Нет такого понятия, как средняя скорость: депутаты в первом чтении запретили штрафовать за то, за что уже штрафуют


Штрафы за среднюю скорость отменили – это правда?

В последние месяцы в интернете всё чаще ходит миф о том, что якобы наказание именно за превышение средней скорости движения сделали вне закона, и выносить постановления с наказанием, если скорость зафиксирована не мгновенная, нельзя.

Это неправда. А истина в том, что депутаты не так давно пытались продвинуть законопроект, который внёс бы в статью 1.5 Административного кодекса изменения, уточнив, что доказательством нарушения ПДД водителем не является расчёт его скорости движения, а только фиксация в конкретном месте и в конкретное время такого нарушения.

Но этот проект пока не приняли, хотя движение по нему идёт.

В то же время не так давно Верховный суд вынес решение о том, что нельзя штрафовать водителей за среднюю скорость движения. Но и это не делает такие наказания неправомерными и даже не меняет судебную практику на уровне районных и областных судов. Но вот рабочий способ оспаривания такого штрафа мы обязательно выясним.

В МВД дали разъяснения по поводу штрафов за превышение средней скорости


Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

В МВД сообщили, что если одна и та же дорожная камера зафиксировала превышение средней скорости и мгновенной скорости, то нарушитель скоростного режима может быть выписан только один штраф. Об этом говорится в ответе ведомства на обращение эксперта в области защиты прав автомобилистов Григория Шухмана.

Как пишет «Коммерсант», Шухман обратился в ведомства в связи с появлением в СМИ сообщений о случаях, когда водители получали несколько штрафов за одно нарушение. Например, в июле водитель получил два постановления после поездки по трассе М11. Один штраф был выписан за превышение скорости в конкретный момент времени под камерой, а второй — за превышение средней скорости на участке между двумя комплексами (позднее Минтранс Московской области признал сбой софта). В Хабаровском крае автовладелец получил с одной камеры сразу три штрафа: два за превышение мгновенной скорости (система почему-то решила, что в этом месте одновременно действуют ограничения в 40 и 60 километров в час) и один — за среднюю.

«В случае одновременной фиксации правонарушения средством автоматической фиксации, основанном на принципе измерения моментальной скорости, входящем в состав средства измерения, основанного на определении скорости транспортного средства на протяженном участке, считаем возможным для привлечения к ответственности применение только одного из принципов измерения скорости движения», — говорится в ответе МВД.

Напомним, штрафы за превышение средней скорости движения выносятся с 2013 года. Дорожные камеры могут выписывать штрафы за превышение водителями скорости при проезде определенного участка дороги, исходя из времени, затраченного на его проезд — такая система применяется в Подмосковье, Татарстане, Смоленской области и других регионах. В конце прошлого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий отмену штрафов за превышение средней скорости движения. Причиной разработки проекта стали решения судов об отмене таких штрафов из-за отсутствия в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) понятия «средняя скорость».

Зачастую водители обжалуют штрафы за превышение средней скорости. Так, в ноябре прошлого года Верховный суд отменил штраф за среднюю скорость, рассчитанную между двумя камерами на участке в Смоленской области.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал позицию МВД о недопустимости двойных штрафов «абсолютно очевидной». «Средняя скорость остается вне закона, поскольку ПДД и КоАП предусматривают нарушение скоростного режима с конкретными критериями, а понятие «средней скорости» и там и там просто отсутствует. Происшедшие с автовладельцами случаи — это примеры наглости и цинизма местной власти. Люди прекрасно видят, что власть заботит не безопасность, а прибыль», — заявил Лысаков.

В ассоциации «Око», которая объединяет производителей дорожных камер и операторов систем контроля нарушений, напомнили, что ранее ассоциация совместно с Общероссийским народным фронтом подготовила и направила в Минюст предложения по включению в проект нового КоАП понятий «средняя скорость» и «скорость на протяженном участке», а также штрафов за превышение этих скоростей.

Как работают камеры?

На 20 Мая 2021 год есть 2 средства автофиксации, которые измеряют среднюю скорость:

  • комплекс Автодория,
  • Бумеранг – это не отдельная камера, а средство расчёта средней скорости для штрафа в системах Кордон.

