Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Правила проведения технического осмотра транспортных средств с 22 февраля 2021 года.
Сразу же хочу отметить, что сама процедура технического осмотра не претерпела существенных изменений. Если говорить о личном автомобиле категории В, то диагностическая карта требуется только перед покупкой страхового полиса. А для её получения нужно обратиться в ближайший пункт техосмотра, где автомобиль и пройдет проверку технического состояния.
Однако изменения вносятся в перечень требований, предъявляемых к автомобилям. Именно о них сегодня и пойдет речь:
- Усилитель рулевого управления.
- Рассеиватели фар.
- Фары.
- Стеклоочистители.
- Ошипованные шины.
- Газобалонное оборудование (ГБО).
- Знак аварийной остановки, аптечка огнетушитель.
- Утечка масел и рабочих жидкостей.
- Изменение конструкции ТС.
- Дополнительные требования к ТС.
Итак, в приложении 1 к правилам техосмотра содержится таблица, в соответствии с которой и должно проверяться транспортное средство.
Усилитель рулевого управления
16. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается
16. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами, неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и усилителя рулевого управления не допускаются. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается
Начиная с 22 февраля 2021 года на техосмотре будут проверяться усилитель рулевого управления и рулевой демпфер. Обратите внимание, речь идет об усилителях всех конструкций, т.е. гидроусилителях, электроусилителях и других. Если на автомобиле изначально был предусмотрен такой усилитель, то он должен работать.
Что касается гидроусилителя, то к нему предъявляется дополнительное требование. Не должно быть подтекания рабочей жидкости.
Примечание. Ранее требования данного пункта не распространялись на транспортные средства категории L (мотоциклы, квадрициклы и т.п.). Однако с 22 февраля рулевое управление будет проверяться на всех транспортных средствах, кроме прицепов.
Нужно ли в обязательном порядке проходить технический осмотр автомобиля
Вопрос о том, обязателен или нет технический осмотр в 2021 году, и кто обязан проверять авто, все еще актуален и ответ на него однозначен: техосмотр нужен, но проходить его должны не все транспортные средства. Эта процедура не требуется новым машинам категории В, мотоциклам и прицепам, которые были изготовлены менее трех лет назад.
Для всех остальных технический осмотр обязателен. Он необходим, прежде всего, для того, чтобы убедиться в том, что использование автомобиля абсолютно безопасно. Во время осуществления операции техосмотра обнаруживаются все неисправности транспорта, которые затем можно вовремя устранить.
Кроме того, технический осмотр обязательно проходить перед получением полиса ОСАГО. Сегодня купить его получится, только имея на руках соответствующие бумаги. Обладая страховкой, водитель может не возить техосмотр с собой, и его не надо предъявлять, когда сотрудники ГИБДД будут проверять документацию.
Рассеиватели фар
19. Разрушения и отсутствие рассеивателей световых приборов не допускаются
19. Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.
Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011.
В случае установки оптических элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011, подтверждение этого соответствия должно производиться в соответствии с разделом 9 приложения N 9 к ТР ТС 018/2011
В данном пункте добавлены следующие новые требования:
- Рассеиватель фары не должен быть загрязнен. Поскольку рассеиватель — это внешнее стекло фары и на него часто попадает грязь, рекомендую перед прохождением техосмотра дополнительно помыть или протереть фары.
- Запрещается установка на фары дополнительных деталей и пленок. Например, если имеет место тонировка фар, то автомобиль не пройдет техосмотр.
Видеофиксация прохождения ТО
В декабре 2021 года парламентариями в первом чтении принят законопроект, ориентированный на совершенствование процедуры техосмотра автомобильного транспорта. Одним из главных нововведений в ФЗ за №170 «О техосмотре» является новое понятие «диагностическая линия» как специализированная площадка, оборудованная средствами технического осмотра, включая средства фото- и видеофиксации прохождения проверки. Фото- и видеоматериалы помогут подтвердить достоверность проведения диагностики.
Оформляться карты будут на электронном носителе с отметкой эксперта в виде электронной подписи, с указанием геолокации ТС, номеров, времени начала и завершения технического диагностирования, что позволит свести к минимуму вероятность выдачи подделок. Те же требования будут предъявляться к передвижным диагностическим линиям. Диагностическая карта будет храниться в едином автоматизированном информационном банке ТО на основании ст. 19 ФЗ За № 170.
Как утверждают парламентарии, введение видео- и фотофиксации не вызовет увеличение стоимости ТО. Поскольку владельцы транспортных средств заплатили за полисы ОСАГО, то техническое оснащение пунктов техосмотра предлагают возложить на плечи страховщиков. Предполагается сертификация станций ТО, согласно требованиям Минэкономразвития, чтобы автовладельцам стала понятна и доступна процедура прохождения техосмотра.
Фары
23. Источники света в фарах должны соответствовать требованиям пункта 3.8.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
23. Нижеперечисленные компоненты транспортных средств согласно их типу должны соответствовать требованиям пунктов приложения N 8 к ТР ТС 018/2011: светоотражающая маркировка — пункту 3.7; фары ближнего и дальнего света и противотуманные — пункту 3.8.1; источники света в фарах — пункту 3.8.2
Итак, вводятся новые требования к светоотражающей маркировке и к фарам:
3.7. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.
3.8.1. Форма, цвет и размер фар должны быть одинаковыми, а расположение — симметричным.
Стеклоочистители
24. Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем и хотя бы одной форсункой стеклоомывателя ветрового стекла
24. Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны. Не допускается демонтаж предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей
Ранее техосмотр можно было пройти, если на автомобиле был установлен хотя бы один стеклоочиститель и хотя бы один стеклоомыватель. При этом их работоспособность не проверялась.
Начиная с 22 февраля 2021 года будут проверяться все стеклоочистители и стеклоомыватели, установленные при производстве автомобиля. Если хотя бы один из них не работает (например, задний), то техосмотр пройти не удастся.
Изменения в диагностической карте
Подвергся изменениям и сам бланк заполнения при ТО, диагностическая карта. Поэтому если вам выдадут бланк с иными, добавленными графами, помните: это не попытка автоцентра получить с вас больше денег, а так того требуют новые поправки.
Не стоит вступать с сотрудниками в спор, доказывая, что «год назад в этом же центре аптечку не требовали». Или же доказывая, что «пять капель из гидроусилителя – не трагедия». Может, и так, но автосалон буквально отвечает аккредитацией за каждый техосмотр и поэтому просто не может позволить несоответствие новому закону. Чтобы изучить новую диагностическую карту заранее, скачайте приложение №3 к актуальны правилам техосмотра. Между прочим, отсутствие печати – не ошибка, а еще одно новшество: теперь автосалон сам решает, ставить ее или нет. Все равно все данные о каждом визите заносятся в общую базу, их можно проверить даже при заказе страховки через интернет.
Ошипованные шины
32. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается
32. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается. Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства
Также на техосмотре будет проверяться, что все шины на автомобиле являются ошипованными или неошипованными. Напомню, что неправильное использование шин является нарушением ПДД.
Газобалонное оборудование (ГБО)
36. Система питания транспортных средств, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична. У транспортных средств, оснащенных такой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе дата действующего последующего освидетельствования. Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования
36. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать требованиям пункта 9.8 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
Ранее требования были перечислены в тексте правил технического осмотра, однако с 22 февраля документ ссылается на Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
При желании Вы можете самостоятельно изучить пункты 9.8 — 9.8.6.3, содержащие требования к ГБО, на этой странице.
Если говорить коротко, то:
- На каждый баллон нужен паспорт изготовителя.
- На баллоне должен быть указан серийный номер и обозначение «СНГ» или «КПГ».
- ГБО должно иметь свидетельство о проведении периодических испытаний.
- ГБО не должно иметь изменений конструкции.
- Нельзя использовать ГБО, если: срок освидетельствования истек; нарушено крепление ГБО; имеет место утечка газа.
Цена технического осмотра в 2021 году
Услуги, оказываемые оператором, оплачиваются согласно договору. Максимальная стоимость осмотра устанавливается государством и определяется в статье 16 ФЗ №170. Ее граница зависит от объема проделанных работ, категории транспорта, совершаемых манипуляций.
В каждом из субъектов РФ принят акт, регулирующий тарифы согласно «Методике расчета предельного размера оплаты проведения техосмотра». Эта методика не менялась с 2012 года, и в нее не включены конкретные суммы – только формулы для проведения расчета. Тариф, актуальный для Санкт-Петербурга – 881 рубль, для Москвы – 720 рублей. Чтобы узнать, во сколько обойдется технический осмотр авто в 2021 году в вашем населенном пункте, необходимо ознакомиться с постановлением местных представителей власти.
В некоторых российских регионах ввели льготы для незащищенных категорий населения при оплате проверки. Например, в Москве бесплатный техосмотр по талону доступен для владельцев автомобиля, прописанных в этом же городе (в расчет берется только одно ТС).
Льготы будут действовать для:
- людей с инвалидностью;
- мужчин от шестидесяти лет и женщины – от пятидесяти;
- Героев Советского Союза и России;
- Кавалеров Ордена Славы.
Знак аварийной остановки, аптечка огнетушитель
56. Транспортные средства должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки
56. Транспортные средства (кроме транспортных средств категорий O, L1 — L4) должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, а также медицинскими аптечками в соответствии с требованиями пунктов 11.1 и 11.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
Знак аварийной остановки теперь должен быть в наличии также и на транспортных средствах категорий L5, L6 и L7 (квардициклах и симметричных трехколесных мотоциклах).
Медицинская аптечка ранее не проверялась. С 22 февраля аптечка должна быть на симметричных трехколесных мотоциклах, квадрициклах, легковых автомобилях, грузовых автомобилях, автобусах. Причем автобусы (M2 и M3) должны иметь 3 аптечки, а все остальные транспортные средства — одну.
Примечание. Содержимое аптечки не должно быть просроченным.
58. Транспортные средства категорий M1 и N должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 литров, транспортные средства категорий M2 и M3 — 2 огнетушителями, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй — в пассажирском салоне (кузове). Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен
58. Транспортные средства должны быть укомплектованы огнетушителями в соответствии с требованиями пункта 11.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
Новые требования к огнетушителям:
- М1 — легковые автомобили — 1 огнетушитель объемом не менее 1 литра (ранее — 2 литра).
- M2, M3 — автобусы — 1 огнетушитель объемом не мене 2 литра (ранее — 2 огнетушителя).
- N — грузовики — 1 огнетушитель объемом не мене 2 литра.
- Двухэтажные ТС — дополнительный огнетушитель на втором этаже.
Особенности техосмотра мотоцикла и других транспортных средств
Мотоциклы и квадроциклы
Такие транспортные средства:
- не старше трех лет – не проходят ТО;
- от трех до семи лет – ТО раз в два года;
- от семи лет – каждый год.
Праворульные
Вопросы, касающиеся технического осмотра праворульных авто, сводятся, как правило, к тормозам и регулировке фар, как и с обычными легковыми авто. Если говорить о тормозах, существует некоторое несоответствие в настройках, однако, при правильной проверке, это никак не отразится на безопасности езды.
Касательно фар: оптика автомобилей, произведенных для передвижения по дорогам с левосторонним движением, светит несколько иначе, поэтому в темное время может оказывать воздействие на водителей каких-либо машин, едущих навстречу. Это решается грамотной адаптацией фар во время техосмотра для легковых автомобилей с рулем, расположенным справа.
Такси
Технический осмотр легковых и грузовых такси имеет некоторые отличия.
Легковое:
- если ему менее трех лет – не проверяется;
- далее – проверяется не реже, чем раз в полгода.
Грузовое:
- не проверяется такси, изготовленное менее трех лет назад;
- с периодом эксплуатации от трех до семи лет – проверка раз в два года;
- более семи лет – раз в год.
Грузовики
Грузовой автомобиль тоннажем более трех с половиной тонн должен проверяться каждый год. Если в нем перевозят опасные грузы, периодичность составляет раз в шесть месяцев.
Прицеп
При техосмотре для прицепа легкового автомобиля в 2021 году особое внимание уделяется следующим параметрам:
- исправность сцепки;
- состояние цепей и тросов;
- исправность тормозной системы;
- соответствие работы колес, рамы и рессор нормативам;
- исправность работы светосигнальной системы.
Автобус
Требования и процедура прохождения осмотра автобуса практически ничем не отличается от проверки легкового автомобиля. Единственная проблема – не всякая станция может принять для диагностики автобус, поэтому такой нюанс нужно решать заранее.
Машины с газовыми установками
Транспортное средство с установленным ГБО, не прошедшим процедуру регистрации, не допускается к эксплуатации. Водители, в ТС которых было выявлено данное нарушение, будут вынуждены оплатить штраф.
Водитель, который следит за состоянием собственного автомобиля, без проблем пройдет технический осмотр в 2021 году. Данную процедуру необходимо воспринимать как неплохую возможность своевременного выявления неполадок и их устранения без неприятных последствий.
Утечка масел и рабочих жидкостей
65. Каплепадение, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту, масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается
65. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается
Обратите внимание, из данного пункта исключена фраза «более 20 капель в минуту». То есть при наличии любой течи в одной из систем автомобиля пройти техосмотр не удастся.
Изменение конструкции ТС
68. Изменения в конструкции транспортного средства, внесенные в нарушение требований, установленных разделом 4 главы V ТР ТС 018/2011, не допускаются
Изменение конструкции транспортного средства подробно рассмотрено в этой статье. В данном случае остается отметить лишь то, что если на автомобиле установлены какие-то нестандартные компоненты и информация о них не внесена в свидетельство о регистрации, то пройти техосмотр не удастся.
Штрафы
Отсутствие карты диагностики влечет взыскание штрафа на отдельные категории водителей (ст. 12.1 КоАП РФ). К ним относятся водители такси, автобусов и грузового транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров больше восьми человек, а также транспортировки опасных грузов. Первое нарушение — наложение штрафа в 500 рублей, повторное — 800 рублей. Штраф налагается на водителя, а не на собственника автотранспорта. Водители других ТС административной ответственности, согласно ст. 12.1 КоАП РФ, не подлежат.
Вам будет интересно изучить штраф за отсутствие страховки ОСАГО.
Новые правила ОСАГО и техосмотра предусматривают возмещение оператором ТО в полном объеме вреда автовладельцу либо третьим лицам, если авария произошла из-за неисправного техсостояния автомобиля (ст. 24 ФЗ за № 170). Госдумой подготовлены коррективы статей Административного и Уголовного кодексов РФ в части наказания к нарушителям процедуры ТО.
Согласно поправкам за нарушение регистрации или за выдачу фальшивой карты будут наложены следующие штрафные санкции:
- на должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей;
- для юрлиц от 100 000 до 300 000 рублей.
Уголовное наказание будет предусмотрено за организацию ТО без обязательной аккредитации оператора, за это преступление предусмотрен тюремный срок до пяти лет. Квалифицироваться действия будут по ст. 171 УК РФ — незаконное предпринимательство.
Физлица (водители), управляющие автотранспортом без карты диагностики, будут штрафоваться на сумму 2000 рублей (вместо 800). Неприятно то, что штрафовать могут не однократно, а раз в сутки, что выльется в круглую сумму для водителя.
Если выдадут карту диагностики без ТО, то планируется ввести штрафы на:
- должностное лицо — 20 000 рублей;
- на юрлицо — до полумиллиона рублей.