Введут ли транспортный налог для электромобилей в 2021 году?


Отличие электромобилей

Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.

Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:

  • Высокую стоимость;
  • Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
  • Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).

При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.

Из чего складывается стоимость растаможки

Расчет стоимости растаможки электромобиля в России, по калькулятору 2021 года, будет состоять из пяти основных составляющих:

  1. Оплата работы сотрудников контрольно-пропускного пункта (сюда входят: оформление документов, проверка транспортного средства и его внесение в базу данных ГИБДД);
  2. Единая госпошлина (от данного платежа освобождаются только инвалиды 1 и 2 группы, ветераны труда, военные офицеры, многодетные родители и пенсионеры);
  3. Налог на ввоз машины в Россию (размер зависит от количества лошадиных сил);
  4. Акциз (взымается исключительно с юридических лиц);
  5. Взнос по утилизации.

Важно знать! По правилам пограничного пункта, растаможка Теслы, Леафа и других электромобилей происходит так же, как и регистрация бензиновых авто. А связано такое ограничение с тем, что для экологического транспорта тоже требуется российский ПТС.

Основные параметры

Самая большая пошлина за ввоз любой машины на территорию РФ – это налог на лошадиные силы, который рассчитывается по нескольким ставкам. Зависит размер данного обложения от следующих критериев:

  • Возраст автомобиля;
  • Его изначальная стоимость (высчитывается из справки купли/продажи);
  • Социальный статус владельца ТС (как уже упоминалось ранее, некоторые категории граждан получают льготы при растаможке авто).

Какие существуют тарифы на сегодняшний день и чем от них отличаются пошлины на электромобили в России 2021 году, рассмотрим ниже.

Тарифы

Рассчитать стоимость таможенного контроля по авто с бензиновым или дизельным двигателем можно по таблице ниже:

Фактический возраст ТСРабочий объем ДВЗ (в кубических сантиметрах)Взыскание за каждый см/куб (в евро)
Менее 3 лет1000 — 30001
От 3 до 5 летМенее 10001.5
1000 – 15001.7
1500 – 18002.5
1800 – 23002.7
2300 – 30003
Более 3 тыс.3.6
Более 5 летДо 10003
1000 – 15003.2
1500 – 18003.5
1800 – 23004.8
2300 – 30005
Свыше 3 тыс.5.7

Важно знать! А вот при растаможке электромобиля эта же пошлина будет высчитываться по иным тарифам. Рассчитать полную сумму к оплате нужно еще до приезда на границу, так как сотрудники пропускного пункта подобными услугами не занимаются.

Транспортный налог для владельцев электрокаров могут отменить или сократить на Вологодчине

В Вологде реализуется проект, который в том числе направлен на популяризацию экологически безопасных электромобилей. Эту идею поддерживает депутат Законодательного Собрания области, руководитель Ассоциации автомобилистов региона Антон Холодов. Он готов проработать вопрос по снижению или отмене транспортного налога для таких автовладельцев.

В последние годы вопрос обнуления или сокращения транспортного налога на электрокары активно обсуждается в России. В ноябре 2019 года в Москве и Московской области владельцев электротранспорта полностью освободили от уплаты налога. Вслед за столицей аналогичные проекты начали разрабатывать еще в нескольких регионах, в том числе в Вологодской области.

По мнению автомобилиста Александра Шевеля, обнуление или сокращение налога даст людям дополнительный стимул для приобретения экологичных автомобилей. Вологжанин приобрел японский электромобиль «Nissan Leaf» в марте этого года. За семь месяцев на топливе и техническом обслуживании удалось сэкономить 30 тысяч рублей. В год размер экономии превысит 58 тысяч рублей.

«До электрокара у меня были автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Если брать в расчет расход автомобиля с ДВС порядка 10 литров на 100 км, то экономия в расходе электромобиля составит 9-10 раз, зимой поменьше. Я думаю, что сдерживающим фактором распространения электротранспорта в России является отсутствие зарядной инфраструктуры. А отмена транспортного налога будет стимулировать людей к приобретению электромобилей»,

– рассказал Александр Шевель.

Вологжанин сам смонтировал зарядную станцию во дворе своего дома: протянул из подъезда силовой кабель и установил у дома электрошкаф. Рассказывает, что так делают все знакомые владельцы электротранспорта, т.к. в городе всего одна зарядная станция. Напомним, ее установили на Белозерском шоссе, 2 в декабре 2019 года. В 2020-2021 годах в рамках проектного офиса «Развитие электротранспорта» в Вологде планируется установить еще шесть заправок для электромобилей.

«В 2021 году была принята Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года, которую мы реализуем с помощью проектного управления. В этом году мы разработали несколько проектов, один из них – «Развитие электротранспорта». Проект включает в себя как развитие общественного, так и личного электротранспорта. Мы понимаем, что в городе нужно создавать инфраструктуру. Поэтому вместе с бизнесом разработали план мероприятий, в соответствии с которыми будут строиться заправки в городе. Запрос на них есть не только у жителей нашего города, но и у туристов»,

– комментирует заместитель Мэра Вологды, начальник Департамента экономического развития Вологды Светлана Пахнина.

Предприниматель Алексей Логанцов на территории ООО «Бизнес-Софт» создает небольшую сеть заправочных станций. Уже установлено три зарядки мощностью 22 кВт, идет монтаж более мощной станции на 50 кВт. Пока в автопарке «Бизнес-Софта» один электрокар, в дальнейшем планируется приобрести еще несколько.

«Меня часто спрашивают: «Зачем тебе инфраструктура, если нет электромобилей?». Но пока не будет инфраструктуры, электротранспорта тоже не будет. Как только появится 3-4 станции зарядки, то вслед за этим люди будут приобретать и электромобили. Я считаю, что сейчас в области и городе идет активное развитие в сфере электротранспорта, и снижение или полное обнуление транспортного налога даст еще один толчок

», – говорит Алексей Логанцов.

В настоящее время инициативу по отмене транспортного налога прорабатывает депутат Законодательного Собрания области Антон Холодов, чтобы в дальнейшем направить ее на рассмотрение в областной парламент и Правительство.

«Сейчас в России насчитывается более 6 тысяч электромобилей. Чаще всего встречается не раскрученная «Tesla», а недорогой и экономичный «Nissan Leaf». В России тоже выпускают электромобиль, он называется «LADA Ellada», заряжается он 8 часов от розетки и может проехать 140 км. На Вологодчине уже сформирован целый парк электромобилей – порядка 30 машин. И это направление активно развивается, строятся заправки, инфраструктура по обслуживанию. Власти во всем мире активно поддерживают таких автолюбителей, потому что это экологично и выгодно. Надеюсь, на Вологодчине мы тоже пойдем этим путем

», – прокомментировал депутат Законодательного Собрания Вологодской области Антон Холодов.

Добавим, что только в октябре 2021 года россияне купили порядка 700 б/у электромобилей и около 100 новых, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Согласно общероссийской тенденции в ближайшие годы количество электрокаров в Вологодской области тоже может увеличиться в несколько раз.

Особенности расчета для электромобилей

По налогообложению

НДС и ЕСН, машины с бензиновым и дизельным двигателями не отличаются от электрокаров. А вот ставка по лошадиным силам у второго типа ТС совершенно другая, и ее общая сумма не может превышать 8500 евро, что не относится к стандартному транспорту. Именно эти цифры прописаны в ст. 164 НК РФ. Что касается таможенного кодекса, то он расценивает экологические авто несколько иначе.

Основные параметры

Несмотря на то, что за растаможку электромобилей в России требуют меньше средств, высчитывается единая ставка для них по тем же критериям, что и для других типов ТС. А именно:

  • Год выпуска;
  • Фактическая стоимость (указывается в документе о купле/продаже);
  • Статус водителя (инвалид, пенсионер, или многодетный кормилец).

Но при подсчете стоимости через онлайн калькулятор перечисленные показатели будут множиться на пониженную ставку, что в итоге повлияет на уменьшение суммы налога за растаможку.

Ставки

Величина коэффициента по взносу за регистрацию экологического ТС на территории РФ высчитывается исходя из следующих параметров:

  • Мощность мотора до 90 л.с. – безпошлинный проезд границы;
  • От 90 до 150 лошадиный сил – стоимость каждой л.с. составит 37 рублей;
  • Свыше 150 лошадей – цена акциза за 1 л.с. поднимется до 365 руб.

При этом, до 2021 года импортный налог за ввоз электромобилей в Россию с водителей не взымался. Но на сегодня бесплатно растамаживать такого рода ТС уже не получится, о чем знают далеко не все автолюбители.

Почему в России не хотят пользоваться электромобилями

Несмотря на экологичность электромобиля при его использовании и экономическую эффективность, среди россиян он не пользуется большим спросом. Низкий уровень потребительского спроса на электротранспорт обусловлен следующими причинами:

  1. По стоимости приобретения электрокар — довольно дорогое ТС по сравнению с автомобилем на ДВС. В России не действуют льготные программы для приобретения электрокаров (в Германии предусмотрена субсидия на такую покупку).
  2. Условия российского климата не совсем подходящие для передвижения на электротранспорте.
  3. Нет развитой инфраструктуры (заправок для зарядки аккумуляторов).
  4. Автомобили на ДВС пока опережают в плане запаса хода. В этом направлении производители ведут постоянные работы.

Помимо перечисленных обстоятельств, россияне не спешат пересаживаться на электрические ТС из-за значительных пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе таких авто на территорию РФ.

Renault Zoe на зарядке

Этапы растаможки

При пересечении границы на экологическом транспорте, для всех физических и юридических лиц предусматривается единый алгоритм, который состоит из четырех простых этапов:

  1. Внесение залога (данный сбор взымается в качестве некой гарантии того, что гражданин пройдет все последующие процедуры, и вносить его нужно не на самой границе, а по безналичному расчету, еще за несколько дней до ввоза авто в РФ);
  2. Проезд контрольно-пропускного пункта (при появлении на пограничном посту, сотрудники таможенной службы проводят тщательный досмотр ТС и сопутствующие документы);
  3. Регистрация автомобиля (на этом этапе владелец электрокара предоставляет все необходимые бумаги и справки для подсчета общей стоимости налога и внесения его транспортного средства в базу ГИБДД. На данную процедуру ему дается не более 2 недель. Если же за это время он не успевает оплатить все пошлины, этапы растаможки придется проходить по новой. Поэтому рассчитывать точную сумму к оплате и собирать пакет документов нужно еще до того, как купить авто);
  4. Получение ПТС российского образца (при постановке машины на учет, Госавтоинспекция выдает водителю новую корочку, которая также свидетельствует о наличии его ТС в базе ГИБДД. Это финальная процедура, не требующая никаких финансовых затрат).

Исходя из этого следует вывод, что ввоз электромобиля в Россию (2021 год) происходит по тем же правилам, что и для обычных, бензиновых или дизельных агрегатов. Единственная привилегия, предусмотренная для владельцев экологического транспорта – это пониженная ставка по таможенному сбору.

Особенности налогообложения электромобилей в РФ

Электромобили не являются исключением и облагаются транспортным налогом на общих основаниях — это предусмотрено статьей 358 НК РФ. Этим же кодексом предусмотрено, что транспортный налог взимается в регионах самостоятельно и зачисляется в соответствующие бюджеты, а на федеральном уровне лишь определяются порядок взимания сбора, субъекты и объекты налогообложения, сроки внесения сумм в бюджет и размеры базовых ставок. В основе расчета ТН лежит мощность двигателя, чем больше она, тем выше налог. Общая формула расчета налога выглядит следующим образом:

ТН = НБ х НС х (КМВ / 12), где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.

Если владение осуществлялось целый календарный год, то сумма ТН составляет произведение налоговой ставки и количества лошадиных сил. Беря за основу базовые ставки, власти каждого из регионов определяют размеры местных ставок, применяемых внутри подконтрольной им территории. Чаще всего размеры ставок на местах в разы выше установленных базовых ставок, особенно это касается таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург. Одновременно власти регионов могут скорректировать порядок налогообложения, сроки уплаты государственного сбора на транспорт и предусмотреть льготные категории плательщиков ТН. Например, Калужская область в качестве эксперимента установила льготную категорию плательщиков — владельцев электромобилей, которые на 100% освобождены от уплаты транспортного налога.

Отменят ли транспортный налог на электромобили

Многие водители обсуждают вопрос об отмене пошлин на ввоз экомашин в РФ. Но откуда берется эта информация, если данный тип ТС подвергается обязательному налогообложению? Ответ достаточно прост: освобождение от таможенных сборов предусматривается только для стран Евразийской экономической комиссии, где числятся:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Россия;
  • Казахстан;
  • Киргизия.

Внимание! А вот при покупке автомобиля на американском или европейском рынке, подобные привилегии применяться для граждан не будут. Но об этом нюансе знают далеко не все. Потому среди автолюбителей очень часто ходит слух о полном освобождении экокаров от налогов.

Мы узнали, какая пошлина на электромобили 2021 года накладывается на людей, пригоняющих ТС из ближнего зарубежья, и на тех, кто купил экологический транспорт далеко за его пределами. В заключение стоит добавить, что таможенный кодекс, как и законодательство РФ, имеет свойство постоянно меняться. А потому приведенная выше информация может стать неактуальной уже через несколько лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: