20 октября 2021 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный «Приказ №185».
- О регламенте;
- Запрещена фото-видео съемка сотрудников полиции;
- Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД;
- Засады запрещены;
- Возврат к автомобилю после освидетельствования на опьянение;
- Фиксация в зоне временных знаков;
- Коммерческие камеры.
О регламенте
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название:
«Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
Вводится:
«Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»
В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.
Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.
Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?
Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.
Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.
Ниже будет приведен примерный перечень изменений элементов конструкции автотранспортного средства, которые не соответствуют требованиям законодательства:
- установленный багажник на крышу. Ведь не сертифицированный самодельный багажник может просто не выдержать груз, так как неизвестен максимум нагрузки на него;
- изменения в рулевой системе и новое рулевое колесо, что может негативно сказаться на маневренных характеристиках автомобиля;
- конструктивные изменения подвески и ее компонентов;
- пассажирские и водительские сиденья иной, чем предусмотрено для данной модели авто, формы;
- транслирующие рекламу мониторы;
- ксеноновые элементы в освещении;
- кенгурятники любой формы;
- нестандартной конструкции для колесных дисков для увеличения дорожного просвета, что может повлечь опрокидывание автомобиля;
- любые изменения в фарах и ином освещении: установка дополнительного светового оборудования, замена ламп на лампы с нестандартным цветом
- колесные арки новой формы;
- размещение не сертифицированного лайт бокса (светового короба) на крыше авто и т.д.
Изучив этот список, можно прийти к выводу, что все элементы, не входящие в заводскую комплектацию автомобиля, относят к незаконному тюнингу транспортного средства.
ВАЖНО !!! Однако, при соблюдении процедуры, можно переоборудовать автомобиль. Любое из вышеозначенных изменений должно быть предварительно подвергнуто экспертизе в аккредитованных центрах.
Если эксперт вынесет заключение о безопасности таких конструктивных и иных видов переделок автомобиля, то можно переходить к следующему шагу – регистрации таких изменений в ГИБДД. Безопасности транспортных средств посвящен Технический регламент Таможенного союза, принятый еще в 2011 году, 9 декабря № 877.
Запрещена фото-видео съемка сотрудников полиции
- Это главный миф
, который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».
Что имеют право, а что обязаны сотрудники ГИБДД
По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:
- требовать от водителей и пассажиров прекратить нарушать, если те начали это делать;
- останавливать автомобили по установленным основаниям;
- проверять документы водителя, согласно ПДД, пункту 2.1.1, а также паспорта водителей, пассажиров и пешеходов;
- вызывать в полицию в установленном порядке граждан, если на них поступили заявления о нарушении (привет, «народный инспектор» и подобные), а вот организовывать привод нарушителей в случае неявки обычные сотрудники ГИБДД не могут — это делает участковый; порядок вызова граждан в полицию предусматривает только письменное требование, а не вызовы по телефону или смс;
- запрашивать практически любую информацию из СМИ, организаций, учреждений и т.п., в том числе персональные данные граждан;
- требовать покинуть места преступлений или нарушений в установленных случаях (введение специального режима);
- составлять протоколы и выносить постановления водителям-гражданам;
- применять меры обеспечения при нарушениях, такие как эвакуация, аннулирование регистрации (в регистрационных подразделениях) и т.п.;
- доставлять водителей, пешеходов и пассажиров в отделения ГИБДД и МВД в случае, если те находятся в розыске, им угрожает опасность и в другим случаях, если на то есть мотивированные основания;
- направлять и доставлять водителей в медучреждения для освидетельствования на опьянение, а также проводить освидетельствование на алкоголь на месте;
- проводить все виды досмотров и осмотров;
- вести видеосъёмку процессуальных действий и всех процедур;
- использовать установленные базы данных (базу штрафов, розыскную и т.п.);
- использовать машины граждан (а водители обязаны предоставить свои машины по его запросу, но только если у инспектора есть основания, об этом ниже).
Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2021 года в своём пункте 7:
- знать Конституцию РФ, права граждан, законы, относящиеся к нему самому и всё это неукоснительно соблюдать;
- по первому зову прибывать на место преступления или правонарушения;
- документировать процессуальные действия, если того требует законодательство;
- оказывать первую медпомощь пострадавшим в ДТП и других несчастных случаях;
- обеспечивать безопасность и пресекать любые нарушения;
- устранять условия, создающие угрозу безопасности дорожного движения, в том числе убирать, если это в их силах, препятствия с дороги;
- участвовать в розыске нарушителей;
- отнимать документы, если те имеют подозрения на подделку.
Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Остановка для проверки документов по новому Административному регламенту МВД может осуществляться на любом посту
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие «начитанные» водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.
Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.
Не пытайтесь повторить. В данном видеоролике непонятны такие лояльные действия сотрудников. Были все основания для привлечения водителя к ответственности за невыполнение законных требований.
Еще раз, водитель обязан выполнять законные требования сотрудников полиции. Главный «закон» для водителя это Правила дорожного движения. Регламент МВД (ГИБДД) — для полиции. Нарушение регламента не основание не выполнять законные требования.
Есть мнение: «Не по регламенту — не по закону» — оно не верно
. Для подтверждения попробуйте найти дело, где неисполнение регламента как-либо основательно повлияло на результат рассмотрения.
По своей сути регламент МВД для водителя — это путеводитель по законодательству в области дорожного движения. Он полностью соответсвует федеральным законам и водителю не требуется копаться во всех нормативных документах, а просто найти ссылку на требуемую статью закона из регламента.
Для тех, кто все-таки жаждит пообщатся с инспектором, касаемо остановки для проверки документов в регламенте есть еще раздел «Основания для проверки документов».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:
Тут шансов у водителя практически нет. Стоит отметить, никаких ориентировок, планов мероприятий, инных документов, кроме служебного удостоверения инспектор предоставлять не обязан.
Какие изменения были внесены новым Регламентом в порядок фото- и видеофиксации?
В Регламент включен пункт о том, что сотрудники ГИБДД вправе изымать технические средства, а также карты памяти и прочие носители фото, аудио и видеоинформации. Это связано с тем, что видео регистратор, установленный в автомобиле, может «свидетельствовать» не в пользу своего владельца. Например, если автомобильный владелец позволил себе проезд на запрещающий сигнал светофора, что почти в ста процентах случаев будет зафиксировано данным техническим средством. Это создает большое удобство для сотрудников ГИБДД.
В приведенном в предыдущем абзаце примере, скорее всего, будет изыматься карта памяти. Если ее извлечь проблематично, например, в случае повреждения устройства, либо память является встроенной, то будет конфисковано устройство полностью.
Вообще в новом Регламенте повышена роль различных технических устройств, посредством которых можно вести запись звука и изображения. В частности, инспектор ГИБДД не вправе установить запрет снимать его при составлении протокола об административном правонарушении и других процессуальных действиях. Когда работник ГИБДД настаивает на прекращении съемки без достаточных нормативных к этому оснований, то он может быть сам привлечен к административной ответственности за превышение должностных полномочий, т.е. самоуправство. В этом правиле есть исключения. Нельзя производить фотографировать и снимать на видео режимные объекты, в этом случае можно лишиться не только карты памяти, но и самого устройства.
ВНИМАНИЕ !!! По новым правилам, деятельность инспекторов ГИБДД вообще должна проходить в пределах зоны видимости специальных видеокамер. Это предусмотрено для целей борьбы с коррупцией. Но есть в этом абзаце Регламента и указание «при возможности». Т.е, всегда можно пояснить, что возможности работать в «поле зрения» видеокамеры не было.
Обязательное присутствие понятых теперь требуется не всегда. Их заменяют более «объективными» видеокамерами. ГОСТа на технические особенности данных устройств не существует, даже к разрешению видеокамеры.
Для фиксации нарушений теперь применяются не только стационарные средства для видеосъемки, но и переносные. Главное требование – наличие документов о метрологической проверке и сертификата средства измерения.
Засады запрещены
Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему
, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы
принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.
Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты
и другие).
Для фиксации нарушений ПДД можно использовать квадрокоптер
Далее кратко рассмотрим другие нововведения в регламент.
Какие изменения коснулись ОСАГО?
Новый регламент «поставил» на одну ступень электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности и обычный бумажный документ. Процедура проверки обеих разновидностей полиса ОСАГО по базе данных совершенно идентична.
Также ГИБДД теперь выезжает на место происшествия только при крупных авариях с большим количеством транспортных средств и при причинении вреда здоровью.
Компании страховщики теперь обязаны принимать следующие документы вместо справки о дорожно-транспортном происшествии:
- постановление о привлечении к административной ответственности;
- определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол о фиксации обстоятельств ДТП и т.д.
Возврат к автомобилю после освидетельствования на опьянение
233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту
, в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.
Какие изменения коснуться самой государственной инспекции?
Регламент государственной инспекции заложил основы под упразднение ГИБДД как отдельного ведомства. Этот процесс предполагается поэтапным, с постепенной передачей государственных функций разных службам и даже частным структурам. Прежде всего, это касается оформление аварийного происшествия по евро протоколу, когда выезд сотрудника ГИБДД просто не осуществляется и участники аварии просто заполняют извещение для страховой компании.
Лицензированные фирмы могут осуществлять технический осмотр автомобилей и их эвакуацию.
ВНИМАНИЕ !!! И даже выдача и последующая замена водительского удостоверения на право управления транспортным средством, являвшаяся ранее исключительной прерогативой ГИБДД, теперь доступна в Центрах оказания государственных услуг (МФЦ).
Впоследствии инспекция и вовсе может быть упразднена, а ее функции будет выполнять патрульно-постовая служба. В составе экипажа патрульно-постового автомобиля будет выделен сотрудник, компетентный в оформлении протоколов об административных правонарушениях, а также других вопросах, требующих правовых знаний и практических навыков.
Столь жесткое решение вопроса связано с высокой степенью коррумпированности всей структуры ГИБДД. При этом, опорой в проведении реформы служит положительный опыт «соседа» РФ – Казахстана.
Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2021 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
- обжаловать действия сотрудников;
- получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
- не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
- не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
- пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Про видеосъёмку инспектором и водителем
Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:
- все административные процедуры ГИБДД при наличии такой возможности должны проводиться в фоне съёмки видеорегистратора с патрульной машины или переносного регистратора;
- все полученные видеозаписи должны приобщаться к материалам дела письменно;
- инспектор может пользоваться функцией видеозаписи вместо участия понятых при процессуальных действиях, где такое обязательно.
Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.