано Верховным судом не раз!