ДТП с участием пешехода – неизбежное явление современности, которое может произойти по вине водителя или переходящего дорогу человека. В любом случае ситуация является крайне неприятной и требующей незамедлительных действий, чтобы помочь пострадавшему. Если факт наезда произошел, а определение виновного – спорный момент, следует обратиться к законодательной базе. Она подробно и четко объясняет, кто и почему должен нести ответственность и в каком виде осуществляется наказание. Об этом в 2020 году будет не лишне знать тем, кто постоянно находится за рулем.
ДТП с участием пешехода
Согласно настоящим правилам, факт наезда на пешехода подтверждается только при столкновении механического транспортного средства с человеком, в результате чего одна или обе стороны ДТП получают моральный или материальный ущерб. Причем учитываются в данном случае даже самые незначительные травмы, такие как вывих конечности, царапина, порез, гематома и т. д.
Произойти трагедия может на зебре, тротуаре, регулируемом перекрестке или же в зоне проезжей части, где пешее движение строго запрещено. Разница в том, что в первых двух случаях вина неоспоримо будет возложена на водителя, в то время как третий и четвертый варианты подразумевают более подробное рассмотрение ситуации. Что грозит автомобилисту за аварию на пешеходном переходе, в том числе и с летальным исходом, узнаем далее.
ДТП, когда виноват водитель
У водителя, по сравнению с пешеходом, гораздо чаще возникают ситуации, при которых он может стать виновником аварии. Это наезд:
- на регулируемом переходе. Чаще всего происходит из-за невнимательности или недостаточного обзора.
- на нерегулируемом переходе. Обычно вследствие того, что водитель вовремя не заметил либо сам переход, либо пешехода на нем.
- вне перехода. Наиболее распространен, когда водителем была сильно превышена скорость движения.
- при съезде с проезжей части или на повороте. Водитель не всегда помнит о своей обязанности уступить пешеходу, поэтому действует не достаточно внимательно, “зная” о своем приоритете.
- когда водитель находился в неадекватном состоянии (алкогольное либо наркотическое опьянение).
- во время неправильно совершенного обгона,
- из-за банальной невнимательности водителя, который мог отвлечься на телефонный разговор или отправление смс.
- если водитель плохо выспался перед дорогой и уснул за рулем.
- из-за неопытности водителя автомобиля.
- в виду технической неисправности машины. Дело в том, что ПДД установлен перечень неисправностей ТС, при которых не разрешается движение на автомобиле. Чтобы избежать аварии, перед выездом, водитель обязан хотя бы визуально проверить состояние автомобиля. В 97% случаев это является залогом безопасности на дороге.
Чтобы не произошло наезда на пешехода, водитель должен особенно обращать внимание на:
- машины, которые без видимых причин, снижают скорость на дороге. Зачастую это связано с тем, что они пропускают пешехода вне перехода и на нем.
- нерегулируемые пешеходные переходы во время передвижения за городом ночью. Пешеходы не всегда пользуются светоотражающими элементами и их можно не заметить.
- остановки общественного транспорта. Именно здесь пешеходы чаще всего не соблюдают ПДД и появляются на дороге совершенно неожиданно.
- припаркованные автомобили на обочинах дорог. Человека, который выходит из-за них, как правило, сложно заметить.
В опасных местах водителю лучше ехать со скоростью 20 км/ч, внимательно следя за поведением других участников движения.
Основные причины происшествий
Всего Госавтоинспекция РФ выделяет три группы факторов, при которых происходят ДТП с участием пешеходов:
- Невнимательность водителей;
- Беспечность пеших участников движения;
- Неправильная организация дорожного участка (отсутствие разметки, ограниченная видимость знаков и т. д.).
Внимание! В зависимости от перечисленных причин наезда на человека сотрудники ГИБДД определяют и степень ответственности для каждой из сторон конфликта.
Когда виноват водитель
Для того, чтобы водитель в полной мере взял на себя вину за ДТП на пешеходном переходе или тротуаре, происшествию должны предшествовать следующие обстоятельства:
- Несоблюдение скоростного режима;
- Техническая неисправность транспортного средства;
- Невнимательность автомобилиста (разговаривал по телефону, с пассажиром и т. д.);
- Игнорирование ПДД (обгон стоящего перед зеброй ТС, проезд перехода на красный сигнал светофора, выезд за пределы проезжей части и т. д.).
Но не исключены и такие ситуации, когда виновником аварии на зебре выступает сам пешеход. Поэтому очень важно не брать на себя преждевременную ответственность, и не скрываться с места происшествия до приезда инспекторов ГИБДД.
Когда виноват пешеход
Исходя из многолетней практики, Госавтоинспекция РФ может выделить следующие причины ДТП по вине пешехода:
- Пересечение контролируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора;
- Резкое появление на зебре (согласно настоящим правилам, человек должен ступать на переход исключительно спокойным шагом);
- Попытка перейти на противоположную часть дороги в непредусмотренном для этого месте.
Важно знать! Также, как и автомобилист, пострадавший гражданин будет отвечать за нанесенный им вред движимой собственности второго участника конфликта. Доказать вину пешехода водителю помогут свидетели, камеры наблюдения или же банальный видеорегистратор.
Вина пешехода
Эксперты анализируют такие случаи и приходят к неутешительным выводам. Исследовательские работы в этой сфере говорят о том, что чаще всего виновниками по факту являются пешеходы. Людям удобнее переходить проезжую часть не в положенных для этого местах. Некоторые думают, что водитель в любом случае обязан уступать дорогу, иные же руководствуются правилами дорожного движения, содержащими информацию о том, что права пешехода являются приоритетными.
Однако всегда стоит держать в голове то, что разные транспортные средства имеют разные показатели торможения, помимо этих показателей присутствует еще множество факторов, влияющих на исход происшествия.
Если опираться на анализ экспертов, можно сделать вывод, что происшествия из-за пешеходов происходят по причине:
- незнания правил дорожного движения;
- того, что часто пешеходы перебегают проезжую часть, не дожидаясь зеленого сигнала светофора;
- попыток успеть за уезжающим автобусом;
- того, что на одежде пешеходов нет специальных деталей, помогающих увидеть их в темноте;
- употребления алкоголя, и, как следствие, нетрезвого поведения;
- неудачных маневров, повлекших за собой попадание на капот ТС.
Изучим более детально случаи, в которых виновником происшествия становятся пешеходы.
Нарушение ПДД
Наиболее популярными причинами происшествий, как правило, являются переходы автомагистрали в неположенном для этого месте. Торопясь, пешеход перебегает дорогу в самом комфортном для него участке дороги, часто этими участками становятся места, находящиеся прямо перед движущимся автомобилем. Пешеходы могут не успеть перебежать дорогу, а водитель может отреагировать не так быстро, как требует того ситуация. Результаты такого столкновения могут быть очень печальными.
Зимой процент такого рода происшествий ощутимо увеличивается по вполне закономерной причине – наледь на дороге, неблагоприятные погодные условия и низкая видимость вследствие снегопада приводят к увеличению тормозного пути.
Далее идут случаи, когда пешеходы, не дожидаясь зеленого сигнала светофора, переходят автомагистраль. Только начав переходить дорогу по пешеходному переходу, они могут не заметить выезжающего из-за угла транспортного средства, движущегося довольно быстро. Авария в такой ситуации очень вероятна. Молодые люди, не получившие достаточного количества знаний касательно поведения на дороге, тоже часто становятся жертвами таких происшествий.
Также не стоит забывать и про граждан старшего поколения, так как во времена их молодости дорожный поток был во много раз менее интенсивным, и часто они переходят дорогу по старой памяти. Бывает такое, что во время ремонта или восстановления частей дороги, пешеходный переход переносится на другое место, а граждане, привыкнув к старому расположению перехода, не изменяют своим привычкам и переходят там, где привыкли, что также вызывает определенный риск возникновения происшествий.
Стремясь успеть по своим важным делам, граждане бегут за маршрутными такси или автобусами, попадая при этом под колеса других автомобилей, незамеченных в спешке.
Возникновение аварий также происходит из-за банальной рассеянности, когда человек не оценивает ситуацию на дороге и расстояние до ближайшего движущегося авто. Также не все обращают внимание на то, что не каждый автомобиль может остановиться на положенном для него месте перед пешеходным переходом, и может продолжать движение, не уступая дорогу пешеходам.
Происшествия ночью и зимой
Ночью, в сумерки, в общем, в то время, когда видимость ухудшается, довольно часто происходят различного рода аварии. Причинами этого становится то, что одежда граждан зачастую не оснащена специальными светоотражающими деталями. Если такие элементы на одежде присутствуют, вероятность того, что водитель сможет издалека разглядеть переходящего дорогу пешехода сильно увеличивается. В среднем возможность увидеть такого пешехода увеличивается на расстояние в 400 метров. Зимой солнце садится куда раньше, нежели летом, следовательно, и вероятность попадания в происшествие сильно увеличивается.
Гражданин, носящий темную одежду, будет практически незаметен для едущего водителя транспортного средства. Торможение в таком случае будет произведено слишком поздно, что, вкупе с наледью на дороге, как правило, приводит к тяжелым травмам или смерти пешехода.
Другие ситуации
Нередко жертвами аварий становятся подвыпившие люди, так как у них зачастую отсутствует здоровое восприятие происходящей действительности. Высокому риску подвергают себя те, кто перебегает скоростные автомагистрали, на которых скорость автомобилей может превышать 100 километров в час.
Несмотря на то, что владелец ТС может заметить перебегающего дорогу гражданина, он просто-напросто не сможет совершить остановку ТС по причине слишком длинного тормозного пути, и не следует забывать о том, что за этим же водителем может следовать десяток таких же и на такой же скорости. Собственно, вышеописанные случаи чаще всего становятся причинами возникновения аварий по вине пешехода.
В наше время причин, по которым происходят аварии на дороге, довольно большое количество. Ошибаться может как владелец движущегося транспортного средства, так и пешеходы. Важно и то, что вероятность возникновения аварии может увеличить неблагоприятная погода и изношенное техсостояние автомобиля. Может статься и так, что причиной аварии стала неисправная тормозная система ТС. Хоть автомобили в таком состоянии считаются случайным фактором возникновения происшествия, сотрудник Госавтоинспекции, оформляющий происшествие, может прийти к другому выводу. То есть, владелец ТС не оказывал должного внимания ремонту своего автомобиля, следовательно, вина лежит на нем.
Виды ущерба
В соответствии с законодательством РФ, весь ущерб, полученный людьми при ДТП, делится на две основные группы: моральный и материальный. Применяется он в отношении двух сторон конфликта. К примеру, если потерпевшим лицом выступает пешеход, то он может предъявить виновнику аварии следующие требования по компенсации вреда:
- Полное возмещение средств, потраченных на лечение, испорченную одежду и аксессуары, что приравнивается к материальным ценностям;
- Дополнительное пособие ввиду перенесенного стресса (один из видов морального ущерба).
То же самое касается и автолюбителя, получившего в ДТП с наездом на пешехода статус жертвы происшествия. Вот только потребовать компенсацию он может лишь в том случае, если полученные виновником телесные травмы не окажутся для него смертельными (в подобных ситуациях за покрытие вреда отвечает страховка КАСКО, если она присутствует у одной из сторон конфликта).
Как происходит возмещение ущерба пострадавшей стороне
Возмещение ущерба пострадавшей стороне может быть осуществлено разными способами:
- непосредственно на месте – достигаются договоренности между всеми участниками ДТП (вызывать ГИБДД нет необходимости);
- если самостоятельно договориться не удается либо имеет место тяжкий вред здоровью, смерть – то обязательно будет иметь место проведение судебного заседания и определение виновных в возникновении таковой ситуации.
После вынесения судебного решения гражданину необходимо будет погасить назначенный ему долг. Процесс таковой имеет свои тонкости, особенности.
Первые действия после наезда на пешехода
Зачастую ДТП для пешехода заканчивается тяжелыми телесными повреждениями, ввиду чего, даже если виноват пешеход, на автомобилиста возлагается определенная ответственность за оказание ему первой помощи. Делается это следующим образом:
- После столкновения транспортное средство необходимо полностью остановить и обездвижить путем использования ручного тормоза;
- Водитель должен постараться определить степень увечий, нанесенных им пешему участнику дорожного движения;
- Если состояние пострадавшего человека среднее или тяжкое, то на место происшествия необходимо вызвать бригаду скорой помощи (легкий вред здоровью гражданин может зафиксировать на санпропускнике);
- При наличии аптечки и определенных медицинских навыков водитель обязан оказать потерпевшему лицу первую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и т. д.);
- На место ДТП вызываются сотрудники Госавтоинспекции (до приезда полиции желательно найти несколько свидетелей аварии и записать их персональные данные, так как показания очевидцев могут стать ключевым фактором в определении вины в суде);
- Если останется время, до прибытия сотрудников ГИБДД автомобилист может самостоятельно установить аварийные знаки на участке, где начинается тормозной путь (это ускорит процесс проведения экспертизы инспекторами ГАИ);
- По возможности, место дорожного происшествия следует зафиксировать на фото или видео;
- В последнюю очередь водитель может вызвать адвоката, чтобы избежать возможного обострения ситуации.
Внимание! При этом автовладельцу строго запрещается покидать зону ДТП, перемещать транспортное средство до прибытия инспекторов ГИБДД, убирать осколки с проезжей части. Ведь все это при составлении протокола будет приниматься за улики, порча которых чревата для гражданина внушительным штрафом или лишением прав на период до 1,5 лет (ст. 12.27 Административного кодекса).
Как избежать столкновения с пешеходом?
Согласно статистике наибольшими нарушителями ПДД являются женщины и дети. Вот почему водителям при появлении таких участников движения на проезжей части важно проявить особую осторожность. При этом не имеет значения, в каком именно месте они переходят дорогу.
Если столкновение уже произошло, оформляется протокол с подробным разъяснением произошедшей ситуации. Кроме того, проводится экспертиза, по результатам которой делаются выводы о наличии достаточной видимости для водителя. Также анализируются прочие факторы — расстояние, скорость движения и так далее. Измеряется тормозной путь. Если в результате проверки устанавливается, что его длина меньше расчетного расстояния пути торможения, с которого человек за рулем мог увидеть пешеходов, это свидетельствует о невозможности остановиться без столкновения.
Что касается методов, позволяющих избежать ДТП, здесь каждая ситуация индивидуальна. Для ухода от столкновения можно применять не только торможение, но и объезд выбежавшего пешехода. Большой плюс, если на автомобиле установлена ABS, ведь в этом случае транспортное средство остается управляемым.
Как определяется виновник происшествия
По прибытию на участок, где произошло дорожное происшествие, сотрудники Госавтоинспекции проводят тщательный осмотр местности, с целью определения схемы ДТП. В ней учитываются:
- Длина тормозного пути автомобиля;
- Положение сбитого пешехода на проезжей части;
- Наличие знаков и работоспособность светофора (если авария произошла на переходе);
- Техническое состояние ТС;
- Угол обзора и дальность видимости.
Но на сто процентов установить вину в ДТП с пешеходом при смертельном исходе такая экспертиза не способна. Поэтому дополнительно инспектора ГИБДД обязаны изучить показание свидетелей аварии, а также материалы с видеорегистраторов или камер наблюдения, расположенных в зоне происшествия. И только после тщательной проверки суд может окончательно определить виновника ДТП, вынеся ему административное или уголовное наказание.
Как определяют виноватого
При возникновении сложной ситуации, как правило, сопровождающейся отсутствием нарушений правил движения, сложно определить виновного в аварии. В этом случае рассматриваются все обстоятельства дела. В первую очередь определяется, могла ли какая-то сторона избежать аварии.
Зачастую, чтобы установить виновность водителя, делают автотехническую экспертизу автомобиля.
Если в результате нее будет доказано, что водитель не мог уклониться от аварии по техническим причинам и сделал все возможное для ее предотвращения, его признают невиновным.
Пешеход может заявить в судебные органы, чтобы в отношении водителя было возбуждено дело с целью возмещения ущерба. Причем, сделать это он вправе независимо от итогов экспертизы. Кроме того, для пешехода не предусмотрено срока исковой давности, для водителя такой срок установлен. Это 3 года с момента аварии.
При ДТП с пешеходом не обязательно виноватым окажется пешеход или водитель. Это могут быть и третьи лица, например, служба ГИБДД (по причине сломанного светофора), дорожная служба (когда авария произошла из-за ямы) и пр.
Порядок привлечения к ответственности
Если инспектора ГИБДД на месте признали водителя виновным, то по факту происшествия ему выписывается постановление, которое можно обжаловать в течение 10 суток. Спустя этот период, при отсутствии встречных исков с его стороны, дело о наезде на пешехода передается суд, где и выбирается дальнейшая мера наказания для автолюбителя (уголовная, административная или гражданская).
Важно знать! Существенно усугубляет положение вариант, если виновное лицо на момент ДТП пребывает в пьяном состоянии или скрывается с места аварии. Ведь в таком случае сотрудники дорожной полиции будут вынуждены объявить беглеца в розыск, и провести принудительное задержание без возможности оспаривания судебного вердикта.
То же самое касается и пешехода, получившего статус инициатора ДТП. Но привлечь его к ответственности в случае побега с места аварии будет намного сложнее. Другое дело, если пострадавший покинет зону дорожного конфликта под воздействием шокового состояния. Ведь тогда он сможет написать заявление на сбившего ее водителя в ГИБДД на следующий день, спровоцировав тем самым расследование, но уже без свидетелей и предварительной экспертизы.
Поэтому, попав в ДТП по вине пешехода, автомобилисту настоятельно рекомендуется оставаться на месте до приезда сотрудников Госавтоинспекции, и проводить процедуру регистрации аварии по всем правилам (включая осмотр участка происшествия и поиск очевидцев). Иначе водитель рискует понести ответственность за неустановленный факт наезда на человека при отсутствии доказательств обратного.
Гражданская ответственность пешехода
Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.
И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2021 года!
Если скрылся
Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.
В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.
Судебная практика по скрывшимся с места аварии пешеходам.
Если пьяный
В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.
И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.
Судебная практика 2021 года по пешеходам-виновникам ДТП в состоянии опьянения.
Можно ли водителю обращаться по ОСАГО?
Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.
Меры наказания
Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, ДТП с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:
- Уголовного;
- Административного;
- Гражданского.
Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.
Пешеходу
В рамках административного кодекса, за банальное нарушение ПДД, пешеходу может грозить лишь штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (в зависимости от пункта правил, который он проигнорировал). А вот уголовное наказание будет ждать человека лишь в том случае, если он своим появлением на дороге спровоцировал серьезное ДТП со следующими последствиями:
- Водитель получил тяжелые или средние травмы – за подобный проступок УК РФ предусматривает до 2 лет лишения свободы;
- При попытке увернуться от столкновения с пешеходом водитель попал в серьезную аварию, вследствие чего погиб один гражданин – данное нарушение влечет за собой ответственность в виде тюрьмы, на срок до 4 лет;
- В ДТП погибло более двух особ – за такое преступление виновнику происшествия светит до 7 лет заключения.
Помимо двух перечисленных кодексов в дело вступает еще и ГК РФ, в соответствии с которым инициатор ДТП обязан покрыть нанесенный им ущерб третьим лицам. Это может быть: выплата по ремонту транспортного средства, возмещение морального вреда, возврат денег, потраченных на лечение и дальнейшую реабилитацию и т. д.
Водителю
Если водитель, наехавший на пешехода, нанес минимум вреда его здоровью, то такого рода конфликт вполне можно решить в рамках Гражданского кодекса, просто возместив пострадавшей особе моральный ущерб, установленный в обоюдном порядке. А вот при вызове на место ДТП сотрудников Госавтоинспекции автомобилисту придется понести более серьезное наказание, предусмотренное УК или АК РФ. Это может быть:
- Лишение водительских прав на период до 3 лет (обычно такая мера считается дополнительной и применяется в сочетании с заключением или штрафными санкциям);
- Арест на срок от 5 до 7 лет (наиболее суровый приговор, который имеет место быть при наличии погибших в ДТП);
- До 48 месяцев принудительных работ (мера для граждан, нанесших средний или тяжелый вред здоровью третьих лиц при аварии).
Кроме этого водитель, совершивший наезд на пешехода, обязуется выплачивать ему моральную и материальную компенсации, в согласии с Гражданским кодексом. Уклонение от ответственности может стать причиной для увеличения срока пребывания виновника в тюрьме.
ДТП по вине водителя
Безответственное поведение водителя транспортного средства — самая распространенная причина ДТП, приведшего к трагичным последствиям в жизни многих участников аварии. Вот некоторые факторы, в случае ДТП с пешеходом, когда виновен водитель:
- завышенная скорость передвижения;
- состояние алкогольного опьянения;
- несоблюдение правил при обгоне;
- сближение на недопустимую дистанцию с другими машинами;
- невнимательность, отвлекающие факторы;
- проезд на запрещенный сигнал светофора;
- усталость и погружение в сон за рулем.
Возможны также и иные нарушения водителем предписанных правил, способных привести к ДТП.
Основные причины наезда на пешеходов
Анализируя судебную практику происшествий на дорогах, можно сделать вывод, что преимущественным фактором является несоблюдение скоростного режима передвижения. Именно это чаще всего становится причиной ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. Нередко авария случается из-за технической неисправности транспортного средства. При регулярном техосмотре вероятность ДТП по этой причине можно свести к минимуму.
А если водитель задел пешехода автомобильным зеркалом — это ДТП или нет? Когда такое произошло, следует остановиться и пообщаться с прохожим, предложить помощь. Если есть необходимость посетить врача, лучше это сделать совместно с пострадавшим. Если же пешеход заявил об отсутствии претензий, рекомендуется взять у него расписку, в которой он это зафиксирует. В случае требования пострадавшим непомерных сумм, важно не идти у него на поводу — пусть степень виновности определяет судебная инстанция.
Первые действия при ДТП
Когда случилось ДТП, независимо от того, кто виноват, водитель должен включить световую сигнализацию, установить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие — вызвать медиков и ГИБДД. Оказание первой помощи при ДТП может спасти жизнь пострадавшему. Поэтому до приезда врачей надо остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, провести другие спасательные мероприятия.
В свою очередь, действия пострадавшего в ДТП пешехода должны быть следующими. Надо остаться на месте происшествия до приезда сотрудников дорожной полиции. Если человек не получил серьезных травм, ему следует записать контактные данные очевидцев аварии, снять на камеру (например, телефона) место происшествия. Получить материальную компенсацию за ущерб здоровью, моральные потери, упущенную выгоду пешеход может, подав исковое заявление в суд.
Читаем также: Что делать при ДТП без пострадавших Расписка при ДТП
Виды наказаний
Законодательством предусмотрены несколько видов наказаний за ДТП по вине водителя. Степень тяжести мер воздействия зависит от многих факторов:
- был ли пьян человек, который управлял автомобилем, сбившим пешехода;
- какой ущерб нанесен имуществу пешехода;
- тяжесть увечий, полученных потерпевшим.
Наказание за ДТП с пострадавшими будет более суровым, если водитель покинет месть происшествия.
Без вреда здоровью пешехода
Случается, что в результате наезда пешеход не получает травм и уходит с места аварии. Водителю не стоит уезжать, если пострадавший пешеход покинул место ДТП. Через короткое время пострадавший может осознать произошедшее, вернуться и вызвать полицию, назвав номер сбившего его автомобиля. В этом случае водителя могут лишить возможности управлять автотранспортом на какое-то время за то, что он покинул место ДТП.
Гражданская ответственность
Эта мера наказания является одной из самых мягких. Она применяется при вине водителя, не отягощенной дополнительными факторами и при незначительном ущербе, нанесенном пешеходу, даже если ДТП произошло на зебре. Гражданская ответственность включает денежную компенсацию. Обычно деньги выплачиваются страховой фирмой, в которой был оформлен ОСАГО. Если у водителя нет страховки, или сумма вреда, нанесенного пешеходу больше страховой суммы, лицо, находившееся за рулем в момент ДТП, обязано возместить убытки из личных средств.
Административная ответственность
Меры административной ответственности определены в КоАП. О них говорят, если не причинены травмы, телесные повреждения различной степени тяжести. А если водитель сбил пешехода и скрылся с места ДТП, что грозит? Если пешеход оказался легко травмирован, то наступает ответственность административного порядка:
- денежные санкции, размер которых варьируется в пределах от 2.5 до 5 тыс. рублей;
- изъятие документов на управление автомобилем на период от 1 до 1.5 лет.
При ДТП, в котором здоровью пешехода нанесен вред средней тяжести, денежные санкции устанавливаются в пределах от 10 до 25 тыс., а права изымаются до 2 лет. Если пешеход получил серьезные травмы, водитель подлежит уголовному наказанию.
Уголовная ответственность
Мера ответственности выбирается в зависимости от тяжести вреда, нанесенного здоровью пешехода, от того, сколько человек пострадало в ДТП, наличия алкогольного опьянения водителя. Уголовное наказание применяется в таких случаях:
- ДТП с пешеходом произошло со смертельным исходом;
- пешеход получил тяжелые увечья.
При травмировании пешехода в тяжелой форме водителю грозит до 3 лет лишения свободы, либо до двух лет назначенных работ. Кроме того, накладываются ограничения на занятие некоторых должностей. Срок за ДТП со смертельным исходом равен 4 годам. Кода погибших более одного, виновный водитель автомобиля попадает за решетку на срок до 5 лет. Если в результате наезда были лишены жизни 2 и более человек, виновный водитель может быть отправлен в места заключения на срок до 9 лет, если в момент ДТП он был пьян.
Спорные ситуации
Ущерб, полученный автомобилистом по вине пешехода, должен возмещаться исключительно виновником дорожного происшествия. Но на деле все не так просто. Ведь если инициатор аварии получил телесные повреждения, то в этом случае в силу вступает статья 1079 Гражданского кодекса, которая обязывает владельца ТС выплачивать компенсацию пострадавшему, даже если ему официально присвоен статус жертвы ДТП.
Проще говоря, если человек сам бросится под колеса машины, то собственник движимого имущества должен будет возместить ему все затраты на лечение. Но от штрафов и уголовной ответственности автолюбитель в данной ситуации полностью освобождается, что предусмотрено УК и АК РФ.
Мы узнали, что грозит водителю за ДТП на пешеходном переходе при смертельном исходе, и как можно избежать наказания за наезд на человека. В заключение остается добавить, что доказать свою невиновность в подобных происшествиях, будучи водителем, довольно трудно. Поэтому за рулем нужно быть предельно внимательным, и по максимуму стараться избегать вышеописанных проблем.
Статистика
Сегодня причины появления ДТП чрезвычайно разнообразны и насчитывается более нескольких десятков оснований. Обычно это невнимательность самого водителя, иные ситуации.
При этом отдельно стоит отметить, что существенная часть ДТП возникает по вине пешеходов или же их участием.
Причем большая часть подобных аварийных ситуаций имеет место именно по причине невыполнения правил дорожного движения последними. Максимальная внимательность водителя на дороге – лучшая защита от подобных ситуаций.
Статистика за 2020-2017 год выглядит следующим образом:
Количество раз возникновения | Сколько в результате погибло | Имело место ранений в результате аварии | |
Контакт пешехода с автомобилем | 38 500 | 4 567 | 35 687 |
Нанесение вреда пешеходу на пешеходных дорожках | 12 250 | 780 | 12 234 |
В условиях недостаточной видимости | 13 871 | 2 780 | 11 870 |
По вине самих находящихся вне ТС | 16 400 | 4 000 | 14 545 |
По вине управляющих ТС | 20 877 | 1 890 | 20 100 |
При этом ежегодно статистика меняется. В целом, динамика является отрицательной. С каждым годом ДТП рассматриваемого типа становится все меньше и меньше.
Но такие позитивные изменения незначительны. Именно поэтому следует со всеми тонкостями разобраться предварительно. Данный момент прорабатывается заблаговременно.
Причем следует отметить, что порядка 10% пешеходов, участвующих в ДТП, гибнут. Соответственно, это приблизительно 1 из 10 человек. Остальные 90% получают различные ранения – разной степени тяжести.
Представленная выше статистика является официальными данными ГИБДД. Сегодня в разных городах применяют различные меры для снижения показателей смертности среди пешеходов.
Используется дополнительное освещение на пешеходных переходах, монтируются подземные туннели – с помощью которых можно будет осуществить переход на другую сторону улицы.
Ещё один важный момент – повышение грамотности в плане знания ПДД среди пешеходов.
Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками (именно эта возрастная категория становится участниками аварий чаще остальных) – на которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов.
Пример из судебной практики
Водитель, при движении на собственном автомобиле, нарушил ст. №1.5 и ст. №10.1, 14.1 КоАП РФ. В следствием данного действия был сбит пешеход. Данный гражданин переходил дорогу в месте, где был установлен специальный знак – за номером 5.19.1.
В следствием полученных травм (гематома мозга) пешеход скончался. На основании этого было возбуждено уголовное дело по ст. №164 УК РФ.
Решение суда по данному делу следующее:
- водитель нарушил ПДД – тем самым изначально понимал, что подвергает жизнь другого человека опасности;
- суд квалифицировал все действия водителя в соответствии с ч. 3 ст. №164 УК РФ;
- при назначении наказания судья ориентировался на положения ст. №60 УК РФ.
Согласно всем обозначенным выше фактором суд назначил наказание в виде 2 лет лишения свободы. Отбывание наказания будет иметь место в колонии-поселении.
Сегодня наказания за ДТП с пешеходами различны. Все зависит в первую очередь именно от факторов, которые тем или же иным образом повлияли на возникновение подобной ситуации.
Какое ожидает уголовное наказание за ДТП со смертельным исходом, объясняется в статье: наказание за ДТП со смертельным исходом. Про ДТП с мотоциклистом со смертельным исходом смотрите на странице.
Какое грозит наказание за оставление места ДТП для юридических лиц, узнайте из этой информации.