Можно ли пересекать сплошную линию, которая находится у края обочины

Особенности нарушений

Каждый сталкивался с ситуацией, когда на дороге пробка, а обочина, отделенная сплошной линией, вроде бы свободна, и по ней можно проехать. Соблазн, конечно, велик: многие водители предпочитают рискнуть, не опасаясь поймать колесом острый предмет, или рассчитывают, что инспектор не увидит, и предпочитают объехать пробку, несмотря на то, что делать так правилами дорожного движения запрещено.

За выезд на обочину через сплошную штраф предусмотрен достаточно большой. Именно поэтому, даже если в ближайшей видимости нет патруля ДПС, делать этого не стоит. Могут висеть камеры наблюдения, сзади может появиться машина с видеофиксатором. Однако существуют случаи, при которых такой маневр совершать можно. Наша статья поможет разобраться с этим, четко усвоить, когда можно выезжать на обочину, а когда нет, при каких обстоятельствах можно избежать штрафа.

Что понимается под обочиной?

Прежде всего следует разобраться в терминологии, чтобы четко понимать, что такое выезд через сплошную на обочину. Обочина это участок дороги, расположенный сбоку от асфальтированного полотна. Чаще всего его отделяют при помощи разметки, и всегда можно отличить данную территорию визуально.

Движения по этим участкам запрещено, однако существуют исключения из правил, позволяющие пользоваться обочинами для парковки транспортного средства. Чаще всего парковаться можно справа, однако в населенном пункте разрешается припарковать транспортное средство с левой стороны при соблюдении следующих условий:

  • Движение однополосное, на дороге отсутствуют трамвайные пути.
  • Односторонняя дорога.
  • Если грузовой автомобиль, масса которого превышает 3500 кг, требуется загрузить или разгрузить.

Существует и категория транспортных средств, для которой допустим выезд на обочину через сплошную. К ним относятся:

  • Автомобили коммунальных служб и дорожной компании.
  • Транспорт, подвозящий различные грузы к объектам, добраться до которых можно, только пересекая линию обочины.

Кроме этого, если нет помехи для передвижения пешеходов, пользоваться обочиной могут следующие виды транспортных средств:

  • Велосипеды, если управляет им лицо старше 14 лет, а в доступности нет велосипедных дорожек или нет возможности перемещаться по правой стороне проезжей части.
  • Мопеды, объем двигателя которых меньше 50 куб. см.
  • Гужевые повозки, вьючные и верховые животные, однако передвигаться им можно только в один ряд.

Какое наказание грозит водителю?

Штраф за выезд на обочину через сплошную линию может доходить до 5000 рублей, в ряде случаев может быть назначено лишение водительских прав на срок 4-6 месяцев. За движение по обочине придется заплатить 1500 рублей, согласно свежим поправкам к КоАП.

Не стоит путать съезд на обочину и обгон с выездом через сплошную линию: последний обусловлен попаданием на встречную полосу. Если водитель объезжает транспортное средство или любое другое препятствие сбоку от дорожного полотна, это и будет называться движением по обочине. Стоит заметить, что еще с 2017 года штраф за это был серьезно увеличен, так как небольшое наказание не могло в достаточной мере мотивировать автомобилистов соблюдать правила дорожного движения.

Стоит отметить, что выезд за пределы части дороги, предназначенной для движения, может сопровождаться рядом других нарушений. В этом случае все штрафы будут сложены, поэтому вам придется заплатить сумму, превышающую штраф за одно нарушение. Протокол инспектором водителю будет вручен только один, однако в нем будут перечислены все допущенные им нарушения. Инспектор должен указать соответствующие пункт ПДД, которые были нарушены, написать суммированный размер штрафа за все.

Выезд на обочину через сплошную линию опасен еще тем, что можно сбить находящегося на ней пешехода, так как зачастую человека, находящегося на обочине, не видно. За это может грозить лишнее прав или уголовная ответственность в зависимости от тяжести последствий совершенного правонарушения.

Есть ли лишение прав?

Нет. Единственное законное основание для вынесения наказания за объезд припаркованного автомобиля через сплошную линию разметки – это санкция, предусматривающая штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Однако, если вы столкнётесь с такой ситуацией, то есть большая доля вероятности, что сотрудник ГИБДД будет разводить на лишение по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ с максимальной санкцией в виде лишения прав до полугода. Это незаконно, просто потому что сама официальная трактовка этой нормы ссылается на 3 часть как исключение из этого случая. И о ней мы как раз сейчас поговорим.

Экспертное мнение

Дмитрий Тиковенко

Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП

На дорогах очень распространены так называемые «засады» или «ловушки» инспекторов, которые выбирают место, в котором объехать общественный транспорт или маршрутку, остановившиеся для посадки и высадки пассажиров, можно только через сплошную. Водители не хотят ждать, пока транспорт поедет, и сознательно нарушают, за что их и привлекают по ч. 4 ст. 12.15 КоАП спрятавшиеся неподалеку инспекторы.

Таких водителей ждет штраф в 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Задать вопрос

Как составляется протокол?

Протокол за выезд с обочины через сплошную составляется на месте, если инспектор вас остановит. Если нарушение было зафиксировано при помощи камеры, постановление придет почтой на адрес того, на кого зарегистрирована машина. Камеры фотографируют автомобиль, обычно можно хорошо рассмотреть номер, марку и даже того, кто был в этот момент за рулем. О том, как обжаловать протокол.

Объезд препятствия в нарушение линии разметки

Выезд с обочины на проезжую часть через сплошную на встречную сторону дороги обгоном не считается. Если вы передвигаетесь по обочине противоположной стороны дороги против направления движения основного потока, учтите, что за это предусмотрено более строгое наказание, чем за движение по обочине по своей стороне. Таким образом водитель нарушает сразу несколько правил, в том числе ему будет приписано движение по встречной полосе. Кроме этого, может быть назначен и штраф за обгон другого транспортного средства по встречной линии (если вы с обочины вернетесь на свою полосу движения).

В этом случае предусмотрено одно из следующих дисциплинарных взысканий:

  • Штраф в размере 5000 рублей( для видеофиксации).
  • Лишение права управления ТС, длительность которого варьируется от 4 до 6 месяцев.

Существует интересный нюанс: если нарушение зафиксирует камера, вам пришлют квитанцию на оплату, если остановит инспектор, он вправе на свое усмотрение решать, какой вид наказания избрать. В этом случае срок лишения права управлением может увеличиться до одного года.

На заметку: если водитель пытался объехать пробку, у него не получится сослаться на препятствие, стоящее на дороге, так как затор к такому роду препятствий не относится. Не получится оправдаться, даже если вы просто хотели припарковаться, так как сделать это можно было со своей стороны движения потока.

Белая, оранжевая, желтая

Желтая разметка, нанесенная на дороге,

В настоящее время разметка, наносимая на дорожное полотно в Российской Федерации, может быть трех цветов. Это предусмотрено действующей редакцией ПДД. Она, в частности, бывает:

  • белая;
  • оранжевая;
  • желтая.

Также разметка предупреждает о приближении к опасным участкам или к некоторым дорожным знакам.

В большинстве случаев она бывает привычного всем белого цвета. Такой разметкой разделяют проезжую часть на полосы движения и обозначают края автодороги. В зависимости от ситуации, линия может быть сплошной или прерывистой. Первую, как известно, пересекать нельзя. Ну а наиболее серьезные штрафы выписывают, когда водители транспортного средства совершают какой-либо маневр через двойную сплошную. Также разметкой белого цвета обозначают пешеходный переход и стоп-линию, в том числе, и перед светофорами.

Оранжевый цвет говорит в подавляющем большинстве случаев о временном характере нанесенных обозначений. Такая разметка наносится, как правило, перед участками, где ведутся какие-то дорожные работы. Делается это с целью обеспечения безопасности участников дорожного движения. Несложно догадаться, что после завершения дорожных работ разметке возвращают первоначальный вид. Кстати, оранжевая всегда имеет приоритет перед белой, поскольку именно она считается актуальной на текущий момент.

Несколько сложнее с разметкой желтого цвета. Во-первых, ею могут быть выделены полосы дорожного движения с целью улучшения видимости. В этом случае водителям следует соблюдать все требования, как в случае с белой. Если же разметка желтого цвета нанесена на бордюре, возле него или на обочине, это означает, что на данном участке стоянка и остановка ТС запрещена. Зачастую она дополняется соответствующим дорожным знаком.

Поэтому при парковке будьте внимательны. Бывали случаи, когда краску вовремя не обновляли, и разглядеть ее цвет можно было с трудом. Тем не менее вам будет достаточно сложно доказать собственную правоту инспектору. Поэтому в случае возникновения каких-либо сомнений, лучше всего перепарковать свой автомобиль где-нибудь в другом месте. В крупных населенных пунктах неправильно оставленное авто вполне могут забрать с помощью эвакуатора.

Прерывистая линия желтого цвета, нанесенная на бордюре, возле него или на обочине, разрешает парковаться, но при этом время стоянки автомобиля на таких участках не должно превышать 5 минут. В большинстве случаев данная разметка является дополнением к дорожному знаку 3.28, разрешающем ТС осуществлять остановку с целью посадки или высадки пассажиров. Не запрещает он также и стоянку в экстренных случаях – при поломке автомобиля, или при какой-либо непредвиденной ситуации. К последним, например, относятся возникшие на дороге непреодолимые препятствия, или проблемы со здоровьем у водителя транспортного средства.

Если прерывистая или сплошная линии желтого цвета нанесены по правому краю проезжей части за пределами населенного пункта, то водителю здесь будет запрещено останавливаться или парковаться. Стоит отметить один момент. Ограничение действует по всей протяженности линии. То есть, как только она заканчивается, все запреты и ограничения снимаются.

Как проверить штрафы ГИБДД через сервис «Яндекс. Штрафы»

Зигзагообразная линия желтого цвета, нанесенная на проезжую часть, обозначает место остановки общественного транспорта. Такая разметка достаточно заметна – она быстрее бросается в глаза, чем соответствующий дорожный знак. Естественно, водителям транспортных средств запрещается останавливаться и парковаться на таких участках. Исключение здесь составляют маршрутные и обычные такси.

Напоследок хотелось бы дать несколько советов. Во-первых, не ленитесь узнавать об изменениях, вносимых в ПДД. Правила, не очень часто, но все-таки меняются. Ну а не знание, как известно, не освобождает от ответственности. Кроме того, выезжая на дорогу, всегда неукоснительно соблюдайте правила. Ведь от этого зависит безопасность – как ваша, так и остальных участников дорожного движения.

Не стоит пренебрегать требованиями ПДД, надеясь, что «пронесет», и ваше нарушение никто не заметит. Правила написаны с учетом многолетнего опыта, и направлены, в первую очередь, на поддержание порядка на проезжей части и обеспечение безопасности сем участникам движения. Иногда неправильно припаркованный автомобиль может стать причиной ДТП. Поэтому всегда думайте не только о себе, но и о других водителях.

На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Как обойти наказание?

Многих водителей интересует, можно ли избежать наказания по ПДД выезд на обочину через сплошную? Достоверного алгоритма действий нет, однако каждый водитель вправе оспаривать решение инспектора, дело в противоречиях, которые имеются в статьях КоАП РФ. Например, можно воспользоваться можно тем, что, согласно правилам, ехать по обочине запрещается, однако на ней можно стоять. Поэтому, если вас остановили в момент выезда на обочину или выезда с нее, вы можете сказать инспектору, что не планировали движения по ней, а только собирались припарковаться.

Ситуация будет зависеть от поведения инспектора, чаще всего полицейский выписывает штраф на 1500 рублей. Однако попытаться стоит, возможно, вы будете убедительны, и инспектор пойдет вам навстречу. В данном случае спор во многом зависит от человеческого фактора. Если найдутся свидетели того, каким именно образом перемещался автомобиль, с большей вероятностью наказания удастся избежать. Может помочь и видеорегистратор, если вы действительно только припарковались на обочине.

Если вам не повезло, и полицейский оформил протокол, закон предусматривает процедуру обжалования, на которую дается 10 дней, решается это в судебном порядке. Жалобу можно подать и в ГИБДД, но, как правило, решения собственных сотрудников служба не отменяет.

Не следует путать затор на дороге с препятствием. Пробка движется и препятствием считаться не может: это просто поток транспорта, идущего значительно медленнее привычного режима. Препятствием является то, что само с проезжей части уйти не может и перекрывает движение, например, столкнувшиеся автомобили, упавшее дерево. Однако в этом случае видеорегистратор тоже не будет лишним. Имея его, вы с легкостью сможете доказать, что иного способа двигаться дальше у вас не было.

Что лучше: объехать по обочине или по встречной полосе?

Это очень актуальный вопрос по нескольким важным причинам:

  • с одной стороны, объехать стоящий автомобиль с пересечением сплошной может быть дешевле, чем по обочине – за сплошную будет от 1 до 1,5 тысяч штрафа, а за обочину – только 1,5 тысячи (часть 1 статьи 12.15),
  • с другой, вы можете нарваться на незаконное применение части 4 статьи 12.15, где наказание гораздо строже: от штрафа 5 000 до лишения прав на 4-6 месяцев; да, такое наказание будет незаконно, но если инспектор выпишет, придётся ехать на разбор ГИБДД и далее, возможно, в суд,
  • и, наконец, с третьей стороны, выше мы привели рабочий способ вообще не нарваться на штраф, просто выехав на обочину (при её наличии) и остановившись на ней, затем далее продолжив движение – это не запрещено по ПДД.

Что выбрать в каждом конкретном случае, решать вам в зависимости от конкретной ситуации.

Меры пресечения при уклоне от уплаты штрафа

Если не платить штрафы в течение 70 дней, ГИБДД передаст протокол судебным приставам, которые будут разбираться с должником. Чаще всего блокируют банковскую карту неплательщика и снимают с нее нужную сумму. Стоит заметить, что сумма штрафа при этом вырастет в два раза, но она не может быть меньше 1000 рублей. Кроме этого, возможны следующие меры наказания:

  • Арест на 15 суток.
  • Исправительные работы до 50 часов.
  • Ограничение на пересечение границы, управление транспортным средством.

Вывод: зная, какой штраф за выезд на обочину через сплошную линию грозит, многие водители рискуют это делать, однако не берут в расчет дальнейшие меры пресечения, если штраф будет не уплачен вовремя.

Почему опасно выезжать на обочину?

Штраф является наименее неприятным последствием, которое может быть. Как уже говорилось, существует риск лишиться права управления транспортным средством до 6 месяцев. Кроме этого, не стоит забывать о других участниках дорожного движения, которые могут находиться в этот момент на обочине и которых вы можете не заметить, спровоцировав таким образом ДТП с летальным исходом.

Даже если на обочине никого нет, она может представлять опасность для вашего автомобиля. Во-первых, грунт данного участка дороги не приспособлен для движения по нему, на нем могут лежать острые предметы, разнообразный мусор, находиться глубокие выбоины, наполненные водой, могут попадаться пятна масла и иные неприятные вещи. Кроме этого, не каждый автомобиль имеет хорошее сцепление с подобным типом дорожного покрытия: велик риск потерять управление и вылететь с дороги вообще. Особенно это опасно на трассе, где дорога может находиться на возвышении относительно окружающего ее ландшафта. В этом случае велик риск не только разбить машину, но и получить телесные повреждения или погибнуть.

Зачем полоса наносится на край дороги

Все транспортные средства должны передвигаться исключительно по проезжей части дороги, которую и ограничивает сплошная белая полоса, нанесенная по правому краю трассы.

Т.е. непрерывная линия у края дороги говорит о завершении проезжей части и начале обочины. Такое четкое разграничение необходимо для безопасности всех участников дорожного движения, включая пешеходов.

Смотрите также:

За парковку машины возле своего дома теперь можно получить штраф

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]