Значение знака и разновидности
Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).
Как практически все предписывающие указатели, данный выполнен как квадрат, имеющий синий фон, внутри которого расположена белая стрелка, направленная вверх (см. картинку).
Существуют также подвиды 5.5:
- 5.7.1 – означает, что автодорога, расположенная справа от автомобилиста, имеет однонаправленное транспортное движение;
- 5.7.2 – означает, что по дороге, расположенной слева автолюбителя, движение осуществляется исключительно в одну сторону.
Данные знаки отличаются лишь направлением белых стрелок. Форма этих указателей – прямоугольная, фон синий.
Существует также знак конец дороги (5.6), обозначающий окончание участка автодороги с движением только в одну сторону. Сразу после этого знака начинается двухстороннее движение – левая сторона дороги автоматически становится встречной (когда иное не регламентирует знак 5.15.7 либо дорожная разметка).
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
А Вы знали? Дополнительно начало двухстороннего транспортного движения может обозначаться предупреждающим указателем 1.21.
Выглядит 5.6 как 5.5 – различие лишь в наличии у первого диагональной красной черты (см. фото).
Еще существует указатель 3.1 (так называемый «Кирпич»). Его устанавливают с противоположной стороны однонаправленной автодороги. Проще говоря, если водитель осуществит проезд под «кирпич», то транспортный поток будет идти ему навстречу. Под «кирпич» могут въезжать маршрутные ТС, однако для них должен быть установлен дополнительный знак – 5.11.1.
Штраф за движение против одностороннего движения – ответ специалиста:
Ответственность
Если получилось так, что вы не увидели знака выезда на проезжую часть с действием знака 5.5 и двигались в обратном направлении, это будет квалифицировано как езда по встречной полосе. Нарушение довольно грубое и влечет серьезную ответственность.
Статья 12.16 часть 3 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что автомобилисту за движение во встречном направлении по участку, где действует знак 5.5, грозит два возможных наказания.
- Штраф до 5 тыс. рублей.
- Лишение права управления ТС сроком от 4 до 6 месяцев.
Как показывает практика, большинство мировых судей выбирает именно второй вариант. Для этого есть несколько веских оснований.
Первая причина заключается в том, что закон не требует назначения именно штрафа в каких-то конкретных случаях. Сами судьи в большинстве своем считают выезд на встречную полосу довольно серьезным нарушением, которое может повлечь весьма плачевные последствия для других участников дорожного движения. Ну и, наконец, со вступившими в силу поправками законодательства от 2016 года, каждый автовладелец в первые 20 дней может оплатить лишь половину штрафа, то есть в этом случае 2 500 рублей. Это в корне не устраивает представителей судебной власти, так как они считают наказание слишком легким для столь серьезного проступка. Аналогичным образом будет складываться ситуация, если вы заедете «под кирпич». Вряд ли судья посчитает нужным назначить штраф и для такого нарушения.
Правила расстановки
Расстановка указателей осуществляется согласно ГОСТ 52289-2004.
Некоторые выдержки оттуда:
- 5.5 может не монтироваться для обозначения дорог с односторонним движением, ведущим к объектам дорожного сервиса (например, автозаправкам), а также на автодорогах с раздельным трассированием;
- указатели 5.7.1, 5.7.2 могут не устанавливаться около выездов со дворов, прочих прилегающих территорий, когда въезд туда возможен исключительно с автодорог, обозначенных указателем 5.5;
- предупреждающий знак 1.21, сигнализирующий о начале двухстороннего движения, монтируется вне городов на расстоянии 150 – 300 метров, внутри населенных пунктов — 50 – 100 метров;
- 3.1 монтируется непосредственно перед началом запрещения въезда (в том числе, и около автозаправок, где 5.5 специально не устанавливают);
- некоторые указатели могут монтироваться повторно – 5.5 или 5.11.1 – например, после перекрестков, имеющих сложную планировку.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Выезд на одностороннее движение штраф
4 ст. 12.15 КоАП РФ). Если водитель совершит его повторно, то будет лишен прав управления автомобилем на год. Если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, видеозаписи, штраф составит 5000 руб. (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ). В случае фиксации правонарушения техническими средствами наказание выносится в отношении собственника автомобиля вне зависимости от того, кто находился за рулем в момент совершения правонарушения. Вынесенное постановление в распечатанном виде направляется собственнику автомобиля почтой.
Что грозит за выезд на полосу с односторонним движением
Вы всегда должны использовать указатели поворота, чтобы сообщить другим участникам дорожного движения, что вы намереваетесь сделать. Они не могут знать ваши намерения, если вы не скажете им, дав ранние и адекватные сигналы. Также важно помнить, что предоставление сигнала не означает, что другие пользователи дороги должны уступить вам или что вы можете автоматически менять направление, не заботясь и не уступая место.
В каждом случае вы должны дать достаточное предупреждение о своем намерении изменить направление, чтобы другие водители, мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы действовали по вашему сигналу. В случае выхода из стационарного положения на обочине дороги вы должны сигнализировать не менее чем за пять секунд, чтобы дать достаточное предупреждение другим участникам дорожного движения, особенно велосипедистам.
Способы выезда
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Правила езды по дороге с односторонним движением
Как правильно въезжать на дорогу данного типа знает не каждый водитель транспортного средства, что зачастую приводит к нарушениям. Чтобы этого избежать, предлагаю рассмотреть все варианты правильного въезда.
Передвигаясь по дороге с двусторонним движением, движение становится односторонним. Это самый простой вариант, здесь особо не нужно переживать за правильность передвижения. То есть, по какой полосе вы ехали, по той и продолжайте свое движение.
При повороте направо с перекрестка вы выезжаете на дорогу с односторонним движением. Как и при обычном повороте направо, необходимо изначально занять правую крайнюю полосу, а после совершения маневра вы можете двигаться как по левой полосе, так и по правой, так как дорога имеет одностороннее движение.
При повороте налево с перекрестка вы выезжаете на дорогу с односторонним движением. Правила идентичны с предыдущим маневром, только перед поворотом вам необходимо занять крайнюю левую полосу, которая располагается на полосе вашего движения. Так же возможно наличие трамвайных путей, тогда поворот надо делать именно с них. Об этом гласит абзац 2 пункта 8.5 главы 8 «Начало движения, маневрирования» ПДД.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Абзац 2 пункт 8.5 глава 8
Поворот на дорогу с выделенной полосой для общественного транспорта. Для совершения данного маневра смотрим вышеперечисленные пункты, при этом вы не должны попасть на полосу встречного движения для общественного транспорта.
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Пункт 8.6 главы 8 «Начало движения, маневрирования» ПДД
Остановка и парковка
Остановка и паркование автотранспортных средств на автодорогах, предназначенных для езды только в 1 сторону, осуществляется согласно общим правилам, указанным в Разделе 12 ПДД:
- ТС нужно ставить на обочине, а когда обочины нет, допускается ставить по краю проезжей части;
- остановка, стоянка для легковых автомобилей менее 3500 кг разрешены как справа, так и слева (только в населенных пунктах);
- грузовые машины массой более 3500 кг могут останавливаться слева исключительно для целей загрузки, разгрузки;
- когда между остановившимся ТС и противоположным краем проезжей части меньше 3 метров, остановка, стоянка запрещены;
- также нельзя останавливаться, стоять ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС и ближе 5 метров перед пешеходными переходами;
- кроме этого, указанные действия запрещены, когда стоят соответствующие знаки 3.27, 3.28, 3.29, 3.30.