Опасное вождение: борьба с водятлами или очередная кормушка ГИБДД?


Что считается опасным вождением

Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.

Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.

Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.

Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.

Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.

Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.

Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.

Опасное вождение

Что входит в типичные нарушения?

Опасное вождение подразделяется на следующие виды:

  • «шашки»;
  • «нервяки»;
  • «торопыги»;
  • «грядки»;
  • «учитель»;
  • «упертый».

Торопыги

Это тип вождения, когда водителем не соблюдается безопасная дистанция до впереди идущего транспортного средства.

Согласно ПДД безопасной считается такая дистанция, которая позволяет водителю транспортного средства избежать аварии.

Также следует внимательно следить за безопасным боковым интервалом между машинами.

Упертый

Тип вождения, когда автомобилист добавляет газ и препятствует обгону позади идущему транспортному средству.

В данной ситуации вина может лежать на обоих участниках аварии.

Водитель, который идет на обгон, должен убедиться в том, что он, сделав это, и не создаст помех другим участникам движения. Обгоняемый не должен увеличивать скорость, видя, что его собираются обогнать.

Учитель (воспитатель)

Это тип вождения, когда человек преднамеренно тормозит перед позади идущим транспортным средством.

Специалисты отмечают, что доказать вину водителя в данной ситуации практически невозможно: преднамеренно ли он выполнил торможение или пытался уйти от аварии.

Шашечки

Это тип вождения, когда человек не обоснованно перестраивается из одного ряда в другой при полной загруженности полос и тем самым создает аварийную ситуацию для других участников движения.

При этом водитель не продвигается далеко вперед, а движется со средней скоростью общего потока и создает на своем пути аварийные ситуации.

Грядки (езда в междурядье)

Тип вождения, когда осуществляется езда по линии, которая разделяет полосы движения, а также автомобилистом не соблюдается боковой интервал между идущими транспортными средствами.

Такая езда больше склонна мотоциклистам.

Чаще всего именно они создают аварийные ситуации, так как водителю автомобиля очень трудно ориентироваться за их перемещением.

Дрифт

Это тип езды, когда человек направляет транспортное средства в управляемый занос.

Нервяки

Это езда, когда водитель встает на пути транспортного средства, которое пытается его обогнать.

Согласно ПДД каждый водитель обязан уступать дорогу транспорту, который движется в одном потоке с ним, не снижая скорости общего потока.

В интернете появился специальный сайт: опасноевождение.рф, на котором можно получить всю необходимую информацию по вопросу.

Какова ответственность за оставление места ДТП? Положен ли налоговый вычет при дарении автомобиля? Смотрите тут.

Каковы критерии опасного вождения

Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.

Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.

Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.

Опасное вождение: борьба с водятлами или очередная кормушка ГИБДД?

Правительство решило поговорить с водителями на понятном им языке и создало видеоролики, объясняющие термин «опасное вождение». Но очередной шаг для продвижения нового правила вызывает больше вопросов, чем ответов.

Первый раз о наказании водителей за опасное или агрессивное вождение на высоком уровне заговорили в 2012 году. Тогда депутаты от ЛДПР внесли в Думу законопроект, согласно которому за опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения, резкое торможение, опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него водитель мог получить штраф в от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Но поскольку в ПДД такого понятия нет, то инициатива не прошла. А идея осталась.

Ее реализация началась с введения определения в Правила дорожного движения, утвержденное буквально вчера постановлением правительства. При утверждении документа Медведев не исключил того, что формулировка будет меняться и расширяться, но сейчас новый пункт ПДД 2.7 звучит так:

«Опасное вождение — неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в

— невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

— перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

— несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

— несоблюдении бокового интервала;

— необоснованном резком торможении;

— препятствовании обгону,

если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Для лучшего понимания того, что имеет в виду правительство, были созданы видео, поясняющие каждое отдельное действие определения. Ну а чтобы и простые водители, и сотрудники ГИБДД не путались и отчётливо понимали, что нельзя нарушать и за что нужно будет наказывать, роликам были даны «народные» названия: «Шашки», «Нервяки», «Торопыги», «Грядки», «Воспитатели» и «Упертый». Вспоминается выражение: «Каждый думает в меру своей испорченности». Что же творится в головах у людей, одобряющих столь безграмотную подачу как по сути (в расшифровке «воспитателей» даже есть ошибка), так и по смыслу?

Многократные перестроения

Ярко-красная машина гипертрофированно спортивного вида без использования «поворотников» несколько раз меняет полосу движения в 3D-модели, а четыре ролика из реальной жизни демонстрируют «перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». О том, что такое «игра в шашки», знают все, и этот мультик и записи с камер и видеорегистраторов данное описание не раскрывают. Ведь в ПДД нет определения «интенсивное движение»: от чего оно зависит — от количества автомобилей, скорости их движения, интервалов между ними или от всего вместе. Так же непонятно, что значит «все полосы заняты» — транспортное средство есть в зоне видимости или интервал между автомобилями меньше, чем их длина? Ведь на примерах машина перестраивается, следовательно, свободное место для этого есть. А из всего описания «шашек» следует, что, выехав на дорогу, водитель не имеет права менять полосу движения без надобности, а перестроения ради объезда ям и колдобин на дороге можно уже считать нарушением — ведь они не являются препятствием. Впрочем, правило, по которому на трассах нужно держаться правой полосы, а в населенных пунктах «менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия», уже содержится в действующих ПДД под пунктом 9.4, а наказать за резкую смену полос можно в соответствии с п.3 ст. 12.14 КоАП (штраф 500 руб.), а если при этом еще и не использовались «поворотники», то прибавляется п.1 той же статьи и еще 500 руб.

Подрезание при перестроении

Схема та же — мультик и четыре реальных истории, которые показывают «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». Жаль, что по смыслу из них более-менее подходит только один, да и то с натяжкой: кроссовер перед светофором перестраивается под «ГАЗель», но делает он это для того, чтобы пропустить машину скорой помощи с включенным маячком. Первый же пример из жизни некорректен — такси меняло полосу медленно, включив «поворотник», и если такое перестроение считать нарушением, то водители будут часами ждать подходящего окна в потоке. В двух других водители явно отвлекались от дороги и, возвращаясь в реальность, совершали неправильные, но при этом однократные действия — меняли полосу и тормозили. В моделировании же кратность соблюдается — красный BMW, который и представлен тем самым «Нервяком», два раза «неожиданно» перестраивается и зачем-то тормозит в потоке, но при этом теряется и потом опять возникает «источник» его проблемы — неторопливая белая легковушка в левом ряду, также нарушающая ПДД.

Несоблюдение безопасной дистанции

Соблюдение дистанции между автомобилями — требование, закрепленное в пункте 9.10 Правил. Но и существующая, и предлагаемая норма не оговаривают этого расстояния. Каждый водитель должен решать эту задачу для себя сам, принимая во внимание свою реакцию, возможности автомобиля, качество шин и дорожного покрытия, погодные условия. Но видео делает акцент не столько на то, что машина подъезжает слишком близко к впереди идущей, а на то, что «торопыга» вынуждает освободить полосу миганием фар. А вот за такое неправомерное использование дальнего света никакого наказания нет и не предусматривается, хотя в ПДД указано, что «для предупреждения об обгоне … может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет» (п. 19.11).

Несоблюдение бокового интервала

Как и у предыдущего примера, ни действующие, ни предложенные правила не оговаривают безопасного интервала между транспортными средствами. Более того, этот самый интервал зависит и от транспортного средства, и от дорожной разметки. Хотя нарушение действительно больше свойственно мотоциклистам, ряды которых пополняются с каждым годом, как раз потому, что между рядами можно хоть как-то ехать, а не стоять в пробке. Но и у машин это часто встречается. Вспомните ситуации, когда при сужении дороги автомобили выдавливаются из своих рядов, но еще не успевают занять соседнюю полосу. Судя по описанию — это тоже нарушение.

Резкое торможение

Это, пожалуй, единственный ролик и указание в определении, которые смогут найти поддержку. Ведь ситуации на дороге складываются по-разному, и подобные обиженные «воспитатели» или «учителя» действительно создают аварийные ситуации. Но опять же, такое правило уже есть в ПДД: п.10.5 «Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия». И если бы повсеместно не соблюдалось правило, что виноват тот, кто сзади — из-за несоблюдения дистанции, — то такой класс водителей после пары неполученных страховых выплат перевелся бы сам собой.

Препятствование обгону

Как и большинство нарушений, эта норма уже прописана в ПДД (п.11.3). А такая скупая формулировка объясняется тем, что невозможно отразить все нюансы подобного маневра. Свидетельством тому служат все ролики: в первом происходит явное недопонимание, во втором — человек просто объезжает ямы на дорогах, ну а в последнем, и самом страшном, сюжете белая «шестерка» препятствует обгону в закрытом повороте. Да и на модели показаны явно аварийные ситуации — для обгона недостаточно свободного расстояния до транспорта на встречной полосе.

И формулировка нового правила, и компьютерная графика подчеркивают кратность совершаемых действий. При этом цифра, с которой она начинается, опять же не приводится. Сколько раз нужно проехать между рядами или перестроиться, создав помеху, — 2, 3 или 10, сколько перестроений создают кратность, непонятно. Поэтому если привлекать к ответственности можно будет только на основании снятого правоохранительными органами или самими водителями видео (именно такая доказательная база рассматривается в качестве допустимой), то таких роликов найдется немного — вероятность заснять одного и того же «воспитателя» или «торопыгу» крайне низка. Если же решать, насколько опасно человек управляет автомобилем, станет сотрудник ДПС, то привлекать к ответственности можно будет практически любого водителя за малейшее отклонение. Впрочем, штрафовать за неиспользование «поворотников», несоблюдение полосности и прочие нарушения ценой в 500 руб. можно и сейчас, только этого никто не делает.

Наталья Агре, президент экспертного :

«Самое важное это то, что термин «опасное вождение» обсуждается на официальном уровне и будет введен. Мне кажется, достаточно второстепенным будет то, каким образом будут освидетельствованы эти нарушения и какого размера будет штраф. Главное — сформировать отношение участников дорожного движения к такому типу нарушителей. Так же, как это было сделано в отношении нетрезвых водителей. Лет 10 назад выпить и сесть за руль считалось хорошим тоном, проявлением смелости и навыков в управлении. Сейчас это неприемлемо и асоциально. То же самое должно произойти и с опасным вождением. Появление этого сайта и тех попыток расшифровки должны разъяснить, что это такое и насколько опасно. Это должно быть доработано, дорасшифровано и углублено, но работа идет в правильном направлении».

Но даже если прописать все цифры для интервалов, скорости, количества машин на квадратный метр, то как это сможет соблюсти водитель и доказать инспектор? На глазок? У нас до сих пор нет регламента по проверке износа шин, которые можно протестировать в статике специальным прибором, прошедшим поверку. А тут нужно доказывать перемещения в сантиметрах у движущихся объектов — нереально. И никакая формула «трех секунд», которую рекомендуют использовать для расчета дистанции, не поможет.

Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству:

«Эти примеры опасной езды нужны, чтобы понимать, к какому виду правонарушения они относятся. Понятно, что это не отдельные нарушения, и не два подряд, а длящаяся во времени цепочка нарушений. Здесь главное не только формулировка, которая достаточно подробно описана в проекте изменений, а то, как будет фиксироваться опасное вождение. Конечно, оно должно фиксироваться не на глаз, а на видеоноситель. Для этого будет запущено приложение, разработанное МВД и Минсвязью, которое позволяет закачивать видео с видеорегистраторов и смартфонов от пользователей. Оно будет 100-процентной доказательной базой, поскольку будет защищено в том числе и индивидуальной подписью отправителя. Получается, что сейчас водители знакомятся с нормой, потом она будет внесена в ПДД, далее появятся внутренние приказы и регламенты, определяющие практику применения, и осенью будет внесена соответствующая поправка в КоАП».

И вопрос к заключительной фразе определения опасного вождения: «если указанные действия … создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Любое транспортное средство представляет из себя опасность (ст.1079 Гражданского Кодекса), поэтому любое движение на нем можно трактовать как угрозу, а все дополнительные описания с попутным направлением и пр. лишь слова, которые будут интерпретироваться в нужную кому-то сторону.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Эта библиотека (имеется ввиду информация на сайте — прим. ред.) будет пополняться, мы будем ее рассматривать и дальше, другие дополнения к ней. Пока с Министерством внутренних дел договорённость такая: они своими циркулярами и внутренними разъяснениями будут ориентировать сотрудников ГИБДД на то, чтобы при определении того, опасно ли было вождение водителя или нет, руководствоваться примерами, которые находятся в этой библиотеке. Ещё раз скажу, что в настоящий момент таких примеров шесть, никаких других помимо этих сотрудники пока рассматривать не будут — только после того, как пройдут публичные обсуждения и произойдёт дополнение к этой библиотеке».

Но глядя на официальные видеоролики про опасное вождение, становится совершенно непонятно, о какой культуре вождения идет речь, когда само государство на федеральном уровне навязывает нам «нервяков» и «упертых»? И вместо того, чтобы нести доброе и вечное в виде продуманной организации движения и качественных дорог, бюджетные деньги тратятся на концепции о «торопыгах» и «грядках». Подтверждается стереотип того, что агрессивно водят дорогие спортивные машины, преимущественно красного цвета, а на практике нарушают обычные «Жигули» и иномарки не первой свежести. И сколько бы ни вводили терминов и штрафов, те, кто уже нарушают, будут продолжать делать это и дальше. Ведь новое правило ПДД не отменяет ни административных ресурсов подобных лихачей, ни привычки «решать вопрос» за деньги. А ведь именно такие водители могут позволить себе подобное поведение, для обычных людей это слишком дорого.

ГИБДД провела опрос на своем сайте, и 41% из 17 тысяч проголосовавших поддержали появление понятия «опасное вождение», а еще 30% — за его введение, но при условии наличия весомых доказательств вины. Такому результату можно только порадоваться — людей, у которых нет оснований не доверять инспектору, становится больше. А инспекторам, в свою очередь, дается полный карт-бланш по привлечению водителей к ответственности. Но ведь ради благой цели — повышения безопасности на дорогах можно делать все, и главное — принимать дублирующие существующие правила нормы, ограничивающие водителей, повышающие коррупционную составляющую, влекущие увеличение дел в судах.

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:

«Эти ролики, как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Они развеяли все сомнения по поводу того, нужно или не нужно вводить термин «опасное вождение». Конечно, не нужно. Поскольку даже сами авторы этих поправок не понимают, что есть опасное вождение, а что — обычное нарушение. В частности, показаны автомобили, которые перестраиваются в разрешенном месте. Хотели показать лихача, а получилось, что показали водителей в рабочих ситуациях. При этом происходит путаница в понятиях. И если у нормотворцев нет понимания, что такое опасное движение, то для обычных людей опасными являются совершенно разные ситуации: для кого-то встречка, для кого — обочина или еще что-то. Нет согласия ни в обществе, ни среди экспертов, ни среди самих авторов, что считать «опасным», а что не опасным вождением. Вопросы с доказательной базой: как доказывать то, что не прописано в законе. Это делает формулировку абсолютно коррупционной. Наказывать будут либо с целью наживиться, либо отчитаться за проведенный рейд».

Цитаты из комментариев на сайте «опасноевождение.рф»:

«Повысьте скоростной режим в крайних левых полосах, и не придется выдумывать очередные поводы для «туманных» штрафов со стороны инспектора. Перестаньте перекрывать центр на 2 часа, купите вертолеты (к слову, сильно дешевле выйдет, чем кортеж сопровождать), и не будет никаких нервов на дороге. Не садите за руль мощных авто людей до 5 лет стажа (права категории «У», ограничение по мощности, запрет на обгон, 80 км/ч максимальная скорость). Учите в автошколах не на бумаге экстремальному вождению, а на практике давая понять молодому горящему подростку, что автомобиль не может «все», а живет по законам физики, не зная которые за руль садиться просто нельзя. И самое главное — дороги делайте без торчащих люков на 5 см и «ямочного ремонта, которого, к слову, не существует в мире инженеров-дорстроителей ни в одной из цивилизованных стран». Вот что-что, а такие дороги, как в Москве, точно могут обеспечить полет на встречку или в отбойник… Очень хорошо придумывать и освещать херню, когда глобальные проблемы не решаются».

«Ну собственно благодаря вот таким вот «компетентным» суждениям подобные законопроекты имеют место быть, а культура вождения упирается в неучей, не знакомых ни с кинематикой движения автомобиля, ни с физическими его свойствами, ни с эффективностью различных скоростных режимов в городских условиях на многополосных дорогах. Будем бояться повышения скоростного режима крайней левой полосы, вводить законопроекты, позволяющие любой твой маневр при необходимости трактовать как нарушение закона. Коррупции же в стране нет, инспектор абсолютно незаинтересованное лицо!».

«Интересно, откуда взялся этот блатной жаргон на официальном сайте? Что это за: грядки, нервяки, упертый? Что за бандюки или стритрейсеры разрабатывают этот закон? Абсолютно все, что описано в этих блатных терминах, уже сейчас запрещено ПДД. Причем не по-блатному и не абстрактно, а конкретно и с описанием ситуации. Всех авторов этого сайта и этой законодательной инициативы необходимо лишить водительских удостоверений. Ведь эти люди не знают ПДД, как сдали экзамены, неизвестно».

«Вопрос принуждения к аккуратности езды решен частично. И как обычно — боремся со следствием. У каждого действия есть «причина и следствие». Нельзя законами бороться со «следствием». Закон должен искоренять «причины»».

«Ой да ладно… У нас кто больше всех нарушает-то? Либо те, у кого денег много и для него штрафы за превышение скорости все равно что для меня оплата проезда на автобусе, либо те, у кого есть хорошие связи».

«Во многих странах Европы и Америки, а особенно в странах Азии, междурядье не только разрешено, но и закреплено законодательно. Во Франции в этом (2016) году в крупных городах разрешили междурядье, на очень справедливых условиях. Среди мотосообщества уже давно есть такие же правила, которые гласят: — ехать только в крайнем левом междурядье (между крайней левой машиной и правой от нее)».

«А вот очень интересно, кто и КАК будет это отслеживать, ведь чтобы увидеть полную картину происходящего, зачастую надо не один километр за машиной проехать, чтобы понять, нарушил человек или был вынужден совершить то или иное действие!! Бред какой-то!».

«Буду капитаном, но это очередная кормушка для наших доблестных блюстителей инспекции безопасности дорожного движения. В правилах уже все эти ситуации описаны. Но бороться с правонарушителями не хотят, видимо, поэтому и вводят дублирующие законопроекты как дополнительный доход в доблестную ГИБДД. Может, перестанете просиживать штанишки и начнете наказывать нарушителей? А… вот еще что в новостях понравилось…Будет создан портал, через который можно будет «настучать» на водителя, скинув видео с видеорегистратора своего. Классно, не правда ли?) Закон подписываем, стукачи жалуются, такое вот пресечение нарушения самими гражданами, а ГИБДД просто снимает сливки в виде штрафов и отправляет вам «письма счастья») Мне кажется, лучше придумать невозможно было бы!)».

«Может быть, проблема не в том, что у нас в законе чего-то не хватает, а, как всегда, отсутствует правоприменительная практика? Может быть, надо мотивировать ГИБДД работать более эффективно? С тех пор как водителей обязывают оформлять документы на месте без вызова сотрудников ГИБДД, предполагается, что у них появилось больше времени для исполнения своей главной функции — обеспечения безопасности движения. Однако же я лично не наблюдаю увеличения сотрудников ГИБДД на дороге, т.е. там, где им самое место. Куда они все подевались? Где обеспечивают безопасность, в своих кабинетах?».

P.S. Постановление правительства № 477 было подписано председателем правтельства 30 мая и уже вступило в силу. Пока для водителей ничего не меняется — даже если их действия можно трактовать как «опасное вождение», то наказывать их можно лишь по действующим статьям КоАП. Ситуация поменяется, когда в Кодексе появится соотвествующая норма, а произойдет это не ранее осени. И судя по активности правительства, это будет один из первых законов, принятых Думой нового созыва. Наказанием станет штраф в 5000 рублей и, возможно, более строгое привлечение к отвественности.

Какой штраф и за что

ГИБДД с 2021 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.

Дарья Пономарева, судебный эксперт-автотехник «Авто МФЦ» Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.

В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:

  • перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
  • нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.

Какие штрафы предусмотрены за опасное вождение в РФ в 2021

Штраф за превышение скорости в 2018

Законопроектом, одобренным профильной комиссией правительства, планируется всего лишь дополнить КоАП РФ. Цель закона – обязать водителей придерживаться ПДД и не создавать на дороге аварийные ситуации. А возможно, это всего лишь статья для пополнения бюджета, поскольку некоторые понятия об опасном движении дублируют уже существующие нормативы дорожного движения.

Законопроект опирается на социологический опрос, в котором участвовало более 20 000 человек. В результате опроса 38% респондентов решительно поддержали закон из-за увеличения случаев агрессивного вождения. 29% поддержали инициативу в целом, если получены четкие доказательства вины водителя.

Как ГИБДД доказывает опасное вождение

По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.

Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.

Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.

Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.

Ближнее и дальнее зарубежье

ПДД многих государств усовершенствовали такое определение как «агрессивная езда». В список нарушений указанных в данной поправке об опасной езде, иные страны включили еще и:

  • движение на красный сигнал светофора;
  • игнорирование разметки;
  • езда по обочине;
  • обгон другого водителя справа;
  • подрезание;
  • использование дальнего света днем;
  • пренебрежение пешеходами;
  • оскорбления кого бы то ни было,
  • агрессивное жестикулирование;
  • незаконное использование звукового сигнала.

Наказание за такие нарушения более жесткие. Их опыт предусматривает не только денежное взыскание, но утрату прав вплоть до лишения свободы. Ниже приведен список стран, где действуют наиболее строгие наказания.

  • в Австралии – штраф может достичь и 5500 долларов, также лишение водительского удостоверения до пяти лет;
  • Япония, в свою очередь — также штраф, плюс дисциплинарные работы;
  • Германия — наказывает деньгами в сумме 250 евро и лишает водительского удостоверения продолжительностью приблизительно на 3 месяца;
  • в США – штраф начиная с 500 заканчивая 2500 долларами, и до 6 месяцев тюремного заключения;
  • в Англии проводятся взыскания в виде штрафа. Также лишают свободы на срок до 5 лет.
  • Опасное вождение: как выявить преступника?

Передвижение транспорта фиксируется на видеокамеры, расположенные на автоэстакадах, в авто инспекторов, а также видеорегистраторы простых участников движения. Но для привлечения к ответственности всех нарушителей, этих средств не достаточно. О чем и говорит сегодня само руководство автоинспекции страны. Они признают, что даже не все имеющееся уличные камеры могут фиксировать нарушение агрессивного вождения.

Конечно, ни одна камера не сможет зафиксировать агрессию водителя. ГИБДД также не оснащены оборудованием для вычисления таких нарушителей. Остается полагаться на субъективное мнение самого инспектора.

Итак, закон, притягивающий к ответу агрессивного водителя, требует доработки. Лояльное наказание и техническая неспособность не могут уберечь нас от агрессии на дороге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас: +7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)+7 (доб. 610) (Санкт-Петербург)+8 (доб. 926) (Россия)Это быстро и бесплатно!

Запомнить

  1. Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
  2. Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
  3. Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
  4. Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
  5. Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.

Все статьи автора: Илья Новиков

Как получить штраф

Для того, чтобы получить штраф за опасное вождение, необходимо совершить несколько опасных маневров на глазах у инспектора ГИБДД. Остановивший авто сотрудник составит протокол, куда внесет все детали правонарушения, и направит его руководителю автоинспекции, вручив водителю копию с датой и временем заседания, на котором будет рассмотрено его дело.

Если водитель явится на заседание, то сможет принять в нем участие и привести аргументы в свою защиту. В ином случае ему будет направлена копия постановления.

Что не считается?

Но не все действия водителя, которые на первый взгляд кажутся опасными, могут быть приравнены к опасной езде.

В каких случаях езда не будет приравнена к таковой:

  • несоблюдение дистанции с впереди стоящим транспортным средством. Пример – машины стоят близко друг к другу в пробке;
  • дрифтинг;
  • перестроение из ряда в ряд, осуществленное без включения поворота;
  • поворот из второго ряда.

Другими словами, если действие не указано в пунктах опасной езды, то оно и не может быть к ней приравнено. Работает правило: что не запрещено, то разрешено.

