Скорость в свободных условиях движения
В свободных условиях, когда дорога относительно пустая и вы можете выбирать скорость по своему усмотрению, казалось бы, все просто. Если следовать ПДД, то это 60 км/ч в городе, 80 км/ч на некоторых городских магистралях, 100 км/ч на МКАД, 90 км/ч за городом и 110 км/ч на магистрали. Ну и для любителей поиграть в кошки-мышки с законом, можно на эти значения набросить те самые «беспошлинные» 20 км/ч – ниже этого превышения штрафов нет. Но я сейчас не о штрафах, а о безопасности. Представим, что ограничений скорости нет, как, скажем на автобанах Германии. Значит, можно безнаказанно ехать с любой скоростью. А с какой скоростью ехать безопасно?
Безопасность = наличие резерва
Вспомним, что одно из условий совершения маневра – наличие запаса тяги. И что тяга двигателя – крутящий момент – зависит от показаний тахометра (см. статью «Безопасность вождения и крутящий момент двигателя»). Но способность двигателя разгонять машину зависит также и от скорости: чем ближе скорость движения автомобиля к максимальной, тем сложнее ускориться. Автомобиль хорошо ускоряется при небольших скоростях, и по мере приближения к максимальной скорости разгон происходит все медленнее. Кстати, еще несколько лет назад в технических характеристиках автомобилей BMW на сайте производителя приводилось два показателя времени разгона: для разгона от 0 до 100 км/ч и от 80 до 120 км/ч. Эти показатели были примерно равны между собой. То есть при разгоне с места автомобилю нужно столько же времени для ускорения на 100 км/ч, сколько при разгоне на большой скорости для ускорения всего на 40 км/ч. Чувствуете, к чему я клоню?
Даже если бы и была возможность хоть каждый день ездить на «максималке», все равно этого делать не стоит, потому что любое устройство, в том числе и двигатель, работая на максимуме, не имеет резерва.
Крейсерская скорость
Для сохранения запаса тяги двигателя необходимо ограничивать скорость движения и не приближаться к максимальному значению скорости. А насколько можно приближаться? Где граница? Оптимальная скорость составляет 60-70% от максимальной и называется крейсерской скоростью. Крейсерская скорость движения автомобиля – и есть та разумная граница, которую не стоит превышать, даже на свободных магистралях. То есть крейсерская скорость – максимальная безопасная скорость движения АВТОМОБИЛЯ.
Крейсерская скорость также является самой выгодной скоростью движения в плане соотношения времени в пути к расходу топлива, поэтому воздушные суда летают с крейсерской скоростью.
Перейду к конкретике. Например, для ВАЗ-2110 максимальная скорость по паспорту – 180 км/ч, а крейсерская скорость составляет 108 км/ч (60%). А если взять VW Touareg мощностью 240 л.с., то у него «максималка» по паспорту – 218 км/ч. И для него крейсерская скорость составит 130 км/ч. Не сильно больше, чем у «Лады», правда?
Таким образом, чтобы всегда иметь запас тяги мотора на случай экстренных действий и быть в безопасности, не превышайте крейсерскую скорость своей машины даже в свободных условиях движения. А поскольку максимальная разрешенная скорость в России – 130 км/ч, то нет и проблемы превышения крейсерской скорости Так что соблюдайте правила, и все у вас будет в порядке!
Оптимальная скорость для автомобиля — второй фактор выбора режима поездки
Главным критерием выбора скоростного режима являются далеко не возможности машины, а ваши соображения о безопасности и уверенности поездки. Если вы считаете, что ехать со скоростью 90 км/ч при данных условиях опасно, то лучше выбрать более комфортный и уверенный режим. Тем не менее, существуют определенные рекомендации от производителей.
Первое, о чем стоит вспомнить в таком контексте разговора, является средний расход. Если вы будете поддерживать скорость машины на уровне 90 километров в час, то расход будет максимально близким к паспортным показателям расхода на трассе. Многие водители переживают по поводу того, что их машина на трассе расходует больше топлива, чем указано в документах. Происходит это по таким причинам:
- на обгоне автомобиль вынужден потреблять в разы больше топлива в силу необходимости быстрого разгона;
- постоянное торможение и трогание с места в пробке или на различных преградах также дает плюс к расходу;
- движение на скорости свыше 100 километров в час начинает значительно увеличивать расход бензина;
- производитель рассчитывает трассовые режимы поездки на среднюю скорость 90 километров в час;
- под данный показатель происходит настройка всех функций и узлов автомобиля, передаточных числе и двигателя.
Именно по этим причинам средние показатели расхода часто оказываются на порядок больше паспортных замеров. При определении расхода в трассовом режиме для технических характеристик машины производитель выполняет тестирование транспорта не треке, где машина едет с постоянной одной рекомендованной скоростью. Именно это позволяет достичь столь занимательных цифр расхода топлива.
