ДТП может случиться с каждым автовладельцем, независимо от его опыта и знаний ПДД. В случае аварии пострадавшая сторона может требовать компенсацию в полном объеме со страховой компании.
Согласно законодательству, гражданин РФ не имеет право управлять транспортным средством без соответствующего полиса страхования. Кроме того, такие автомобили не подлежат государственной регистрации, при нарушении закона с виновного взимается административный штраф. Соблюдение условий страхования контролируется государственными органами и законодательными документами.
Несмотря на это довольно часто возникают судебные разбирательства со страховыми компаниями (СК) по поводу возмещения убытков.
Какими законами руководствуется суд?
Действующие нормативные акты по ОСАГО:
- Конституция РФ.
- Федеральный закон № 40-ФЗ от 2002 г. об обязательном страховании автовладельцев.
- Закон № 223-ФЗ от 2014 г, в котором прописаны поправки к предыдущему закону.
- Закон о защите прав потребителей N 2300-1.
- Положение Центробанка 2014 г. N 432-П о единой методике расчета на восстановительный ремонт.
- Правила технической экспертизы N 433-П, утвержденные Центробанком в 2014г.
Регресс
Согласно законодательству, страховая компания после выплаты компенсации пострадавшей стороне в аварии может предъявить регрессивный иск к виновному водителю. На деле страховщики отказывают водителям в выплате при наличии причин, предполагающих регресс.
Если водитель действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, либо за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис ОСАГО, то надеяться на решение в пользу водителя не стоит. В таком случае страховые компании выиграют это дело.
Также различные решения выносятся по вопросу о том, в отношении кого назначается регресс – владельца транспортного средства, который допустил к управлению автомобилем лицо, не внесенное в страховой полис, или самого водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Пока что существует тенденция принимать решение, что возмещать денежные средства по регрессивному иску должен водитель, управлявший автомобилем.
Общие положения
При оформлении полиса между страхователем и автовладельцем подписывается договор, в котором указаны возможные страховые случаи. В нем прописываются и те ситуации, когда СК снимает с себя всю ответственность. Почему же тогда существует судебная практика по ОСАГО?
Дело в том, что суд чаще встает на защиту пострадавшей стороны и принимает решения, не учитывая условия договора. В результате страховщики выплачивают компенсацию в полном объеме. Кроме того, возросло количество мошенников, которые нанимают юристов и получают от СК неположенную им компенсацию. При этом потерпевшие остаются без денег либо получают минимальную сумму.
Учитывая эту проблему, Верховный суд внес ряд изменений в законодательство. Теперь судебное разбирательство проводится только после того, как гражданин лично подаст заявление в соответствующий орган. Выплата осуществляется не посреднику, а пострадавшему человеку. Это позволило минимизировать количество мошеннических случаев.
Чаще всего все разногласия между СК и страхователем решаются по соглашению, без привлечения судебных органов.
При задержке выплаты по ОСАГО более 20 дней страховая компания выплачивает неустойку в размере 1%. Если СК нарушает сроки выдачи отказа, ей начисляется штраф 0,05%. Штрафные санкции вступают в силу с 21 дня после того, как клиент отнес документы в компанию.
Суд со страховой компанией по ОСАГО
После того, как государство обязало всех автовладельцев страховать свои автомобили по системе ОСАГО, многие были уверены в том, что наконец-то автолюбители получат гарантированную защиту в случае попадания в неблагоприятные дорожные происшествия.
Только вот на деле «гарантированная защита» превратилась в активное противодействие со стороны страховых компаний, которые стремятся заплатить как можно меньше, или же вообще отказать в совершении выплат. Причем зачастую для этого используются откровенно мошеннические схемы, и нарушение действующего законодательства.
Как показывает практика, даже если автолюбитель, который попал в аварию и был признан пострадавшей стороной, подает в страховую все необходимые документы для оформления страхового возмещения, сталкивается с тем, что страховщики усиленно затягивают все сроки выплат, тем самым идя на серьезные нарушения законодательства.
К тому же, страховщики делают все возможное, чтобы выплатить как можно меньшую компенсацию, или же вообще найти любые предлоги для отказа. Как итог — ситуация приобретает характер конфликта, и зачастую поиск решения становится невозможным без участия судебных инстанций.
Как показывает статистика, большинство автолюбителей крайне негативно воспринимают необходимость обращения в суд. Они уверены в том, что не смогут ничего доказать, и потому только потратят лишние деньги и лишатся свободного времени. Но это совершенно не так.
Суд в основном встает на сторону потерпевшего, и потому вероятность одержать верх над страховщиками — очень высокая. Конечно же, самостоятельно это сделать невозможно, но если привлечь к процессу квалифицированного юриста, который обладает необходимыми знаниями и умениями для полноценной защиты интересов, то в таком случае шансы приструнить самоуправство страховщиков резко возрастают.
Помощь юриста необходима в первую очередь для того, чтобы избежать ошибок и неточностей, которые могут существенно повлиять на исход процесса.
Стоит отметить, что если исковое заявление составлено неверно, или же не предоставлены какие-то важные документы, то суд имеет полное право отказать в удовлетворении иска. Чтобы не столкнуться с этой проблемой на практике, необходимо сразу же привлечь к процессу квалифицированного адвоката.
Пример искового заявления к страховой компании. Об иске к страховой компании по ОСАГО читайте тут.
О выкупе страховых дел вы можете узнать по этой ссылке:
Автоюрист поможет грамотно составить исковое заявление и выставить претензии к страховой компании, при этом ссылаясь на действующее законодательство. Кроме того, юрист поможет рассчитать калькуляцию страховой компенсации, при этом объясняя те или иные суммы. Немаловажную помощь юрист окажет при проведении независимой экспертизы, которая является основой для подачи иска.
Ни для кого не секрет, что страховщики зачастую направляют автовладельца на экспертизу к заинтересованным лицам, которые сотрудничают со страховой компанией, и потому по ее просьбе не всегда могут быть честными и справедливыми. При помощи юриста вы сможете провести дополнительную оценку состояния своего автомобиля, которая поможет добиться справедливости.
Важно! Если суд будет сомневаться в правильности оценки независимого эксперта, предоставленной как страховщиком, так и собственником машины, то он имеет право назначить дополнительную экспертизу, по результатам которой и будет вынесен окончательный вердикт.
С какими вопросами можно обращаться в суд в качестве истца по ОСАГО?
- Компенсация, назначенная СК, не соответствует понесенным убыткам. Если размер ущерба превышает назначенную сумму выплаты, следует провести независимую экспертизу и с ее результатами обратиться в суд.
- СК оттягивает принятие решения, не выплачивает причитающуюся сумму в срок или погашает убытки лишь частично.
- Страховщик ответил отказом на претензию, например, не счел аварию страховым случаем. Неправомерные действия компании являются нарушением прав потребителя.
- Сумма ущерба намного выше той, которая допустима по страховке. В этом случае разница взимается с виновника происшествия в судебном порядке.
Помимо этого страхователи обращаются в суд и по другим поводам:
- возмещение затрат на лечение;
- возмещение морального ущерба, если будет доказано, что пострадавший получил неврологическое заболевание или психологическую травму;
- оплата услуг нотариуса и автоюриста;
- возврат денежных средств за экспертизу и госпошлину;
- возмещение расходов, возникших при эвакуации и хранении поврежденного автомобиля;
- прочие издержки, связанные с судом.
В том случае, если потерпевший не подал заявление в СК в установленный срок, он также может обратиться в судебную инстанцию. Согласно законодательству, сроки давности по исковым заявлениям о причитающейся компенсации составляют 3 года. Однако юристы советуют подавать документы как можно раньше. В противном случае страховщик может отказаться от выплат, мотивируя это нарушением сроков со стороны истца.
Обратите внимание! Закон ОСАГО не предусматривает денежные выплаты виновнику аварии. Перед тем, как подать исковое заявление, гражданин должен уведомить страховую компанию о своем несогласии с назначенной суммой выплат. Без этого условия суд рассматривать дело не будет. Все разногласия желательно урегулировать в досудебном порядке.
Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел
В силу того, что перечень страховых случаев достаточно обширен, перечислить все обстоятельства, которые могут привести к выплатам по полису автогражданской ответственности просто невозможно.
Если говорить очень обобщенно, то можно сказать, что к страховому случаю по полису автогражданской ответственности, относятся все обстоятельства, когда гражданин имеющий полис автогражданской ответственности управляя своим ТС, причинил вред здоровью и жизни другого лица, либо же причинил вред имуществу третьих лиц.
Компенсационные выплаты по страховым случаям — это единовременная выплата, либо же ремонт авто за счет СК. Также важно понимать, что есть ряд установленных оснований, по которым выплаты по полису автогражданской ответственности не производятся.
ВАЖНО: Что касается размера компенсационной выплаты, то она устанавливается законом и выше определенного лимита быть не может.
Размер компенсационной выплаты по полису автогражданской ответственности составляет 400 тыс.руб. — по возмещению вреда имуществу. При возмещении вреда причиненного здоровью и жизни потерпевшего — лимит составляет 500 тыс.руб.
Для определения базового понятия страхового случая и автогражданки в целом, используется два основных критерия:
- Объектом, который страхует полис автогражданской ответственности является ваша ответственность за причиненный ущерб перед третьими лицами.
- Субъектом же страхования считается движение ТС по определенной территории РФ.
Страховым случаем исходя из данных двух критериев считается факт причинения вреда другому ТС, имуществу, жизни или здоровью потерпевшего(их) в результате передвижения автомобиля виновного лица по предусмотренной для этого территории (дорогам).
То есть для того, чтобы СК признала ваш случай подлежащим оплате, необходима совокупность нескольких факторов:
- Факт наличия у виновного лица действующего полиса автогражданской ответственности.
- Во время происшествия автомобиль виновного лица должен находиться в движении.
- Факт того, что в результате происшествия виновный нанес вред потерпевшему.
Как вы понимаете не всякое происшествие, которое связано с использованием транспортных средств, может быть признано страховой организацией страховым случаем подлежащим компенсации.
Вам необходимо знать, что автогражданка страхует только вашу ответственность перед пострадавшими, а для страхования вашего имущества есть другие виды страхования.
Срок рассмотрения дела регулируется действующим законодательством и составляет 20 календарных дней. Но чем быстрее вы подадите заявление на выплату и приложите к нему все необходимые в данном случае документы, тем быстрее СК оплатит вам компенсацию.
Для того чтобы СК произвела выплаты компенсации вы должны точно и в правильной последовательности выполнить нужные для этого действия после, того как с вами произошло ДТП.
Существует три основных этапа данного процесса:
- Действия, которые вы должны совершить оформляя ДТП на месте аварии.
- Получение документов и анализ случая в отделении ГИБДД.
- Написание заявления в СК и получение своей компенсационной выплаты.
Согласно требованиям ПДД, в случае аварии шофер обязан сразу же остановиться. Необходимо также выключить сигнализацию и мотор авто. После этого водителю необходимо выставить на дороге специальный аварийный знак. Знак должен быть расположен не менее чем в 15 метрах до места аварии.
Если в ДТП есть пострадавшие, то им следует немедленно оказать помощь и при необходимости вызвать на место ДТП скорую помощь. И уже после этого вы должны вызвать на место ДТП сотрудников автоинспекции.
ВНИМАНИЕ: Пока сотрудники ГИБДД едут на место происшествия, вы не должны менять место расположение своего ТС, а также ни в коем случае нельзя трогать те детали, которые находятся на дорожном полотне, так как они будут необходимы следователю для того чтобы определить виновного в произошедшей ситуации.
В то время когда сотрудники ГИБДД едут на место произошедшей аварии вы можете позвонить в свою СК и сообщить им об инциденте. Сотрудники СК расскажут вам о том, как действовать в данной ситуации дальше.
Чем быстрее вы откроете дело о произошедшем страховом случае, тем быстрее получите возмещение ущерба.
Помимо этого постарайтесь найти очевидцев произошедшего и постарайтесь взять у них координаты. Найти таких свидетелей порой бывает не просто.
И конечно не следует забывать и о другом участнике аварии. Обязательно запишите номер его ТС, а также номер телефона и адрес регистрации.Если есть запись происшествия на видеорегистраторе, то это вам будет дополнительным плюсом.
Если у вас нет в машине видеорегистратора, то возможно он есть у очевидцев происшествия или же у другого участника ДТП.
Постарайтесь делать все максимально четко и быстро.
Также вам будет необходимо заполнить специальный бланк извещения о ДТП вместе с другим участником аварии. Данный бланк будет в последующем прилагаться к заявлению на выплату.
Внимательно осмотрите свое авто и проверьте чтобы все повреждения, которые получило ТС в следствии ДТП были внесены в протокол осмотра.
Когда сотрудники ГИБДД будут осматривать место аварии, то постарайтесь не теряться и отвечать на возникающие у них вопросы четко и лаконично.
На месте аварии сотрудники автоинспекции произведут все необходимые замеры, а также составят схему ДТП. Чаще всего виновного сотрудники ГИБДД определяются сразу на месте, но никакие бумаги на месте происшествия, как правило, не выдаются.
За ними вам придется проехать в отдел ГИБДД.
В отделении оба участника аварийной ситуации заполнят спец. бланки и получат на руки документы о происшествии. Не следует восстанавливать свое авто на протяжении всего периода разбирательства.
ВАЖНО: Все участники ДТП опрашиваются по отдельности.
Несмотря на описанную выше практику защиты судами позиции страхователя, не всегда спорные ситуации решаются в пользу клиентов. Проводимый в ходе судебных разбирательств детальный анализ правомерности действий и законность тех или иных правил, указанных в договоре, заканчивается обоснованным отказом в удовлетворении иска страхователя. Ниже мы рассмотрим некоторые конкретные случаи из практики.
Решение по случаю отказа в выплате по КАСКО в связи с признанием договора недействительным
Истец, оформивший полис КАСКО в , получил отказ от возмещения по случаю хищения транспортного средства. В данном случае страховая компания выступила со встречным иском о признании договора недействительным ввиду введения в заблуждение и сообщения клиентом ложных сведений в процессе оформления КАСКО.
При рассмотрении дела страховщик доказал, что на момент приобретения полиса клиент заявил о наличии противоугонного спутникового оборудования в автомобиле. Фактически же, на момент получения КАСКО, договор по обслуживанию противоугонного устройства уже не действовал. Данная причина послужила поводом для признания договора недействительным, а клиенту было отказано в выплате по КАСКО решением суда.
Решение по отказу в выплате из-за несвоевременного уведомления
Гражданин подал иск на организацию «Русские страховые традиции» с требованием взыскать возмещение по полису КАСКО. После повреждения автомобиля в ДТП гражданин не уведомил о наступлении страхового случая компанию в сроки, установленные в договоре. В результате компания отказала ему в выплате возмещения на основании несвоевременности уведомления, и невозможности проверить истинность обстоятельств аварии.
В ходе судебного заседания истец предоставил неопровержимые доказательства о соответствии события страховому случаю (документы, протокол ГИБДД). Суд вынес постановление о взыскании страхового возмещения по иску в полном объеме.
Решение по отказу в выплате из-за просрочки платежа по КАСКО
Несоблюдение сроков графика оплаты страховых взносов не является основанием для расторжения договора и не освобождает компанию от обязательств в выплате ущерба. Иск владельца автомобиля, застрахованного по полису КАСКО, был удовлетворен, а компенсация за ущерб, полученный при ДТП, истребована с ответчика. Доводы организации относительно ничтожности договора вследствие наличия просроченного платежа суд счел неправомочными.
Решение при отказе от ремонта на СТО страховщика
При отказе клиента от ремонта и восстановления автомобиля после ДТП в автосервисе, выбранном страховой компанией, последняя не стала производить выплату денежной компенсации на ремонт транспортного средства в альтернативном сервисном центре.
Отказ компании от выплаты возмещения суд счел необоснованным, и владелец страхового полиса КАСКО оказался вправе выбрать способ взыскания возмещения по ущербу, вне зависимости от того, что прописано в соответствующих пунктах договора по КАСКО.
Можно решать все вопросы, не доводя до судебного разбирательства. Для этого автовладельцу следует обратиться к своему страховщику, либо страховщику виновной в аварийном столкновении стороны.
Хотя на сегодня функции страховых компаний налажены настолько четко, что теперь нет необходимости тревожить страховщика водителя-виновника. Достаточно написать заявление в свою страховую компанию с просьбой, получить взыскание УТС по ОСАГО.
Всего выделяют несколько основных причин, почему появляется необходимость обращаться в судебную инстанцию, чтобы получить суммы утраченной товарной цены машины:
- Страховщик наотрез отказывается принять заявление автовладельца, где выражена просьба об УТС по ОСАГО.
- Компания приняла на рассмотрение заявление или претензию, но выполнять отказалась – ответ не присылает.
- После поданной претензии (или заявления) клиент получает необоснованный отказ.
- В ответ на претензию прислан обоснованный отказ, но страхователь-клиент с ним не соглашается.
- Страховщик недоплатил компенсационные суммы.
- Получено согласие после рассмотрения претензии, но наблюдается задержка в выплатах.
- Водителю вменяют вину, тогда как есть веские доказательства его невиновности в ДТП и что он, наоборот, является пострадавшей стороной.
- В сумме с иными видами сумм (ущербов) компенсация не превышает самую большую сумму выплат, который установлен по закону, но страховщик утверждает обратное.
- Машина не старая и не имела большого износа (более 50-60%), но страховая компания настаивает на обратном.
- Страховщик отказывается признавать законодательный постулат о том, что УТС – э то реальный ущерб, подлежащий восполнению в денежном выражении.
- арбитражная судебная инстанция;
- судебные инстанции общей юрисдикции.
Что следует знать перед обращением в судебные органы?
Страховой случай наступает тогда, когда клиент СК попал в ДТП. Согласно новым правилам, пострадавший должен предъявить страховщику в 5-дневный срок документы, подтверждающие его права на компенсацию. Обращаться можно в свою страховую компанию или СК виновника происшествия.
Если в ДТП пострадало физическое лицо, ему следует просить помощи в суде общей юрисдикции, предприниматели должны подавать иски в арбитражные инстанции.
Список документов для подачи в СК:
- заявление на имя руководителя страховой компании;
- удостоверение личности страхователя;
- паспорт пострадавшего авто;
- протокол ДТП, подписанный сотрудниками ГИБДД;
- акт осмотра пострадавшего ТС;
- чеки на прочие денежные расходы.
К своему страховщику можно обращаться, если в аварии пострадало только 2 автомобиля, не был причинен существенный вред здоровью, оба автовладельца имеют полис ОСАГО. Во всех остальных вариантах подавать заявление нужно на СК, которая выдала полис виновнику аварии.
Истец в суде должен предъявить документы, доказывающие неправомерные действия СК. В первую очередь следует приложить ответ страховщика, в котором написана причина отказа. Также нужен акт приема и передачи документов в страховую компанию, где указана дата обращения. Постановление независимой экспертизы необходимо для того, чтобы доказать занижение суммы выплаты со стороны страхователя. Могут потребоваться и другие доказательства, например, показания свидетелей, запить видеорегистратора.
Судебная практика в 2021 году
На сегодняшний день судебных разбирательств с виновниками ДТП стало только больше. Потерпевшие узнают свои права и подают иски, ведь срок исковой давности 3 года с момента ДТП. В основном, как уже говорилось ранее, суд удовлетворяет такие иски, поскольку в данный момент у нас такое законодательство.
В качестве примера, представим вам дело, в котором суд первой инстанции отказал во взыскании разницы с виновника, но суд апелляционной инстанции это исправил. Апелляционное определение размещено на сайте Ленинградского областного суда.
Каких экспертов можно привлекать?
Оценку повреждений обычно осуществляет сама страховая компания. Как правило, для этого привлекается эксперт-техник, имеющий специальную подготовку и аттестат. В других случаях она выдает направление для проведения независимой экспертизы.
Если страховщик не оценил ущерб, то клиент вправе обратиться в другую инстанцию и провести осмотр поврежденного авто собственными силами.
Совет: Желательно самому обратиться в автосервис для определения износа ТС, поскольку от результатов экспертизы зависит денежная выплата.
Нередко размеры ущерба, определенные страховой компанией и независимым экспертом, не совпадают. Это является основанием для обращения в суд. Может случиться так, что сумма износа автомобиля превышает максимум, установленный в полисе ОСАГО. Разница обычно взыскивается с виновника происшествия.
ВС обобщил судебную практику по делам об ОСАГО
22 июня Верховный Суд (ВС) утвердил обзор судебной практики по спорам, связанным с ОСАГО. ВС обобщил дела, которые рассматривали суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Документ из 48 страниц содержит 5 глав:
- Процессуальные вопросы;
- Страховой договор;
- Суброгация;
- Страховая выплата;
- Ответственность страховщика.
Больше всего случаев представлено в пункте «страховая выплата». Споры о взыскании страховой выплаты, об оспаривании размера выплаченной суммы, о взыскании санкции за несоблюдение срока направления мотивированного отказа в выплате, о взыскании неустойки за нарушение срока выплаты, о взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего формируют основную судебных дел.
Например, ВС РФ разъяснил, что автовладелец вправе взыскать расходы на проведение независимой экспертизы ТС со страховщика, если тот необходимое исследование не провёл.
Ситуация (по материалам практики Арбитражного суда Московского округа, Арбитражного суда Уральского округа, Липецкого областного суда):
Индивидуальный предприниматель Х. подал иск на страховую о взыскании возмещения в виде стоимости восстановительного ремонта транспортного средства и расходов на оценку ущерба.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично. Ответчик должен был возместить сумму страхового возмещения. В возмещении расходов на проведение независимой экспертизы суд отказал. Аргумент – эти расходы входят в лимит страхового возмещения, соответственно, взыскать их нельзя. Апелляция поддержала решение.
А вот суд кассационной инстанции судебные акты нижестоящих инстанций отменил и удовлетворил требования в полном объеме.
Аргументация суда:
Исходя из положений пунктов 10-12 статьи 12 Закона об ОСАГО, при причинении вреда транспортному средству потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан подать заявление о страховой выплате и представить для осмотра поврежденное транспортное средство, а страховщик ‒ осмотреть его, а в случае необходимости ‒ организовать независимую экспертизу.
Истец отправил телеграмму в адрес страховой компании с просьбой об осмотре поврежденного автомобиля и о возмещении убытков. Страховщик в положенный для этого срок независимую экспертизу не провёл и страховое возмещение не выплатил.
Истец самостоятельно заключил договор о проведении независимой экспертизы. В соответствии с абзацем вторым пункта 13 статьи 12 Закона об ОСАГО: если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный законом срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). Что собственно истец и сделал.
В этом случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.
Статья 12 Закона об ОСАГО, которая устанавливает размер и порядок подлежащих возмещению расходов при причинении вреда имуществу потерпевшего, указывает, что стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования (пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО).
При этом расходы на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, поскольку они должны быть понесены при осуществлении страховщиком обычной хозяйственной деятельности.
Истцу пришлось понести расходы на экспертизу из-за того, что ответчик не исполнил свою обязанность. Следовательно, стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой должна быть произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком, а не в состав страховой выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Смотреть текст обзора судебной практики ВС РФ по делам, связанных с ОСАГО.
Позиция Верховного суда
В 2021 году Верховный суд по ОСАГО выпустил обзор споров по автогражданке. Были выделены наиболее значимые позиции:
- Страховщик вправе сделать прямое возмещение убытков, если автомобиль пострадал в ДТП от прямого столкновения с другим транспортным средством, имеющим страховку.
- Все претензии от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на ТС экономическую деятельность, рассматриваются через арбитраж.
- При возникновении споров между организацией, осуществившей прямые выплаты пострадавшему, и компанией, застраховавшей виновника ДТП, все разногласия должны решаться в досудебном порядке.
- При одновременной подаче заявления на возмещение компенсации, неустойки и штрафа, досудебный конфликт считается разрешенным, если была выплачена хотя бы компенсация.
- Если водитель управлял транспортным средством по доверенности или договору аренды, выплата ему не полагается.
Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!
Мнение эксперта
Волков Александр Георгиевич
Юрист-консульт с 8-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в составлении договоров.
Ситуации, когда к виновнику ДТП с требованиями заплатить обращаются страховщики, не редкость. Такие требования бывают либо в порядке регресса, либо в порядке суброгации.
Регрессные требования вытекают из Закона об ОСАГО. В статье 14 прямо прописаны ситуации, когда виновник будет оплачивать причиненный ущерб, который за него возместил страховщик.
Например, когда он скрылся с места аварии или же находился в состоянии опьянения. Также регресс ждет тех, кто не был вписан в полис как водитель, допущенный к управлению авто, или когда договор ОСАГО был заключен на определенный период, но ДТП произошло в другое время.
Суброгация – это когда возмещение ущерба требует страховщик потерпевшего, а не виновника. То есть в случае, когда у потерпевшего было КАСКО.
Возместив весь ущерб, страховая компания приобретает такое же право требовать выплатить ущерб, причем без учета износа, как если бы с виновника требовал сам потерпевший. В такой ситуации необходимо смотреть, что там чинил и ремонтировал страховщик по КАСКО, ведь в счет могут попасть детали, которые и не пострадали в ДТП.
Но ситуация омрачается тем, что у виновника может не быть фотографий поврежденного авто и деталей, чтобы предметно спорить со страховщиком и проводить экспертизу.
Важно еще знать, что ущерб без учета износа, а фактически разницу между стоимостью ремонта по рынку и по ОСАГО нужно считать не по ценам дилера, а по среднерыночным ценам в регионе. Это особенно актуально для ситуаций с КАСКО, так как во многих договорах, возмещение осуществляется путем ремонта у официалов.
Утраченный заработок
Еще один спорных вопрос – утраченный заработок. Считается, что невозможность исполнять свои обязанности после аварийной ситуации влечет за собой потерю заработной платы. Так как это прямое следствие наступившего страхового случая, то и возмещать ущерб должна страховая компания.
Страховщикам это невыгодно. Поэтому они всегда стараются отказать в выплате, обосновывается это пособиями в качестве компенсаций и отсутствием медицинской экспертизы. В таких ситуациях судьи, как правило, выносят решение в пользу водителя. Согласно определению Верховного суда, нет необходимости ни в каких экспертизах. При предъявлении заявления на возмещение утраченного заработка подразумевается, что пособие не должно быть включено в сумму компенсации по ущербу. Это правило действует даже при превышении лимита в 500 тысяч рублей.
Полис ОСАГО поддельный
Поддельный страховой полис – крайне распространенное явление, поэтому и судебная практика обширная. Доказывать, что полис не является оригинальным или поддельным должна страховая компания.
Отказ в выплате может быть обоснован только в случае убедительных доказательств злого умысла со стороны водителя при оформлении страхового полиса. Часто автолюбители становятся просто жертвами мошенников. Имеются в практике ситуации, отказ в которых обоснован заявлением страховой компанией и краже бланков в момент, когда водители пользовались поддельными полисами. Если таковой обнаружится при дорожно-транспортном происшествии, то выплачивать компенсации будет виновный водитель.