Правила дорожного движения действуют не только на водителей транспортных средств, но и на других участников движения, в том числе и пешеходов. Граждане вправе передвигаться по специально выделенным тротуарам, а при их отсутствии – по проезжей части. При этом важно, по какой стороне дороги идти пешеходу по ПДД.
Игнорирование правила о выборе стороны движения может привести к возникновению дополнительного риска безопасности. Именно для снижения аварийноопасности и было введено требование о стороне передвижения для людей без транспорта. Пеший человек также может быть привлечён к административной ответственности наравне с остальными участниками дорожного движения.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Кто является пешеходом по ПДД?
Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.
Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.
К ним относят:
- лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
- граждан использующих инвалидную коляску;
- передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
- имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.
Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:
- Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
- Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
- Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.
Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:
- передвижение пешеходов по специально выделенным зонам, такие как тротуары, пешеходные дорожки, а если они отсутствуют, то по обочине;
- лицо вправе катить какое-то транспортное средство (например, мопед или велосипед), если не препятствует движению иного транспорта;
- если отсутствует зона для пешехода, можно идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части;
- передвижение осуществляется навстречу проезжающему транспорту, не считая некоторых исключений из данного правила;
- если человек катит транспорт, то должен делать это по правому краю, то есть по ходу движения машин;
- в ночное время суток люди должны обеспечивать видимость, например, посредством освещения или светоотражателей;
- учёт знаков и светофоров обязателен.
Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.
Кто такой пешеход?
Пешеход – это участник дорожного движения, который при передвижении не управляет транспортным средством и не производит работу на нем. К пешеходам относятся инвалиды на колясках без механического мотора, владельцы велосипедов или мопедов, которые передвигают их по дороге.
Одним словом, пешеход – это тот человек который передвигается пешком на проезжей части. Согласно законодательству, ему разрешено двигаться по пешеходным дорожкам, тротуарам или по обочине навстречу движению автомобилей, если первые два варианта отсутствуют.
Правила движения пешехода по проезжей части
Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.
ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:
- В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
- Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
- Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
- Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.
Когда пешеходу разрешено идти по дороге?
Пешеходу можно ходить по краю проезжей части, если:
- Он передвигается в инвалидной коляске и мешает другим пешеходам;
- либо переносит вещи, которые мешают другим пешеходам;
- дорога не оборудована тротуаром, обочиной или дорожкой для пешеходов.
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут… идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Абзац 1-2 п. 4.1
По какой стороне дороги нужно идти согласно правилам, смотрите в таблице:
По какой стороне? | Кто? |
По правой (по ходу авто) | Инвалиды в колясках; Пешеходы с велосипедом/мотоциклом в руках; Организованные колонны пешеходов |
По левой (навстречу авто) | Все остальные. |
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Абзац 3 п. 4.1
Движение пешехода в ночное время
Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.
При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.
В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:
- на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
- за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
- в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.
Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.
Автошколадома ПДД онлайн
Мы запустили бесплатное дистанционное обучение на Youtube. Подпишитесь на наш канал и смотрите видео-лекции.
4.1.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
4.5.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6.
Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7.
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8.
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил.
Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части
Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.
С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.
С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.
Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:
- в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
- в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).
Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.
Как правильно пересекать проезжую часть?
Для пересечения проезжей части существуют наземные, подземные и надземные переходы. Для человека это наиболее безопасные способы. Кстати, владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком. Но к сожалению, переходы есть не везде, в случае их отсутствия пеший участник дорожного движения может совершить пересечение проезжей части на перекрестке по линиям тротуара или обочине.
В том случае, если отсутствуют все вышеперечисленные условия, то перейти проезжую часть под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающегося транспортного средства. Но нужно помнить о собственной безопасности, в темное время суток или в условиях плохой видимости желательно иметь на одежде светоотражающие элементы. Несмотря на то, что это правило, за его нарушения наказаний законодательством не предусмотрено.
На пешеходном переходе важно также заботиться о собственной безопасности. Прежде чем перейти дорогу, нужно убедиться, что движение будет безопасным и нет приближающегося транспортного средства. Потому что, несмотря на то, что водитель обязан пропустить пешехода, он может не успеть затормозить.
По какой стороне идти пешеходу по тротуару?
ПДД устанавливают правила передвижения для пеших людей и чётко определяют, что пешеход должен идти по по дороге против движения транспорта, то есть по левой стороне. Однако, ПДД не содержат требования к передвижению людей по тротуарам.
Вне проезжей части, граждане могут передвигаться по любой стороне. Относительно тротуаров также нет каких-то особых требований.
Если имеется велосипедная дорожка, но нет тротуара, то пешеход может идти по ней, но тут также есть свои ограничения. Прямого указания относительно стороны передвижения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно, передвигаются с краю.
Права и обязанности пешехода
Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:
- Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
- Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
- В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
- Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
- Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
- На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
- Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
- Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
- Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
- Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).
Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.
ОБЖ, 8 класс. Обязанности пешеходов и пассажиров
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс
Тема: Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
Время: 1 час
Метод проведения: словесный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Литература: Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. Смирнов Анатолий Тихонович, Литвинов Евгений Николаевич, Фролов Михаил Петрович. Издательство АСТ. М,2012г.
Цели урока:
- Изучить обязанности пешеходов и пассажиров
- Выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
- Воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира.
Учебные вопросы:
1. Обязанности пешеходов
2. Обязанности пассажиров.
3. Личная безопасность в общественном транспорте.
Ход урока:
1.Краткий опрос по предыдущей теме.
2. Изложение и краткая запись материалов урока.
1. Обязанности пешеходов
Все мы с вами являемся пешеходами, как только научились ходить на ногах. С правилами дорожного движения (ПДД) нас родители знакомят с детства. В школе нам проясняют обязанности пешеходов, но, к сожалению, далеко не все их выполняют, а со временем просто игнорируют. Но, когда пешеход становится водителем, то сразу вспоминаются обязанности пешеходов и водители сетуют на недисциплинированных пешеходов, и напоминают им обязанности пешеходов.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Правила дорожного движения писаны не только для водителей. Для каждого участника дорожного движения найдется то или иное правило поведения на дороге. К пешеходам это тоже относится.
Пешеход должен неукоснительно выполнять требования данного раздела. Кстати, выходя из-за руля, водитель тоже становится пешеходом.
А сейчас о том, где пешеходы имеют право передвигаться по дороге:
— Тротуар — это понятно всем, является одним из элементов дороги.
— Пешеходная дорожка — часть дороги, чаще всего параллельная проезжей части и обозначенная знаком 4.5.
— Обочина — это тоже часть дороги, чаще за городом, и может использоваться как пешеходами, так и водителями (например, для остановки и стоянки).
— Велосипедная дорожка — предназначена для велосипедистов, но при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки по ней можно передвигаться и пешком.
— Проезжая часть — это вотчина автомобилей; в случаях, описанных во втором абзаце п. 4.1, пешеход может выйти на проезжую часть. При этом за городом идти надо по левой стороне дороги, то есть навстречу машинам. Пешеходы, «ведущие» что-либо по проезжей части дороги, должны двигаться только в попутном направлении.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Внимательно посмотрите на рисунки, где изображены разрешённые варианты перехода дороги и подумайте, правильно ли вы переходите дорогу. (Слайд №10)
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
Цивилизованные люди смотрят на светофоры и не перебегают дорогу перед приближающимся транспортом! Ведь «экономия» в 30 — 40 секунд (именно столько требуется подождать смены сигналов светофора) нередко приводит к трагическим последствиям.
Не пора ли задать себе один важный вопрос: продолжать суетиться, перебегать дорогу на запрещающий сигнал светофора и постоянно рисковать жизнью или, наконец, присоединиться к цивилизованной части населения, уважающей законы?
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Из рисунка «Мёртвая » зона (Слайд №11) , следует:
что создать «мертвую» недосматриваемую зону может не только стоящий на остановке автобус, но и другие объекты, расположенные на дороге или в непосредственной близости от нее.
Во время движения автомобиля зона обзора перспективы дороги часто бывает ограничена. В таких случаях вы должны быть готовы к тому, что из «мертвой» зоны может внезапно появиться кто-то, кто этой книги не читал. Полагаю, что пешеход, прочитавший эту страницу, уже не захочет повторять подвиг «героев», изображенных на этих рисунках.
Ну а, будучи пешеходом, Вы теперь будете более внимательно и уважительно относиться к водителям.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть. (Слайд №11)
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.
В пункте 4.8 рассматриваются правила поведения пассажира-пешехода в зависимости от наличия посадочной площадки или отсутствия посадочной площадки на остановке трамвая посередине дороги (Слайды №№12-13):
1. Посадочная площадка расположена на разделительной полосе, приподнятой над проезжей частью дороги, этом случае ожидать трамвай надо именно на посадочной площадке. А попасть туда можно только с соблюдением требований пунктов 4.4—4.7 ПДД, то есть, не мешая движущемуся по дороге транспорту.
2. Посадочной площадки нет. Ожидать трамвай пешеходы должны на тротуаре.
Дождавшись, когда трамвай полностью остановится, пешеходы имеют право выйти на проезжую часть дороги и приступить к посадке.
Водители транспортных средств в этой ситуации обязаны уступить дорогу пассажирам, которые выходят из трамвая, входят в него, а также переходят проезжую часть от тротуара к трамваю и от трамвая к тротуару.
В условиях большого города (суеты и нервов) можно заметить нетерпеливость пешеходов, выходящих на проезжую часть дороги раньше, чем трамвай доедет до своей остановки, а также водителей, пытающихся проехать мимо трамвая, посадка-высадка в который еще не закончилась.
А если подумать о тех 20—30 секундах, которые необходимы для выполнения несложных требований ПДД? На одной чаше весов секунды, а на другой изрядно потрепанные нервы. Надо ли что-то добавлять?
2. Обязанности пассажиров
5.1 Пассажиры обязаны:
· При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застёгнутом мотошлеме;
· Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2 Пассажирам запрещается:
· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или грузе выше бортов;
· открывать двери транспортного средства вовремя его движения.
3. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.
Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.
При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Заключение: Закрепление пройденного материала.
Домашнее задание: 1. Изучить §2.2 учебника;
2. Конспект урока.
Наказание за неправильное движение по проезжей части
Административная ответственность предусматривается не только за нарушение ПДД водителями, но распространяется и на пешеходов. Так, в КоАП РФ представлен ряд норм, за нарушение которых граждане привлекаются к ответственности:
Нарушение | Статья КоАП РФ | Санкция |
Нарушение ПДД пешеходом или пассажиром. Предполагается обычное нарушение, которое не влечёт за собой существенных последствий в виде дополнительного повреждения какому-либо участнику движения. Также важно, чтобы такое нарушение не создавало помех окружающим, например, речь может идти о переходе в неположенном месте при отсутствии рядом транспорта или движение не по той стороне дороги. | Ч. 1 ст. 12.29 | Предупреждение или штраф в размере 500 рублей |
Нарушение ПДД при условии создания помех транспорту. Здесь уже пешеход мешает иным участникам движения, например, проезжающей машине, если игнорирует сигнал светофора. | Ч. 1 ст. 12.30 | Штраф 1000 рублей |
Нарушение ПДД пассажиром, повлекшее причинение лёгкого и среднего вреда здоровью. При наступлении тяжкого вреда предусматривается уже уголовная ответственность. | Ч. 2 ст. 12.30 | Штраф 1500 рублей |
Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.
Кто виноват в ДТП с пешеходом?
Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.
Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).
Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.
Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.
Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.
Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:
- у него имелась возможность избежать столкновения;
- освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
- авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
- водитель был в состоянии опьянения.
Доказать невиновность можно, ссылаясь на плохое освещение, на тот факт, что человек появился на стороне дороги неожиданно, не имел отражающих элементов в тёмное время суток. В данном случае можно воспользоваться показаниями регистраторов и свидетелями.
Пересечение проезжей части
Если верить статистике, то совместное соблюдение всеми участниками дорожного движения предписанных норм и требований закона минимизирует риск аварийных ситуаций. Обобщая, можно выделить, что пешеход обязан двигаться строго по предназначенной для него территории: специальной полосе, тротуаре или дорожке. Только когда подобных мест не выделено, разрешено передвигаться по правой обочине дороги.
Данные правила несложны для запоминания, но их исполнение гарантирует безопасность на дороге. К основным нормам, которые регулируют поведение пешеходов на дороге, относится целый список положений: гораздо эффективнее будет оценивать каждый случай отдельно и каждый раз ссылаться на определённые пункты.
По тротуару
Под тротуаром обычно воспринимают обособленную часть дороги, которая выделена специально для пешеходов. Нередко он дополнительно отделён бордюром, ограждением или газоном: передвигаться там можно в любую сторону абсолютно беспрепятственно. Но важно помнить, что тротуар и обочина — не одно и то же.
Вторая зона для ходьбы тоже считается частью дороги, однако никак не выделена, не имеет чётких границ с проезжей областью. Если тротуара нет, пешеход может идти по обочине в необходимую ему сторону. Заодно любой человек имеет право совершать движение вдоль края дороги, если в радиусе видимости не наблюдается более безопасного варианта. Хотя пешеход всё равно должен идти строго по стороне встречного транспорта.
По пешеходной дорожке
Изначально пешеходная дорожка представлена, как расположенное вне пределов трассы сооружение, которое необходимо для ходьбы за пределами населённого пункта или внутри него, выделенное с помощью знака 4.5.1.
Данное обозначение располагается непосредственно в передней части дороги, где по умолчанию вводится ограничение для машин. А вот действие его продолжается сразу после места фиксации. По факту отменяет данный запрет только знак 4.5.2 «Конец пешеходной дорожки».
Иногда в качестве данного участка используется поверхность искусственного сооружения, но чаще это просто фрагмент поверхности земли возле центральной дороги. Также следует различать тротуар и дорожку для пешеходов: последняя предназначена для тех лиц, кто передвигается пешком и отмечена специальным знаком.
По велосипедной дорожке
Принципиально не стоит путать велопешеходную дорожку с обычным велосипедным аналогом. Поскольку первая необходима одновременно для движения, как велосипедистов, так и пешеходов, когда как вторая — исключительно для велосипедистов. Отличить их тоже довольно легко: велосипедная дорожка помечается знаком 4.4.1, а смешанный вид уже с пешеходной функцией – знаками 4.5.2 — 4.5.7.
В первую очередь нужно запомнить, что пешеходам разрешено идти по велосипедной дорожке лишь в ситуации, когда нет тротуара, обочины или отдельные пути для пешеходов. Даже те люди, которые ведут инвалидные (или передвигаются на них), детские коляски или катаются на роликах, не могут находиться на велосипедных дорожках при наличии тротуара – это очень опасно.
По обочине проезжей части
Теоретически пешеход обязан постоянно находиться на тротуаре, пешеходной зоне или иному участку, специально выделенному для подобного формата передвижения (п. 4.1 ПДД). Но на деле реализовать такую схему получается редко. Иногда вообще отсутствуют участки, когда гражданин имеет право свободно идти, не мешая другим. Поэтому дополнительно введены особые оговорки передвижения именно по проезжей части (там, где обычно ездят машины):
- Если зона для пеших лиц отсутствует, нужно идти по обочине (вдоль края дороги, за разметкой, где нет автомобилей).
- Если обочина также отсутствует, другие люди имеют возможность двигаться в привычном темпе просто вдоль проезжей трассы.
- В случае, если человек катит велосипед или мопед, он может следовать аналогично потоку (правило дублируется и для инвалидов).
Обобщая все рекомендации, гражданин должен без особых преград идти по дороге, но главное требование здесь заключается в том, чтобы не создавать дополнительных проблем своей траекторией остальным проезжающим машинам и водителям.
Для инвалидов
Лицам с неполноценными физическими возможностями, которые не имеют возможности полноценно ходить, а вынуждены перемещаться на инвалидных средствах без двигателя, разрешается двигаться по краю дороги. Аналогичные права параллельно предоставлены тем людям, которые перевозят большие предметы на двухколёсном транспорте или несущим габаритные предметы, вещи в руках.
Гипотетически это отнюдь не обязательное требование, а только запасной вариант для разгрузки затруднённого движения по тротуару. Но при желании все упомянутые лица с габаритным грузом могут перемещаться по территории тротуара, и это не будет являться нарушением.
На дворовой территории
Отдельной категорией стоит рассмотреть такие места, как территории во дворах и жилых зонах – вот там практически каждому можно ходить по проезжей части. Но это не считается одобрением для любого своеволия: даже тогда водители обязаны уступать пешеходам.
Однако последние лица без особых на то причин не должны специально мешать движению транспортных средств. Так, если во время прохода по двору неожиданно понадобилось остановиться, то совершать данный маневр нужно на тротуаре, а не на пути, где проезжают автомобили. А вот на владельцев машины закон накладывает существенные ограничения касательно передвижения и остановки на территории каких-либо дворов.
Переход регулируемого и нерегулируемого перекрёстков
В разделе 4 ПДД довольно чётко регламентируется, что пересекать дорогу всем пешеходам разрешено лишь в строго отведённых местах, по нарисованной разметке. Если подобных обозначений по какой-то причине нет, то на перекрёстках двигаться необходимо по обочине и тротуару. Когда перекрёсток регулируется (на нем стоит светофор или находится регулировщик), то можно переходить на:
- зелёный сигнал специального светофора для пешеходов;
- красный сигнал светофора для транспортных средств.
Помните, что жёлтый мигающий светофор на перекрёстках не регулирует движение, а только предупреждает водителей об опасности. А для пересечения трассы в таких местах следует опираться на требования движения по нерегулируемым переходам.
Пешеходы на нерегулируемом перекрёстке и переходе, по сути, всегда самостоятельно отвечают за собственную безопасность: оценивают длину дистанции до приближающегося авто, определяют его скорость и, исходя из этого, принимают решение, безопасно ли переходить дорогу или нет. Так, при нарушении вышеуказанных норм, граждане полностью несут ответственность за создание аварийной ситуации.
Без пешеходного перехода
Ещё в п. 4.3 ПДД за 2021 год детально расписано, как именно должен поступить пешеход при переходе дороги на перекрёстке, при отсутствии пешеходного перехода. Он обязан пересекать проезжую часть дороги по линии тротуаров или обочин. Также важно обратить внимание, что в своде условий нет ни слова о том, что линии тротуаров или обочин там приравниваются к пешеходным переходам.
Если ссылаться уже на п.4.5., то на нерегулируемых пешеходных переходах люди имеют право выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят ситуацию на дороге.
Тут, в отличие от перехода дороги по пешеходному переходу, кроме необходимости убедиться в безопасности перехода, правила обязывают каждого пешехода не создавать помех другим участникам движения. Поэтому, не совсем ясно, чем именно руководствуются некоторые лица, приравнивая к пешеходному переходу линии тротуаров или обочин.
Передвижение по дороге в тёмное время суток
Весьма характерно, что специально установлены строгие требования касательно перемещения по проезжей части при плохой видимости даже в вечернее время и ночью. Под данным отрезком обычно подразумевается время от вечерних сумерек до утра. При этом недостаточной видимостью заодно отмечают обзор проезжей части на дистанции менее 300 м. во время дождя, сумерек, тумана и прочих погодных аномалий.
В случае вышеуказанных условий, в населённых пунктах пешеходам советуют запастись светоотражающими предметами или профессиональной одеждой. Для этой цели можно купить специальные жилеты, которые используют рабочие на дорогах (учитывая, что стоят они дёшево – до 500 руб.).
Когда пешеход находится за пределами города или посёлка, он обязан выполнять данное условие, чтобы водители имели возможность заметить пешехода и вовремя пропустить его. Очень часто светоотражающая одежда и предметы предотвращают несчастные случаи и ДТП. Если под рукой нет светоотражающих элементов, рекомендуют воспользоваться фонариком или свечением телефона, чтобы вас заметили автолюбители.
Нюансы
При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:
- Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
- Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
- Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
- Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
- Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
- Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.
Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.