Вот так они выглядят:

Законность камер Автодория и Бумеранг, измеряющих среднюю скорость автомобилей

При этом, расчёт берётся достаточно просто:

  1. известно точное расстояние между двумя средствами автофиксации нарушений,
  2. когда вы проезжаете первую камеру, она фиксирует точное время,
  3. при проезде второй камеры также устанавливается время,
  4. затем по простой формуле деления расстояния на промежуток времени, за который оно пройдено, рассчитывается средняя скорость – если она выше разрешённой, то выносится штраф, который приходит вам по почте.

Как считается средняя скорость с камер?
На схеме P1 и P2 соответственно – точки расположения пары камер, D – точное расстояние между ними, t – измеряемое время прохождения между точками. Средняя скорость, при этом, считается как расстояние, поделённое на время его прохождения.

Как работает на практике

Пример 1

Представьте, что вы двигаетесь по загородной трассе и путь лежит через небольшой поселок. Длина отрезка дороги – 1 км., на въезде и выезде стоят камеры. Допустим, разрешенная скорость – 60 км/ч, проедете это расстояние за 1 минуту – скорость в норме, быстрее – получите штраф в размере 500, 1 500 и т. д. Теперь представьте, что вы едете со скоростью 100 км/ч, но останавливаетесь в поселке спросить дорогу или сфотографироваться, на выезде нарушения уже зафиксировано не будет.

Пример 2

Другой вариант: на дороге между камерами происходит ДТП или коммунальная авария, участок дороги перекрыли, но открыли короткий и быстрый проезд, который включает в себя обе камеры, вы проезжаете с разрешенной скоростью, но быстрее.

Это законно?

С одной стороны, в ПДД говорится, что водитель не имеет права нарушать установленную скорость движения. Вне зависимости, моментальная она или средняя. Но если высчитанная средняя выше разрешённой, значит, достоверно можно считать, что водитель превысил допустимую. Это правда.

Вот только законодательство не приемлет таких условностей. В нём (законодательстве 2021 года) есть предписания о том, как, когда, в каких случаях и за что можно выписывать штрафы ГИБДД, как их обжаловать и сроки всего этого.

Так вот, о незаконности штрафов именно за средние значения можно судить по нижеследующим постулатам Кодекса об административных правонарушениях.

В КоАП ничего не сказано про среднюю скорость

Само событие нарушения подразумевает однократное превышение – то есть один факт передвижения машины выше разрешённой скорости. Потому нарушение считается не длящимся (считается одномоментным).

При расчёте средней скорости не удаётся достоверно выяснить факт превышения, а также их количество. В статье 12.9 КоАП говорится о факте превышения скорости, а не о замере средней.

Но если вы будете только этим объяснять неправомерность штрафа, то жалобу вряд ли удовлетворят, так как довод этот редко убеждает судей.

Изменение маршрута

Автомобиль мог изменить маршрут таким образом, что расстояние между двумя камерами уменьшится. Например, при ремонте дороги и организации объезда – такого, что он оказывается более прямым (вместо движения по трассе в объезд какого-то либо села проезд через саму эту деревушку, к примеру).

Таким образом, штраф за среднюю скорость является по сути незаконным и подлежит отмене.

Неправильный замер

Машина могла двигаться с превышением скорости гораздо большим, нежели та средняя, которую зафиксировала камера.

Например, вы едете со скоростью 160 км/ч при разрешённых 90. При этом, вы остановились на 5 минут между парой камер автофиксации. В таком случае средняя будет, к примеру, 120 км/ч, что образует состав для привлечения собственника вашего авто по части 2 статьи 12.9 КоАП (штраф 500 рублей). Но фактически вы двигались с такой скоростью, которая подпадает под часть 4 этой статьи.

Соответственно, квалификация нормы наказания неправомерна, и штраф за превышение незаконный.

Отмена незаконного штрафа ГИБДД за усреднённую скорость

Насколько это законно?

В Правилах Дорожного Движения говориться о том, что водитель не имеет права превышать установленную на дорожном участке скорость движения, в этом случае неважно моментальная она будет или средняя. Если средняя скорость прохождения участка превышает разрешенную, то можно говорить о правонарушении.

С правомерностью этого аспекта понятно. Вся сложность в начислении подобных штрафов в том, что в законодательстве (Кодекс административных правонарушений) четко прописаны причины наложения штрафов ГИБДД, алгоритмы обжалования и установленные для этого сроки.

В КоАП о незаконности штрафов за среднюю скорость говорят следующие постулаты:

  • В кодексе не содержится вообще никакой информации о средней скорости. Само событие наложения штрафа (правонарушения) подразумевает однократное превышение машиной разрешенной скорости. Поэтому нарушения считаются одномоментными. В алгоритмах расчета средней скорости невозможно вычислить ни момент превышения скорости, ни количество подобных фактов на выбранном участке. Статья 12.9 КоАП говорит о факте превышения скорости, но не о среднем значении и замере средней скорости. Этого аргумента, как правило, для судей будет недостаточно, хотя с точки зрения юридической документации обосновании незаконности наложения подобного штрафа довольно наглядное.

  • Изменение маршрута. На участке между камерами автомобиль мог изменить маршрут таким образом, что фактическое расстояние между камерами могло уменьшиться, например, при ремонте дороги объезд мог оказаться более прямым, чем сама дорога, или вместо объезда деревни водитель мог проехать через нее. В таком случае расчет средней скорости будет неправомерным, так как изменится одно из ключевых параметров в формуле вычисления скорости – расстояние между двумя точками.

  • Неправильный замер. Не стоит забывать, что скорость машины могла быть гораздо выше и изменилась, например, за счет коротких остановок. Разная скорость может являться основой для абсолютно разной квалификации нарушения и наложения разного размера штрафа. В этом случае наложение меньшего штрафа может быть так же не законной.

Рабочий способ оспорить штраф

А теперь приведём главный довод, который вместе с судебной практикой поможет успешно обжаловать штрафы за среднюю скорость.

И строится такой довод на несложной логической цепочке законодательства:

  1. статья 24.1 КоАП указывает на то, что дело должно быть рассмотрено всесторонне и объективно,
  2. а норма 26.1 Кодекса предусматривает, что в правонарушении должно быть определено само событие,
  3. событие это должно включать в себя время и место превышения скорости, так как на основании этой информации определяется место подачи жалобы на штраф,
  4. в то же время именно место и время совершения правонарушения, а не рассмотрения дела, являются обязательными данными для возможности правильного оспаривания штрафа (Постановление Верховного суда №36-АД19-3 от 17 октября 2021 года).

Таким образом, время и место совершения превышения скорости являются обязательными для всестороннего рассмотрения дела. Но при штрафе за среднюю скорость они не являются конкретными. Так, если указан именно участок дороги от и до, то он может принадлежать по подсудности сразу двум и более отделениям ГИБДД или судам. И это главный довод при оспаривании законности наказания за усреднённую скорость движения.

Судебная практика 2021 года

Именно Постановление ВС, на которое дана отсылка выше, является по сути фундаментальной при подаче жалобы на штраф за среднюю скорость. И именно на данное постановление следует ссылаться в самой жалобе, так как нижестоящие суды обязаны руководствоваться решениями Верховного суда.

Но это не значит, что они обязаны выносит такое же решение, поэтому не стоит рассчитывать на то, что это приведёт к 100-процентной отмене штрафа. Но всё же именно эта судебная практика более убедительная на 2021 год.

Более подробно то, как оспорить штраф за скорость, мы объяснили в статье про такое обжалование. Теперь вы знаете, какие доводы необходимо приводить при вынесении постановления на основании замера средней скорости. Также рекомендуем прочитать статью про общий порядок отмены штрафов ГИБДД.

Лишение прав за превышение скорости 2021

При фиксации нарушения скоростного режима сотрудником ГИБДД, вы рискуете быть лишенным прав в следующих ситуациях:

Если вы превысили скорость более чем на 60 км/ч., однако менее, чем на 80 км/ч., то вас могут лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев.

За скорость, свыше разрешенной на 80 км/ч. лишение прав может увеличиться на срок в 6 месяцев, а в случае повторного нарушения, к вам будет применено административное наказание в виде лишения прав на 1 год.

Также стоит уточнить, что данное наказание применяется только по решению суда. Инспектор ГИБДД только может составить протокол и направить его в суд, где уже будет принято окончательное решение. Большинству автовладельцев известен тот факт, что при учтивой и вежливой беседе с сотрудником ГИБДД, лишения прав можно избежать, так как вам более чем вероятно выпишут только денежный штраф за скорость 2021.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: