09.11.2020
Комментариев нет
7880
Безопасная дистанция при движении автомобилей играет важную роль. Водители, которые игнорируют соблюдение безопасной дистанции, не только подвергают опасности себя и свой автомобиль, но здоровье других участников дорожного движения. Кроме этого, при расследовании обстоятельств ДТП, факт нарушения безопасной дистанции грозит тем, что водитель будет определен виновным в случившемся с наложением крупного штрафа. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо знать ряд нюансов, относящихся к безопасной дистанции и боковому интервалу.
Разберемся с определением
В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.
В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?
Тормозной путь
Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД). Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.
Штраф за нарушение
Важно также помнить, что существует штраф за несоблюдение дистанции ПДД. Его выписывают исключительно после произошедшего ДТП. Он составляет 1500 рублей, если было установлено, что водитель не придерживался должного расстояния с впереди идущим ТС. Зачастую такое наблюдается в городских условиях, когда все пытаются протиснуться и быстрее проехать.
Различают сразу несколько типов несоблюдений: некорректная скорость и дистанция. Следует помнить, что ПДД не содержат четкого алгоритма действий в различных ситуациях, а лишь приблизительно указывают на допустимые параметры дистанции. Поэтому водителю требуется внимательно относиться к выбору подходящего расстояния в зависимости от ситуации на дороге и внешних факторов. Важно не переоценивать свои способности, иначе при резком торможении впереди идущей машины высока вероятность при недостаточной дистанции не среагировать на это должным образом и попасть в ДТП.
Источник
Каким образом рассчитывается безопасный интервал
Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.
Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.
Скорость надвое
Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».
Расчет очень простой – берется текущая скорость на спидометре и делится на 2. Получившаяся цифра – это безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Например, водитель едет со скоростью 90 км/ч, соответственно, 90 / 2 = 45 метров – это безопасное расстояние до автомобиля впереди.
Важно учитывать! Такой расчет правильно работает только в условиях сухого дорожного полотна. Как только асфальт намок из-за дождя или выпал рыхлый снег – методика перестает работать.
Правило двух секунд
Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.
Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.
Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:
- Для осознания того, что ситуация экстренная и срочно требует действий – 0,8 секунд;
- Для того чтобы выполнить какое-либо срочное действие (поворот руля или удар по тормозам) – 0,2 секунды.
- Дополнительная секунда заложена для тех водителей, которые заторможено реагируют на окружающую обстановку.
Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.
Что влияет на время реакции водителя?
Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:
- Гендерная принадлежность – в среднем мужчины реагируют на критическую ситуацию на 0,05 секунд быстрее, чем женщины;
- Возраст – у молодых водителей требуется меньше времени на реакцию;
- Регулярные тренировки помогают развить реакцию, соответственно в критической ситуации вести себя быстрее;
- Неблагоприятные погодные условия замедляют реакцию в 1,5-2 раза;
- Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотиков – значительно увеличивают время реакции, вплоть до полного отсутствия реакции на критическую ситуацию;
- Переутомление понижает время реакции на 0,1-0,4 секунды.
Дистанция по ПДД
При движении машины по дорогам общего пользования дистанцию и скорость выбирает непосредственно водитель. Ему требуется руководствоваться собственным опытом управления автомобилем, а также правильно оценивать текущие погодные условия. По действующим правилам расстояние между ТС варьируется исходя из дорожной ситуации. Всего есть несколько понятий, которые стоит различать:
- Минимально допустимое расстояние.
- Разрешенный промежуток в городе, а также на трассе.
- Иные типы дистанций.
Минимальная
Рассматривая, какая должна быть дистанция между автомобилями при движении по ПДД в наиболее идеальной ситуации, то она не может составлять значение меньше 3 м. Однако, при плохой погоде, к примеру, дожде, это расстояние требуется увеличить в 4 раза. При этом в зависимости от состояния дорожного покрытия минимальная дистанция должна меняться.
Водителям без достаточного опыта управления машиной следует соблюдать расстояние, составляющее не менее 8 м. Благодаря этому они смогут успеть среагировать на резко изменяющуюся дорожную обстановку.
В городе
Зачастую движение на автодороге в городе существенно более динамичное, чем на трассе. Оно характеризуется частыми разгонами и торможениями на светофорах и пешеходных переходах. Именно из-за этого более проблематично держать корректную дистанцию. Поэтому рекомендуется ехать на расстоянии от впереди идущего ТС не менее, чем в 3 м, а малоопытным водителям в 5 м. Последнее обусловлено отсутствием должной рефлекторной реакции у таких людей на резко сокращающееся расстояние между машинами. Учитывая динамичность городской среды, требуется помнить о действующих ПДД.
На трассе
Во время движения за городом важно учитывать погодные условия, а также качество дорожного покрытия. Основными критериями при оценке допустимой дистанции на трассе является:
- На трассе отсутствуют серьезные препятствия, к примеру, заблокированные участки по причине ремонта либо загрязненные. Допустимое расстояние относительно впереди идущего ТС составляет 3 м.
- Если на дорожном покрытии присутствуют ямы, неровности или движение осуществляется ночью, расстояние разрешается держать уже от 5 м.
- При обледенении асфальта днем дистанция должна начинаться от 6 м, ночью от 7 м.
- В условиях осадков, особенно снега, минимально допустимое расстояние для легкового транспорта составляет 7 м.
При движении нужно учитывать условия трассы
На светофоре
В действующих ПДД указано, что водитель обязан придерживаться такой дистанции, которая позволит предотвратить аварийную ситуацию на дороге. По этой причине не следует чрезмерно близко подъезжать на светофоре к впереди стоящим авто, чтобы исключить ДТП. Для этого важно на оживленных перекрестках сохранять дистанцию, соответствующую 2-3 м. Это позволит в случае удара одной из машин не задеть другую. К тому же такая ситуация снижает вероятность аварии в процессе перестроения в иной ряд.
В пробке
Когда водитель имеет достаточный опыт управления транспортным средством, ему не составляет проблем корректно определить расстояние, составляющее половину автомобиля. А вот для неопытных людей, получивших не так давно права, рекомендуется придерживаться расстояния, составляющего минимум 2/3 длины своего авто. Такая ситуация позволит предотвратить перестроение чужого авто в этот участок.
При остановке
Определяя безопасную дистанцию в процессе вынужденной либо же запланированной остановки, следует исходить из следующих параметров:
- Состояния дороги.
- Качество и сезонность автомобильных шин.
- Каким образом организованно движение встречных транспортных средств.
- Когда предельное расстояние должно позволять совершить полную остановку в течение 5 секунд.
В процессе движения у любого ТС могут неожиданно возникнуть поломки либо неисправности. В подобной ситуации требуется включить аварийную сигнализацию, перестроиться в крайний правый ряд, после чего ехать к ближайшей мастерской.
На парковке
В отличие от многих стран (к примеру, Израиля) в России действуют определенные общепринятые нормы адекватного и вежливого поведения на парковке. Расстояние между машинами должно позволять водителю нормально выехать, не задев при этом стоящие рядом ТС. К тому же возможность припарковаться существует только в строго установленных местах:
- Перед либо после перекрестка на расстоянии от 5 м.
- За 15 м до или после остановки общественного транспорта.
- За 50 м после ЖД переезда.
- В случае отсутствия запрещающих знаков, а также желтой разметки можно останавливаться на обочине.
- Во дворах либо парковках торговых центров строго по нанесенной разметке.
В последнем случае каждое место для остановки автомобиля четко обособлено. И хотя подобная ситуация не описывается в ПДД, рекомендуется придерживаться следующих простых правил:
- Расстояние между припаркованными авто не должно образовывать помех для выезда собственного автомобиля.
- Не должно создаваться преград либо ограничений для движения иных транспортных средств.
- При осуществлении параллельной парковки рекомендованное расстояние от машины до бордюра составляет 0,5 м, а от ближайших машин 1,5 м, чтобы была возможность беспрепятственно выехать на полосу движения.
В процессе движения либо парковки всегда важно принимать во внимание еще и боковой интервал. Подобное зачастую более актуально, когда происходят обгоны на трассах, имеющих несколько полос. Подобное расстояние определяется габаритами авто, его техническим состояниям, а также внешними факторами.
Боковой интервал
При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.
Внимание! Обращая внимание на сигнал датчика, можно достаточно быстро приучить себя соблюдать безопасный боковой интервал.
Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей. В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах. Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала. Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.
Важно! Учитывайте значение бокового интервала, если заметили велосипедиста (двигающегося по краю проезжей части) или пешехода (двигающегося слишком близко к обочине). Безопасно будет объехать потенциальное препятствие с интервалом 1,5 метра.
Зачем учиться чувствовать габариты автомобиля
Полное ощущение своей машины дарит чувство комфорта и безопасности. Поэтому научиться водить автомобиль с нуля женщине хочется также сильно, как и мужчине. Также четкое осознание габаритов машины позволяет двигаться в потоке, обгонять впереди идущий транспорт и объезжать препятствия. При въезде в гараж хорошая ориентация в пространстве позволит вовремя остановить машину, расположив ее так, чтобы можно было выйти из авто и закрыть ворота.
Парковки в общественных местах бывают густо заставлены чужим транспортом, необходимо уметь грамотно припарковать свой автомобиль, не задев окружающую обстановку.
Габариты бывают двух видов:
- Динамические;
- Статические.
Динамический габарит автомобиля представляет собой расстояние от препятствия до корпуса. По мере приближения к предмету, водителю необходимо просчитать траекторию своего движения. Этот навык позволяет избежать столкновения с бордюрами, деревьями, ограждениями и другими машинами.
Статический габарит — это размеры автомобиля, его основные неизменные параметры.
Значения безопасной дистанции
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).
В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:
Скорость движения автомобиля, км/ч | ||||
Условия на дороге | 35 км/ч | 65 км/ч | 85 км/ч | 105 км/ч |
Авто на летних шинах едет по сухой дороге | 30,7 | 57,0 | 74,5 | 92,0 |
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге | 29,3 | 54,4 | 71,2 | 88,0 |
Авто едет на «липучке» по сухой дороге | 31,5 | 58,4 | 76,4 | 94,4 |
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге | 28,7 | 53,4 | 69,8 | 86,2 |
Авто едет на «липучке» по снегу или льду | 24,6 | 45,7 | 59,8 | 73,9 |
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге | 31,1 | 57,7 | 75,5 | 93,3 |
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге | 27,5 | 51,1 | 66,8 | 82,5 |
Авто на шипованной резине едет в снег или лед | 31,8 | 59,0 | 77,2 | 95,4 |
Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.
Безопасная дистанция в разных условиях
Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:
- По мокрой дороге при 60 км/ч (для легкового авто) – 35 метров;
- В городе при 60 км/ч – не менее 40 метров;
- На загородной трассе – не менее 50 метров;
- В пробке – не менее 10 метров;
- При остановке – не мене 30 метров;
- На парковке – не мене 5 метров;
- Для грузовика – в среднем в 2 раза больше, чем для легкового ТС, но не менее 60 метров;
- На светофоре — достаточно оставить возможность объехать машины без использования заднего хода, если автомобиль впереди вдруг остановиться или заглохнет.
Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах
Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:
- Скорость индивидуальной реакции на критическую ситуацию;
- Стаж и уровень информированности о дорожной ситуации;
- Наличие скоростных ограничений на участке;
- Осознание риска ДТП;
- Технологичность транспортного средства;
- Состояние дороги;
- Условия движения.
Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.
Какая должна быть дистанция между автомобилями в метрах
К сожалению, количество метров не трактуется в ПДД. Новичкам-водителям в этом вопросе приходится изучать опыт старожилов.
На практике существуют ситуации, когда нужно увеличить допустимые параметры. Примеры:
- Автомобиль перемещает по мокрому асфальту.
- Автомобиль движется в гололед.
- На трассе выпал снег.
- Авто едет позади длинного ряда автомашин, в их числе более 4х-5ти видов транспорта.
- Обзор участка дороги затруднен из-за погодных аномалий или крутых подъемов, спусков.
- Водитель вынужден увеличить скорость.
- Дорога выполнена из грунта и пошел дождь.
Зачем двигаться вплотную с автомобилями? Ведь в нашей стране предусмотрено на многих дорогах многополосное движение. Да и большинство водителей не устроит такое положение «в тисках», так как оно не даёт свободу выбора и лишает многих привилегий:
- Ограничивает обзор.
- Не хватает места для обгона, разворота и других маневров.
- Нет места для экстренного торможения.
Последнее обстоятельство становится причиной аварий, совершаемых в потоке машин. Даже гражданин, находящийся в пробке, не застрахован от форс-мажора. Чтобы избежать столкновения, нужно овладеть простейшими правилами расчета.
Способ № 1
Как правило, опытный водитель при расчетах эффективного значения советует взять за основу скорость движения автомобиля. Эту величину делят на 2. Вот такое расстояние и должно быть сохранено между вблизи стоящими (перемещающимися) автомобилями.
Способ № 2
Страховщики рекомендуют постоянно сохранять безопасный метраж до следующего автомобиля, который составляет примерно 2/3 части от длины автомобиля. Это – в среднем три метра. Для недилетантов допустимо сокращать этот показатель до двух метров, но меньшие показатели ведут к опасной ситуации.
Знак «Ограничение минимальной дистанции»
Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями. Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт). Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.
На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:
- До первого на пути перекрестка;
- До окончания населенного пункта;
- До знака снимающего все ограничения.
Что такое дистанция в ПДД: определение
По ПДД принято называть ездовое расстояние от одной машины к другой дистанцией без риска. Как правило, в современных дорожных условиях всегда встречается машина, идущая впереди, и риск аварии исключён только в одном случае: должен быть обеспечен такой промежуток до неё, который достаточен для торможения. Большая часть столкновений происходит как раз из-за короткого тормозного пути между автомобилями. Водитель не успевает сориентироваться, когда передний участник движения резко тормозит. В более тяжёлых случаях это приводит к цепной реакции и бьётся несколько машин подряд, например, зимой или в дождь.
Таким образом, понятие «дистанция» актуально для автомобилистов, перемещающихся вслед за другими участниками по той же траектории движения. Однако не менее важным является определение скорости движения.
- По ПДД, при определении наименьшей дистанции между автомобилями при движении, за основополагающий критерий берётся скорость ТС. Это значение делится на 2, и выводится самое оптимальное расстояние.
- Любой водитель со стажем автоматически сбрасывает скорость при сближении с впереди идущими машинами.
- Страховые агенты рекомендуют определять безопасный метраж как две трети длины кузова машины.
Ответственность за несоблюдение дистанции
За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.
Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.
В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.
Отдельно стоит обговорить штрафы за несоблюдение бокового интервала. Часто складывается ситуация, когда водитель, двигающийся в соседней полосе резко и без включенного поворотника перестраивается. Инспектор может в этом случае выписать штраф по статье 12.15 тому, кто ехал в своей полосе, а не тому, кто перестраивался. Это решение обязательно нужно обжаловать, поскольку явно имеет место быть нарушение правил маневрирования (п. 8.1 ПДД). Приложите в качестве доказательств запись видеорегистратора или показания свидетелей.
Есть несколько случаев, в которых не применяется наказание за несоблюдение дистанции:
- Один из участников движения не двигался (например, стоял на парковке);
- Автомобили нарушили дистанцию, но это не привело к столкновению;
- Один из водителей сдавал назад.
Безопасность на дороге напрямую зависит от действий водителя. Соблюдение безопасной дистанции и бокового интервала позволит избежать лишних неприятностей и обезопасит всех участников дорожного движения.
Поделиться в соц сетях:
Еще полезное по теме
Как правильно трогаться на механике с места: пошаговая инструкция для начинающих
23.05.2021
Как правильно настроить боковые и внутрисалонное зеркала автомобиля самостоятельно
08.04.2021
Как понять габариты автомобиля: ошибки начинающих
Проблемы с ощущением габаритов автомобиля могут возникнуть даже у человека со стажем, если он садится за руль незнакомого транспорта. Но чаще всего с данной трудностью сталкиваются новички, которые только учатся вождению и еще не имеют опыта. Инструкторы автошкол практически каждый день слышат от учеников такие жалобы, как: я не чувствую габариты машины, я не знаю понять расстояние от авто до препятствия.
Существует множество ошибок при развитии этого навыка. Стоит рассмотреть основные из них:
- Попытки увидеть, что находится прямо перед бампером. Начинающие водители двигают сиденье ближе к рулю, практически упираясь в стекло, чего абсолютно не стоит делать. В первую очередь находясь за рулем необходимо мониторить обстановку на дороге, а не под колесами своей машины. Только накопленный со временем опыт поможет приноровиться к габаритам своего транспорта.
- Недооценивание важности зеркал. Одним из первых навыков, который должен развить водитель — это умение пользоваться зеркалами и знать их особенности. Зачастую сзади идущие автомобили кажутся меньше в отражении, за счет чего создается ощущение, что они далеко. Но это лишь обман зрения. Еще одна особенность зеркал в том, что у них имеется слепая зона. Так называют пространство вокруг транспорта, которое не попадает в поле зрения водителя. Прежде чем пытаться совершить обгон или иной манёвр, всегда следует убедиться в безопасности ситуации. Стоит помнить, что габариты грузовых автомобилей больше, а значит и «мертвая зона» у них более обширная. Множество аварий происходит из-за недооценивания этих факторов.
- Незнание особенностей транспорта. Многим начинающим водителям кажется, что расстояние от водительского кресла до колес примерно одинаковое. Это заблуждение, ведь расстояние до правых колес всегда больше, чем до левых.
Знание этих факторов поможет понять, как привыкнуть к габаритам машины, не испортив при этом транспорт и окружающую обстановку.