Для получения максимальных выгод в расходе топлива и прочих характеристиках вашего автомобиля экспериментируйте и пробуйте разные режимы поездки. Не лишни будет и почитать отзывы о том, как люди эксплуатируют ваш тип транспорта. Это поможет максимально упростить эксплуатацию машины, сделать меньшим расход топлива и предсказать любые особенности поведения транспортного средства. Помните, что скорость должна быть оправданной. Предлагаем подборку видео ДТП, случившихся в частности из-за высокой скорости:
Скорость в транспортном потоке
Все мы много раз слышали, что самая безопасная скорость – скорость потока. Так и есть, и это логично. Ведь каждое опережение или обгон повышает вероятность ДТП, а именно – столкновение с опережаемым автомобилем или автомобилем-лидером. Отсюда ясно, что чем меньше обгонов и/или опережений, тем меньше вероятность ДТП. А движение без опережений возможно в двух случаях: либо на свободной дороге, либо в потоке машин при движении со скоростью потока.
А как же рекомендация двигаться со скоростью потока соотносится с рекомендацией выбирать скорость, исходя из расстояния видимости? Очень просто. Если под потоком понимать машины в одной полосе, которые двигаются по узкой дороге между припаркованных машин, мы это уже обсуждали в прошлой статье. Попадая в такую зону, вам следует снизить скорость по своему усмотрению и замедлить весь поток машин сзади. Если говорить о потоке в несколько полос на скоростных дорогах, там вопрос видимости актуален только в правом или втором рядах — ближайшем к тротуарам и припаркованным машинам. А в центре потока, на тех же МКАД и ТТК, это не актуально, видимость везде хорошая, припаркованных машин нет, пешеходов тоже. Поэтому там имеет смысл придерживаться скорости потока.
Скорость при опережении
Однако при должном навыке и относительно свободной дороге можно безопасно двигаться и быстрее (а также медленнее) потока. Но тут есть свои тонкости. Как я уже писал выше, при опережении повышается риск столкновения с опережаемым автомобилем. Ведь приближаясь к нему, мы сначала входим в его мертвую зону, когда водитель этой машины не может нас видеть, что уже опасно – водитель может начать перестроение в нашу сторону, не видя нас… Затем мы ровняемся с ним, и тут риск столкновения также есть – либо водитель может перестроиться, либо вильнет в сторону, объезжая яму, либо лопнет шина, либо машину занесет, в общем, поводов для опасений много. Далее, мы чуть уезжаем вперед, и опережаемый автомобиль попадает в нашу мертвую зону, и уже мы не можем его видеть, что также нежелательно. И уже после всего этого мы отъезжаем вперед на безопасное расстояние, при котором мы можем хорошо видеть этот автомобиль.
Как вы понимаете, чем быстрее мы разъедемся с опережаемым автомобилем, тем лучше, но «без фанатизма». Рекомендуемая разница в скоростях – не менее 10 км/ч и не более 20. То есть 10-15 – оптимально, 20 – предел, а дальше уже лихачество. Потому что при большей разнице в скоростях сокращается время на оценку ситуации, увеличивается тормозной путь и поэтому снижается возможность адекватно среагировать на действия машин спереди.
Измерять разницу в скоростях с опережаемым автомобилем можно, но сложно, и во время маневра вообще не до этого. Гораздо проще выразить это в секундах.
Оптимальное время опережения по соседнему ряду без перестроений – 6 секунд. Что я подразумеваю под временем опережения? Началом опережения можно считать момент, когда вы приблизились к идущей впереди машине на расстояние длины легковой машины. Почему именно на такое расстояние? Потому что в этом случае между вами уже не сможет протиснуться другая машина. И приближаясь к опережаемому по соседнему ряду на расстояние в одну машину, вы входите в опасную зону. Вы выходите из нее, когда опередите и удалитесь от машины на расстояние более длины одной машины.
Таким образом, опережение состоит из трех фаз:
- вход в опасную зону;
- опережение;
- выход из опасной зоны.
При должной разнице в скоростях на каждую фазу уходит около 2 секунд, а все опережение занимает примерно 6 секунд. Можно быстрее (опять же – без фанатизма!). Медленнее – не стоит.
Итак, на проезд мимо машины в соседнем ряду должно уходить не более 6 секунд.
Приведу расчеты на случай, если число 6 вызывает сомнения. Смотрите, даже если опережать с минимальной рекомендуемой разницей в скоростях – 10 км/ч, за 1 секунду машина пройдет около 2,8 м, а за 6 секунд – почти 17 м, то есть 4 корпуса легковой машины. Как раз то, что нужно.
Отсюда следует, что не всегда допустимо продолжать движение с постоянной скоростью. Если вы догнали машину в соседнем ряду и поняли, что разница в скоростях мала, ускорьтесь. После опережения можете снова снизить скорость до прежней.
Если другой водитель вас опережает достаточно медленно, создайте нужную разницу сами, отпустите педаль газа. И после его проезда можете снова набрать прежнюю скорость.
Скорость при обгоне
Обгон — опережение по встречной полосе
До ноября 2010 года обгоном считалось любое опережение, связанное с выездом из занимаемой полосы. Но после изменений в ПДД в ноябре 2010 обгоном стало считаться только опережение по полосе встречного движения. Это означает, что обгон возможен только на дорогах с одной полосой движения в каждую сторону, поскольку на дорогах с большим числом полос выезд на «встречку» всегда запрещен. И еще, двухполосные загородные дороги имеют ограничение скорости 90 км/ч для легковых автомобилей без прицепа, значит – это ваш скоростной «потолок» при обгоне + «беспошлинный» резерв 20 км/ч.
Еще интересный нюанс: раньше был запрещен обгон справа, при этом подразумевалось движение по обочине или правым рядам многополосной дороги. Из нового определения обгона вытекает, что обгон справа невозможен в принципе, поскольку в России не бывает встречных полос справа. Опережение на многополосной дороге справа никто не запрещает, значит, оно законно. Про опережение по обочинам и тротуарам никто и не говорит, поскольку там движение запрещено в принципе.
Обгон – один из самых опасных маневров. Поэтому, прежде чем обгонять, вам нужно взвесить все «за» и «против». Очевидно, обгон должен быть разрешен Правилами, и об этом вы можете прочитать в разделе 11 ПДД. Конечно же, при обгоне особенно важно пользоваться указателями поворота, чтобы быть понятным и предсказуемым для других участников движения. А здесь я расскажу о наиболее важном моменте – разнице в скоростях обгоняющего и обгоняемого автомобилей.
Чем быстрее едете, тем безопаснее обгон
При обгоне время пребывания обгоняющего автомобиля на встречной полосе должно быть минимальным. Идеальное время от момента выезда на встречную полосу до возврата обратно в свой ряд – 3 секунды, максимум – 5 секунд. Возможно ли это? Конечно! Создайте разницу в скоростях в 30 км/ч, и все будет возможно.
Опять же, давайте прикинем, что получается в цифрах. Допустим, мы обгоняем Газель длиной около 6 м, у нее скорость 70 км/ч, у нас 90, итого разница 20 км/ч – минимально допустимая разница при обгоне по встречной полосе. Это скорость около 5,6 м/с, и за 3 секунды машина пройдет 16,8 м – опять же 4 корпуса легковой машины – нормально. А за 5 секунд мы проедем аж 28 метров. Более, чем достаточно!
Возьмем другой, более жесткий пример – обгон фуры. Обычно их длина около 14 метров. Предположим, скорость фуры те же 70 км/ч, и разница в скорости в 20 км/ч нас уже не устроит, берем 30 км/ч, то есть 8,3 м/с. Нам нужно выехать на встречку на расстоянии до фуры ну хотя бы 2 корпуса легковой машины, то есть примерно 10 м. И где-то на таком же расстоянии надо со встречки уйти. Итого на обгон фуры уйдет 10+14+10 = 34 метра. С разницей в скорости 30 км/ч мы преодолеем это расстояние за 4 секунды. Что и требовалось доказать.
Следовательно, двигаться по встречной полосе необходимо с максимальным ускорением, либо с постоянной скоростью, создав указанный выше перевес в скорости заранее.
Техника безопасного обгона
Ускоряться следует:
– на пониженной передаче;
– в скоростном диапазоне оборотов двигателя;
– с нажатой «в пол» педалью газа.
На автомобилях с автоматической коробкой передач используйте режим kick-down — полностью нажатую педаль газа.
Правильный и безопасный обгон – обгон, при котором от выезда на встречную полосу до возврата в свой ряд уходит не более 5 секунд. Максимум 5, а идеально – 3 секунды.
А если не получается создать такую разницу? Или если «Газель» идет 80 км/ч, как создать разницу в скоростях 30 км/ч, ведь ограничение скорости – всего 90 км/ч? Если дело обстоит таким образом, вы можете локально ускориться, набрать нужную разницу в скоростях, чуть превысив ограничение в пределах «беспошлинных» 20 км/ч, после чего снизить скорость до разрешенной. Если же «Газель» двигается еще быстрее – на пределе разрешенной скорости, обгон просто не целесообразен. Он вам не нужен, в нем нет необходимости.
Движение быстрее потока
И еще несколько слов о целесообразности обгонов и опережений — то есть о движении быстрее потока. Иногда водители пытаются опередить поток: «играют в шашки», «вышивают». Кто-то так делает потому что опаздывает, а кому-то просто скучно «тошнить» в потоке «зевак» 80 км/ч по МКАД. Присоединяюсь, кстати, ко второй категории водителей.
Быстрее потока — без торможений
Так вот, есть конкретный показатель правильно выбранной скорости. Как и в случае прохождения поворота, этот показатель – педаль тормоза. Если вы пытаетесь объехать поток машин и вам для корректировки скорости приходится нажимать на педаль тормоза, значит, вы превысили оптимальную скорость для данного потока. И чем чаще и интенсивнее вы тормозите, тем больше превышение. Для корректировки скорости должно быть достаточно отпустить педаль газа, и если вам удается это без торможений, значит, вы выбрали правильную скорость.
Однако вы можете возразить: как же так? Иногда бывает, без торможений вообще объехать поток не получается! Как быть? А в этом случае движение быстрее потока просто нецелесообразно. Умерьте пыл и смиритесь со скоростью потока.
Таким образом, двигаться в потоке целесообразно с той скоростью, при которой вам не приходится нажимать на педаль тормоза (светофоры, пробки и проезды перекрестков не в счет). Либо вы едете со скоростью потока, либо незначительно превышаете его скорость – на 10-15, в крайнем случае – 20 км/ч. Если двигаться быстрее потока без торможений не получается, значит, объехать поток невозможно, и нужно двигаться со скоростью потока.
пробка1
Согласно опубликованным на официальном сайте ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) данным, в июне Садовое кольцо, МКАД и вылетные магистрали столицы ехали с одинаковой средней скоростью 56–57 км/ч. Такая же картина наблюдалась и в предшествующие месяцы полугодия — отклонение составляло не более 1–3 км/ч в ту или другую сторону. Так, средняя скорость движения по Садовому в феврале составляла 53 км/ч, в марте — 54 км/ч, в январе и апреле — 58 км/ч, в мае и июне — 57 км/ч.
Средняя скорость движения по МКАДу достигала 56 км/ч в январе, 55 км/ч в феврале, 57 км/ч — с марта по июнь включительно. Напомним, в начале июля столичный Центр организации дорожного движения заявил, что МКАД поехала быстрее на 7%. Это объяснили запретом на передвижение тяжелых грузовиков в дневное время, позволившим не только разгрузить кольцевую, но и сэкономить 0,5 млрд рублей ежегодно.
При этом вылетные магистрали ехали медленнее: в марте средняя скорость едущих по ним автомобилей не превышала 53 км/ч, в апреле и мае — 54 км/ч, в июне — 56 км/ч.
Скорость в дальних поездках
Рекомендация ездить без торможений особенно актуальная для любителей езды «на дальняк». От тех, кто часто ездит из Москвы в Питер, в Крым я часто слышу истории про движение по магистралям со скоростями 150 км/ч и о том, что на некоторых участках приходится часто обгонять фуры. «А за сколько времени ты в итоге доехал из Москвы до Питера?» — спрашиваю я. «За 10 часов» — отвечает лихач. Вот тут собака-то и зарыта…
Понятие равномерности движения
Смотрите, от Москвы до Питера около 700 км. Если водитель ехал без длительных остановок 10 часов, значит, его средняя скорость составила 700/10 = 70 км/ч. Выходит, на пустых участках он гнал 150 км/ч, чтобы приехать со средней скоростью 70??? Стоила ли игра свеч? Уже невооруженным глазом видно, что не стоила и что со скоростью был явный перебор. Я не говорю даже о нарушении ПДД, я пока только борюсь за здравый смысл. А если посмотреть на ситуацию не просто невооруженным глазом, а оценить по-научному, то существует так называемый коэффициент равномерности движения:
K = Vcp/Vmax
где Vcp – средняя скорость в пути, а Vmax – максимальная скорость, которой придерживался в пути водитель.
Чем ближе коэффициент к единице, тем более равномерно и целесообразно движение. То есть чем ближе средняя скорость к максимальной, тем равномернее движение и целесообразнее выбранная скорость.
В нашем примере с Москвой и Питером коэффициент равномерности равен 70/150 = 0,47. Очень посредственный результат, прямо скажем. В свободных условиях движения, за городом, рекомендуемые значения коэффициента равномерности – выше 0,7. Понятно, что ровно 1 не бывает, но 0,9-0,95 на свободной дороге без светофоров запросто. В городе уже можно говорить про 0,4-0,5, но не на Питерской трассе.
Равномерность движения важнее скорости
То есть в нашем примере водителю не стоило гнать 150, чтобы доехать со средней скоростью 70. Было целесообразно снизить скорость. Многие думают, что снижение максимальной скорости приведет к такому же снижению средней. Например, если ехать не 150, а на 30 км/ч медленнее — 120, то средняя в итоге окажется не 70, а 40. Это заблуждение! В нашем примере средняя никак не изменится, в том-то и секрет! Если стараться ехать равномерно, на практике средняя скорость оказывается лишь незначительно ниже максимальной. В нашем случае, средняя скорость 70 км/ч будет, я думаю, если пытаться держать всю дорогу 80 км/ч. Чувствуете разницу? Гнать 150 или спокойно держать 80 и приехать за одно и то же время! На практике так и будет. Фишка в том, что 150 всю дорогу держать не получается. Пока едешь в Питер, встречаются населенные пункты, посты ДПС, фуры, опасные участки дороги – и все это вынуждает снижать скорость. А в случае с фурами, бывает, попадешь в «караван» и приходится обгонять их по очереди по нескольку десятков штук, причем, долго тащиться за каждой из них. В этих-то местах мы и теряем все то, что выиграли, выжимая по 150 на каждом свободном участке. Поэтому не стоит избыточно тратить усилия и топливо, нужно ехать с той скоростью, которая приведет к равномерности движения. Поверьте, средняя скорость никак не пострадает, а вот топлива, сил и нервов сэкономите много, и комфорта с безопасностью добавите.
Равномерно — когда нет торможений
Как же определить эту оптимальную «равномерную» скорость? Ведь это надо сидеть, считать среднюю, делить на максимальную, эти коэффициенты… Замучаешься! Да нет, на практике все куда проще и уже не ново. Нужно ехать с максимально возможной скоростью, при которой у вас не будет торможений. Тогда и движение станет равномерным, а скорость близкой к средней. То есть если вы попали в караван из 20 фур, которые идут 80 км/ч и которые можно обогнать только по «встречке», где навстречу постоянно едут машины, не стоит их обгонять. Нужно смириться и следовать за фурой. Или, как вариант, можно сделать ранее запланированную остановку (заправиться, отдохнуть, поесть) и отпустить караван вперед, чтобы потом ехать по более свободной дороге. Потеряете совсем чуть-чуть во времени, если потеряете, а выиграете, повторюсь, в расходе топлива, силах, комфорте, безопасности. И снова мы приходим к целесообразности движения со скоростью потока, только уже через другие размышления
Штрафы за среднюю скорость: для автомобилистов готовят изменения
В Минюсте рассмотрят предложение производителей дорожных камер о включении в КоАП новой формулировки — штраф за превышение средней скорости. Водители и так получают такие постановления, но считают их незаконными.
В Министерстве юстиции рассмотрят предложения о включении в проект нового КоАП понятия о штрафах за превышение средней скорости. Анализ этой возможности проведут вместе с заинтересованными органами государственной власти. Об этом в ведомстве сообщили в ответ на запрос Autonews.ru о судьбе соответствующего обращения Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око». Сейчас уточнений по средней скорости в законодательстве нет, но водители все равно продолжают получать «письма счастья».
Ранее Autonews.ru первым сообщил о том, что эксперты и разработчики устройств таким образом предложили решить споры автомобилистов с ЦАФАПами и судами.
Разбираемся, как планируют наказывать тех, кто превышает среднюю скорость.
Что такое средняя скорость, как ее считают и зачем это нужно
Средняя скорость автомобиля — это скорость, с который водитель проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля. Чтобы подсчитать среднюю величину, нужно контролируемую дистанцию разделить на время проезда. Если полученная цифра окажется выше действующего ограничения, водителю придет штраф в зависимости от того, насколько быстро он ехал. Размер штрафов не отличается от наказания при «мгновенной» фиксации. Например, при превышении на 20–40 км/ч придет штраф 500 руб., и так далее. При этом у контролируемого отрезка не должно быть альтернативных путей проезда, а ограничение максимальной скорости должно быть одинаковым на всем протяжении пути.
По данным ассоциации «Око», в России лидером по использованию комплексов контроля средней скорости стал Татарстан.
Там таким способом контролируют более 950 км автомагистралей. В Московской области работает 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км. «Россия в этом отношении идет по тому же пути, что и все развитые страны, где соблюдение скоростных режимов на все большем количестве автодорог контролируется таким способом», — уточнили в ассоциации, добавив, что будущее именно за камерами с такой функцией.
За и против: почему штраф за превышение средней скорости нужно отменить
«При контроле средней скорости пропадает так называемый «эффект кенгуру», когда водители резко оттормаживаются перед камерой и разгоняются, проехав ее, повышая таким образом риск возникновения аварийных ситуаций, — рассказали производители. — Это, в свою очередь, повышает пропускную способность дороги за счет более равномерного движения транспортных средств на участке».
Также эксперты «Ока» отметили и экономическую эффективность выбора таких устройств со стороны властей: для закрытия очагов аварийности протяженностью более 1 км потребуется установка только двух камер контроля средней скорости вместо нескольких камер, фиксирующих скорость в заданной точке, поскольку радиус действия последних обычно 200–500 метров.
Что не так с выписанными штрафами
Руководитель Сергей Ласкин (не входит в «Око») заявил, что многие региональные власти отказываются от установки подобных приборов именно из-за постоянных недовольств со стороны водителей.
«Мы сами предлагаем заказчикам на участках протяженностью 20–30 км ставить именно камеры с контролем средней скорости, это проще и дешевле. А еще не возникнет таких ситуаций, когда водитель, получив предупреждение от навигатора, притормаживает, а после едет еще пуще прежнего, чтобы нагнать якобы потерянное время, и потом тормозит только у следующей камеры», — поделился Ласкин.
По словам участника отрасли, заказчиков отпугивают частые случаи, когда суды отменяют штрафы. В том числе это происходит из-за нерешенных вопросов с установлением точного места совершения нарушения.
«В текущих условиях нельзя точно написать, что нарушение произошло, например, на 20-м километре трассы. Насколько точно километров водитель превысил, тоже непонятно. Ведь он мог в одном месте разогнаться до 200 км/ч, потом ехать медленнее, потом опять быстрее, и получается, что штраф не соответствует реальному нарушению, — делится Ласкин. — А все ЦАФАПы состоят в определенном сообществе, которое очень хорошо информировано о происходящем. И когда один из начальников пишет, что установил эти комплексы, а потом из судов и прокуратуры валятся жалобы, другие решают, что им этого не нужно. И судейская практика пока не на стороне этой темы. Поэтому и конкурсы на такие комплексы просто мизерные по сравнению с остальными. А именно такая фиксация наиболее эффективна при борьбе с нарушителями».
Директор Юрий Зарубин с позицией Ласкина не согласен. Он рассказал, что только за последние три года предприятие запустило несколько сотен рубежей контроля скорости в стране.
«Сейчас стремительно строят новые дороги, трассы большой протяженности, при этом измерение мгновенной скорости не отвечает задачам контроля на трассах вне населенных пунктов, — уточнил Зарубин Autonews.ru. — Это около 87% всех дорог в России. Эти аргументы хорошо понимают в регионах. Сочетание использования контроля «мгновенной» и «средней» скоростей дает оптимальный эффект».
Позиция Верховного суда и критика Госдумы
Тем не менее отрицать, что у «средней скорости» в России большие проблемы нельзя. Свою позицию Верховный суд обозначил в октябре 2019 года при рассмотрении жалобы водителя из Смоленской области Николая Баусова.
Основной претензией ВС стало отсутствие конкретного времени и места фиксации в постановлении о подобном нарушении. «К событию административного правонарушения относится время и место его совершения, — говорилось в решении ВС. — Эти обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию».
В ноябре 2021 г. комитет Госдумы по госстроительству в первом чтении поддержал законопроект, предусматривающий отмену штрафов за превышение средней скорости движения.
В «Око» тем не менее уверены, что при появлении в КоАП точного определения понятий «контролируемый участок» и «средняя скорость» все вопросы будут сняты. Однако оборону готов держать заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он пообещал всячески блокировать это предложение «до тех пор, пока на региональных дорогах не оптимизируют скоростной режим».
Нужны предупреждающие знаки и точные приборы
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов идею о контроле средней скорости поддерживает. Но только в случаях, если речь идет об опасных или аварийных участках протяженностью около 2 км. Кроме того, перед каждым таким отрезком водителей о контроле средней скорости должны предупреждать отдельные специальные знаки.
«Фиксация средней скорости — это нормально, но каждый такой участок должен быть обозначен дорожным знаком и информацией о протяженности зоны контроля, — отметил Шкуматов Autonews.ru. — Вести контроль я считаю нужным на опасных развязках и съездах. То есть там, где резко падает скорость движения, например, с 100 км/ч до 60 км/ч, а некоторые водители решают не притормаживать и создают аварийные ситуации. Покрытия обычных камер тут не хватит, а две камеры с контролем средней скорости такие отрезки легко проконтролируют. Полезны они будут и на таких участках, как путь из Москвы в Сергиев Посад — там есть 1,5 км, где дорога превращается в настоящие горки. Когда автомобилисты быстро скатываются вниз, там есть камера, которая их ловит, а как они поднимаются, уже никого не волнует».
Шкуматов высказался категорически против контроля средней скорости на протяженных отрезках и на новых трассах, поскольку считает, что они спроектированы под более высокие скорости, нежели установленные ограничения. Также он обращает внимание на то, что дорожные камеры должны быть синхронизированы и работать без сбоев. Случаи, когда водителям приходят штрафы из-за сбоев по времени, должны быть исключены.
Кстати. МВД отвергло предложения о новых указателях для обозначения камер
Руководство МВД назвало «необоснованной и избыточной» идею введения в РФ новых знаков, предупреждающих водителей о зоне, в которой камеры измеряют среднюю скорость движения, сообщает . С такой инициативой выступили ранее члены рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Предложения общественников противоречат Венской конвенции о дорожных знаках и правительственной методике установки камер, отметили в полицейском ведомстве.
Первый заместитель главы МВД Александр Горовой ответил на предложения представителей ОНФ о введении в ПДД новых дорожных знаков. Речь, в частности, шла о знаке «Зона автоматического контроля» для обозначения мест расположения мобильных и стационарных комплексов. Инициаторами стали члены рабочей группы «Защита прав автомобилистов» ОНФ, куда входят «Синие ведерки», Общество защиты прав автомобилистов и независимые юристы, которые в мае направили предложение в полицию. Такой знак, говорят они, требуется устанавливать в населенных пунктах за 150–300 м до камеры, за городом — за 300–500 м. Знак «Конец зоны автоматического контроля» должен информировать водителей через 50–100 м после границы зоны. Новая информационная табличка была предложена для участков дорог, где камеры измеряют среднюю скорость.
Предложения, пишет Александр Горовой, «не корреспондируются» с методикой, утвержденной правительством в конце 2021 года. Этот рекомендательный документ, разработанный Минтрансом и ГИБДД, устанавливает, что камеры должны обозначаться знаками за 50–100 м в населенных пунктах и за 150–300 м на загородных трассах. Введение зональных (действующих на участке дороги) знаков, обозначающих начало и конец зоны автоматического контроля, не соответствует Венской конвенции о дорожных знаках 1968 года, указывает господин Горовой. «Зональные знаки применяют для обозначения зон ограничений, запрещений или предписаний»,— поясняет замминистра, в то время как предлагаемые ОНФ указатели, по его словам, информационные. Идею обозначения «конструктивных особенностей и принципов работы» камер (имеется в виду измерение средней скорости) в МВД назвали «необоснованной и избыточной».
По действующим правилам, напомним, автоматические комплексы обозначают табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация». В июне 2021 года Владимир Путин заявил, что комплексы «не надо специально скрывать и прятать», поручив подготовить новую систему их обозначения. В марте 2020 года ГИБДД предложила закрепить в ПДД новый знак, который будет устанавливаться за 150–300 м до зоны контроля вне населенного пункта, в населенном пункте — на въезде в него (повторив, по сути, содержание правительственной методики). К этим поправкам ОНФ и предложил свои идеи, но МВД их отвергло, отметив, что общественное обсуждение документа уже завершено.
«Предлагаемое МВД решение не приведет к изменению конфликтной ситуации с камерами,— заявил “Ъ” глава рабочей группы «Защита прав автомобилистов» ОНФ, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— В результате поручение президента будет выполнено формально. Мы же нацелены на то, чтобы ситуация на дорогах изменилась, чтобы камеры перестали прятать в кустах, чтобы с дорог исчезли ловушки, провоцирующие водителей на нарушения. Предложения способны резко улучшить ситуацию с безопасностью на опасных участках, где водитель должен быть максимально внимателен, поэтому мы будем продолжать отстаивать их».
В конце 2021 года, напомним, Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий ГИБДД штрафовать водителей за превышение средней скорости на контролируемом участке дороги. Депутаты указывают, что, поскольку в ПДД нет понятия «средняя скорость», нельзя и наказывать водителей за ее нарушение. Законопроект должны были доработать еще в начале года ко второму чтению, но работа над ним заморозилась. Приоритет отдан законопроектам, направленным на урегулирование последствий пандемии, пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «Как только все это закончится, вернемся к работе над поправками»,— сказал он. Свои идеи в Госдуму и Минюст направила ассоциация производителей и операторов систем фотовидеофиксации ОКО (в нее входят , «Симикон», «Технологии распознавания», «Ольвия», «Вокорд»), предложив, напротив, разработать порядок и правила контроля средней скорости, а также конкретизировав процедуру привлечения к ответственности за это нарушение.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
Похожее
Как выбрать безопасную скорость? Итоги
В итоге мы имеем следующий сухой остаток о выборе скорости в транспортном потоке:
- Безопасная скорость в свободных условиях движения: скорость, не превышающая крейсерскую скорость вашего автомобиля, которая составляет 60-70% от максимальной. В цифрах – зависит от характеристик конкретного автомобиля, чаще всего в пределах 110-130 км/ч.
- Безопасная скорость в плотном транспортном потоке: скорость потока, либо +/- 10-15 км/ч. Либо такая скорость, при которой опережение происходит не дольше, чем за 6 секунд. В любом случае, скорость должна быть такой, чтобы для ее корректировки вам не приходилось нажимать на педаль тормоза. Если при движении в потоке вы нажали на тормоз — скорость превышена.
- Безопасная скорость при обгоне (опережении по встречной полосе): скорость с перевесом в 20-30 км/ч по отношению к обгоняемому автомобилю. Либо скорость, при которой на обгон уходит от 3 до 5 секунд.
- Оптимальная скорость при движении на дальние расстояния – скорость, при которой вы едете наиболее равномерно и при которой ваша средняя скорость в итоге окажется близкой к максимальной, с которой вы пытались ехать. Критерий правильно выбранной скорости – отсутствие (или небольшое количество) торможений.
Средняя скорость — движение — автомобиль
Бла бла кар найти поездку
Средняя скорость движения автомобиля зависит от максимальной скорости, которую он может развить на дорогах различного качества, и от интенсивности разгона. Кроме того, на среднюю скорость автомобиля существенное влияние оказывают его тормозные свойства.
Средние скорости движения автомобилей приведены для дорог с усовершенствованным типом покрытия в хорошем состоянии.
Средняя скорость движения автомобиля составляет v км / час.
Средняя скорость движения автомобиля зависит от многих факторов: на нее влияют, с одной стороны, конструктивные особенности автомобиля, а с другой — дорожные условия. При испытаниях ее стремятся поддерживать максимально возможной. Чтобы полнее выяснить причины, вызывающие ограничение скорости, принято определять среднюю скорость чистого движения и среднюю техническую скорость.
Стремление повысить среднюю скорость движения автомобилей ( автопоездов) при одновременном увеличении их полной массы приводит к повышению мощности двигателя, что, в свою очередь, вызывает повышенные требования к трансмиссии автомобиля. Это непосредственно относится и к ведущему мосту, назначение которого состоит в изменении крутящего момента двигателя при передаче его к ведущим колесам таким образом, чтобы вместе с коробкой передач обеспечить согласование скоростной характеристики двигателя с динамической характеристикой автомобиля.
График, для определения нагрузочного режима трансмиссии автомобиля ( по нормали. |
Угловую скорость рассчитываемых подшипников определяют по средней скорости движения автомобиля аа ср — с учетом соответствующего передаточного числа между валами коробки передач.
Эффективность действия тормозов оказывает влияние на среднюю скорость движения автомобиля, особенно в условиях городского движения.
Именно эта скорость имеется в виду, когда, например, говорят о средней скорости движения автомобиля или средней скорости поезда.
За эквивалентное число оборотов пэкв принимается число оборотов подшипника ( вала), соответствующее средней скорости движения автомобиля на основной ( прямой) передаче.
Установка на шасси автомобиля двигателя повышенной мощности, ранее практиковавшаяся в Америке, повышала среднюю скорость движения автомобиля, уменьшала его износы и шумность работы, но ухудшала топливную экономичность. Последнее объясняется тем, что в двигателях большей мощности и большого рабочего объема при работе на малых нагрузках возрастает относительная величина тепловых, насосных и механических потерь.
Расстояние между площадками для кратковременных остановок и стоянок автомобилей зависит от интенсивности движения на дороге, средней скорости движения автомобилей, вместимости стоянки и средней продолжительности пребывания автомобиля на стоянке.
Зависимость коэффициента сцепления от различных факторов. |
В практике управления автомобилем важно знать н только максимальную скорость движения автомобиля на отдельных участках маршрута, но и среднюю скорость на всем маршруте. Возможность определения средней скорости движения автомобиля имеет практическое значение для осуществления планирования перевозок грузов и пассажиров на автомобильном транспорте. . Из выражения ( 34) следует, что чем выше удельная мощность, тем больше ускорение разгона и меньше продолжительность этапа разгона до установившейся скорости
В итоге следует ожидать повышения средней скорости движения автомобиля. Для того чтобы оценить степень влияния удельной мощности на среднюю скорость вследствие сокращения именно этого этапа цикла, рассмотрим процесс разгона автомобиля с учетом переключения передач.
Из выражения ( 34) следует, что чем выше удельная мощность, тем больше ускорение разгона и меньше продолжительность этапа разгона до установившейся скорости. В итоге следует ожидать повышения средней скорости движения автомобиля. Для того чтобы оценить степень влияния удельной мощности на среднюю скорость вследствие сокращения именно этого этапа цикла, рассмотрим процесс разгона автомобиля с учетом переключения передач.