Основные виды и причины ДТП

Каждый день мы с вами становимся участниками дорожного движения: ездим на общественном или личном транспорте, велосипеде или просто переходим проезжую часть. При этом мы должны помнить, что дорога — это источник опасности, поэтому нам необходимо быть очень внимательными и соблюдать Правила дорожного движения. Слишком же легкомысленное отношение к такой, казалось бы, повседневной вещи, может привести к неприятным последствиям — дорожно-транспортному происшествию.

  • 7 Ответственность за оставление места ДТП
  • Дорожно-транспортное происшествие — что это такое

    В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

    Разберём его подробнее.

    Во-первых, ДТП — это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае — восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов — будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.

    Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП — передвижение автомобиля.

    В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

    Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

    1. Происходит независимо от воли участников ДТП.
    2. Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
    3. В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

    Авария – это …

    Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

    Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

    Определение

    Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

    На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

    Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

    Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

    Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

    Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

    Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

    Немного терминологии:

    1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
    2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
    3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
    4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
    5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
    6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

    Причины ДТП

  • Нарушение ПДД другими участниками дорожного движения. Даже если водитель скрупулёзно соблюдает ПДД, надеяться на то, что так же будут поступать пешеходы и велосипедисты, не приходится. Поэтому в пути нужно быть внимательным и готовым ко всему;
  • Неопытность водителя. Довольно часто в ДТП попадают водители-новички или те, кто редко ездят за рулём. В принципе, это нормально; как мы знаем, ошибки учат нас. Победить неопытность поможет только практика. Благодаря практике и собственным ошибкам, вы получите необходимый опыт, который поможет вам лучше водить и предохранить себя от ДТП.
  • Невнимательное вождение. Некоторые водители позволяют себе во время езды отвлекаться: на разговоры с пассажирами, телефон, и даже приём пищи. Это может привести к тому, что водитель не заметит дорожных знаков, сигналов светофора или вовремя не сориентируется в дорожной ситуации (касается это и новичков и опытных водителей). Безопасность — превыше всего, поэтому старайтесь во время вождения фокусировать своё внимание на дороге.
  • Технические неисправности транспортных средств. Хорошее состояние автомобиля — залог вашей безопасности. Поэтому нужно оперативно реагировать на посторонний шум в работающем двигателе или другие подозрительные отклонения от нормальной работы авто. И, конечно, не забывать раз в год проходить техосмотр. Помните, от этого зависит ваша жизнь и жизнь близких.
  • Плохие дорожные условия (качество покрытия, погода). «Убитая» дорога, на которой приходится объезжать каждую ямку, дождь или гололёд — всё это требует повышенного внимания.
  • К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.

    Виды ДТП

    Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:

    • Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
    • Наезды Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
    • Наезд на велосипедиста;
    • Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
    • Наезд на препятствие или удар об него;
    • Наезд на гужевой транспорт;
    • Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
  • Опрокидывание. Считается самостоятельным видом ДТП, если оно не стало следствием столкновения или наезда;
  • Прочие происшествия (падение пассажиров, падение грузов и т. д.).
  • Учет ДТП Росстатом

    В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

    • Погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
    • Раненый — лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

    В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

    Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

    • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
    • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
    • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
    • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
    • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
    • времени совершения (дням недели, времени суток).

    Действия при ДТП

    О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.

    Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:

    1. Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
    2. Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.

      Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию

    3. Ничего не трогать на месте ДТП. Если же попавшее в ДТП авто мешает нормальному дорожному трафику, то нужно освободить проезжую часть. Перед этим желательно заснять на фото или видео место аварии, расположение транспортных средств на дороге, повреждения и иные важные детали ДТП.

      При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки

    4. Сообщить о случившемся в полицию и ждать дальнейших указаний.
    5. Если необходимо, помочь пострадавшим в аварии, вызвать скорую.

    Действия после ДТП

    Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

    • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
    • включить аварийную сигнализацию;
    • установить знак аварийной остановки;
    • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

    Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.


    Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

    Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

    • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
    • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

    При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

    • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
    • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
    • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.


    При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

    При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

    Ответственность за ДТП

    Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.

    Гражданско-правовая ответственность

    Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

    Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

    1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
    2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
    3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

    Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

    Административная ответственность

    Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

    Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность

    Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций): ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

    Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян: принудительные работы сроком до 3 лет;
    • тюремный срок до 4 лет;
  • Погиб один человек:
      принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
      тюремный срок от 2 до 7 лет;
  • Погибло два и более человека:
      принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 7 лет;
  • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:
      тюремный срок от 4 до 9 лет.
  • Источник

    опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; абзац 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

    пункт 3.1.1 ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов» Общие требования. Методы контроля (недействующий)

    разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый пожар и (или) взрыв, и (или) выброс опасных веществ. пункт 3.1 ГОСТ Р 12.3.047-2012 ССБТ. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля» опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. пункт 3.1.3 ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде статья 1 Закона города Москвы от 5 ноября 1997 года № 46 О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    В определении по ГОСТ 12.3.047-2012 ССБТ допущена ошибка так как контролируемого пожара не может быть, учитывая, что по соответсвующему «официальному» определению пожара он не может быть контролируемым.

    Пожарному специалисту при работе с данным термиром, также следует учитывать, что авария, согласно указанным определениям, возможна только на опасном производственном объекте, перечень которых сожержится в приложении 1 к Федеральному закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

    При этом нужно учесть, что и Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и ГОСТ 22.0.05-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» не ограничивает возможность аварии только лишь на опасном производственном объекте, ограничив при этом ее следующими характеристиками — техногенностью, отнесением к определенному объекту, территории или акватории. Однако указанный ГОСТ дает исчерпывающий перечень аварий, отвечающих приведенному определению термина: промышленная авария, радиационная авария, химическая авария, биологическая авария, гидродинамическая авария, транспортная авария, железнодорожная авария; авария на магистральном трубопроводе; авария на подземном сооружении; авиационная катастрофа.

    Практический пример применения определения термина: указание действий при аварии, на плане эвакуации при пожаре, из торгового центра невозможно, так как торговый центр не является опасным производственным объектом, на котором могли бы произойти промышленная, радиационная, химическая, биологическая, гидродинамическая, транспортная, железнодорожная и иные аварии и, как следствие, аварии в торговом центре, и аналогичных объектах, быть не может по определениям термина «авария».

    статью подготовил:

    инженер пожарной безопасности

    П.Ю. Князев

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: