Какой штраф за разворот в неположенном месте

В комментариях к моим статьям здесь на «Авточеле» меня неоднократно просили рассказать о развороте на дороге с разделительной полосой. Ничего сложного там нет.

Но для полного описания разворота необходимо сначала понять, как следует поворачивать налево на перекрестках с разделительной полосой.

Для начала вспоминаем. «Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств (п. 1.2 ПДД).

Пункт 8.6 ПДД: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Если разделительной полосы нет, то ваш поворот налево, представленный на рисунке №1, вполне соответствует ПДД, и со встречным автомобилем вы разойдетесь правыми бортами. Никто не заставляет ни вас, ни встречный автомобиль объезжать центр перекрестка. Такой взаимный поворот налево наиболее безопасен, так как траектории движения транспортных средств не пересекаются.

Аналогично, если разделительная полоса устроена за границами перекрестка. На самом перекрестке имеет место одно пересечение проезжих частей (Рисунок №2). Пример такого перекрестка – пересечение проспекта Ленина и улицы Энгельса.

При наличии разделительной полосы в пределах перекрестка (Рисунок №3) дорога имеет уже не одну, а две проезжие части, и, следовательно, на перекрестке – два пересечения проезжих частей (на рисунке красные прямоугольники). Поэтому объезд центра перекрестка при повороте налево становится обязательным – водитель не должен оказаться между двумя зелеными линиями при выезде с первого пересечения проезжих частей.

Все эти доводы разрушаются вопросом: «Как проезжать подобный перекресток, если на нем установлены предписывающие или запрещающие знаки, которые, согласно ПДД, действуют на ближайшее пересечение проезжих частей?» Например, в билете №15 вопрос №2 (Рисунок №4) спрашивается: «В каких направлениях вам разрешено продолжить движение на перекрестке?» Правильный ответ: «A и Б». За разделительной полосой действие знака заканчивается.

Кроме того, именно такое продолжение границ проезжей части на перекресток показано на рисунках В.7, В.10, В.11 в ГОСТ Р 52289-2004. Подобная конфигурация подразумевается при определении перекрестка в Конвенции. Наконец, эту точку зрения поддержал и Верховный Суд.

Чтобы водителям не гадать и не определять, сколько пересечений проезжих частей на перекрестке, стоит ли объезжать центр или нет, в разрыв разделительной полосы наносят сплошную или двойную сплошную линию разметки (Рисунки №5 и №6). Ее объезд обязателен.

Пример – перекресток улиц Каслинской и Братьев Кашириных – рисунок №7. Да-да, нарушитель попал в кадр. И за подобный поворот – штраф 5000 рублей или лишение права управления на срок от четырех до шести месяцев.

Возникает резонный вопрос: «По какой траектории поворачивать, если разметка стерта?» Например, перекресток улиц Воровского и Курчатова – рисунок №8.

Еще раз сравните схемы двух перекрестков – рисунок №9.

Если разделительная полоса в пределах перекрестка (слева) – центр объезжаем, за пределами перекрестка (справа) – центр объезжать необязательно. Потому на перекрестке улиц Воровского и Курчатова при повороте налево «скашивать угол» нельзя даже в отсутствие разметки.

На рисунке №7 не случайно выделены светофоры. Если они есть, то сплошная или двойная сплошная линии разметки должны быть нанесены обязательно.

В реальности при нешироких разделительных полосах в отсутствие разметки многие поворачивают так, как показано на рисунке №2. Такой проезд перекрестка закреплен и в нормативной документации по организации движения. Например, рисунок Г.1 и Г.3 «Указаний по разметке автомобильных дорог» ВСН 23-75.

Если вы поворачиваете точно так же, во избежание конфликта с инспекторами при левом повороте всегда максимально близко подъезжайте к центру перекрестка и расходитесь со встречным автомобилем, который также поворачивает налево, правыми бортами.

Если встречный решил объехать центр перекрестка, то и вы объезжайте. Очередность проезда определяется по помехе справа – рисунок №10.

В точке А дорогу уступает красный, в точке В – желтый.

Если встречного автомобиля, поворачивающего налево, нет, то центр любого перекрестка лучше объехать – вам будет лучше видно встречное движение.

ПДД оперируют понятием «край пересекаемой проезжей части». Сам край – достаточно широкий, поскольку по нему могут передвигаться инвалидные коляски и пешеходы, толкающие мотоцикл, – раздел 4 ПДД. Следовательно, края пересечения проезжих частей – весьма и весьма условны. Из определения перекрестка в п. 1.2 ПДД следует, что проезжая часть и, соответственно, ее края на перекрестке с одной стороны закругляются, а с другой стороны дорога вместе с проезжей частью идет прямо.

Допустим, за поворот налево на перекрестке, подобном приведенному на рисунке №7, инспектор составил протокол за нарушение п. 8.6 ПДД – по его мнению вы не слишком четко вписались в левый поворот. Вызовите инспектора в суд и попросите его нарисовать широкие закругленные края проезжей части, которая идет по перекрестку прямо. Очень интересно, как это будет выглядеть, так как ничего общего с устоявшимся в автошколах определением границ пересечений проезжих частей (см. рисунки №2 и №3) настоящее пересечение проезжих частей не имеет.

Таким образом, само понятие «пересечение проезжих частей» – абстрактно, и не пытайтесь с точностью до миллиметра определить расположение края пересекаемой проезжей части. Как уже было сказано выше, в первую очередь имеет смысл определение количества пересечений проезжих частей.

С траекторией разворота на перекрестках с разделительной полосой определимся через неделю. А пока поищите, что означает «правостороннее движение» из п. 1.4 ПДД?

В статье использованы материалы и рисунки – из «Конспекта лекций для автошкол».

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Достаточно часто водители, совершающие разворот на перекрестке, сталкиваются с тем, что их обвиняют в движении по стороне дороги встречного направления и лишают водительского удостоверения на основании части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушений. Несуществующее нарушение приводит к очень существенному (и, что самое главное, незаконному) наказанию, поэтому не может оставить равнодушными водителей, незаслуженно лишенных их конституционных прав. Давайте разберемся, какие перекрестки таят в себе скрытую угрозу, в чем могут обвинить водителя и как необходимо трактовать те или иные пункты Правил дорожного движения.

Опасность в данном случае представляют только перекрестки с несколькими пересечениями проезжих частей.

Некоторые сотрудники ГАИ квалифицируют разворот по кратчайшей траектории на таком перекрестке как движение по проезжей части встречного направления. Абсурдность такого заявления очень легко доказывается простейшим примером с помощью перекрестка с дорогой с односторонним движением. Разворот на таком перекрестке не запрещен, а выполнить его не двигаясь в пределах перекрестка навстречу основному потоку просто невозможно, какую бы траекторию движения водитель не выбрал.

Однако, такая формулировка нарушения явление достаточно редкое. Чаще всего водителя обвиняют в нарушении пункта 8.6 Правил дорожного движения «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного направления».

Пункт 8.6 четко говорит, что речь идет о маневре ПОВОРОТ. А ПОВОРОТ и РАЗВОРОТ это два разных маневра. Требования, касающиеся разворота, описаны в пункте ПДД 8.11.

Однако, понимать, что вас пытаются наказать несправедливо и суметь это доказать, к сожалению, разные вещи. Вы можете доказывать одно, сотрудник ГИБДД другое. Чтобы спор о том, кто же знает ПДД лучше, не затянулся до бесконечности нужно просто обратиться к руководящим документам. При рассмотрении дел связанных с выездом на «встречку», судья должен руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 11 ноября 2008 г. № 23). Пункт 12 этого постановления гласит следующее: 12. По частям 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.
Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмойпункта 15.3 ПДД);д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также необходимо квалифицировать как выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
Таким образом, разворот по малому радиусу на перекрестках не влечет за собой наказания в соответствии со статьей 12.15 КоАП и лишать водительского удостоверения за такой маневр неправомерно. Конечно, неправомерно и невозможно, это разные понятия и наша статья не спасет ваше водительское удостоверение. Но это можете сделать вы сами, грамотно и убедительно доказав сотруднику ГИБДД свою правоту Вывод:
Учите Правила дорожного движения. Их знание необходимо вам для безопасного вождения.
Ознакомиться с полным текстом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 11 ноября 2008 г. № 23) вы можете на нашем сайте в Разделе «Законодательство» .

Что говорится в ПДД

Согласно ПДД, этот маневр разрешен. Об этом прямо гласит пункт 9.2. Согласно нему, на четырехполосных (и более) дорогах запрещен выезд на встречную полосу для выполнения опережения, но, при этом, развороты и повороты налево могут выполняться как на перекрестках, так и на других участках, где это действие не запрещено знаками или разметкой.

Косвенно подтверждает это правило и пункт 8.8. Согласно нему, при смене направления вне перекрестка водитель обязан пропустить все машины и трамвай из встречного потока. То есть осуществление этого действия возможно при соблюдении всех условий.

Правила гласят, что при выполнении подобного маневра водитель должен расположить транспортное средство в крайней левой полосе, а при недостаточной ширине проезжей части – использовать правые полосы и, даже, обочину.

Исходя из перечисленных требований ПДД, разворот вне перекрестка разрешен при условии отсутствия запретов со стороны дорожной разметки и установленных знаков. Исключение – места, оговоренные в Правилах.

К таким зонам, где категорически запрещен этот маневр, относятся:

  • пешеходные переходы «зебры»;
  • тоннели и мосты;
  • железнодорожные переезды;
  • участки проезжей части с ограниченной видимостью;
  • остановки общественного транспорта;
  • автомагистрали, вне специально оборудованных для этого участков.

Является ли перекресток частью дороги?

В комментариях к статье » » читатели предполагали, что перекресток не является частью дороги, а следовательно, за проезд по малой траектории не может быть применено наказание в виде лишения прав.

Возможно до изменения правил дело обстояло именно так, однако новый эту ситуацию изменил:

9.2.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

В нем не совсем напрямую, но все же говориться о том, что перекресток является частью дороги

.

Каков порядок совершения маневра

Для смены направления вне пересечения проезжих частей водителю необходимо удостовериться в наличии следующих условий:

  1. Отсутствии сплошной линии разметки. Ее наличие свидетельствует о невозможности выезда на встречную полосу.
  2. Отсутствии дорожного знака «Разворот и поворот запрещен», либо удостовериться в том, что зона его действия уже закончилась.
  3. Наличии достаточного пространства для выполнения маневра. При этом выполнить разворот можно с любой удобной точки дороги, если иное не оговорено разметкой или знаками.
  4. Наличии возможности выполнить движение задним ходом. Такой вариант допустим на узких дорогах, когда, даже повернув руль на полные 180 градусов, до конца завершить маневр не удастся. В такой ситуации водитель может немного сдать назад, освободить себе пространство для маневрирования и завершить задуманное действие.

После того, как все описанные условия оценены водителем, он может занять удобную позицию, пропустить встречный (а иногда и попутный поток) и выполнить разворот в одно или несколько действий.

Где можно и где нельзя разворачиваться

Даже при отсутствии запрещающей разметки или дорожных знаков, маневр вне перекрестка категорически запрещен на следующих участках:

  • на пешеходном переходе, обозначенном знаком или «зеброй». Для выполнения действия придется проехать на 20-30 метров дальше;
  • на участках проезжей части, где обзор ограничен. Повлиять на него может наличие резкого поворота, изгиба или подъема. Как правило, такие места обозначены соответствующим знаком;
  • на остановке общественно транспорта. Имеется в виду, что выполнить разворот можно только из крайнего левого ряда, не задействуя для этого «карман» остановки;
  • при наличии знаков «Движение прямо» или «Движение направо»;
  • на всех сооружениях (мостах, эстакадах, дамбах) и в зоне железнодорожного переезда.

На всех остальных участках проезжей части, вне перекрестков смена направления разрешена.

Как развернуться на перекрестке

Возможность развернуться на конкретном перекрестке определяется организацией проезда на данном перекрестке, а именно: направлением движения по полосам и наличием/отсутствием знаков, запрещающих разворот.

Если вы движетесь по дороге с двухсторонним движением и на перекрестке с крайней левой полосы знаками 5.15.1 или 5.15.2 разрешен поворот налево, при этом отсутствует знак 3.19 «Разворот запрещен», значит, разворот разрешается. Есть смысл вспомнить, что запрещающий знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» НЕ запрещает разворот.

Еще необходимо обращать внимание на возможное наличие на перекрестке или перед ним предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6. Эти знаки указывают обязательное направление движения, их действие распространяется на пересечение, перед которым они установлены. Знаки из этой группы, разрешающие поворот налево (4.1.3, 4.1.5, 4.1.6), разрешают и разворот.

В ПДД не оговорено, как именно, т.е. по какой траектории должен выполняться разворот на перекрестке, но в Правилах есть пункт 8.6, который гласит:

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Это же правило справедливо и для разворота.

Таким образом, если на перекрёстке нет разделительной полосы, то развернуться разрешается как по короткой, так и по длинной траектории, но разворот на перекрестке должен быть осуществлен в его границах.

Если дуга разворота выйдет за границы пересечения проезжих частей, то в этом нет нарушения. Но нужно помнить, что выезд на встречную полосу, когда она отделена сплошной линией разметки, запрещается (об этом ниже), и еще разворот запрещен на пешеходном переходе (пункт 8.11). Поэтому линию разворота нужно строить, не задевая этих элементов дороги.

На рисунке ниже изображено два перекрестка, имеющих только одно пересечение (см. термин перекресток).

Любая из траекторий разворота, представленных на рисунках, не противоречит ПДД при условии, что разворот выполняется в границах перекрестка, и при этом нет знаков, запрещающих разворот, или не введены другие ограничения, запрещающие этот маневр.

Например, на перекрестке могут быть установлены предписывающие знаки, которые запрещают поворот налево (в том числе и разворот), или знаки особых предписаний 5.15.1 «Направление движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе», которыми также будет запрещен поворот налево (в том числе и разворот).

Если пересекаемая дорога имеет одностороннее движение, то, опять же, нужно обратить внимание на организацию проезда этого перекрестка: на направления движения по полосам, и имеются ли знаки, запрещающие разворот.

На обоих рисунках поворот налево запрещен, так как движение на пересекаемой дороге организовано слева направо. Но на левом рисунке разворот разрешается, так как отсутствуют знаки, запрещающие этот маневр.

На правом же рисунке разворот запрещен, так как знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над левой полосой указывает другое направление движения – запрещает поворот налево и требует перестроиться вправо.

Теперь внимание! Перекресток, имеющий два пересечения проезжих частей. Т.е. одна из его дорог имеет разделительную полосу. Разделительные полосы бывают широкие и узкие.

Когда разделительная полоса имеет прямой срез, то площадь перекрестка разделяется на еще два дополнительных участка со встречными направлениями движения. Эти два участка между собой могут быть отделены сплошной линией разметки, но разметка может со временем стереться.

12 июля 2021 года раздел 9 ПДД дополнился пунктом 9.1 (1), в котором перечислены условия при которых выезд на встречную полосу запрещен. В нем, как раз, и упоминается сплошная линия. Подробнее об этом нововведении — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Поэтому, если возникла необходимость развернуться на перекрестке, двигаясь вдоль широкой разделительной полосы, траекторию разворота целесообразно строить за центром перекрестка, т.е. по длинной дуге. Для этого есть две причины.

Первая. В нашей стране установлено правостороннее движение. Поэтому, перемещаясь в границах перекрестка, следует держать автомобиль как бы в «правой половине» проезжей части.

Вторая. Сплошная линия разметки может быть не видна (стерлась, под снегом), но на пересекаемой дороге этого перекрестка могут быть установлены предписывающие знаки, как на рисунке ниже. И это есть признак наличия участка встречного движения между границами разделительной полосы.

Более подробно о развороте на перекрестках дорог, имеющих разделительные полосы, можно прочесть в небольшой серии статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой, и в статье Разворот на перекрестке с разделительной полосой и нарушение пункта 8.6 ПДД.

Если в городе имеется трамвайная сеть, то вполне логично, что трамвайные пути проходят и через перекрестки. О том, как выполнить разворот через трамвайные пути, можно прочесть в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.

Разворот на перекрестке со светофором

Если предстоит развернуть автомобиль на регулируемом перекрестке (со светофором), то разворот выполняется по тем же правилам, что и поворот налево на регулируемом перекрестке (см. Правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков):

  • Необходимо заблаговременно по правилам перестроения занять крайнюю левую полосу, включив левый указатель поворота;
  • На разрешающий сигнал светофора выезжаете ближе к середине перекрестка. Передние колеса нужно держать в положении «прямо». Дальше середины перекрестка выезжать не следует. Наверняка за вами выстроится очередь для поворота налево, и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться. Некоторые водители будут пытаться срезать путь под вашим «прикрытием», поэтому, выполняя разворот, всегда обращайте внимание на то, что творится слева-сзади от вас. Как и при повороте налево, пропускаете встречный транспорт, который движется «прямо». Если встречных машин нет, то можно развернуться сразу, как только выехали на пересечение проезжих частей;
  • Пропустив встречные ТС, и убедившись в том, что никому не помешаете, выполняете разворот. Если к тому времени для вас загорелся запрещающий сигнал, то спокойно заканчиваете разворот, так как автомобили, въезжающие на перекресток на разрешающий сигнал с других направлений, обязаны дать вам завершить маневр. Но в подобной ситуации вам нужно быть предельно внимательным;
  • Завершаете разворот, выключаете указатель поворота и следуете далее по своему маршруту.

Разворот на нерегулируемом перекрестке

Когда предстоит развернуть автомобиль на нерегулируемом перекрестке, то сначала вы должны точно определить, по какой дороге вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку и у кого приоритет в движении.

Как определить главную и второстепенную дорогу, можно прочесть в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Если вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге и на перекрестке интенсивное движение, то от разворота лучше отказаться и поискать для него другое место.

Если вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку по главной дороге, то разворот выполняется по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрестке:

  • В первую очередь перед маневром вам необходимо убедиться, что вас никто не обгоняет — на двухполосных дорогах на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге обгон разрешается, если для этого нет ограничений;
  • По правилам перестроения заблаговременно занимаете крайнюю левую полосу или, если дорога двухполосная и разметку не видно, прижимаетесь к середине дороги. Включаете левый указатель поворота, одновременно снижаете скорость и подъезжаете ближе к середине перекрестка. Если дорога свободна, выполняете разворот, если есть встречный транспорт — останавливаетесь;
  • Пропускаете транспортные средства, которые движутся навстречу вам по главной дороге и, убедившись в том, что никому не помешаете, выполняете разворот. Опять же, усиленное внимание на пространство сзади вашего автомобиля – вдруг кто-то, поворачивая налево, под вашим прикрытием решил срезать угол и не догадывается, что вы выполняете разворот;
  • Закончив маневр, выключаете указатель поворота и продолжаете движение уже в обратном направлении.

Разворот на равнозначном перекрестке

Равнозначный перекресток образован дорогами, равными по значению, чаще всего не очень широкими. Перед таким перекрестком знаки приоритета отсутствуют, либо на подъезде к перекрестку будет установлен знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».

На равнозначном перекрестке действует так называемое правило «помеха справа» (пункт 13.11 ПДД). Необходимо уступить дорогу транспортному средству, которое приближается справа. Более подробно об этом — в статье Помеха справа в ПДД.

О правилах и особенностях разворота на перекрестках равнозначных дорог подробно изложено в одноименной статье Разворот на равнозначном перекрестке.

Когда маневр запрещен разметкой


Однозначно и безусловно запрещает выезд на встречную полосу сплошная линия разметки или двойная сплошная линия. При ее наличии, водителю необходимо проехать до участка где она оборвется или станет прерывистой.

Также запрещается выполнять разворот вне перекрестка на дорогах с реверсивным движением. В этом случае, линию 1.9 разрешается пересекать при следующих условиях:

  1. Светофор реверсивного движения отсутствует или выключен.
  2. Разметка находится справа от водителя.

Но так как пересечение линии 1.9, разделяющей потоки, движущиеся в различных направлениях, запрещено, то и выполнить разворот на данном участке реверсивной дороги не удастся.

Разворот на круговом перекрестке

Как вариант, для того, чтобы развернуться, можно использовать перекресток с круговым движением. Для этого, потребуется заехать на круговой перекресток, проехать по кругу, соблюдая правила проезда круговых пересечений, и выехать в нужный съезд для движения в обратном направлении.

О движении через перекресток с круговым движением можно прочесть в серии статей «Проезд перекрестков».

Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Выполнение разворота. Часть 1Когда видимости на дороге почти нет >>

Запрещающие знаки

Главный запрещающий знак в этом случае – «Разворот запрещен» (3.19). Он может быть установлен как на любом участке проезжей части, так и в местах пересечения нескольких проезжих частей. Место его размещения может быть любое – правая или левая сторона дороги, разделительная полоса.

Допускается комбинация этого знака с информационной табличкой 8.1.1. На ней указывается расстояние, через которое будет действовать установленный запрет. Важный нюанс – действие знака 3.19 не распространяется на общественный транспорт, движущийся по установленному для него маршруту.

К другим дорожным знакам, запрещающим разворот, относятся:

  • «Движение прямо» (4.1.1);
  • «Движение направо» (4.1.2).

Также, к запрещающим знакам относится комбинированный дорожный указатель – «Движение только прямо и направо».

Штраф за разворот в неположенном месте

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание для нарушителей правил, касающихся разворота, в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей:

  1. За отсутствие звукового сигнала от водителя, выполняющего маневр, в условиях, когда его действия создают опасность для остальных участников движения – штраф 500 рублей.
  2. Разворот с правой полосы при наличии возможности выполнить аналогичный маневр с крайнего левого ряда – штраф 500 рублей.
  3. Выполнение маневра при наличии запрещающего знака – 1000 рублей.
  4. Выполнение маневра при пересечении сплошной линии, в том числе, на дорогах с реверсивным движением – 1500 рублей.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Разворот вне перекрестка – это маневр, допускаемый для выполнения Правилами дорожного движения. Для его осуществления водителю необходимо удостовериться в отсутствии запрещающих знаков и разметки, а также, предпринять все усилия для обеспечения безопасности других участников движения.

Возможные наказания

Итак, мы определили, что разворот по меньшему радиусу является нарушением, теперь осталось лишь понять, какое наказание предусмотрено за этот маневр.

Необходимо найти статью в , которая бы предусматривала наказание за выезд на сторону встречного движения при повороте налево или развороте с нарушением правил дорожного движения. При этом дополнительных нарушений разметки или требований дорожных знаков не происходит.

Как бы это не было странно, но только единственная статья подходит под все вышеприведенные требования — часть 4 статьи 12.15:

Статья 12.15.

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4.

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев

, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Так что изменение правил дорожного движения и КоАП не привело к изменению наказаний за рассматриваемое нарушение.

А какие возможные варианты по оправданию проезда по малому радиусу в рамках ПДД известны Вам?

П.8.6 ПДД говорит О ВЫЕЗДЕ С ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ. Проезжая часть (» — элемент дороги, предназначенный для движения. «) каждой из пересекающихся дорог — на перекрёстке ОДНА, т.к. на перекрёстке нет разделительной полосы («. разделяющей смежные проезжие части. «). Дорога имеет две смежные проезжие части только там, где имеется разделительная полоса. А там, где разделительная полоса заканчивается или прерывается (в т.ч. и на перекрёстке) — дорога имеет ОДНУ проезжую часть. Соответственно, только там, где появляется разделительная полоса (в т.ч. и за перекрёстком, что, кстати, бывает не всегда) — дорога снова имеет две смежные проезжие части. Доказательство: Обратите внимание, в определении «Перекрёсток» говорится, что проезжие части имеют «закругления», т.е. их края закругляются (а не продолжаются воображаемыми линиями далее через перекрёсток, как неверно предлагают в толкованиях к ПДД и в автошколах). Несложно понять, что, доходя до перекрёстка, края двух смежных проезжих частей (граничащие с разделительной полосой) закругляются и смыкаются, и две проезжие части сливаются в ОДНУ проезжую часть. Соответственно, на перекрёстке имеется только ОДНО ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]