Что это такое

Впервые опасное вождение как официальное понятие ввели ещё летом 2016 года. Тогда в ПДД появилось такое понятие или определение как опасное вождение.

Согласно законодательному акту, термин подразумевает многократное осуществление одним из тем же лицом действий, способных спровоцировать и повлечь за собой риски травмирования, ранения и гибели людей, а также нанесение материального ущерба по отношению к частным лицам, организациям и государственному имуществу.

При этом ситуация будет значительно серьёзнее, если такие опасные действия или деяния в виде правонарушений совершаются водителем последовательно друг за другом. Грубо говоря, речь идёт сразу о нескольких нарушениях ПДД, которые входят в один общий эпизод. Водитель мог превысить скорость, при этом вылететь на встречную полосу или тротуар, задеть людей или повредить другие транспортные средства, влететь в здание и пр.

Рассмотренное определение является общим для такого термина. Но в законе предусмотрены конкретные правонарушения, которые могут подпадать под понятие опасной езды или опасного вождения. Они отдельно рассмотрены в соответствующих статьях ПДД. То есть новый термин выступает как объединяющее понятие для ряда нормативных актов и положений.

При каких условиях вождение является экстремальным

Первое условие – совершение водителем двух и более нарушений, следующих одно за другим. При этом ПДД классифицируют езду как опасную, если нарушены разные пункты Правил или когда имеет место одно и то же многократно осуществленное нарушение. Но поскольку понятие «одно за другим» не конкретизировано, то отнесение нарушений к категории опасных производится на усмотрение сотрудников ГИБДД. Практика свидетельствует, что езда может быть признана опасной и в ситуациях, когда интервалы между двумя нарушениями значительны.

Второе условие – наличие угрозы для здоровья/жизни человека/людей и/или сохранности чьего-либо имущества. Нужно отметить, что оно звучит однозначно исключительно в том случае, когда представляется возможным зафиксировать, что опасность имела место. Факт реализации такой угрозы определенно фиксируется при ДТП, но если столкновения авто с другими транспортными средствами или иными объектами не произошло, то установить ее зачастую оказывается весьма затруднительно.

Особым случаем является вождение в нетрезвом виде. Факт фиксации алкогольного опьянения водителя ТС, осуществляющего экстремальное вождение, может предусматривать не только административную ответственность (штраф), но и уголовную. Выбор того или иного наказания водителю за такое нарушение зависит от конкретных обстоятельств. Таковыми могут выступать:

  • отказ водителя от прохождения освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. Эта ситуация усугубляется, если выяснилось, что у него отсутствуют водительские права;
  • передача водителем управления ТС человеку, находящемуся в нетрезвом виде;
  • гибель человека из-за действий водителя, находящегося в состоянии опьянения, и т. п.

Другие особые случаи нарушений – наркотическое опьянение за рулем и повторная фиксация факта вождения в нетрезвом виде либо под воздействием наркотиков. Наказание водителю за такие нарушения предусмотрено административное и уголовное. Административные меры за нарушение – штраф, арест, лишение прав на управление ТС; уголовное наказание – принудительные работы, тюремное заключение.

По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?

Относительно опасной езды до сих остается множество неточностей и спорных моментов.

И вот несколько неразрешенных вопросов:

  • опасная езда считается таковой, которая повлекла за собой несколько маневров в течение короткого времени. Какой же промежуток времени считается коротким? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
  • что принято считать интенсивным движением на трассе. Это сколько машин на дороге? Вопрос открытый. До сих пор нет ответа на него. Не стоит и забывать о том, что перестраивание из ряда в ряд можно объяснить и необходимостью осуществить поворот. Это вообще уже не нарушение.
  • все слышали о безопасной дистанции, но никто не знает, а сколько это в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понять, а с какой дистанцией он должен ехать от впереди движущегося ТС.

Но самым спорным вопросом остается вопрос о рисках. Что считать угрозой для аварии, а что не считать таковой? Вопрос также не решен. Все остается на усмотрение инспектора. С камерой вообще все понятно.

Недостаток данной сферы в том, что в каждом индивидуальном случае решение принимает инспектор, составляющий протокол, и начальник, рассматривающий дело. Вот и все. Такие нормы утверждены в КоАП. А то, что может быть сугубо субъективный человечески фактор, никого не волнует.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: